Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 13:51, курсовая работа
Цель данного курсового проекта - всесторонне изучить проблему страхования грузов, а именно грузов, перевозимых автомобильным транспортом в Российской Федерации, произвести анализ отечественного и международных рынков данного вида страхования и дать исчерпывающие ответы на вопросы, возникающие при рассмотрении поставленной темы.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд следующих задач:
• дать определение понятия страхование грузов, перечислить особенности;
• оценить правовое положение страхования в России;
• изучить состояние российского рынка страхования грузов, его возможности и потенциал;
• рассмотреть международный опыт в развитии данного вида страхования;
• Анализ взаимоотношений страховщика и страхователя при наступлении страхового случая; и многие другие задачи
Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Место страхования железнодорожных грузов в структуре страхового дела 5
1.2. Объекты страхования 8
1.3. Субъекты страхования 9
1.4. Условия страхования 10
1.5. Принятая терминология 12
1.6. Законодательная база 13
2. Аналитическая часть 15
2.1. Динамика развития рынка грузов, перевозимых автотранспортом 15
2.2. Анализ страховых компаний, занимающихся страхованием грузов, перевозимых автотранспортом в РФ и за рубежом 17
2.3. Сравнительный анализ правил и условий страхования в РФ и за рубежом 28
2.4. Сравнительный анализ страховых тарифов и методов их расчётов 33
2.5. Анализ взаимоотношений страховщика и страхователя при наступлении страхового случая 41
2.6. Выводы 45
3. Проектная часть 47
3.1. Направления совершенствования законодательной базы 47
3.2. Требования, предъявляемые к страховым компаниям, занимающимся страхованием грузов, перевозимых автотранспортом 48
4. Расчетная часть 50
4.1. Методика расчетов страховых тарифов 50
Заключение 53
Список используемой литературы 54
5. Суброгация — переход
страховщику прав страхователя
на возмещение ущерба. В силу
ст. 965 ГК РФ к страховщику,
Страховые случаи в страховании грузов классифицируются следующим образом:
Во-первых, это результат стихийного бедствия, проявления природных сил: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т.д.
Все эти риски, являющиеся
следствием действия природных сил,
относятся к категории
Страховые случаи второй категории – это результат человеческой деятельности. Они определяются как риск, исходящий от третьих лиц, другими словами, лиц, осуществляющих перевозку грузов, а также лиц, не имеющих отношения к перевозке грузов (напр. злоумышленники).
1.2.Объекты страхования.
Объектом страхования являются имущественные интересы Страхователя (Выгодоприобретателя), связанные с владением, пользованием, распоряжением грузом, вследствие повреждения или уничтожения (пропажи) груза, независимо от способа его транспортировки.
В зависимости от вида перевозимого груза страховщики анализируют вероятность возникновения основных рисков, сопровождающих перевозку отдельных групп грузов.
При перевозке насыпных грузов (зерно, песок, уголь, гравий и большинство других сырьевых товаров) основные риски связаны с разницей в весе при отправлении и получении грузов (за исключением предусмотренных норм естественной убыли груза вследствие усушки, утруски и т. п.). Эта разница особенно существенна при внешнеторговых перевозках, когда контроль за взвешиванием в пункте отправления производится часто с помощью вагонных весов, допуск точности которых в России абсолютно несравним с допуском точности весов в Европе.
Промышленная техника и оборудование. Основные риски обусловлены внешним воздействием на груз (повреждение при погрузке/разгрузке или транспортировке), а также мелкими кражами. Размер ущерба, нанесенный комплектному оборудованию, может быть очень большим, так как, например, при повреждении одного узла невозможно провести монтаж всей линии. При страховании перевозок комплектного оборудования необходимо оговаривать следующие положения: а) проверка работоспособности
оборудования сразу же после разгрузки или в оговоренные сроки; б) взаимодействие страховщика и страхователя при ремонте или замене поврежденных узлов и агрегатов.
Автотехника. Значительная часть рисков связана с мелкими повреждениями лакокрасочного покрытия и мелкими кражами узлов и агрегатов. Особо важное значение это приобретает при перевозках дорогостоящих автомобилей. Практика показывает, что взаимоотношения страховщика и страхователя при расчете размера ущерба и использовании в этих целях ремонтных смет должны быть предусмотрены договором.
