Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2015 в 12:19, курсовая работа
Целью данной работы является выяснение путей, методов и средств, которые позволяют рынку страховых услуг функционировать в экономике, способствуя ее развитию и стабилизации.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
• изучение понятия и функций страхования, его взаимосвязь с другими финансовыми категориями;
• определение роли страхования в смягчении рискового характера экономических процессов и процессов, связанных с жизнедеятельностью человека;
• проведение анализа современного состояния страхового рынка в России;
• изучение страхования автомобилей в городе Екатеринбурге
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание и функции страхования 5
1.1 Сущность и функции страхования. Понятие страховой защиты 5
1.2. Функции страхования 9
1.3. Понятие и виды страховых фондов 11
2. Анализ страхового рынка в России 20
3. Страхование автомобиля: Екатеринбург 26
4. Направления совершенствования страхового механизма 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Наконец, такая инициатива,
как повышение прозрачности
Стимулирование рынка страхова
Нельзя сказать, что сегодня в России задействованы все «двигатели» страхового рынка. Тем не менее, и заявление об их полной остановке было бы неправдой. За 2013 г. реальные доходы населения выросли на 4%, реальная заработная плата – на 6%. По прогнозам экспертов, расходы населения на конечное потребление вырастут в 2014 году не менее чем на 4-5% в реальном исчислении. При этом за счет того, что расходы населения растут быстрее ВВП, их доля в ВВП будет увеличиваться. Соответственно, отношение страховой премии к ВВП будет также расти.
Более двух третей крупных и средних российских предприятий сохраняют положительный баланс прибылей и убытков, хотя доля прибыльных предприятий несколько снизилась по сравнению с аналогичны- ми показателями прошлого года. Эксперты не считают, что в 2014-2015 годах платежеспособность российского бизнеса будет снижаться против сегодняшних показателей. Не блестящими, но в то же время и вполне устойчивыми выглядят перспективы инвестиционной активности предприятий. Инвестиции в основной капитал по данным Росстата сегодня находятся на уровне прошлого года, причем в последние месяцы проявилась тенденция к росту этого показателя.
Рынок нового автотранспорта в России продолжает сокращаться – по данным АЕБ в январе-октябре 2013 г. продажи снизились на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С другой стороны, в 2014 году ожидаются изменения этой тенденции и восстановления роста продаж пассажирских и легких коммерческих автомобилей.
По данным ЦБ РФ, кредитная задолженность населения продолжает увеличиваться довольно устойчивыми темпами – по итогам 2013 года ее рост превысил 33%. В этой связи прогнозы относительно быстрого развития страхования жизни, реализуемого через банковские офисы, выглядят вполне обоснованными. А известно, что в последние два года именно банковское страхование жизни было одним из главных «моторов» развития рынка – на него в 2012 году пришлось 13% общего прироста премии, при том что оно занимает только 7% рынка. По нашим оценкам в 2013 году вклад страхования жизни в общий прирост страховой премии будет еще больше, чем в прошлом году.
Таким образом, нет никаких оснований предполагать в 2014 и 2015 годах спада в российской экономике и на страховом рынке. Экономика продолжит развиваться, хотя и невысокими темпами. По оценкам экспертов, в 2014 году рынок перешагнет рубеж премии в 1 трлн. рублей, увеличение страховой премии (без ОМС) в 2014 году составит 13-15%. Примерно такой же темп роста сохранится и в 2015 году. Отношение страховой премии к ВВП в 2014 году увеличится до 1,4% против 1,3% сегодня. Доля расходов на страхование в общих расходах домохозяйств на конечное потребление вырастет с сегодняшних 1,3% до 1,4%. Сборы за счет граждан превысят 560 млрд. рублей.
Таблица 2 - Прогноз динамики страховых премий по видам страхования [16]
Представленный прогноз в табл. 2, среди прочего, опирается на социологические исследования, проведенные Центром стратегических исследований компании Росгосстрах. Регулярные замеры показывают, что число потребителей, заинтересованных в приобретении страховки, за последний год выросло более чем в два раза. И эта тенденция повышения интереса к страхованию охватывает практически все регионы страны.
В настоящее время пристальное внимание разумной части страхового сообщества привлекает разработка Стратегии развития страхования на долгосрочную перспективу.
Министерство финансов РФ готовит Стратегию развития страхования до 2020 года. Одновременно свой собственный проект Стратегии готовят представители страховщиков.
Нет сомнений в том, что в процессе разработки Стратегии Минфин, как орган государственного управления, ответственный за подготовку окончательной версии Стратегии и внесение ее в правительство, будет учитывать мнения и предложения как страховщиков, так и других заинтересованных лиц.
Цель и задачи – это то, что закономерно определяет направления разработки и реализации Стратегии, то есть это – ее ключевые элементы.
Эти ключевые элементы должны быть адекватными российской экономической реальности и отвечать задачам развития российского страхового рынка, который есть система отношений между, прежде всего, российскими страхователями, российским страховым и перестраховочным бизнесом и российским государством.
Заключение
Российский рынок страхования и в этом году продолжил сохранять положительные тренды нескольких лет, подобные данные продемонстрировала статистика подтверждаемая приростом объёмов собранных страховыми компаниями премий. Однако подобные интенсивные темпы развития страхового рынка обострили проблему повышения прибыльности на рынке страхового бизнеса.
На данный момент эксперты выделяют несколько групп факторов, которые имеют большое влияние не только на структурированность данного рынка, но и на саму прибыльность страховых компаний. Первая группа факторов – это развитость законодательства страны, состояние внутренней экономической модели и покупательная способность жителей. Ко второй группе факторов относятся технологические и продуктовые инновации, используемые на страховом рынке и диверсификация продаж и каналов.
Нужно отметить, что первые факторы оказывают большое влияние на так называемые развивающиеся страховые рынки, к которым относятся рынки Китая, России, Бразилии, Аргентины, Индонезии и других стран. Основными характеристиками данных рынков являются низкий уровень проникновения услуг, которые, как правило, составляют всего 3-5 процентов и наличие у потенциальных клиентов спроса только на простые страховые продукты, среди которых страхование жизни и имущества, страхование автотранспорта и т.д. Вторая группа факторов более значима для так называемых «насыщенных» рынков страховых услуг, таких как рынок Северной Америки или Западно-Европейских стран, для которых характерной чертой является высочайший уровень проникновения страховых услуг, составляющий более 12-15 процентов. Причём при наличии жёсткого уровня конкуренции увеличение прибыльности и объёмов происходит за счёт выпуска на рынок новых интересных потребителю продуктов.
В отличие от насыщенных страховых рынков, где уже практически полностью достигнут органический лимит, развивающиеся страховые рынки, в том числе и российский, обладают высочайшим потенциалом за счёт множества различных факторов. Например, допуска на собственный рынок иностранных страховых компаний, оптимизации процессов ведения бизнеса, повышения уровней технологичности и, конечно же, создания новых продуктов появления компаний, оказывающих посреднические услуги или помогающих получить простым потребителям более выгодные и качественные страховые услуги, как, например страховой брокер Homepolis.
Таким образом, становится понятно, что в России страховой рынок обладает огромным потенциалом роста, а проведение анализа опыта зарубежных страховых компаний позволяет внедрять наиболее эффективные инструменты повышения уровня прибыльности.
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru