Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:14, курсовая работа
Целью данного теоретического анализа является разностороннее рассмотрение страхования ответственности, его значение в жизни общества.
Для реализации данной цели определены следующие задачи: ознакомиться с историей страхования ответственности, рассмотреть основные положения этой отрасли страхования; основные виды страхования ответственности; провести сравнительный анализ некоторых видов страхования ответственности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕСТВЕННОСТИ
1.1. История развития страхования ответственности 5
1.2. Основные положения страхования ответственности 8
ГЛАВА 2. ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Страхование гражданской ответственности владельцев 12
транспортных средств
2.2. Страхование гражданской ответственности заемщика 25
за непогашение кредита
2.3. Страхование профессиональной ответственности 27
2.4. Страхование ответственности за неисполнение обязательств 29
ГЛАВА3.МИРОВАЯ ПРАКТИКА СТРАХОВАНИЯ 32
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
При этом доля страховой
премии, применяемая при расчете
страховых тарифов и
Обязательное страхование
осуществляется владельцами транспортных
средств путем заключения со страховщиками
договоров обязательного
В договорах обязательного
страхования указываются
По договору обязательного
страхования является застрахованным
риск гражданской ответственности
самого страхователя, иного названного
в договоре обязательного страхования
владельца транспортного
При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис и специальный знак государственного образца.
Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис.
При прекращении договора
обязательного страхования
Автотранспортные средства могут быть застрахованы на следующих условиях, включающих различные виды страховых рисков:
Страхование «автокаско» осуществляется на случай аварии, пожара, стихийного бедствия, угона, кражи детали, боя стекла, падения предметов. Страховой интерес может распространяться и на дополнительное оборудование, установленное на автотранспортном средстве и являющееся его неотъемлемой частью.
В настоящее время страховые тарифы по страхованию «автокаско» варьируются в большинстве компаний от 5 до 13% от стоимости автомобиля или от страховой суммы. При страховании автомобилей иностранных производителей страховые тарифы выше – до 18% от стоимости нового автомобиля.
Страхование от всех видов риска, или «автокомби», представляет собой наиболее широкий перечень страховых рисков, связанных с эксплуатацией автотранспортного средства, принятого на страхование. Возмещению страховщиком подлежат убытки страхователя, вызванные утратой или повреждением застрахованного транспортного средства, причинением вреда жизни и здоровью потерпевших или их имуществу при эксплуатации этого транспортного средства, вред, причиненный жизни и здоровью водителя и пассажиров, покрытие ущерба, причиненного багажу и другим предметам, находящимся в салоне автомобиля.
Страхование багажа не распространяется на антикварные и уникальные предметы, изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных и поделочных камней, предметы религиозного характера, коллекции, картины, рукописи, денежные знаки, ценные бумаги, документы и фотоснимки, а также на предметы, не принадлежащие страхователю и членам его семьи либо предназначенные для продажи в связи с занятием индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Страхование гражданской ответственности транспортных средств производится в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании и гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Страхование гражданской ответственности для иностранных граждан в России, согласно постановлению МИД РФ, является обязательным. Страхованию подлежит риск ущерба, который может быть причинен при использовании транспортного средства, а именно ущерб, который может быть причинен при использовании транспортного средства, а именно ущерб, причиненный страхователем, жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате аварии.
Объектом страхования
от несчастных случаев водителя и
пассажиров (или страхование мест)
– является имущественный интерес
по поводу жизни и здоровья любого
из них, и такое страхование может
быть заключено по системе мест или
по паушальной системе, причем в первом
случае страховая сумма
В автостраховании страховая
сумма принятого на страхование
транспортного средства может быть
определена как действительная (рыночная)
цена транспортного средства на дату
заключения договора страхования, определяемая
как стоимость нового транспортного
средства с учетом износа, или устанавливается
по соглашению между страховщиком и
страховой компанией. В соответствии
с российским законодательством
страховая сумма не может быть
вше реальной рыночной цены автомобиля.
При страховании гражданской
ответственности и от несчастного
случая стороны договора могут установить
любую согласованную между ними
страховую сумму. Достаточно часто
в договорах страхования
Подходы к оценке страховой суммы при заключении договоров страхования с различными условиями страхового покрытия неодинаковы. В случае если договор страхования заключается только на случай угона, наиболее распространенной является практика определения в договоре в качестве действительной стоимости застрахованного транспортного средства рыночной стоимости или стоимости, рассчитанной как разница между стоимостью приобретения и суммой износа за полные годы использования транспортного средства. Ежегодный процент износа для различных видов и типов автотранспортных средств страховщики устанавливают в правилах страхования: как правило, 30% от страховой суммы на первом году использования автомобиля. Если страховое покрытие в договоре страхования распространяется только на риски повреждения транспортного средства, то страховая сумма устанавливается как восстановительная стоимость подлежащих замене деталей транспортного средства и стоимости восстановительных работ. Вместе с тем в условиях страхования некоторых компаний и при расчете страхового возмещения при частичном повреждении транспортного средства также применяются нормы амортизации к стоимости замененных деталей, а при расчете страхового возмещения в случае угона или конструктивной гибели при повреждении транспортного средства расчет амортизации к стоимости транспортного средства определяется также и на дату выплаты.
