Социальное страхование как элемент системысоциальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение механизма социальной защиты населения, основанного на использовании социального страхования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Социальная защита населения как экономическая категория, место и роль социального страхования в ней.……………...................................................4
Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации..7
Анализ бюджетного фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013-2014 год.
3.1. Общие положения ....................................................................................12
3.2 Общая характеристика проекта Федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов .............................................................14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

СТРАХОВАНИЕ.docx

— 45.86 Кб (Скачать файл)

Общий объем  расходов бюджета Фонда на 2012 год  определен в сумме 577 218 425,6 тыс. рублей. Предельный объем профицита бюджета  Фонда установлен в сумме 2 340 003,0 тыс. рублей за счет средств обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Общий объем  расходов бюджета Фонда на 2013 год  установлен в сумме 613 353 141,6 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 658 623 988,0 тыс. рублей. Предельный объем профицита  бюджета Фонда на 2013 год определен в сумме 5 499 921,3 тыс. рублей и на 2014 год - 8 885 070,6 тыс. рублей за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса в  законопроекте выделен общий  объем бюджетных ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных нормативных  обязательств, на 2012 год в сумме 508 200 828,1 тыс. рублей, на 2013 год - 542 193 146,3 тыс. рублей и на 2014 год - 586 454 867,4 тыс. рублей.

Законопроект  содержит следующие особенности:

1. Основные характеристики законопроекта ориентированы на выполнение положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 29 июня 2011 года "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах".

2. Представленный законопроект состоит из 6 текстовых статей (2 статьи имеют отсылочные нормы, предусматривающие принятие 6 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации).

3. Бюджет Фонда на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформирован с соблюдением страховых принципов, установленных Федеральными законами от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), в соответствии с которыми за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляются следующие виды страхового обеспечения застрахованным гражданам: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; социальное пособие на погребение.

Согласно  законопроекту изменены в сторону  увеличения максимальный размер ежемесячной  страховой выплаты по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также размер суммы, исходя из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Законопроектом  сохраняется норма, предусматривающая  реализацию в 2012 и 2013 годах в ряде субъектов Российской Федерации  пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а  также осуществление иных выплат и возмещение расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма  и профессиональных заболеваний  работников территориальными органами Фонда.

Особенности финансирования, назначения и выплаты  страхового обеспечения, иных выплат и  расходов, а также уплаты страховых  взносов по обязательному социальному  страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством и по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, также определяется Правительством Российской Федерации.

Законопроектом  предусматривается осуществление  в 2012 году и в плановый период 2013 и 2014 годов в ряде субъектов Российской Федерации реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков. В рамках пилотного проекта Фонд осуществляет финансовое обеспечение мероприятий по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения и культуры и направляет на вышеуказанные цели средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежегодно в сумме до 1 000 000,0 тыс. рублей.

Аттестацию  рабочих мест по условиям труда предполагается провести сплошным порядком более чем  на 300 тыс. рабочих мест в организациях здравоохранения, образования и  культуры, учитывая, что средняя  стоимость аттестации 1 рабочего места  рассчитана в размере 3,0 тыс. рублей.

Финансовое  обеспечение указанных мероприятий  осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской  Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, определяется Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что особо острым остается решение проблемы аттестации рабочих  мест в добывающих, обрабатывающих и промышленных отраслях экономики  Российской Федерации. Согласно представленным данным о количестве страховых случаев, их структуре по категориям (легкий несчастный случай, тяжелый несчастный случай, несчастный случай со смертельным  исходом, профессиональное заболевание) за период 2008 - 2010 годов на предприятиях и организациях по виду экономической  деятельности (ВЭД): "образование" - в среднем приходится 1 несчастный случай на 2 275 работающих, "здравоохранение  и предоставление социальных услуг" - 1 несчастный случай на 896 работающих, "добыча каменного угля, бурового угля" - 1 несчастный случай на 72 работающих, "металлургическое производство" - 1 несчастный случай на 321 работающего.

По категориям в организациях по ВЭД "образование" легкие несчастные случаи занимают в  среднем 90,9% (2 584 страховых случая из 2 842), "здравоохранение и предоставление социальных услуг" - 89,6% (4 854 случая из 5 416), "добыча каменного угля, бурового угля" - 42,2% (1 154 страховых случая из 2 735), "металлургическое производство" - 59,4% (1 185 страховых случаев из 1 994).  Соответственно тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом составляют: "образование" - 8,2% (233 страховых случая), "здравоохранение и предоставление социальных услуг" - 6,0% (324 страховых случая), "добыча каменного угля, бурового угля" - 7,5% (204 страховых случая), "металлургическое производство" - 11,4 процента (227 страховых случаев). Профессиональные заболевания в организациях по ВЭД "образование" занимают в среднем 0,8%, "здравоохранение и предоставление социальных услуг" - 4,4%, "добыча каменного угля, бурового угля" - 50,3%, "металлургическое производство" - 29,2 процента.

Частью 6 статьи 6 законопроекта Фонду предоставлено  право внесения предложений по изменению  показателей сводной бюджетной  росписи федерального бюджета с  соответствующим внесением изменений  в показатели сводной бюджетной  росписи бюджета Фонда в 2012 году.

