Современное состояние концепции управления цепями поставок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговый подход к управлению цепями поставок дает возможность повышать цену предложения вслед за увеличением ценности и требует дополнительного изучения данного процесса, что, в свою очередь, должно привести к коренной реорганизации подхода к управлению цепями поставок. Для решения этого вопроса требуется понимание природы взаимоотношений внутри цепи поставок.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................2
1 Современное состояние концепции управления цепями поставок................3
1.1 Стратегии взаимоотношений между партнерами в цепи поставок...7
2 Гипотезы исследования.................................................................................12
2.2 Описание исследования........................................................................15
3 Результаты исследования............................................................................26
Заключение.....................................................................................................31
Список используемых источников..............................................

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинговый подход.docx

— 91.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

3 Результаты исследования

 

Изучение эволюции концепции управления цепями поставок показывает, что дальнейшее развитие данной концепции зависит от технологий, а точнее — от коммуникационно-информационных технологий, и тесно связано с интеграцией с маркетингом. Эта интеграция уже проявляется в осознании передовыми компаниями необходимости для конечного клиента ориентироваться на ценность и принимать ее в качестве основной исходной предпосылки при конструировании цепей поставок (т.е. идти не к конечному клиенту с нужным продуктом, а максимально гибко создавать нужный продукт в зависимости от предъявляемых клиентом требований). Данный тезис находит подтверждение при исследовании практики вовлечения клиентов в процесс производства. В рамках концепции управления цепями поставок это означает реконструкцию бизнес-модели цепи таким образом, чтобы компании имели возможность работать от клиента, и самым важным, кроме многочисленных технических, здесь является вопрос о стратегии взаимоотношений в новой бизнес-модели цепи поставок.

Анализ взаимоотношений между компаниями в цепи поставок показывает, что существуют три основные стратегии взаимоотношений: конкурентная, кооперативная и командная. Вопрос действительно является стратегическим, поскольку от выбранной стратегии взаимоотношений напрямую зависят практически все бизнес-процессы компании и ее модель получения прибыли. Командные отношения в силу своей оппортунистической, а следовательно, малоэффективной природы рассматриваются нами как патологические, хотя на практике они встречаются более чем часто. Маркетинговая концепция, т.е. концепция ориентации компании на клиента, имеет место в обоих стратегиях. Однако, если в конкурентной стратегии компания-продавец ориентируется на создание максимальной ценности для своего непосредственного клиента, то в кооперативных отношениях обе компании нацелены на максимизацию ценности конечного клиента. Несомненно, в конкурентных отношениях косвенно отражается ценность конечного клиента, но, во-первых, она отражается косвенно, а во-вторых, — интерпретируется и искажается при косвенном отражении. Этим конкурентная стратегия в перспективе маркетинга отличается от кооперативной.

Кооперативная стратегия взаимоотношений может быть направлена на максимизацию эффективности операционной деятельности (традиционное управление цепями поставок) или на максимизацию ценности конечного клиента. В классическом случае компания инвестирует в создание управляемой цепи поставок и получает соответствующую ренту за счет эффективной оперативной деятельности. В случае маркетинговой ориентации компания также инвестирует в управляемую цепь поставок, но получает дополнительную прибыль от увеличения цены предложения в результате увеличения ценности. Если классическая концепция управления цепями поставок стала развиваться, получив импульс за счет внедрения идеи распределения информации количественного характера (объем спроса, изменение спроса, поступление заказов, объем остатков в каждом из звеньев и т.п.), то новая (маркетинговая) концепция — благодаря идее распределения информации качественного характера (что ценно для клиента).

