Содержание и функции государственного страхового надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:17, реферат

Описание работы

Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном и территориальном аспектах. В институциональном аспекте она имеет частную и публичную основу.

Содержание работы

1 Общая характеристика и структура страхового рынка 2
2 Рынок страховщика и рынок страхователя 3
3 Формирование страхового рынка 4
4 Страховые компании и их виды 5
- Акционерное страховое общество 6
- Аффилировванные страховые компании 7
-Кэптив 8
- Страховой пул 9
- Концерн и холдинг 9
5 Конкуренция, конкуренты и конкурентоспособность страховой компании 10
6 Общие принципы организации финансов страховщиков 12
7 Развитие страхования и виды деятельности страховых компаний вРоссии 13
8 Содержание и функции государственного страхового надзора 15
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА.docx

— 57.31 Кб (Скачать файл)

Акционерное страховое общество

    Акционерное страховое общество  — форма организации страхового  фонда на основе централизации  денежных средств посредством  продажи акций. Получила распространение  в странах с развитой рыночной  экономикой. Первое Российское от  огня страховое общество в  акционерной форме было создано  в 1827 г. Существуют закрытые  акционерные страховые общества, акции которых распространяются  среди их учредителей, и открытые  акционерные страховые общества, акции которых свободно продаются  и покупаются. Совладельцем объединенного  имущества открытого акционерного  страхового общества формально  может стать всякий, кто купил  хотя бы одну акцию. Однако  для того чтобы иметь реальную  власть в управлении и распоряжении  имуществом акционерного страхового  общества, необходимо обладать значительным  количеством акций (самая большая  доля, теоретически превышающая  50%, хотя практически может быть  гораздо меньше, образует так  называемый контрольный пакет). На  общих собраниях акционеров каждый  владелец обладает количеством  голосов, пропорциональных сумме  имеющихся у него акций, дающих  право голоса.   

    Акционерное страховое общество  — юридическое лицо, имеющее свой  устав, в которым определены  цели общества, размер капитала, порядок управления делами. Высшим  органом управления акционерного  страхового общества является  общее собрание акционеров. Собрание  созывается, как правило, один  раз в год, а текущими делами  руководит правление или совет  директоров. Проверку оперативно-финансовой  деятельности акционерного общества  осуществляет избранная ревизионная  комиссия. Опыт акционерных страховых  компаний в развитых странах  свидетельствует: хотя директора  (менеджеры) формально являются  только служащими, большая заинтересованность  в результатах деятельности фирм, возглавляемых ими, достигается  в случае, когда они владеют  какой-то частью акций компании. Эта же цели преследует и система распределения прибыли акционерной страховой компании.   

    Первоначально отчисляются налоги  государству и проценты кредиторам, затем выплачиваются дивиденды  акционерам и выделяются средства  на пополнение страхового и  запасных фондов. Завершает распределение  прибыли выплата тантьемы (премии) высшим служащим акционерного  страхового общества. Это одна  из форм дополнительного вознаграждения, выплачиваемого в процентах от  прибыли директорам, членам правления и руководящим служащим акционерных страховых обществ. Предложение о выплате тантьемы вносится советом директоров и утверждается общим собранием акционеров. Прибыль, полученная акционерным страховым обществом, идет на уплату налогов, развитие страхового дела, пополнение запасных и резервных фондов и на распределение в качестве доходов — дивидендов между акционерами в пропорции к сумме акций каждого из них. Преимущество, привлекающее акционеров, — это отсутствие ответственности по обязательствам акционерного страхового общества, в случае банкротства риск акционера не может превысить суммы его собственного вклада в акционерный капитал.   

    Организационное строение акционерного  страхового общества может включать  кроме головной компании различные  по уровню самостоятельности  и совершаемым операциям подразделения.  В странах с рыночной экономикой  юридическими лицами являются  только филиалы страхового общества, а представительства, агентства  и отделения такой самостоятельностью  не обладают. Представительство  страховой компании занимается, как правило, сбором информации, рекламой, репрезентативными функциями,  поиском клиентов в интересах  страховщика в данном регионе  или другой стране, но не ведет  коммерческую деятельность. Агентству  страховой компании разрешено  выполнять все функции представительства  и определенные страховые операции: заключение и обслуживание договоров  страхования.   

    Филиал (отделение) страховой компании  является обособленным подразделением  страховщика без права юридического  лица. Осуществляет свою деятельность  филиал страховой компании на  основании положения, утвержденного  президентом компании, руководствуется  законодательством, нормативными  актами, уставом компании, а также  решениями общего собрания акционеров, совета директоров, исполнительной  дирекции и президента компании. Результаты работы филиала (отделения)  отражаются в консолидированном  балансе страховой компании.

