Содержание и функции государственного страхового надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:17, реферат

Описание работы

Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном и территориальном аспектах. В институциональном аспекте она имеет частную и публичную основу.

Содержание работы

1 Общая характеристика и структура страхового рынка 2
2 Рынок страховщика и рынок страхователя 3
3 Формирование страхового рынка 4
4 Страховые компании и их виды 5
- Акционерное страховое общество 6
- Аффилировванные страховые компании 7
-Кэптив 8
- Страховой пул 9
- Концерн и холдинг 9
5 Конкуренция, конкуренты и конкурентоспособность страховой компании 10
6 Общие принципы организации финансов страховщиков 12
7 Развитие страхования и виды деятельности страховых компаний вРоссии 13
8 Содержание и функции государственного страхового надзора 15
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА.docx

— 57.31 Кб (Скачать файл)
 
 

6 Общие принципы организации финансов страховщиков

    Из доходов, остающихся после  уплаты налогов, страховщики могут  образовывать денежные фонды  (финансы страховщика), необходимые  для обеспечения их деятельности  по оказанию страховой защиты  страхователей и застрахованных. Ибо тот, кто берется компенсировать  чужие убытки, сам должен иметь  для этого соответствующие средства. В условиях рыночных отношений  страховые организации, как правило,  занимаются не только страховой  деятельностью, но и инвестиционно-финансовой, используя для этого часть  свободных на данный момент  средств из страховых резервов  и других накоплений. Вследствие  этого денежный оборот страховой  организации более сложен, чем  у других отраслей народного  хозяйства и коммерческих структур.   

    Денежный оборот страховой организации  включает в себя два относительно  самостоятельных денежных потока: оборот средств, обеспечивающих  страховую защиту страхователей  (страховые выплаты); оборот средств,  предназначенных для функционирования  страховой организации. При этом оборот средств, обеспечивающих страховую защиту, включает также два этапа: на первом - формируются страховые резервы и фонды страховщиков; на втором - часть свободных средств на данный период времени инвестируется в нестраховые рентабельные проекты и финансовые организации: в банки (депозитные вклады) и ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.) с целью получения дополнительной прибыли (дивидендов).   

    Основной доход страховых организаций  образуется за счет страховых  платежей (взносов страхователей). Помимо  основных статей получения доходов  от страховых платежей, инвестиционных  и банковских вложений страховая  организация может иметь доходы  от спонсорства, менед-SSmm рисковым операциям), за счет консультации, Страховые резервы по личному, имущественному страхованию страхованию ответственности образуются из полненных Маховых взносов и предназначаются для обеспечения выполнения принятых страховщиком страховых обязательств в виде страховых выплат при наступлении страховых случаев. Денежный оборот, непосредственно связанный с оказанием страховой защиты, определяется сущностными моментами категории страхования: случайными рисковыми наступлениями страховых случаев и неопределенностью ветчины нанесенного ущерба. В силу этого в основе исчисления денежного страхового оборота лежит вероятностно-статистический метод актуарных расчетов, позволяющий определить долю участия каждого страхователя в создании финансов страховщика, себестоимость и стоимость страховой услуги, т. е. установить размеры тарифных ставок.  

    Форма, в которой исчисляются  расходы на проведение данного  страхования, называется страховой  (актуарной) калькуляцией, с помощью  которой можно определить страховые  платежи по договорам, а также  установить суммы расходов на  ведение дела в страховой организации.  Чем выше вероятность того, что  созданные страховщиком денежные  фонды окажутся достаточными  для соблюдения эгаивалеттюсга взаимоотношении страховщика и страхователя, тем выше финансовая устойчивость страховщика. Деятельность страховой организации в условиях рынка предполагает не только возмещение страховых ущербов и своих издержек на ведение дела, но и получение прибыли. В страховании термин прибыль применяется условно, так как страховые организации не создают национального дохода а лишь участвуют в его перераспределении. Поскольку страховые организации являются хозяйственными единицами (находятся на хозрасчете, самофинансировании и самоокупаемости), то они формируют, помимо специфических страховых резервов, и другие фонды, необходимые им для обеспечения хозяйственной деятельности. Так, акционерные страховые общества (АСО), являющиеся владельцами уставного капитала (имущество, переданное обществу учредителями, включая доходы от реализации акций), должны создавать, помимо страховых резервов, и другие фонды в размере не ниже 15% уставного капитала путем ежегодных отчислений в размере не ниже 5% от чистой прибыли.  

    Кроме того, в уставах АСО, как  правило, оговаривается, что они  могут формировать и другие  фонды. Например, организации Госстраха,  преобразованные в самостоятельные  фирмы и их филиалы, используют  в своей деятельности следующее  фонды: 

  1) уставный;

  2) амортизационный; 

  3) фонд текущих поступлений; 

  4) запасные фонды по рисковым  видам страхования; 

  5) резервные фонды по долгосрочным (накопительным или сберегательным) видам страхования;

  6) страховой пенсионный фонд;

  7)фонд  финансирования предупредительных  мероприятий (ПМ);

  8) фонд оплаты труда (ФОТ);

  9) фонды экономического стимулирования (фонд развития страховой организации,  фонд социально-культурных мероприятий:  строительство профилакториев, домов  отдыха, пансионов, детских садов,  яслей и др.); запасные фонды  по рисковым видам страхования,  страхованию жизни и имущества  сельскохозяйственных предприятий,  фермерских хозяйств и т. п. 

