Система социального страхования, правовые основы ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

В рамках настоящей работы считаю необходимым изучить особенности системы социального страхования и правовых основ её построения, что определяет цель исследования.
Задачи направлены на рассмотрение:
сущности, содержания и видов социального страхования;
правовых основ социального страхования;
особенностей управления системой социального страхования.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, содержание и виды социального страхования 4
2. Правовые основы социального страхования 9
3. Управление системой социального страхования 11
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

система соц. страхования.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Сибирский институт управления – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

 

 

Кафедра Налогообложения и учёта

дисциплина «Основы социального страхования»

 

 

 

Контрольная работа

на тему «Система социального страхования, правовые основы ее построения»

 

 

 

 

 

 

                                       ВЫПОЛНИЛА: студентка 4 курса,

                                        группы 10115, Бурмистрова И. А.

                                                   ПРОВЕРИЛ: Доцент кафедры, Васин П.Н.

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2013

Содержание

 

 

 

 

Введение

В комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает реформа системы социального страхования. Необходимость ее проведения обусловлена рядом причин, ведущее место среди которых занимает переход к рыночной экономике.

Переход к рыночной экономике характеризуется тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются возможности граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, а также инвалидов, пенсионеров, многодетных.

Следует отметить, что изменения, произошедшие в российской системе социального страхования, сразу оказались тяжелыми и болезненными, при этом  самый сложный участок реформационного пути в данной сфере еще не пройден, что обусловлено, по мнению ряда исследователей, отставанием в концептуальном и правовом обеспечении этого среза реформ.

В рамках настоящей работы считаю необходимым изучить особенности системы социального страхования и правовых основ её построения, что определяет цель исследования.

Задачи направлены на рассмотрение:

  • сущности, содержания и видов социального страхования;
  • правовых основ социального страхования;
  • особенностей управления системой социального страхования.

Ведущими методами исследования выступили анализ и синтез учебных и научно – публицистических материалов.

 

  1. Сущность, содержание и виды социального страхования

Одной из основных целей социальной политики государства является социальная защита, включающая в себя  предупредительную (проведение предупредительных, профилактических мероприятий) и восстановительную (выплат компенсаций, организация лечения и реабилитации) функции.

В настоящее время система социальной защиты развивается по нескольким направлениям [3]:

  • предоставление социальных гарантий;
  • введение социальных льгот;
  • социальная помощь;
  • социальное страхование.

Социальное страхование представляет собой форму социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, возмещения ущерба на основе коллективной солидарности. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Социальное страхование выступает  неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере.

Система социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.

К важнейшим функциям системы социального страхования относятся [7]:

  • защитная функция - заключается в поддержании сложившегося материального уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным, а также когда ему предстоят дополнительные непредвиденные расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете;
  • компенсирующая функция - состоит в возмещении ущерба утраты трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией;
  • воспроизводственная функция - социальное страхование призвано обеспечивать застрахованным (и членам их семей) покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла (что охватывает практически весь жизненный цикл) в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;
  • перераспределительная функция - социальное страхование значительно влияет на распределение и перераспределение общественного продукта. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;
  • стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов социальных субъектов по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных работников вопросов - уровню социальной защиты; кругу лиц, подлежащих социальному страхованию; распределению финансовой нагрузки между социальными субъектами; участию в управлении социальным страхованием.

Социальное страхование в системе социальной защиты населения, в отличие от других видов страхования, имеет следующие характерные черты [5]:

1. Финансирование социального страхования производится из специальных внебюджетных фондов, в формировании которых принимают участие работники, работодатели и государство.

2. Страховые организации, управляющие фондами социального страхования, имеют статус некоммерческих организаций.

3. Страховые риски, от  наступления которых производится  социальное страхование, имеют особый  характер, выражающийся в их крупномасштабности, массовости, высокой значимости последствий. К важнейшим видам социальных страховых рисков можно отнести следующие: болезнь, производственная травма, профессиональное заболевание, несчастный случай, безработица, смерть кормильца, старость, достижение пенсионного возраста, материнство и детство.

4. Фонды социального страхования, являясь составной частью общественных финансов, испытывают сильное регулятивное воздействие со стороны государства, проявляющее себя в определении видов страховых фондов и порядке, источниках их формирования, предназначении фондов и области применения. Фонды социального страхования формируются за счет субсидий государства, страховых взносов организаций и граждан на случай наступления определенного страхового события, приводящего к исключению (постоянному или временному) человека из трудового процесса.