 

Аффилировванные страховые компании

    Аффилированные страховые компании — это акционерные страховые общества, в которых имеется пакет акций меньше контрольного (обычно 5—50%). Аффилированной является также одна из двух компаний, являющаяся дочерней компанией третьей. Общество взаимного страхования (ОВС) — форма организации страхового фонда на основе централизации средств посредством паевого участия его членов. Участник общества взаимного страхования одновременно выступает в качестве страховщика и страхователя. Создание обществ взаимного страхования характерно для союзов средних и крупных собственников (домовладельцев, собственников гостиниц и т.д.). Страхователь становится членом общества взаимного страхования, участвует в распределении прибыли и убытков по результатам деятельности за год.   

    Страхователям—членам ОВС принадлежат  все активы компании. Высшим органом  ОВС является общее собрание  его членов. Общее собрание избирает  правление для оперативного руководства  страховым делом и ревизионную  комиссию, которая проверяет работу  правления и докладывает результаты  проверки общему собранию пайщиков  ОВС. Если объем собранной страховой  премии значительно превысил  суммы выплат страхового возмещения  и перекрывает расходы на ведение  дела и отчисления в запасные  и резервные фонды ОВС, то  указанная сумма превышения доходов  над расходами может быть распределена  между участниками ОВС пропорционально  внесенному паю. Таким образом,  при заключении договора страхования  в ОВС страхователь вносит  авансовый платеж (страховую премию) и не знает, какую сумму ему  придется внести дополнительно  до конца года.   

    Чтобы устранить эту неопределенность, некоторые ОВС обычно устанавливают  ограничение ответственности своих  членов в пределах шестикратной  нормы обычного взноса. Некоторые  ОВС содержат в себе элементы, свойственные акционерной форме  страхования. Например, имеют временный  паевой капитал, который постепенно  погашается, по мере того как  у ОВС накапливаются за счет  операций свободные средства. Представляет  интерес деятельность обществ взаимного страхования в России (1864—1918 тт.). Все общества взаимного страхования действовали на основе уставов, утвержденных министром внутренних дел. Особенность этих уставов заключалась в том, что наряду с общими вопросами организационной структуры и деятельности они включали также полисные условия (главные статьи страхового договора).

Кэптив

    Кэптив (captive) — акционерная страховая компания, обслу-живающая целиком или преимущественно корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельных хозяйствующих субъектов, входящих в структуру многопрофильных концернов или крупных финансово-промышленных групп. Кэптив может являться дочерней страховой компанией. Преимущества организации кэптива заключаются в большой потенциальной емкости крупного сегмента страхового рынка, который обслуживается корпоративным страховщиком. Проникновение конкурирующих страховых компаний в данный сегмент страхового рынка в целях привлечения нового бизнеса крайне затруднено или невозможно.   

    Деятельность кэптива непосред-ственным образом связана с коммерческими банками, пенсионными и инвестиционным фондами, другими финансово-кредитными институтами, функционирующими в системе многопрофильных концернов или финансово-промышленных групп. Эти финансовые и банковские структуры обычно выступают учредителями кэптива. Через систему участия (обмен акций) происходит взаимное проникновение и оказывается взаимное влияние на проводимую финансовую политику, тактику и де-ловую стратегию между кэптивом и остальными финансовыми и банковскими структурами многопрофильных концернов и финансово-промышленных групп. В Российской Федерации в качестве примера организации кэптива можно привести страховую компанию Гермес-Полис, функционирующую в системе многопрофильного концерна Гермес.   

    Негосударственный пенсионный фонд  — особая форма организации  личного страхования, гарантирующая  рентные выплаты страхователям  по достижении ими определенного  (обычно пенсионного) возраста. Негосударственные  (частные) пенсионные фонды в  странах с развитой рыночной  экономикой являются не только  источником существенных инвестиций, но и неотъемлемым элементом  системы встроенных стабилизаторов, сглаживающих влияние экономических  циклов на социальную сферу.  На этапе экономического подъема  отчисления в пенсионные фонды,  являясь для предпринимателей  альтернативой налоговым отчислениям,  растут в прямой зависимости  от увеличения ставок налогообложения  и сумм взимаемых налогов.   

    В финансовом аспекте пенсионный  департамент представляет собой  обособленное подразделение, имеющее  самостоятельный баланс и свой  текущий счет. На этом счете  отдельно собираются и учитываются  средства клиентов (вкладчиков и  участников фонда) и осуществляются  все операции с ним. Иные  средства на указанный счет  не поступают. Все средства, посту-пившие на текущий счет, передаются непосредственно в КУПФ практически в полном объеме, за исключением заранее оговоренного процента удержаний на административное управление. Аналогичный порядок предусмотрен в отношении средств, получаемых от КУПФ, включая инвестиционный доход. Эти средства частью выплачиваются участникам, частью инвестируются (возвращаются в КУПФ).

 

Страховой пул

    Страховой пул — объединение  страховых компаний для совместного  страхования определенных рисков. Обычно страховой пул создается  при приеме на страхование  опасных, крупных или малоизвестных  и новых рисков. Деятельность  пула строится на принципе  сострахования. Каждая компания передает в пул застрахованные риски, получает определенную долю собранных пулом взносов (премии) и в той же доле несет ответственность по возмещению убытков.   

    Квота членов страхового пула  определяется пропорционально объему  переданных в общий фонд страховых  взносов. Регулируется договорными  соглашениями между членами пула.

Концерн и холдинг

    Концерн — объединение предприятий:  включая страховое общество, осуществляющих  совместную деятельность на основе  добровольной централизации функций  инвестиционной, финансовой и страховой  деятельности. Обычно необходимость  создания концерна диктуется  выделением нескольких самостоятельных  направлений деятельности, тесно  увязанных между собой, которые  нуждаются в координации и  общем руководстве. В качестве  примера можно отметить концерн  АСТРОВАЗ, куда кроме страховой  компании вошли акционерные общества  закрытого типа Полис (подготовка  кадров), Лидер (разработка программного  обеспечения страховой деятельности) и АСТРОВАЗ-сервис (торгово-посредническая деятельность). В соответствии с договоренностью средства для их деятельности предоставлялись страховой компанией.    

    При этом предприятия—члены концерна, занимавшиеся коммерческими операциями, должны были делиться со страховой  компанией частью прибыли от  каждой сделки. Однако в 1993 г.  концерн был реорганизован в  автономные и самостоятельные  коммерческие структуры. Страховая  группа — холдинг — страховая  компания, которая ограничивает  свою деятельность приобретением  акций других страховых компаний (обычно контрольный пакет) и  таким образом осуществляет общее  руководство ими. В качестве  примера можно привести состав  итальянской страховой группы  ИНА (INA), которая относится к  числу крупнейших страховщиков  Италии. Особую разновидность страховых  компаний представляют офшорные страховые фирмы, создаваемые в зонах льготного налогообложения, куда осуществляется перенос активных операций. Исходя из мировой практики, страховые офшоры, в основном перестраховочного профиля, учреждаются на Каймановых островах. Это объясняется более простой процедурой регистрации и получения лицензии на страховую деятельность.   

    Ряд страховых офшоров зарегистрирован на Багамских островах, Кипре, о. Мэн, в Ирландии и Швейцарии, хотя последняя и не является офшорной зоной (в число дополнительных огра-ничений здесь входят размер уставного и резервного фондов, а также ограничения на персонал компаний). При содействии фирмы Джонсон и Хиггинс страховой офшор открыт Российской государственной страховой компанией на о. Мэн (в юрисдикции Великобритании). Один из главных международных центров сосредоточения страхового офшорного бизнеса — Бермудские острова. В 1992 г. здесь была зарегистрирована 1351 иностранная страховая компания. Привлекательность Бермудских островов как зоны страховых офшоров объясняется либеральной процедурой регистрации и получения лицензии, а также развитой инфраструктурой.   

    Основу правовой базы составляет  Закон о страховой деятельности (1978 г.), выделяющий страховщиков генерального бизнеса (general business insurer) и страховщиков долгосрочного бизнеса (long-term business insurer). Для регистрации на Бермудах страховщики генерального бизнеса должны обладать уставным фондом не менее 120000 долл. США, долгосрочного бизнеса — 250000 долл.; страховщики, ведущие операции по генеральному и долгосрочному бизнесу одновременно, — 370000 долл. На Бермудах зарегистрирован крупнейший Клуб взаимного страхования судовладельцев.

5     Конкуренция, конкуренты и конкурентоспособность страховой компании

    Конкуренция - неотъемлемая составная  часть развитого страхового рынка.  Реальная рыночная экономика  немыслима без конкуренции. В  этой связи возникает настоятельная  необходимость в изучении конкуренции,  ее уровня и интенсивности,  в знании сил и рыночных  возможностей наиболее сильных  конкурентов, перспектив конкуренции  на выбранных страховых рынках. Наличие конкурентов заставляет  каждого страховщика быть предельно  внимательным к запросам своих  клиентов. Сбор данных о деятельности  страховых компаний-конкурентов  и ее анализ. Это одна из  задач службы маркетинга страховщика,  обеспечивающая обслуживание системы  деловой информацией. Первый этап  анализа конкуренции на страховом  рынке — оценка степени его  подверженности процессам конкуренции  на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность  конкуренции.   

