Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 02:39, курсовая работа
Система сбыта страховой продукции для большинства современных компаний является основной частью организационной структуры, наиболее важной с точки зрения маркетинга. Объясняется это следующим образом. В условиях рынка сложнее всего именно продать страховой продукт, а общение с клиентурой по поводу приобретения полиса как раз является прерогативой системы сбыта страховой продукции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ КАНАЛЫ ПРОДАЖ РОЗНИЧНЫХ СТРАХОВЫХ ПРОДУКТОВ……………………………………………………5
1.1 Страховой продукт: понятие, структура, свойства………………….5
1.2 Виды каналов продажи страховых продуктов………………………6
ГЛАВА 2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАНАЛОВ ПРОДАЖ РОЗНИЧНЫХ СТРАХОВЫХ ПРОДУКТОВ ЗА 2012 ГОД………………………………………………………………………………14
2.1 Обзор каналов продаж страховых услуг в России в 2012 году…...14
2.2 Анализ эффективности каналов продаж страховых услуг в России в 2012 году………………………………………………………………………..16
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОЗНИЧНОГО РЫНКА СТРАХОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………………20
3.1 Основные проблемы современного страхового рынка…………..20
3.2 Перспектива для дальнейшего совершенствования рынка страхования……………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………29
Сегодня порядка двух третей банков, функционирующих на территории РФ, заявляют о разработке собственных стратегий по реализации страховых продуктов и закладывают в свои финансовые планы солидную прибыль от комиссионного вознаграждения (по данным ФСФР, объем комиссии, полученной банками в первом полугодии 2012 г., составил 16 млрд. руб.).
Следует, впрочем, отметить, что данные регулятора по банковскому каналу продаж и данные, полученные в ходе исследования, проведенного «Экспертом РА» по своей методике, заметно отличаются: ФСФР оценивает долеучастие банков на уровне 11% от взносов, результаты исследования «Эксперта РА», учитывающие сезонный фактор (крупные корпоративные договоры, как правило, заключаются в начале года) и нюансы отражения каналов продаж в отчетности, дают показатель 19%. В целом за 2012-й год можно говорить о доле банковского канала продаж на уровне 15-16%.
А вот брокерский канал на сегодняшний день считается потерянным: в то время как в Бразилии на него приходится до 72%, в Мексике — 50%, в европейских странах — от 10% до 60%, в России — в среднем менее 4%. Правда, есть и у нас традиционно брокерские сегменты: это добровольное страхование ОПО (доля брокерского канала продаж – 23%), а также страхование авиа - и морских рисков и страхование имущества юридических лиц (доля брокеров порядка 7%). Основная проблема слабого развития этого канала — отсутствие нормативной базы и законодательно закрепленной ответственности, что порождает высокую долю мошенничества.10
Ключевое же отличие российского страхового рынка от европейского — подмена конкуренции между каналами продаж соперничеством между страховщиками за посредников: в такой ситуации у посредников нет стимула для качественного развития, зато есть основания для «гонки» комиссий.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОЗНИЧНОГО РЫНКА СТРАХОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Основные проблемы современного страхового рынка
В течение последнего десятилетия в России были созданы и получили заметное развитие негосударственные страховые организации, сформировались основы страхового надзора и страхового законодательства. Сегодня структура страхового рынка включает в себя страховые и перестраховочные компании, страховых брокеров, агентов, сюрвейеров и аварийных комиссаров, учебные и научно-исследовательские заведения, профессиональные объединения и ассоциации. На два базовых сегмента рынка - добровольное и обязательное страхование - в настоящее время приходится соответственно 78% и 22% общей суммы страховой премии.
Сегодня страховой рынок России переживает период своего становления. В Государственном реестре страховщиков на 1 января 2011 года было зарегистрировано 1280 страховых организаций, а на 1 января 2012 года - 1075.11 Однако, почти 60% страхового рынка находится в руках 10 крупнейших страховых компаний: Ингосстрах, Росгосстрах, Ресо-Гарантия, РОСНО, Альфа Страхование, Военно-страховая компания, УралСиб, МАКС, AIG Россия, Группа Ренессанс Страхование.12
Необходимо остановиться на некоторых главных проблемах собственно страхового рынка.
Потенциал российского страхового рынка
Российский рынок, своим потенциалом с момента его возникновения привлекал внимание иностранных страховщиков и перестраховщиков. Более 140 миллионов жителей, более 22 миллионов автомобилей, многочисленные промышленные предприятия должны порождать соответствующий спрос на страховые продукты. В последние годы этот процесс происходил очень медленно.