Организация социального страхования базируется на следующих основных принципах [3]:

  • личная ответственность - работники сами участвуют в финансировании своего страхования, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа;
  • солидарность - работодатели, наемные работники и государство принимают финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;
  • организационное самоуправление - руководство органами социального страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей, что укрепляет солидарность двух социальных субъектов и страховых сообществ, делает систему социального страхования «прозрачной» для общественности, способствуя социальной стабильности, формированию демократического сознания населения;
  • всеобщность - социальное страхование распространяется на самые широкие круги нуждающихся в нем, что выражается в законодательном закреплении гарантий реализации прав застрахованных, порядка осуществления соответствующих выплат и предоставления услуг;
  • обязательность (принудительность) социального страхования независимо от воли и желания работодателей и застрахованных, что находит выражение в обязательном характере (по закону) уплаты страховых взносов работодателями и работниками, а также в определенных случаях и государством (из государственного бюджета);
  • государственное регулирование - законодательное закрепление гарантий прав в области страховой защиты, уровня выплат и качества услуг, условий назначения пособий, контроля за правильностью использования финансовых средств.

К основным видам социального страхования следует отнести [5]:

  • страхование по болезни (оплата медицинской помощи и дней нетрудоспособности);
  • страхование пенсионного обеспечения (по старости, по инвалидности, пенсии иждивенцам погибших);
  • страхование от несчастных случаев на производстве (в связи с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью);
  • страхование по безработице.

Социальное страхование существует в 2 формах: обязательного и добровольного страхования. Соотношение этих форм различно для разных стран и этапов развития.

Обязательное социальное страхование представляет собой разновидность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные фонды. В случае дефицита данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета. Оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование призвано обеспечить всем гражданам независимо от возраста, социального положения, места жительства, уровня доходов и равные возможности в получении определенного уровня страховых социальных гарантий: пенсий, пособий.

В отличие от обязательного социального страхования, финансируемого за счет целевого налогообложения и платежей из бюджета, добровольное социальное страхование является важнейшим видом некоммерческой страховой деятельности, которая регулируется законодательством о страховании, о некоммерческих организациях и осуществляется негосударственными страховыми институтами. Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (госбюджета). Его отличительными чертами являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей [7].

В целом, добровольное социальное страхование призвано обеспечить дополнительный уровень социальной защиты гражданам по сравнению с обязательным социальным страхованием. Оно реализуется за счет средств, полученных в виде взносов либо непосредственно от граждан за счет их собственных доходов, либо от работодателей, страхующих работников из прибыли фирмы. Объектом добровольного страхования могут быть имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением застрахованного лица.

  1. Правовые основы социального страхования

Отношения по социальному страхованию регулируют следующие нормативные документы [2]:

  1. Налоговый кодекс РФ (в ред. от 7 июля 2003 г.). Глава 24 «Единый социальный налог»;
  2. Трудовой кодекс РФ (глава 22, 57 — об обязанности работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников);
  3. Гражданский кодекс РФ (глава 48, 927 — об обязательном и добровольном страховании);Федеральный закон РФ от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах государственного социального страхования» (с  изменениями и дополнениями);
  4. Федеральный закон от 28.06.91 № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с  изменениями и дополнениями);
  5. Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.98 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с  изменениями и дополнениями);
  6. Федеральный закон № 167-ФЗ от 15.12.01 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  7. Федеральный закон РФ от 31 декабря 2002 года № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (с  изменениями и дополнениями);
  8. «Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию». Утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. №13-6 (с  изменениями и дополнениями);
  9. Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ  «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с  изменениями и дополнениями).

Ставки страховых взносов в Пенсионный фонд России и другие государственные фонды социального страхования РФ устанавливаются Российским Парламентом. Федеральный бюджет перечисляет в Пенсионный фонд РФ платежи для выплаты пенсий военнослужащим, их семьям и социальных пенсий.

Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в системе обязательного социального страхования, является Федеральный закон РФ № 165 «Об основах обязательного социального страхования» (именуемый в дальнейшем Закон об обязательном социальном страховании). Данный закон распространяет свое действие на работающих граждан, лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, иные категории граждан, в том числе при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Информация о работе Система социального страхования, правовые основы ее построения