Система социального обеспечения и страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучить действующую систему социального страхования и обеспечения в Российской Федерации, рассмотреть возможность повышения эффективности данной системы.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать систему социального страхования, выявить негативные стороны российской системы.
2.Изучить законодательство РФ в области социальной защиты.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 76.88 Кб (Скачать файл)

       Средства Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

      Средства Фонда направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
  • санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, подведомственных санаторно-курортных учреждений, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения.
  • поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

Выплата пособий по социальному  страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и  иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет  администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Фонд социального страхования  РФ является самостоятельным государственным финансово – кредитным учреждением. Его денежные средства не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление ФСС РФ осуществляется правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов [10].

Далее проведем анализ поступлений  платежей и статей расходов средств  ФСС РФ.

Таблица 1 -  Структура доходов и расходов ФСС РФ

 
Показатели

 
2009 г.

 
2010 г.

 
2011г.

 
Доходы ФСС (трлн.руб.)

 
0,445

 
0,520

 
0,591

 
Расходы ФСС (трлн. руб.)

 
0,447

 
0,506

 
0,572


 

         

       На 2009 год, прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме  0,445 трлн. руб. (123,9 % к 2008 году), в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 0,07 трлн. руб. и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 0,017 трлн. руб. Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 0,447 трлн.  

Прогнозируемые объемы доходов  бюджета Фонда на 2010 год в сумме 0,520 трлн. руб. (116,9 % к 2009 году), из них  по обязательному социальному страхованию  в сумме 0,371 трлн. руб. (71,4 % от общей  суммы доходов).  В том числе 0,034 трлн. руб. - средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 0,075 трлн. руб. (14,5 %) и из бюджета ФОМС – 0,018 трлн. руб. (3,6 процента).

На 2011 год в сумме 0,591 трлн. руб. (113,6 % к 2010 году), из них: по обязательному  социальному страхованию в сумме 0,426 трлн. руб. (в том числе 0,053 трлн. руб. - средства федерального бюджета  на покрытие дефицита бюджета Фонда) и по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 0,084 трлн. руб. %) и из бюджета ФОМС - 19250000 тыс. руб. (3,3%) [11].

 

 
Рисунок 1 - Динамика доходов и расходов ФСС РФ в 2009-2011 гг.

 

 

 

Глава 2. Сущность социального  обеспечения в Российской Федерации

 

Историю самого понятия социального  обеспечения можно исчислять  с начала 30-х годов нашего столетия.

Впервые термин «социальное  обеспечение» появился в "Акте о  социальном обеспечении"(Sосiаl Security Act) в США в 1935г. и в "Акте о социальном обеспечении"(Social Security Act) в Новой Зеландии в 1938г [7]. 

В определении социального  обеспечения, ключевым моментом стал доклад У.Бевериджа в Великобритании в 1942г. В этом докладе он определил социальное обеспечение следующим образом: "социальное обеспечение означает обеспечение минимального дохода для  того, чтобы упразднить систему извлечения доходов от безработицы, болезни, аварии, увольнения по старости и предотвратить  убытки от иждивенчества других людей, а также решить проблему исключительных расходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака" [12]. 

П. Ларок утверждает, что  социальное обеспечение непрерывно определяет уровень жизни для  трудящихся масс, и во всех случаях  обеспечение соответствующего минимального уровня жизни посредством перераспределения  доходов, основываясь на принципе солидарности, гарантирует такой уровень жизни.  

Можно сказать, что определения  даваемые учеными понятию социального  обеспечения весьма разнообразны. Однако основное значение и цель социального  обеспечения они видят в обеспечении  права на достойное существование  через обеспечение минимального уровня жизни. Таким образом, они  включают в данное понятие социальную и экономическую функции государства.

Юристы и правоведы  считают, что цель социального обеспечения  заключается в охране права на жизнь. Политики часто используют социальное обеспечение в качестве политического  лозунга. Экономисты понимают социальное обеспечение, как перераспределение  доходов.

