Страхование грузов, перевозимых автомобильным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта - всесторонне изучить проблему страхования грузов, а именно грузов, перевозимых автомобильным транспортом в Российской Федерации, произвести анализ отечественного и международных рынков данного вида страхования и дать исчерпывающие ответы на вопросы, возникающие при рассмотрении поставленной темы.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд следующих задач:
• дать определение понятия страхование грузов, перечислить особенности;
• оценить правовое положение страхования в России;
• изучить состояние российского рынка страхования грузов, его возможности и потенциал;
• рассмотреть международный опыт в развитии данного вида страхования;
• Анализ взаимоотношений страховщика и страхователя при наступлении страхового случая; и многие другие задачи

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Место страхования железнодорожных грузов в структуре страхового дела 5
1.2. Объекты страхования 8
1.3. Субъекты страхования 9
1.4. Условия страхования 10
1.5. Принятая терминология 12
1.6. Законодательная база 13
2. Аналитическая часть 15
2.1. Динамика развития рынка грузов, перевозимых автотранспортом 15
2.2. Анализ страховых компаний, занимающихся страхованием грузов, перевозимых автотранспортом в РФ и за рубежом 17
2.3. Сравнительный анализ правил и условий страхования в РФ и за рубежом 28
2.4. Сравнительный анализ страховых тарифов и методов их расчётов 33
2.5. Анализ взаимоотношений страховщика и страхователя при наступлении страхового случая 41
2.6. Выводы 45
3. Проектная часть 47
3.1. Направления совершенствования законодательной базы 47
3.2. Требования, предъявляемые к страховым компаниям, занимающимся страхованием грузов, перевозимых автотранспортом 48
4. Расчетная часть 50
4.1. Методика расчетов страховых тарифов 50
Заключение 53
Список используемой литературы 54

Файлы: 1 файл

Страхование грузов, перевозимых автомобильным транспортом..docx

— 247.67 Кб (Скачать файл)

Статья 263. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества [4].

1. Расходы на обязательное  и добровольное страхование имущества  включают страховые взносы по  всем видам обязательного страхования,  а также по следующим видам  добровольного страхования имущества:

1) добровольное страхование  средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том  числе арендованного, расходы  на содержание которого включаются  в расходы, связанные с производством  и реализацией;

2) добровольное страхование  грузов;

3) добровольное страхование  основных средств производственного  назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов  незавершенного капитального строительства  (в том числе арендованных);

4) добровольное страхование  рисков, связанных с выполнением  строительно-монтажных работ;

5) добровольное страхование  товарно-материальных запасов;

6) добровольное страхование  урожая сельскохозяйственных культур  и животных;

7) добровольное страхование  иного имущества, используемого  налогоплательщиком при осуществлении  деятельности, направленной на получение  дохода;

8) добровольное страхование  ответственности за причинение  вреда, если такое страхование  является условием осуществления  налогоплательщиком деятельности  в соответствии с международными  обязательствами Российской Федерации  или общепринятыми международными  требованиями. (в ред. Федерального  закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

  1. Закон от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ"(с изм. и доп. от 29.11.07 г.).

 

2. Аналитическая часть.

2.1. Динамика развития рынка страхования грузов, перевозимых автотранспортом.

 

Объем международных и  внутрироссийских автомобильных грузоперевозок в 2009 году сократился приблизительно на 30%.

Наиболее сильное падение  произошло в сегменте перевозок  легковых автомобилей, в меньшей  степени пострадали контейнерные перевозки  и в наименьшей степени – рефрижераторные  грузы.

На фоне общего падения  в 2009 году объема международных и  внутрироссийских грузоперевозок, который  отмечали участники круглого стола, неизбежно сокращается и рынок  страхования грузоперевозок. По оценкам  экспертов, его падение достигает  до 50%. Чтобы не терять клиентов, страховым  компаниям нужно будет переориентировать  свои продукты на отдельные сегменты грузов. Как отмечают сами перевозчики, страхование остается актуальным для  сегментов электроники и подакцизных  товаров, тогда как товары средней  категории, скорее всего, будут в  меньшей степени покрываться  страховкой ввиду сокращения расходов участниками рынка. Говоря о состоянии  рынка страхования грузов, то верным является снижение показателей. Если раньше страховщики оценивали объемы, как  правило, исходя из 4-8 кругорейсов одной машины, то теперь оборот снизился, и 4 - это максимальный предел, а в среднем - это 2-3 рейса. Соотношение по грузообороту между внутренними перевозчиками и международными несколько изменилось. Но по сравнению сентября текущего года с сентябрем прошлого года есть позитивная динамика. Есть перевозчики, которые продолжают закупать машины, несмотря на потерю во фрахте и другие сложности. На границе все чаще выстраиваются очереди из грузовиков, что дает некоторую надежду на то, что положение наших транспортных компаний рано или поздно улучшится. В целом, по мнению специалистов, перевозки страхуются пассивно, не более 35% от общего объема поставок, проводимых компаниями, работающими на территории России. Для сравнения, этот же показатель в Европе, несмотря на кризис, достигает 85%.