 

7        Развитие страхования и виды деятельности страховых компаний в России

  Основные  этапы развития страхового дела в России: страхование в царской России 1786—1917 гг.; 1-ый этап: крушение принципа государственной страховой монополии и идей государственного страхования. 2-ой этап: становление страхования в России, связанное с началом формирования национального страхового рынка, появлением частных акционерных компаний. 3-ий этап: зарождение национального страхового рынка. 4-ый этап: возникновение новых видов взаимного страхования - в среде землевладельцев и фабрикантов. страхование в Советской России 1917— 1991 гг. (имеется в виду территория бывшего СССР); национализация страхового дела: 1-ый этап: установление государственного контроля над всеми видами страхования 2-ой этап: объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией. страхование в Российской Федерации после 1991 г. (имеются в виду крупные геополитические изменения новейшего времени).

  В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение  национального страхового рынка, которое  продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового  регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ О страховании  от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 г. В это же время был создан Росстрахнадзор — Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. В 1996 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации, которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России.

  В 1997 г. разрабатывается специальная  целевая программа развития страхования  и перестрахования рисков от крупных  промышленных аварий, катастроф и  стихийных бедствий. Совершенствование  страхового рынка продолжается. В  целом развитие страхового дела в  России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии  к страховому рынку, затем последующей  национализацией и восстановлением  государственной страховой монополии  в советский период истории. Крупные  геополитические изменения, последовавшие  в связи с распадом бывшего  СССР, вызвали объективную необходимость  возрождения национального страхового рынка в России.

  В нашей стране происходит широкое  создание коммерческих банков, которые  выдают миллиардные кредиты большим  и малым предприятиям. Гарантом их деятельности в нашей стране могут  быть страховые органы, как государственные, так и акционерные. Монополистом в продаже страховых услуг  выступал Госстрах. Госстрах наряду с  добровольным применяет обязательное (часто принудительное, поскольку оно экономически не выгодно страхователю) страхование у страховых компаний пока еще нет такого же широкого спектра обязательных видов страхования как у Госстраха. Чтобы на добровольной основе заполучить клиентуру, страховые компании должны не только оказывать все виды услуг Госстраха, но идополнять их новыми. Наконец, наряду с более широким ассортиментом страховых услуг компании предусматривают более льготное их предоставление по сравнению с Госстрахом. Так, например, Госстрах страхует имущество юридических и физических лиц и проводит (обязательное и добровольное) личное страхование граждан. Это, скажем, страхование пассажиров (обязательное) или жизни, трудоспособности граждан (добровольное).

 
  Страховые компании в России осуществляют такие  виды обслуживания, как, например: страхование  имущества (движимого и недвижимого); страхование домашних животных; страхование  коммерческих операций (коммерческого  риска); страхование граждан (частных  лиц); страхование транспортных рисков (грузов и средств транс порта); страхование ответственности (автогражданской, предприятий- производителей и др.); страхование риска невозврата кредита; страхование неисполнения обязательств по договорам и проч. В этом перечне не сразу увидишь отличия этих видов от того, что предлагает Госстрах, Но если приступить к расшифровке каждого вида, то отличия обнаружатся и очень заметные, Так, по рекламным данным 1991-1992 годов, при страховании дви-жимого имущества, например, автомобиля, страховые компании за-ключают договор по стоимости, заявленной страхователем, то есть по рыночной стоимости. На страхование принимаются все виды недвижимого имущества. При этом некоторые его виды страхуются также по рыночной стоимости. Страхование домашних животных (собак, кошек и т.п.) производится в тех случаях, когда животное стоит более 1 тыс. рублей и имеет документы, подтверждающие родословную (АСКО). Страхование коммерческих операций (риска) имеет очень широкую номенклатуру. Так, юридические и физические лица могут провести накопительное страхование с начислением на страховую сумму от 10% годовых независимо от срока страхования (страховое общество Прогресс). Они могут застраховать по рыночной стоимости движимое и недвижимое имущество. Частные лица могут застраховать гражданскую и автогражданскую ответственность. Страховые компании страхуют перевозки грузов (АСКО, Прогресс); валютные инвестиции, прибыли, кредиты, риски неплатежа, персонал, занятость рабочих мест путем накопления собственных средств, безработицу (Русский страховой банк). Славки у Русского страхового банка по коммерческому риску лиц составляют 14%. Страхование занятости рабочего места производится путем перечисления за каждое рабочее место, кажем 1 тыс. рублей. Затем эти деньги перечисляются на счет предприятия-страхователя. По безработице страхователь перечисляет Русскому страховому банку, например, 2 тыс, рублей. Через год эта гумма переводится страховщиком на личный счет работника предприятия-страхователя. В результате некоторые предприятия страны в объявлениях о приеме на работу пишут, что каждый работник, поступивший к ним, считается застрахованным. Интересен факт, сообщенный представителем Русского страхового банка: к ним обратилась организация с предложением застраховать Президента организации на случай безработицы на 1 млн. рублей. Банк дал согласие. АСКО. Русский страховой банк и другие страховые компании осуществля-ют медицинское страхование. Конкурируя с Госстрахом и между собой за клиента, страховые компании (кооперативы, общества) работают на собственный страх и риск Они, например, нередко устанавливают ставки за услуги ниже государственных, чтобы завоевать клиентов. Так, например. Акционерная страховая компания АСКО гарантирует клиентам широкий спектр услуг (страховка от пожаров, наводнений, грабежей, аварий, банкротства, болезней). Причем эти гарантии выгодны клиентам во времени - выплата страхового возмещения обеспечивается, как отмечалось, в течении 72 часов в любой точке страны (международный стандарт). Выгодны эти гарантии и экономически. АСКО и другие компании оперируют рыночными ценами и учитывают уровень инфляции. Так, АСКО выплачивала 100 000 рублей владельцу автомобиля Мерседес. 125 000 рублей владельцам ресторана, 40 000 рублей владельцам домашней телевидеотехники (в 1991 г.).
 