Принимая во внимание эти  тенденции, можно определить понятие  социального обеспечения следующим  образом: Социальное обеспечение в  узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни  общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких  как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение  означает систему, которая через  государство и общественные организации  предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы  человек жил по-человечески, и  через перераспределение дохода стремится к социальному равенству  и полному равновесному развитию.

Взгляды на систему социального  обеспечения в разных странах  отличаются. Международная Ассоциация Социального Обеспечения(International Social Security Association) классифицирует различные  формы системы социального обеспечения  следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.

Можно считать, что основой  системы социального обеспечения  является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы:

а)пенсионное страхование: б)медицинское  страхование: в)страхование несчастных случаев на производстве: г) страхование  по безработице.

Социальная помощь подразделяется следующим образом: а)охрана жизни: б)медицинская помощь: в)поддержка  военным инвалидам. г)спасение от стихийных  бедствий [13].

Особенностью социальной помощи является то, что для получения  пособия должна подтверждаться ее необходимость. Это является главным отличием социальной помощи от социального страхования. Функцией социального обслуживания на Западе является охрана, воспитание и управление социально слабыми  слоями, чтобы они самостоятельно смогли проявить свои способности. Социальное обслуживание включает в себя: охрану детства; охрану материнства; охрану пожилых; охрану инвалидов; вопросы перевоспитания; дело консультации. Таким образом, все условия связанные с жизнью населения как то: обеспечение дохода, медицина, здравоохранение, образование, наем, жилье - являются объектами социального сервиса.

По поводу принципов системы  социального обеспечения можно  сказать, что они существенно  варьируются в зависимости от стран их осуществляющих.

Можно выделить основные три  варианта системы социального обеспечения:

Первым является принцип  У. Бевериджа, который включает з  себя шесть основных принципов:

 во-первых, это принцип равной ставки средств к существованию; 

во-вторых, это принцип  равной ставки вклада; 

в-третьих, это принцип  объединения административных руководителей  ответственности(это должен быть единый орган);

в-четвертых, это принцип  достаточности выплат;

в-пятых, это принцип охватываемости объекта и события;

в-шестых, это принцип  классификации вступивших объектов (по категориям объектов).

Вторым вариантом являются принципы Мировой Организации Труда, а третьим принципы Мировой Федерации  Профсоюза, которые не отличаются от целей и задач социального  обеспечения и основывались на правах трудящихся. Каждая страна, осуществляющая систему социального обеспечения, может, но не обязана руководствоваться  каким-либо из этих 3-х основных вариантов  принципов. Выбор системы социального  обеспечения должен осуществляться в зависимости от индивидуальностей  экономического развития страны и социальных обстоятельств, возникающих на данном этапе развития.

Самой важной функцией системы  социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого  уровня жизни населения. Структура  такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального страхования, нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка социальным обслуживанием.

Второй важнейшей функцией можно назвать функцию перераспределения  доходов. Типичным примером перераспределения  дохода в социальном обеспечении  является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение доходов". Еще  одним структурным направлением, которое выполняет функцию "вертикального  перераспределения", является социальное обслуживание. Функции "горизонтального  распределения" выполняет социальное страхование.

Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации [14].

2.1 Роль социального обеспечения в социальной работе

 

В Российской Федерации осуществляется государственная социальная политика, направленная на преодоление социального неравенства и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Государственное социальное обеспечение - форма солидарной помощи населению, осуществляемая за счет государственного бюджета.

Социальная  работа - это специфический вид  профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения  культурного, социального и материального  уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, содействие людям, социальным группам  в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Социальная работа –  универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального  статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе  – потребность в помощи и невозможность  своими силами справиться с жизненным  затруднением.

Социальное обеспечение  – это государственная программа  полного или частичного содержания нетрудоспособных.

Социальное обеспечение - система социально-экономических  мероприятий, гарантирующих:

- материальное обеспечение  граждан в старости, в период  временной нетрудоспособности, при  потере кормильца в семье;

- обеспечение пособиями  и предоставление льгот женщинам-матерям,  семьям со сравнительно низкими  среднедушевыми доходами и др.

Информация о работе Система социального обеспечения и страхования в РФ