Принципы андеррайтинга в автостраховании учитывает технические данные и характеристики принимаемого на страхование транспортного средства (стоимость, класс, тип, мощность, объем двигателя, пробег), индивидуальные характеристики пользователя транспортного средства (возраст, пол, водительский стаж, состояние здоровья), цели использования транспортного средства (личное транспортного средство или служебное), применяемые меры охраны (наличие сигнализации, гаража, охраняемой стоянки и др.) и другие факторы риска.
Порядок взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая устанавливается договором страхования. О наступившем страховом случае страхователь обязан в срок, который установлен договором страхования, заявить страховщику. Несвоевременность заявления может являться основанием для отказа в страховой выплате. В условиях договора страхования, как правило, предусмотрено, что при наступлении ДТП страхователь должен незамедлительно связаться со страховщиком и получить инструкции о дальнейших действиях и обращениях к третьим лицам и организациям. Это имеет особое значение в случаях причинения вреда имущественным интересам третьих лиц по договорам страхования гражданской ответственности автовладельцев. При получении повреждения автотранспортного средства страхователь обязан до проведения ремонтных работ предоставить транспортное средство для осмотра представителю страховщика, с тем чтобы полученные повреждения были зафиксированы в документах страховой организации. Такого рода обследования являются основанием для расчета в дальнейшем размера страховой выплаты. Так же как несвоевременное сообщение о страховом случае, непредставление транспортного средства страховщику для осмотра после ДТП может являться основанием для отказа в страховой выплате.
При страховании от несчастного случая страховым событием считается любая травма водителя или пассажиров в результате ДТП. Подобные происшествия подлежат регистрации в ГИБДД. Кроме того, это является основанием для возбуждения уголовного дела против виновника.5
Возмещение выплачивается в размере причиненного ущерба, но не свыше страховой суммы, обусловленной договором, т.е. по системе первого риска, или в той же пропорции, какую составляет страховая сумма от реальной стоимости транспортного средства. Одновременно условия страхования на случай повреждения автотранспортного средства содержат понятие так называемой полной конструктивной гибели застрахованного автомобиля. Как правило, понятие конструктивной гибели связано со страховыми случаями, в результате наступления которых ущерб составляет более 75% страховой суммы (страховой стоимости) застрахованного автомобиля. В этих случаях страхователь имеет право отказаться от застрахованного транспортного средства в пользу страховщика (абандон), получив возмещение в размере полной страховой суммы.
Перечень документов, подтверждающих
наступление страхового случая, которые
необходимы для страховой выплаты
и должны быть представлены страхователем,
устанавливается договором
При ДТП с застрахованным автотранспортным средством: справка ГИБДД формы 2;
При угоне застрахованного автотранспортного средства: справка из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела;
При пожаре застрахованного автотранспортного средства: справка из отделения пожарной охраны;
При ущербе в результате противоправных действий третьих лиц, преступлении и хулиганстве: справка из органов внутренних дел;
При причинении
физического ущерба лицам на
водительском и пассажирских
местах: справки ГИБДД, медицинское
заключение о характере травм,
при необходимости – справка
ВТЭК или свидетельство о
При причинении
вреда имущественным интересам
третьих лиц состав документов,
подтверждающих наступление
2.2. Страхование гражданской ответственности заемщика за непогашение кредита
Такой вид страхования
является разновидностью страхования
рисков непогашения кредитов. В отличие
от страхования риска непогашения
кредитов договор страхования
Объектом страхования является ответственность заемщика кредита перед банком, выдавшим кредит, за полное и своевременное погашение кредита, включая проценты за пользование кредитом. Страхованию подлежит не вся ответственность заемщика кредита, а определенная её часть, как правило, от 50 до 90%. Остальная доля ответственности возлагается на самого страхователя.
Страховым событием считается неполучение банком в оговоренный срок (от 3 до 20 дней) кредита с процентами от кредитозаемщика.
Ответственность страховщика
возникает при наступлении
Ставки страховых взносов
зависят от срока страхования (пользования
кредитом), степени риска (платежеспособности
заемщика) и др. страховая сумма
устанавливается
Основные условия страхования ответственности заемщиков за непогашение кредитов в целом аналогичны условиям страхования риска непогашения кредитов. Исходя из страховой суммы и установленных тарифных ставок страховщик определяет страховые взносы, которые должны быть уплачены единовременно. Днем уплаты страховых взносов считается день поступления средств на расчетный счет страховщика.
После выплаты банку-кредитору страхового возмещения к страховщику переходят в пределах выплаченной суммы все права банка по кредитному договору.
Финансовое состояние
и платежеспособность заемщика кредита
определяются с помощью методик
по анализу финансово-
2.3. Страхование профессиональной ответственности
Страхование профессиональной
ответственности (СПО) является видом
страхования, предназначенным для
страховой защиты лиц определенной
профессии против юридических претензий,
вытекающих из действующего законодательства
или судебных исков по возмещению
клиентам или третьим лицам