Объем премии в сегменте страхования грузов составил 7 млрд руб. При этом прирост премии по сравнению  с прошлым годом просто впечатляющий на фоне кризисной ситуации в экономике  — 27,3%.

Напомним, что объем премии по добровольным видам страхования + ОСАГО упал в 1 полугодии на 7,5% по сравнению с итогами 1-м полугодия 2008 г и составил 265,3 млрд руб.

 

 

 

 

 

   Рисунок №1[5]

 

Рынок страхования грузов, млрд. руб.

 

Что же происходит на самом  деле? Почему весь рынок падает, а  страхование грузов стало расти  ускоренными темпами? Возможно, сыграли  свою роль некие отраслевые особенности (транспорт, грузоперевозки)?

Но в отрасли, по данным Росстата за январь-июнь 2009 г, всё в "норме", т.е. кризис:

— грузооборот транспорта (основной показатель работы транспорта за определенный период времени) за 1 полугодие 2009 г упал по сравнению с 1 п/г 2008 г  на 17,5 проц, составив 2080 млрд.т-км. Причем падение зафиксировано по всем видам транспорта, кроме морского /в увеличении грузооборота морского транспорта могли сыграть свою роль, наряду с сомалийскими пиратами, и продолжительная зима, приблизившая кромку льдов к судоходным путям: судовладельцы были вынуждены увеличивать протяженность маршрутов/ и в каждом из 6 месяцев полугодия по отношению к соответствующему месяцу;

— объем грузоперевозок всеми видами транспорта в совокупности сократился в 1 полугодии 2009 г на 25 проц по сравнению с 1 п/г 2008 г, составив 3400 млн тонн. При этом в объеме погрузок железнодорожного транспорта, вместе с сокращением объема выручки в соответствующих отраслях, в наибольшей степени сократились отправки строительных грузов (43 проц), импортных грузов (55 проц) и грузов черных металлов и леса (52 проц и 35 проц, соответственно).

Таким образом, в отрасли  никаких предпосылок для значительного  роста объемов премии по страхованию  грузов не наблюдается.

Рискнем предположить, что  описываемая ситуация в страховании  грузов возникла из-за кэптивной составляющей бизнеса ряда страховщиков, которая всегда играла доминирующую роль в сегменте страхования грузов.

По мере предоставления ФССН информации о деятельности страховщиков в 1 полугодии 2009 г в разрезе компаний можно будет сделать более  взвешенные выводы о динамике и факторах развития рынка страхования грузов.

Говоря об особенностях работы страховщиков в сегменте страхования  грузов, зам. директора центра страхования  транспортных рисков «РОСНО» Анастасия  Лукьянова отметила: «Один из факторов, который сдерживает развитие рынка  страхования грузов, – это состояние  риск-менеджмента (то есть системы оценки и управления рисками) в российских компаниях. К сожалению, он находится  в зачаточном состоянии – 90% компаний не придает значения этому направлению, хотя его развитие позволило бы сделать  деятельность организаций максимально  прибыльной. Сегодня действует четыре основные формы защиты от возможных  непредвиденных финансовых потерь при  повреждении груза или его  полной гибели. Это создание собственных  резервных фондов, юридическое сужение  зоны ответственности, сотрудничество с ведущими игроками рынка (которые, как правило, вовремя проводят техосмотр  машин, медосмотр водителей, грамотно обучают персонал), а также страхование».

Разумеется, использование  только одного из перечисленных экспертом  инструментов не позволяет полностью  избежать незапланированных расходов. Однако страхование позволяет их минимизировать – ведь все выплаты  берет на себя страховщик. Полис  стоимостью 5 тыс. рублей может покрыть  расходы в миллион рублей. Относить же миллионы рублей на собственный  баланс может позволить себе далеко не каждая компания.

На практике примерно в  половине случаев ответственным  за повреждение или утрату груза  признается именно компания-перевозчик, поэтому грузовладелец зачастую вообще пренебрегает страхованием, полагаясь  на полное возмещение убытков со стороны  транспортной компании.