Большое «оживление» наблюдаются сегодня только в обязательном страховании или, зачастую, где этого требует иностранный и отечественный инвестор или кредитор, где налаживаются связи с иностранными партнерами и т.д. Большое количество имущественных рисков не застраховано. Страхование строительно-монтажных рисков России все еще не соответствует международным стандартам. На сегодняшний день единственным реально пользующимся спросом является страхование каско автомобилей.
Решением этой проблемы стало введение новых видов обязательного страхования. При этом проблемой здесь является то, что обязательные виды страхования, прежде всего в случае, когда тарифы устанавливает правительство, представляют собой вмешательство государства в рыночную экономику. Поэтому при их введении соблюдалась осторожность, и вводились они только лишь для тех видов страхования и рисков, для которых это необходимо: автострахование, атомные риски и т.д. Опыт Российской Федерации показывает, что обязательные виды страхования не всегда адекватны степени риска, часто заключаются формально и затрудняют быстрое реагирование на изменения или же препятствуют им.
Сегодня еще не раскрыты существующие большие потенциальные возможности. В первую очередь имеется в виду медицинское страхование, которое, по данным последнего социологического опроса, хотели бы приобрести 50% взрослого населения России. Здесь необходимо как можно скорее и грамотно решить вопрос специфики добровольного и обязательного страхования, их разграничения и взаимодействия друг с другом. Это различные виды рисков и соответственно различные виды страхования. Именно в России необходимо найти решение для страхования тяжелых и продолжительных болезней. Естественно, ведется много дискуссий, и предлагаются различные варианты решения данной проблемы, необходимо только выбрать соответствующее экономическое решение.
Следующий едва раскрытый
потенциал в страховании
Помимо ограниченного спроса существует также ограниченная национальная страховая емкость.
Проблема недостаточной капитализации российских страховщиков и перестраховщиков
Как и прежде, масса российских страховщиков и перестраховщиков недостаточно капитализирована. Новые требования к величине собственного капитала компаний, которые введены и постепенно повышаются до 2007 года, не кардинально изменят данную ситуацию. Даже крупные страховщики, которые сегодня лидируют на рынке, тем не менее, не имеют достаточной емкости капитала, прежде всего тогда, когда необходимо застраховать крупный риск или большое количество рисков.
Сохраняет свое действие, в принципе, правильное законодательное требование о том, что самоудержание страховщика на один риск, то есть часть, которую он может оставить за собой, зависит от величины его уставного капитала. В Российской федерации этот предел определен в размере 10% от величины собственного капитала. Это имеет ряд важных последствий.
Большинство российских страховых компаний вообще могут страховать, принимать в страхование только небольшие риски. Поэтому многие страховщики скорее могут называться брокерами.
Некоторые страховщики взяли слишком много рисков в страхование, это означает, что они приняли слишком много или слишком большие риски, превышающие их финансовые возможности. Росстрахнадзор указывает на необходимость соблюдения требования формирования резервов, которые, по сравнению с принятыми рисками, могут оказаться недостаточными. В настоящий момент, например, сообщество страховщиков обеспокоено тем, что некоторые страховщики, очевидно, недооценили требования к величине капитала в сфере страхования обязательной ответственности автовладельцев. Возможное банкротство крупного страховщика или большого числа страховщиков по ОСАГО, портфели которых не будут переданы другим страховщикам или же обязательства по ним не возьмет на себя резервный фонд Российского союза автостраховщиков, может пошатнуть и без того слабое доверие страхователей к российским страховым компаниям.
Некоторые страховщики пытаются помочь себе чрезмерно широким участием в соцстраховании или с помощью образования пулов. Соцстрахование - это форма распределения рисков на уровне прямых страховщиков. Здесь нас беспокоит существующая на российском рынке опасность аккумуляции рисков. Это особенно опасно, когда при изменении риска все страховщики рынка окажутся в одинаковой ситуации негативного развития риска.
Из рассмотренного выше
материала можно сделать
Российские прямые страховщики и перестраховщики, как и прежде, ощущают потребность в увеличении капитала. Это осуществимо в случае, если будет увеличена привлекательность российской страховой индустрии для российских и иностранных инвесторов.
Процесс концентрации будет и дальше продолжаться. Российский рынок перестанет быть питательной средой для мелких, плохо капитализированных и недиверсифицированных страховых компаний.