8 Содержание и функции государственного страхового надзора

    Государственный надзор за страховой  деятельностью осуществляется в  целях соблюдения требований  законодательства РФ о страховании,  эффективного развития страховых  услуг, защиты прав и интересов  страхователей, страховщиков, иных  заинтересованных лиц и государства.    

    Система государственного надзора  за страховой деятельностью должна  предполагать:

  1) организацию основ страхового  надзора в РФ, в первую очередь  путем создания специальных органов  по надзору за страховой деятельностью  на федеральном уровне и на  уровне субъектов РФ;

  2) создание нормативных актов надзора  за страховой деятельностью, выработку  единых методических принципов  организации и осуществления  страхового дела;

  3) определение специальных требований  к страховым организациям, установление  лицензирования и сертификации  страховой деятельности;

  4) установление единых квалификационных  требований к руководителям и  специалистам страховых организаций,  сюрвейерам, аварийными комиссарами  и т.п. 

Федеральный орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью 

    Государственный надзор за страховой  деятельностью на территории  Российской Федерации осуществляется  федеральным органом исполнительной  власти по надзору за страховой  деятельностью, действующим на  основании Положения, утверждаемого  Правительством РФ. Постановлением  Совета Министров — Правительства  РФ от 19 апреля 1993 г. №353 (с изменениями  от 24 октября 1994 г.) было утверждено  Положение о Федеральной службе  России по надзору за страховой  деятельностью.   

    Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была создана для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования. Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов Российской Федерации (Собрание законодательств РФ. 1996. №34. Ст. 4082), где образован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.   

    Основными функциями федерального  органа исполнительной власти  по надзору за страховой деятельностью  являются:

  1) выдача страховщикам лицензий  на осуществление страховой деятельности;

  2) ведение единого Государственного  реестра страховщиков и объединений  страховщиков, а также реестра  страховых брокеров;

  3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков:

  4) установление правил формирования  и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых  операций и отчетности о страховой  деятельности:

  5) разработка нормативных и методических  документов по вопросам страховой  деятельности, отнесенным законодательством  к компетенции федерального органа  исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью; 

  6) обобщение практики страховой  деятельности, разработка и представление  в установленном порядке предложений  по развитию и совершенствованию  законодательства РФ о страховании.    

    Федеральный орган исполнительной  власти по надзору за страховой  деятельностью для выполнения  возложенных на него функций  вправе:

  1) получать от страховщиков установленную  отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом  положении, получать необходимую  для выполнения возложенных на  него функций информацию от  организаций, в том числе банков, а также от граждан; 

  2) производить проверки соблюдения  страховщиками законодательства  РФ о страховании и достоверности  представляемой ими отчетности;

  3) при выявлении нарушений страховщиками  требований законодательства давать  им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний  приостанавливать или ограничивать  действие лицензий этих страховщиков  до устранения выявленных нарушений  либо принимать решения об  отзыве лицензий;

  4) обращаться в арбитражный суд  с иском о ликвидации страховщика  в случае неоднократного нарушения  последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций,  осуществляющих страхование без  лицензий.

 
 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алекринский А.Л. Правовое регулирование страховой деятельности в России.- М.: Ассоциация Гуманитарное знание, 2006.
  2. Гражданский Кодекс РФ

  3. Большой юридический словарь /Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2006.- 431с. Ботов А.В. Нвлоговый кодекс против страховых схем//Финансы, 2005.

   4.      Ефимов С.Л. Энциклопедический словарь. Экономика и страхование

   5.   Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию.Приложение к журналу Финансы. – 2006. Положение о порядке формирования, размещения и учета страховых резервов по видам страхования, иным, чем страхование жизни

   6.    Страхование от А до Я /Под ред. Л.И. Корчевской, К.Е. Турбиной. М.: ИНФРА-М., 2006.

Информация о работе Содержание и функции государственного страхового надзора