    К таким факторам относятся:  численность и сравнимая емкость  конкурирующих страховых компаний; изменение объема спроса на  страховые услуги и его структурная  и стоимостная динамика; барьеры  проникновения на страховой рынок  (особенности лицензирования страховой  деятельности); ситуация на смежном  кредитном рынке; различия в  стратегии страховщиков-конкурентов;  особые мотивы для конкуренции  на данном страховом рынке.  Численность конкурирующих страховых  компаний и их сравнительная  емкость в наибольшей мере  определяют уровень конкуренции.  При прочих равных условиях  интенсивность конкуренции наибольшая  тогда, когда на страховом рынке  между собой борется значительное  число страховых компаний приблизительно  равной силы. Для сбора этой  информации прибегают к составлению  специальных досье. На основе  полученных результатов делаются  выводы относительно уровня конкуренции.  На втором этапе анализа уровня  конкуренции выделяются основные  страховые компании-конкуренты и рассматривается их роль в совокупной реализации страховых услуг. Данные по этой категории конкурентов сводят в единую таблицу по определенной форме. Принято различать ценовую и неценовую конкуренцию страховщиков.   

    В основе ценовой конкуренции  лежит тарифная ставка, по которой  предлагается заключить договор  страхования данного вида. Снижение  тарифной ставки всегда было  той основой, с помощью которой  страховщик, выделяя свои страховые  услуги из общего перечня, привлекал  к нему внимание потенциального  страхователя.В современном мире, когда страховые рынки индустриально развитых стран в основном разделены между рядом крупных страховых компаний, использование ценовой конкуренции в борьбе за страхователя выглядит проблематично. Ценовая конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги страховщиков своим клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.).   

    Сильнейшим орудием неценовой  конкуренции всегда была реклама,  сегодня же роль ее возросла  многократно. С помощью рекламы  страховые компании индустриально  развитых стран стремятся создать  престижный имидж своей фирмы  в глазах страхователей. Традиционным  в этой политике является проведение  дней развития бизнеса (business development days). В этот день проводится завтрак (ланч или обед), во время которого президент страховой компании общается со 100—200 клиентами. Внимание оказывается прежде всего правительственной, институциональной и корпоративной клиентуре. Клиентам рассказывается о новых видах услуг, предлагаемых страховой компанией, о планах даль-нейшего развития и участия страховой компании в общественной жизни данного региона.   

    У клиентов выясняется их мнение  об имидже страховой компании, отношение к ассортименту и  качеству предлагаемых страховых  услуг. Этим же целям служат  и периодически проводимые конференции,  в которых участвуют ведущие  менеджеры страховщика, а также  определенные группы страхователей.  Конференции отличаются от дней  развития бизнеса тем, что проводятся  по определенной теме. В конце  таких мероприятий вручается  сувенирная реклама с фирменной  символикой страховой компании. Благодаря такому подходу страховые  компании активно разрабатывают  новые методы продвижения страховых  услуг на рынке. К незаконным  методам неценовой конкуренции  относятся шпионаж ноу-хау, переманивание  специалистов, владеющих профессиональными  секретами организации страхового  дела, подлог страховых свидетельств. Любые страховые услуги проходят  проверку на степень удов-летворения общественных потребностей, которые выражаются в коллективных, групповых и индивидуальных страховых интересах. Эта проверка осуществляется на страховом рынке, где каждый страхователь приобретает именно тот страховой полис, который наиболее полно удовлетворяет его страховые интересы. В этой связи конкурентоспособность страховщика представляет собой возможности сбыта страховых продуктов на данном рынке с учетом имеющихся страховых интересов.   

    Выделяют экономические и организационные  параметры, характеризующие конкурентоспособность  страховщика. К числу экономических  параметров относятся расходы  на обучение персонала, комиссионное  вознаграждение страховых агентов,  налогообложение доходов от страховой  деятельности и др. Организационные  параметры составляет система  скидок и льгот страхователям  по срокам и условиям заключаемых  договоров страхования. В идеале  экономические и организационные  параметры конкурентоспособности  страховщика должны быть ориентированы  на учет потребностей всех  потенциальных клиентов страховщика.  Конкуренция — антипод монополии.  Вместе с тем, монопольное положение  страховщика в экономической  среде может вызвать ряд многообразных  и взаимосвязанных негативных  явлений. Не имеющий серьезных  конкурентов страховщик стремится  реализовать свои экономические  интересы зависимых от него  страхователей. Он диктует им  свои условия при заключении  договоров страхования, может  завысить тарифную ставку и  т.д. Базирующаяся на использовании  закона стоимости и конкуренции  рыночная экономика по своей  природе должна отторгать монополизм. Большое внимание пресечению  монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции  на страховом рынке уделяется  в нашей стране. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции на страховом рынке  обеспечивается Государственным  комитетом Российской Федерации  по антимонопольной политике  и поддержке новых экономических  структур в соответствии с  антимонопольным законодательством  Российской Федерации. Эти вопросы  также относятся к ведению  Федеральной службы России по  надзору за страховой деятельностью. 

Информация о работе Содержание и функции государственного страхового надзора