Придавать еще больше значения «правильному» перестрахованию (определение собственного удержания, выбор перестраховщика и прочее). Недопустимы ни в коей мере прямые или косвенные ограничения для перестрахования.
Все формы соцстрахования должны быть перепроверены (как минимум) на предмет их способности урегулировать убытки, а затем ограничены.
Сюда же относится идея, которая иногда отсутствует в Российской Федерации, - о том, что страхование является формой предупреждения риска. Основной задачей является предупредительная мера. Страховщики могут оплатить лишь тот убыток, за который они получат или уже получили соответствующую страховую премию. Исходя из этого, трудно поддаются пониманию предложения, чтобы страховщики сейчас же застраховали птицефермы от птичьего гриппа.
Ситуации риска
В конце 2012 года статистика по страхованию от огня была несколько лучше, чем в 2011 году. Но и в прошлом году не наметилось какого-либо существенного улучшения. На фоне мировых показателей у России остается самая плохая статистика по страхованию от огня. Особенно, что касается случаев со смертельным исходом. Российская статистика во много раз хуже, чем в Германии или США.
Количество страховых случаев при ответственности автовладельцев в течение ряда лет, по сравнению с международными показателями, остается наихудшей. В последние годы она приносит все больше рекордов по количеству несчастных случаев, случаев с тяжелыми последствиями, с человеческими жертвами и тяжелыми увечьями.
Внушает опасение ситуация с предупреждением риска в отдельных областях экономики. В будущем нельзя исключить крупные ущербы или катастрофы техногенного свойства.
Очень важной функцией страхования является оказание поддержки страхователю при предупреждении ситуаций риска. Она может и должна также оказывать экономическое давление на страхователя для сокращения ситуаций его риска. До сих пор в Российской Федерации страховщики имеют для этого пока еще слишком мало возможностей. Важнейшей причиной этого является незначительная плотность страхования.
Можно назвать и другие факторы: восприятие страхования как операции по обмену денежных средств, заключение страховых договоров без ориентированного на реальный риск андеррайтинга с соответствующими ценами. Скидки по страховым премиям возможны лишь тогда, когда предприниматель технически и организационно предупрежден от нанесения и распространения ущерба.
Со всеми данными проблемами
страховщики самостоятельно могут
справиться только по истечении долгого
времени, постепенно внося изменения.
Насколько они будут
- рассматривается ли государством страхование как потенциал для накопления капитала и отсюда - как независимый источник инвестиционного капитала для собственной экономики?
- рассматривается ли
- рассматривается ли страхование как часть государственных мер по предупреждению ситуаций риска?
- рассматривается ли
Если на эти вопросы дан твердый ответ «да», то нужно быть готовым создать необходимые для этого политические, правовые и финансовые условия. Ключевым моментом является, конечно же, законодательство. При этом, прежде всего, речь идет о законах, которые регулируют страховую деятельность.
В первую очередь это относится к налоговому законодательству: российские страховщики (и страхователи) критикуют, прежде всего, отсутствие или недостаток налоговых урегулирований на случай частных предупреждений риска (возраст, здоровье, образование), которые разгружают государство и его систему соцобеспечения. Предприятия должны только тогда получать государственные, например, налоговые компенсации за ущерб, если нет и, соответственно, не было возможности застраховаться от этого.
Важно также создание законного основания для деятельности посредников не только в индустрии страхования.
Потребность в изменении существует также в комплексе законодательства по валюте и финансам, которые российским страховым компаниям, пенсионным фондам и прочим финансовым институтам до сих пор усложняют допуск к международным рынкам капитала.
3.2 Перспектива
для дальнейшего
Сфера страховых услуг в современной российской экономике продолжает развиваться, и, безусловно, отраслевая нормативная база не всегда успевает за динамикой рыночных реалий. Иногда случается и обратный эффект. Так, например, широко дискутировавшаяся в страховом сообществе дилемма о нормативном разделении страховых организаций по принципу «жизнь - не жизнь» или «личное - не личное» завершена. Результаты принятого в контексте мировой страховой практики решения в настоящее время законодательно закреплены. Вместе с тем, непродуманность шагов по внедрению этого новшества и отсутствие необходимого механизма привели к серьезным проблемам на российском страховом рынке, которые негативно сказались на развитии бизнеса. И законодатели, и страховщики вынуждены были прилагать значительные усилия для нормализации сложившейся ситуации. Помимо несовершенства страхового законодательства сохраняются и другие факторы, существенно влияющие на развитие страховой отрасли.