Командные и кооперативные стратегии могут существовать параллельно в одной компании при работе с разными поставщиками, но так или иначе компания придерживается кооперативных либо командных отношений в большей степени, что можно проверить, изучив ряд критериев. Так, конкурентная стратегия будет всегда предполагать относительно большее количество поставщиков для одного вида материалов, а кооперативная — работу с одним ключевым поставщиком этого материала, пусть и имея резервные контакты. Другим базовым критерием, характеризующим работу компании в цепи поставок, является уровень развития способностей. Проанализировав все эти критерии и факторы, мы смогли разделить все компании на четыре кластера: «компании, ориентированные на выгоду» (высокий уровень развития способностей при конкурентной стратегии), «компании, ориентированные на возможности» (низкий уровень развития способностей при конкурентной стратегии), «компании, ориентированные на совместное создание ценности» (высокий уровень развития способностей при кооперативной стратегии), и, наконец, «компании, ориентированные на взаимоотношения» (низкий уровень развития способностей при кооперативной стратегии).

Для компаний первого кластера, т.е. с высоким уровнем развития способностей и конкурентной стратегией взаимоотношений, характерны высокая финансовая роль и статус закупочной деятельности. Таким компаниям важно максимизировать прибыль в краткосрочной перспективе. Каждая из компаний этого кластера имеет значительное количество поставщиков и постоянно ищет новых, а при установлении договорных отношений ключевым фактором выступает цена. Очевидно, что роль закупок и внимание топ-менеджмента к управлению закупками являются характерными для этого кластера. Таким компаниям невыгодно устанавливать долгосрочные связи и инвестировать в специфические активы по созданию цепи. Это компании-лидеры на быстроменяющемся рынке, свободные и достаточно гибкие для поиска новых ниш и сегментов. К подобным компаниям можно отнести новые и преобразованные компании российского рынка. С точки зрения маркетинга эти компании, находясь на растущем рынке, не имеют необходимости конкурировать за долю рынка. Их развитие будет смещаться в сторону кооперативных отношений по мере замедления темпов роста рынка и усиления конкуренции.

Компании, ориентированные на возможности, как правило, имеют небольшие размеры и низкий уровень развития способностей. Для них значимость финансовой роли закупочной деятельности чуть ниже, чем для компаний из кластера 1 , но выше, чем для компаний с кооперативной стратегией взаимоотношений. Минимальная важность закупочной деятельности и отсутствие стратегического видения закупок свидетельствуют о крайне неважном положении компаний. Большинство из них, находясь на таком же неопределенном рынке, не смогло добиться лидерских позиций и продолжает бороться за выживание. Как это ни странно, но именно такие компании стремятся использовать маркетинговые инструменты для улучшения рыночного положения. Отметим, что это самый многочисленный кластер. Такого рода компании будут развиваться в сторону либо увеличения уровня способностей, либо усиления зависимости от своих партнеров с принятием кооперативной стратегии взаимоотношений, если того будет требовать ситуация. Другими словами, вектор развития этих компаний — кластер 1 или кластер 4.

Компании, ориентированные на создание ценности, прежде всего видят преимущество в совместном создании ценности, для чего и кооперируются со своими партнерами. Как и компании из кластера 1, они являются лидерами, но находятся на более зрелых рынках; так же внимательно относятся к стратегии закупок и, что характерно, выделяют закупочную деятельность в отдельную функцию чаще компаний из других кластеров. С точки зрения маркетинга эти компании в большей степени, чем остальные, способны создавать инновационные продукты в цепи поставок.

Компании из последнего кластера, ориентированные на отношения, придерживаются кооперативной стратегии, поскольку вынуждены делать это для выживания на рынке. Им, малым по своим размерам, приходится адаптироваться и подстраиваться под требования своих партнеров. Этим компаниям свойственна высокая степень централизации закупок.

Необходимо отметить, что независимо от выбранной стратегии более высокий уровень способностей имеют те компании, которые ориентируются на долгосрочные отношения и, как результат, являются лидерами. Одним словом, для того чтобы победить в конкурентной борьбе, нельзя просто выбрать одну из стратегий взаимоотношений с клиентами, необходимо иметь достаточный уровень развития способностей.