Согласно  уточненным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов  численность экономически активного  населения в 2012 году прогнозируется на том же уровне, что и в 2011 году - 73,9 млн. человек, в 2013 году - 73,7 млн. человек, в 2014 году - 73,1 млн. человек. Прогнозируются рост численности занятых в экономике  в 2012 - 2013 годах до 69,1 млн. человек (100,3% к 2011 году) и снижение численности  безработных в 2012 году до 4,8 млн. человек (96,0% к 2011 году), в 2013 году до 4,6 млн. человек (92,0% к 2011 году) и в 2014 году до 4,2 млн. человек (84,0% к 2011 году), что может отразиться на динамике роста общих доходов  и расходов бюджета Фонда.

На покрытие дефицита бюджета Фонда в части  обязательного социального страхования  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2010 году использован остаток средств  страхового резерва по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - резерв) на счетах по учету средств бюджета Фонда  в сумме 30 532 539,6 тыс. рублей. Статьей 24  Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вместе с тем в настоящее время отсутствует достаточная правовая основа регулирования механизма возврата средств резерва, в том числе не определен источник финансирования, из которого средства резерва должны быть восстановлены.

Законопроектом  вводится норма, устанавливающая в  соответствии с пунктом 2 статьи 184.1 Бюджетного кодекса нормативы распределения  доходов между бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Законопроектом  сохраняются расходные обязательства  по обеспечению Фондом отдельных  государственных полномочий, которые  будут производиться за счет передаваемых средств федерального бюджета и  бюджета ФФОМС. Расходы за счет средств  федерального бюджета и средств  бюджета ФФОМС предусмотрены  на 2012 - 2014 годы в объемах поступлений  на соответствующие виды расходов.

Заключение

 

Социальная  защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических  мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий  жизни, удовлетворение потребностей, поддержание  жизнеобеспечения и деятельного  существования личности различным  социальным категориям и группам, а  также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения. Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации.

Социальное  страхование играет существенную роль в современном обществе. Оно является надёжной защитой для населения. Одним из объективных факторов развития общества является необходимость материального  обеспечения лиц, которые в силу определенных причин не участвуют в  общественном труде и не могут  за счет оплаты по труду поддерживать свое существование.

Социальное  страхование является для большинства  российских граждан формой реализации важнейших конституционных прав - права на социальное обеспечение  и на охрану здоровья и медицинскую  помощь. Гарантированность этих прав непосредственно обусловлена эффективностью системы социального страхования, которая, в свою очередь, напрямую зависит  от правильного выбора средств и  способов правового регулирования. Таким образом, социальное страхование  можно определить как взаимное возмездное частно - публичное обязательство, возникающее на основании закона (обязательное государственное) либо договора (дополнительное), в силу которого застрахованное лицо обязано уплачивать страховые взносы и при наступлении страхового случая имеет право на обеспечение за счет средств страхового фонда, эквивалентное уплаченным взносам, а страховщик (государство в лице создаваемых им учреждений либо некоммерческая или коммерческая организация) вправе требовать уплаты страховых взносов и обязан предоставить страховое обеспечение. К сожалению, сегодня в России не реализуется в полной мере такой принцип социального страхования, как автономность и относительная самоуправляемость системы. Между тем огромное значение приобретает развитие социального страхования именно в этом ключе в условиях формирования социального правового государства. Автономная система социального страхования - признак развитого гражданского общества, в котором личность автономна от государства, а последнее выступает как равноправный социальный партнер.

 

 Список литературы

 

  1. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»
  3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном Страховании в РФ»
  4. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации.- М.:«Дашков и К°», 2007. — 486 с.
  5. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся на экономических специальностях. Под редакцией Г. Б. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2007 – 703с.
  6. Волгин Н.А.Социальная политика.- - М.: Экзамен, 2008.- 943с.
  7. Косаренко Н.Н. Финансово-правовое регулирование социального страхования. – М.: НИБ, 2003.- 240 с.
  8. Кричевский Н.А., Куксин А.Г. Государственное регулирование социального страхования. – М.: Дашков и К°, 2006.- 138 с.
  9. Павлюченко В.Г. Социальное страхование: Учебное пособие для вузов. - М.: Дашков и К°,2007.- 412с.
  10. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.М. Гусова. - М.: Проспект, 2008. 640с.
  11. Роик В.Д. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве. - М.: ГУУ, 1999.
  12. Социальная защита населения: опыт организационно - административной работы/ Под ред. В.В. Кукушина. – М.: «Март», 2004 – 400 с.
  13. Теория и практика страхования. Учебное пособие. - М.: АНКИЛ, 2003. 146 с.
  14. Юрский В. С. Концептуальные модели государственного социального страхования. – М.: РГИУ, 2001.
  15. Сайт информационного агентства РИА- Новости http://www.rian.ru/economy/20091021/189989028
  16. Сайт Минздравсоцразвития http://www.minzdravsoc.ru/ministry
  17. Сайт Пенсионного фонда Российской федерации http://www.pfrf.ru/about
  18. Сайт пенсионной реформы http://www.pensia-reforma.ru/documents
  19. Сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/index
  20. Сайт Фонда социального страхования Российской Федерации http://www.fss.ru/ru/fund/activity/11106/index.shtml

 


Информация о работе Социальное страхование как элемент системысоциальной защиты населения