Система социального обеспечения и страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучить действующую систему социального страхования и обеспечения в Российской Федерации, рассмотреть возможность повышения эффективности данной системы.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать систему социального страхования, выявить негативные стороны российской системы.
2.Изучить законодательство РФ в области социальной защиты.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 76.88 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                                                                            

Введение

        Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

       Социальное страхование в советские времена было незыблемым понятием. Работник был уверен, что ему оплатят больничный лист, он сможет отправить ребенка в пионерский лагерь за небольшой процент от стоимости путевки, женщина, уходя в декретный отпуск, знала, что сможет вернуться на свое рабочее место. На сегодняшний момент не все так безоблачно. Незнание законодательства работником, а также частое несоблюдение этого же законодательства работодателем в наше жесткое время рыночных отношений приводит к тому, что люди не уверены в том, что им оплатят больничный или очередной отпуск, многие частные предприятия не хотят брать на работу женщину с детьми, которые часто болеют, предпочитая сотрудников, у которых нет малолетних детей, не берут на работу и людей предпенсионного возраста, что является нарушением законодательства и т.п.

В любом обществе независимо от его экономического и политического  устройства всегда есть люди, которые  в силу естественных, не зависящих  от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств  своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность [1].

Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная  Конституцией РФ система материального  обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а  также в других предусмотренных  законом случаях.

Главная цель социального  обеспечения состоит в том, чтобы  оказать необходимую помощь конкретному  человеку в сложной жизненной  ситуации. Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат [2].

Данная тема представляется актуальной в связи с тем, что система социального страхования и обеспечения в РФ изменялась со временем, разобраться в системе на сегодняшний день.

Цель курсовой работы: Изучить действующую систему социального страхования и обеспечения в Российской Федерации, рассмотреть возможность повышения эффективности данной системы.

Задачи курсовой работы:

1. Исследовать систему социального страхования, выявить негативные стороны российской системы.

2.Изучить законодательство РФ в области социальной защиты.

Объект исследования: система социального страхования и обеспечения в РФ.

         Предмет исследования: факторы, проблемы, перспективы развития российской системы социального страхования и обеспечения.

Информационная база в  данной курсовой работе состоит из: нормативно-правовых документов, учебно-методических и периодических изданий.

Структура курсовой работы: Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести подразделов, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Система социального страхования РФ

Социальное страхование  является основой системы социальной защиты населения, наличие которой  характерно практически для всех стран. Уровень этой системы зависит  от экономических условий, культурно-исторических особенностей, политической культуры, состояния общественного движения. В период обострения экономических  проблем и социальной напряженности  необходимость ее расширения становится наиболее значимой и актуальной.

Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически и социально слабых слоев населения, создавать им определенную защищенность и безопасность, ограничивая нарушение  принципов равенства и равноправия. Важнейшим приоритетом системы  является поддержка нетрудоспособных граждан, для которых обособляется часть созданного валового продукта посредством формирования и использования  специальных денежных фондов. Строится система на основе многосторонней ответственности государства, негосударственных (включая и частные) структур и общественных объединений [3].

В экономическом аспекте  страхование представляет собой  систему экономических отношений  по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых  для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий. Оно выступает в двух обособленных формах — социального  страхования и страхования определенных объектов в связи с непредвиденными и чрезвычайными событиями. Истоки социального страхования тесным образом связаны с движением рабочих за создание материальных условий на случай болезни, безработицы, несчастья во время работы. Первоначальными формами социального страхования стали кассы и общества взаимопомощи. Наиболее совершенные для своего времени структура социального страхования, и законодательная база были разработаны в Германии в 1883—1889 гг [4].

 

         1.1 Признаки и принципы социального страхования

Социальному страхованию  присущи следующие признаки:

  • страховые взносы являются централизованными доходами государства (внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности, порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством) или доходами негосударственных специализированных фондов;
  • страховые взносы представляют собой обязательный платеж: а) из фонда оплаты труда работодателей; б) заработной платы работников; в) суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей (взыскиваются в принудительном порядке);
  • страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;
  • страховым взносам присущ возвратный характер, при этом возвратность может быть адекватна или не адекватна уплаченным суммам — в зависимости от существующей в государстве модели социальной защиты;
  • привлекаемые страховые взносы могут быть обезличены либо персонифицированы;

Временно свободные средства могут инвестироваться для получения дополнительных доходов. Организация социального страхования базируется на принципах; всеобщности; универсальности; комплексности; самоуправления; гарантированное пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством; равенства граждан в праве на социальное страхование; дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др.

В странах с рыночной экономикой к ним добавляется принцип самоокупаемости [5].

1.2 Виды социального страхования

Система социального страхования  может быть как государственной, так и негосударственной, но в  обоих случаях она предназначена  для обеспечения, восстановления и  сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудоспособных лиц.

Материальной  основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств. Образование фондов государственного социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население. Вместе с тем указанные распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования - наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций; вторичное — при поступлении в специализированные фонды социальной защиты и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников. По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

  1. пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет;
  2. пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
  3. пособиями:
  • по болезни и временной нетрудоспособности; беременности и родам;
  • безработице;
  • в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста;

•  на погребение [6].

Негосударственное социальное страхование осуществляется в добровольной форме негосударственными страховыми организациями. Граждане и наниматели могут за счет собственных средств заключать договоры дополнительного социального страхования, в которых определяются условия, размеры и порядок страховых взносов (премий) и получения выплат. Государство в этом случае не несет ответственности по обязательствам негосударственных страховых организаций. К рискам, от которых страхуют человека в рамках системы социального страхования западноевропейских стран, относятся: болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, безработица, несчастный случай на производстве. Исходя из этого, система социального обеспечения подразделяется на направления: а) страхование больничное (медицинское), т.е. от риска заболеваний; б) страхование по старости, или пенсионное; в) страхование от безработицы; г) страхование от несчастных случаев; д) страхование по уходу за престарелыми и инвалидами [7].

 

1.3 Порядок финансирования социального страхования

Социальное страхование  представлено в РФ Фондом социального  страхования и обеспечения. Деятельность Фонда регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г.). Далее деятельность Фонда, его структура, порядок аккумулирования и расходования средств будут рассмотрены более подробно.

 Фонд социального страхования  Российской Федерации (далее именуется  - Фонд) управляет средствами государственного  социального страхования Российской  Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением "О Фонде социального страхования Российской Федерации"[8].

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью.

Денежные средства Фонда  не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию  не подлежат. Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждаются федеральным  законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений  Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда  утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального  страхования Российской Федерации  входят следующие исполнительные органы:

региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные  отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования в отдельных отраслях хозяйства;филиалы отделений, создаваемые  региональными и центральными отраслевыми  отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью  Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный  аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных  отраслевых отделениях - координационные  советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Фонд, его региональные и  центральные отраслевые отделения  являются юридическими лицами, имеют  гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках. Местонахождение Фонда - г. Москва.

         Основными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  • разработка совместно с Министерством труда Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страховании [9].

Информация о работе Система социального обеспечения и страхования в РФ