Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа
В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Глава 1. Общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления
1.1 Понятие и назначение стратегии предприятия
1.2 Этапы стратегического планирования
1.3 Виды стратегического планирования и общий вид структуры стратегического плана
Глава 3. Разработка стратегии развития предприятия и стратегическое управление на предприятии
3.1 Оценка данных для разработки стратегии: конкурентный анализ отрасли
3.2 Расчёт эффективности осуществления мероприятий
- стратегия вперед идущей
вертикальной интеграции, выражающаяся
в росте фирмы за счет
3. Стратегии
Стратегиями данного типа являются следующие:
стратегия центрированной диверсификации, базируется на поиске и ис-пользовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы;
стратегия горизонтальной диверсификации, предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет; новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии организация ориентируется на производство таких технологически не связанных, продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта;
стратегия конгломеративной диверсификации, состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных, но уже производимых новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности, от компетентности имеющегося персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и тому подобное.
Стратегии сокращения применяются
в тех случаях, когда выживание
организации находится под
Существует 4 типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса:
стратегия ликвидации, представляет собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес;
стратегия "сбора урожая",
предполагает отказ от долгосрочного
взгляда на бизнес в пользу максимального
получения доходов в
стратегия сокращения, заключается
в том, что фирма закрывает
или продает одно из своих подразделений
или бизнесов для того, чтобы осуществить
долгосрочное изменение границ ведения
бизнеса. Часто эта стратегия
реализуется
стратегия сокращения расходов, основной идеей которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями, которые состоят в том, что она больше ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а также в том, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация данной стратегии: связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и даже увольнением персонала, прекращением производства прибыльных товаров и закрытием прибыльных мощностей.
Стратегия стабильности - сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке. Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направленные на то, чтобы избежать правительственного (государственного контроля и/или наказаний за монополизацию (способ действий, характерный для российских фирм - монополистов).
В практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Может производиться фирмой и определенная последовательность реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию. [37]
Иногда общую стратегию
организации называют портфельной,
поскольку она определяет уровень
и характер инвестиций организации,
устанавливает размеры вложений
капитала в каждую из ее единиц, то есть
формирует определенный состав и
структуру инвестиционного
Эффективно распределенные
между деловыми подразделениями
фирмы инвестиции могут создать
эффект синергизма или стратегического
рычага, когда определенные затраты
на совокупность различных типов
стратегий приводят к гораздо
более существенным преимуществам
в деятельности компании, обусловленным
удачным дополнением или
Конкурентная стратегия организации нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, конкурентная стратегия является частью общефирменного стратегического планирования. Если организация включает несколько деловых единиц (стратегических подразделений), каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию.
Функциональные стратегии
разрабатываются специально для
каждого функционального
Стратегия научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ
(НИОКР), обобщающая основные идеи о
новом продукте - от его первоначальной
разработки до внедрения на рынке. Имеет
две разновидности: инновационную
стратегию и имитационную стратегию.
Инновационные стратегии, то есть стратегии
разработки принципиально новых
продуктов и услуг, требуют больших
затрат и очень рискованны. В среднем
только одна из семи инноваций имеет
рыночный успех, остальные шесть
превращаются в невозместимые для
фирмы издержки. Поэтому более
популярными являются имитационные
стратегии, которые широко применяются
даже в современных
Производственная стратегия
сосредоточена на решениях о необходимых
мощностях, размещении промышленного
оборудования, основных элементах производственного
процесса, регулировании заказов. Двумя
наиболее важными аспектами
контроль издержек;
повышение эффективности производственной операции.
Маркетинговая стратегия
заключается в определении
Стратегия управления персоналом,
с помощью которой решаются проблемы
повышения привлекательности
При формировании стратегии
управления персоналом на предприятии
рекомендуется учитывать
1. Определение целей управления
персоналом, то есть при принятии
решений в сфере управления
персоналом должны быть учтены
как экономические аспекты (
2. Формирование идеологии
и принципов кадровой работы,
что должно быть отражено в
виде документа, и
3. Определение условий
для обеспечения баланса между
экономической и социальной
При планировании потребности
предприятия в персонале
1. Определить факторы,
влияющие на потребность в
персонале (стратегия развития
предприятия, количество
2. Провести анализ наличия
необходимого предприятию
3. Определить качественную
потребность в персонале (
4. Определить количественную
потребность в персонале (
Для организации работ по руководству персоналом рекомендуется:
определить содержание работ на каждом рабочем месте;
стремиться к созданию более благоприятных условий труда;
определить принципы и разработать четкую систему оплаты труда;
проводить оперативный контроль за работой персонала;
осуществлять краткосрочное
планирование профессионально-
В целях повышения квалификации персонала и его переподготовки рекомендуется осуществлять:
планирование мер по обеспечению уровня квалификации работников, соответствующего личным возможностям и производственной необходимости;
выбор формы обучения работников при повышении квалификации (с помощью работников структурного подразделения предприятия, отвечающего за работу с кадрами, или в соответствующем образовательном заведении, с отрывом или без отрыва от производства);
работу по организации повышения квалификации и переподготовки персонала на предприятии;
планирование карьеры и других форм развития и реализации способностей работников;
определение принципов, форм и сроков аттестации кадров.
При внедрении систем стимулирования персонала и рационализации затрат на персонал на предприятии рекомендуется реализовать следующие меры:
планирование затрат на персонал;
разработка и внедрение систем заработной платы на предприятии;
определение особенностей оплаты
труда отдельных категорий
В общем виде структура стратегического плана может быть следующей:
1. Предположения о характере
изменения внешней среды,
2. Стратегические цели предприятия: миссия, основные долговременные цели развития и финансовые задачи.
3. Общая стратегия.
4. План действий по созданию конкретных преимуществ.
5. Функциональные и
Стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Стратегическое планирование ставит целью дать обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатель развития фирмы на плановый период. [33]