Маркетинговый аспект управления взаимоотношениями между парами компаний в цепях поставок — важнейшее направление движения теории и практики управления цепями поставок, требующее дальнейшего анализа и обследования. Авторы предполагают, что в ближайшее время будут актуальны прежде всего два направления исследования: теоретический анализ стратегий взаимоотношений, который позволит максимально четко понять все аспекты природы взаимоотношений, и эмпирический анализ практики компаний на промышленном рынке, предоставляющий возможность ответить на вопрос о том, какие способности важны для управления цепью поставок от клиента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Управление цепями поставок стало эффективной стратегией снижения издержек для многих компаний, коренным образом изменив бизнес-модели абсолютного большинства фирм, работающих на глобальном рынке. Тем не менее в силу ограниченных возможностей снижения издержек (асимптотическое приближение к абсолютному пределу) и ряда значительных изменений в поведении потребителей классический подход к управлению цепями поставок требует качественного изменения. Маркетинговый подход к управлению цепями поставок позволяет компаниям не просто снижать издержки в цепи поставок, а создавать абсолютный прирост ценности для конечного клиента. Механизмы и инструменты маркетингового подхода к управлению цепями поставок еще только будут разработаны, но уже сейчас важно понимать концептуальные основы этого подхода. Ключ к пониманию кроется в природе взаимоотношений в цепи поставок между партнерами.

Мы выяснили, что есть три основных стратегии взаимоотношений в цепях поставок: кооперативные, конкурентные и командные. Командные отношения выходят за рамки нашего исследования, так как являются результатом неэффективного (зачастую оппортунистического) поведения агентов. Кооперативные и конкурентные стратегии были изучены более подробно. На примере российских компаний было предложено разделить компании на четыре кластера в соответствии с выбранной стратегией взаимоотношений (кооперативная и конкурентная) и уровнем развития организационных способностей компании (высокое/низкое). В результате четыре кластера («ориентированные на выгоду», «ориентированные на возможности», «ориентированные на совместное создание ценности» и «ориентированные на взаимоотношения») были исследованы на предмет различия в централизации закупок, статуса закупок, финансовой роли закупок, способа основания и размера компании.

Список используемых источников:

 

1. Кирюков С. И., Кротов К. В. 2007. Развитие концепции управления цепями поставок: маркетинговый подход. Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент (4): 97–111.

2. Кущ С. П. 2012. Сравнительный анализ основных концепций теории маркетинга взаимоотношений. Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент (4): 3–25.

3. Кущ С. П. 2013. Маркетинг взаимоотношений на промышленных рынках. СПб.: Из- дат. дом С.-Петерб. гос. ун-та.

4. Морган Р. М., Хант Ш. Д. 2014. Теория приверженности и доверия в маркетинге взаимоотношений. Журнал менеджмента 2 (2): 73–110.

5.Тироль Ж. 2000. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. Т. 1. СПб.: Экономическая школа.

6.Третьяк О. А., Румянцева М. Н. 2013. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена. Российский журнал менеджмента 1 (2): 25–50.

7. Шеллинг Т. 2007. Стратегия конфликта. М.: ИРИСЭН.

8. Шеффи Й. 2006. Жизнестойкое предприятие. М.: Альпина Бизнес Букс.

9. Фуруботн Э. Г., Рихтер Р. 2012. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории. Пер. с англ. СПб.: Издат. дом С.- Петерб. гос. ун-та.

10. Baker S. 2003. New Consumer Marketing. John Wiley and Sons: Chicester.

11. Campbell N. 2012. An international approach to organizational buying behavior. In: Ford D. (ed.). Understanding Business Marketing and Purchasing.

12.Juttner U., Christopher M., Baker S. 2007. Demand chain management — integrating marketing and supply chain management.

13. https://ru.wikipedia.org

 

 


Информация о работе Современное состояние концепции управления цепями поставок