 

2.2. Анализ страховых копаний, занимающихся страхованием грузов, перевозимых автотранспортом в РФ и за рубежом.

 

В этой части курсового  проекта мы опишем и рассмотрим компании, представляющие рынок страхования грузов, перевозимых автотранспортом в РФ и за рубежом.

Начнём с российских компании, а именно ОАО"Росгосстрах"[10]

Росгосстрах – крупнейшая в России страховая компания, которая  оказывает существенное влияние  на формирование страхового рынка.

Группа компаний «Росгосстрах»  представляет собой вертикально  интегрированный холдинг. Он состоит  из ОАО «Росгосстрах», 3 региональных, 7 межрегиональных универсальных  страховых компаний, ООО «СК "РГС-Жизнь"», занимающейся страхованием жизни и  негосударственным пенсионным обеспечением, а также ООО «РГС-Медицина», осуществляющей операции по обязательному медицинскому страхованию.

Росгосстрах – единственная страховая компания, которая располагает  филиальной сетью, сравнимой по охвату с Почтой РФ и Сбербанком России.

В компании Группы входит порядка 3000 агентств, страховых отделов и  центров урегулирования убытков. Общая  численность работников системы  Росгосстраха превышает 97 тыс. человек, в том числе более 60 тыс. агентов. Управление Группой, разработку стратегии  и методологии осуществляет Холдинговая  компания «Росгосстрах».

Российская государственная  страховая компания имеет богатую  историю и многолетний успешный опыт работы. Образованная в феврале 1992 года, она стала правопреемником  Госстраха РСФСР, который был  создан в 1921 году. Развитие российского  рынка страховых услуг в значительной степени определялось деятельностью  Госстраха, а затем Росгосстраха.

В июле 2003 года после поэтапной  приватизации пакет в 75 процентов  минус одна акция ОАО "Росгосстрах" приобрели отечественные инвесторы.

Государство по-прежнему сохраняет  блокирующий пакет акций, что  обеспечивает компании дополнительную надежность. Кроме того, через участие  в деятельности Росгосстраха как  системообразующей компании государство  воздействует на формирование целой  отрасли экономики страны.

РОСГОССТРАХ разработал специальную  программу страхования грузов на наиболее выгодных для средних и  малых предприятий условиях –  РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС «GARGO». Вне зависимости  от пункта назначения транспортировки  груза (за рубеж или на территории России) Росгосстрах обеспечит гарантию возмещения непредвиденных финансовых потерь в случае повреждения или  пропажи перевозимых товаров.

 

Наши преимущества:

    • cоставление индивидуальной страховой программы в зависимости от целесообразности и уровня дохода предприятия;
    • оформление полиса в день обращения при разовом страховании грузов;
    • упрощенный порядок заявления грузов на страхование и снижение расходов на страхование при оформлении Генерального полиса;
    • оптимальное соотношение цены и объема страхового покрытия. Минимальная премия по полису – 30 долл. США;
    • быстрое и эффективное урегулирование убытков на всей территории России по месту нахождения груза, вне зависимости от того, где был заключен договор страхования;
    • минимальные сроки выплат страхового возмещения. Мы тщательно проработали перечень необходимых документов и порядок их представления при урегулировании убытков. Для удобства своих клиентов Росгосстрах счел возможным отказаться от отдельных документов, обязательных ранее;
    • возможность уплатить страховой взнос по итогам отчетного периода (месяца), после проведения всех перевозок;
    • предоставление консультаций по оптимальным условиям страхования, вытекающим из условий INCOTERMS при страховании экспортно-импортных грузов;
    • возможность оплаты в валюте при страховании грузов, идущих в рамках внешнеторговых контрактов;
    • возможность организации предоставления дополнительных сервисных услуг, таких как отслеживание прохождения грузов при перевозках по железной дороге, рекомендации надежных перевозчиков и экспедиторов;
    • возможность организации сюрвейерских осмотров в любой точке мира;
    • соответствие условий страхования Международным оговоркам (правилам), таких как Институт Лондонских страховщиков;
    • оптимальная страховая защита, обеспеченная крупнейшими международными перестраховочными компаниями.

Что можно застраховать?

    • генеральные грузы (тарные и штучные грузы);
    • грузы наливные (fluid cargo);
    • грузы насыпные, навалочные (bulk cargo);
    • парцельные грузы (Parcel Cargo);
    • грузы опасные (Dangerous cargo);
    • грузы скоропортящие<span class="Li

Информация о работе Страхование грузов, перевозимых автомобильным транспортом