Продукты питания. При перевозке продукты питания помимо таких рисков, как кражи и грабежи, подвержены также другим опасностям, например, изменению температурного режима. Особенно велика при страховании продовольствия возможность повреждения груза в результате ненадлежащей упаковки и нарушения правил погрузки, так как страхователи заинтересованы в том, чтобы в один вагон или фургон загрузить как можно больше груза. Такие случаи обычно не признаются основанием для страховой выплаты.
Фрукты, растительная продукция. Для того чтобы определить степень риска при перевозке фруктов, очень важно изучить ГОСТы и требования санитарных органов, предъявляемые к допуску этих товаров к продаже.
1.3. Субъекты страхования.
Носителем страхового интереса в грузе может быть не только собственник имущества, но и его наниматель, комиссионер и т.п., которым передан товар. Страховой интерес в грузе признается также за теми, кто имеет залоговое право на него в пределах суммы требования, обеспеченного залогом. Например, за банком, выдавшим ссуду под залог груза, перевозчиком, когда он в предусмотренном порядке осуществляет залоговое право на груз в обеспечение получения провозных платежей, подлежащих взысканию в пункте назначения, покупателем и т.п.
Страховщик может не требовать доказательств интереса в грузах, в этом случае в международной практике используется «полис с доказанным интересом».
Страховщики могут осуществлять свою деятельность через страховых агентов и брокеров.[8]
1.4. Условия страхования.
Договор страхования
груза может быть заключен
на основании следующих
1.4.1. "С ответственностью за все риски"
По договору, заключенному на этих условиях, признаются страховым случаем и возмещаются:
1.4.2. "С ограниченной ответственностью”.
По договору, заключенному на этих условиях, признаются страховым случаем и возмещаются:
1.4.3. "Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения".
По договору, заключенному на этих условиях, признаются страховым случаем и возмещаются:
1.4.4. “ С ответственностью за риски хранения”.
По договору, заключенному на этих условиях, возмещаются убытки от гибели, утраты или повреждения всего или части груза, возникшие вследствие:
Страхователь может, по согласованию со Страховщиком, выбрать отдельные виды страховых рисков хранения груза.
Хранение груза считается застрахованным только на том складе и в тех местах, которые указаны в договоре страхования.
1.5. Принятая терминология.
Общая авария - убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.
Расходы по общей аварии подлежат распределению между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости, то есть она падает на всех участников морского предприятия.
Частная авария падает на того, кто ее потерпел или на того, кто ответственен за ее возникновение.
Генеральный полис – один договор страхования, на основании которого по соглашению Страхователя со Страховщиком осуществляется систематическое страхование разных партий однородных грузов на сходных условиях в течение определенного срока.
Страховой риск - предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.
Страховая сумма - определенная договором страхования денежная сумма, в пределах которой Страховщик обязуется выплатить страховое возмещение и исходя из которой определяется размер страховой премии.
Страховая премия - плата за страхование, которую Страхователь (Выгодоприобретатель) обязан уплатить Страховщику в порядке и в сроки, установленные договором страхования.
Страховой случай - совершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность Страховщика произвести выплату страхового возмещения Страхователю (Выгодоприобретателю).
Страховое возмещение - денежная сумма, которую Страховщик в соответствии с договором страхования должен выплатить Страхователю (Выгодоприобретателю) при наступлении страхового случая.
Франшиза - предусмотренная условиями договора страхования часть убытков Страхователя, не подлежащая возмещению Страховщиком.
1.6. Законодательная база.
Рассмотрим законодательную базу, регулирующую отношения в сфере страхования грузов.
1. Имущество может быть
застраховано по договору
2. Договор страхования
имущества, заключенный при
3. Договор страхования
имущества в пользу
При заключении такого договора
страхователю выдается страховой полис
на предъявителя. При осуществлении
страхователем или
Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)[3].
3. Не подлежат налогообложению
(освобождаются от
7) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.
В целях настоящей статьи операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая организация получает: (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ):
Информация о работе Страхование грузов, перевозимых автомобильным транспортом