Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 08:28, курсовая работа
Целью государственного регулирования страховой деятельности является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм, защита прав и законных интересов всех субъектов страховых правоотношений. Государственное регулирование должно содействовать утверждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую основу, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивных и фиктивных компаний, которые могут нанести ущерб и страховому делу, и страхователям. Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ……………………………………………………….4
Понятие страховой деятельности…………………………………………4
Правовое регулирование страховой деятельности в РФ………………...6
ГЛАВА 2. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РФ……………………………....11
2.1. Лицензирование страховой деятельности………………………………....11
2.2. Государственный страховой надзор……………………………………….20
2.3.Совершенствование страховой деятельности в РФ…………………….....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...28
Приказ Минфина РФ от 11 июня 2002 г. № 51н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни»17;
Формирование и поддержание конкурентоспособной среды на страховом рынке регулируется антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Что касается налогообложения страховых организаций, главным источником права в этой области является Налоговый кодекс РФ18 (в частности, его глава 25 «Налог на прибыль предприятий и организаций»).
Как уже было сказано, в настоящее время возникают идеи разделения законодательства, регулирующего страховую деятельность, на частно-правовую сферу (договорные обязательства в сфере страхования) и публично-правовую (государственное регулирование страховой деятельности). Помимо этого предлагается принять Закон о государственном страховом надзоре. Однако в настоящее время, принимая во внимание судебную практику по страховым спорам, есть все основания полагать, что предлагаемый закон еще более затруднит применение норм страхового права. Наиболее эффективной мерой в настоящий момент может быть устранение противоречий в действующем страховом законодательстве, правовое разрешение существующих проблемных вопросов.
Страховая деятельность в Росси играет огромное значение, так как является единственным действенным способом защиты граждан и юридических лиц от различных неблагоприятных ситуаций. И хотя она непосредственно не предотвращает наступление этих ситуаций, но зато в кратчайшие сроки способствует материальному возмещению имущественных потерь, связанных с наступлением таких случаев.
Ввиду этого, как справедливо отмечает Е.А. Шергунова19, государство обращает особое внимание на регулирование данной деятельности. В частности, заниматься страховой деятельностью можно только при наличии специального разрешения – лицензии.
«Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст.3 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»20.
«Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования (ст. 3 ФЗ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»»21.
Как отмечает Е. Ю. Голышева22, лицензирование во всех странах с рыночной экономикой рассматривается как способ государственного регулирования, позволяющий гарантировать потребителю, что лицензируемая предпринимательская деятельность, осуществляется правомочным юридическим лицом, выполнившим все требования, предъявляемые законодательством к данному виду деятельности.
Специфика лицензирования российских
страховщиков заключается в том,
что лицензии выдаются на осуществление
конкретных видов страхования, в
которых законом или
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»23 лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании представленных ими заявлений и документов. К таким документам отнесены:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) учредительные документы соискателя лицензии;
3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
5) сведения о составе акционеров (участников);
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
9) сведения о страховом актуарии;
10) правила страхования по видам страхования с приложением образцов используемых документов;
11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
12) положение о формировании страховых резервов;
13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.
При предоставлении всех необходимых документов необходимо иметь в виду, отмечает М.Б. Смирнова24, что в статье 32 Закона о страховании указан исчерпывающий перечень необходимых документов (п.8 ст.32), поэтому нельзя требовать иные документы, не вошедшие в данный перечень. Однако при составлении списка необходимых документов законодатель упустил очень важный акт – квитанцию об уплате государственной пошлины. Таким образом, на практике не совсем понятно, нужно ли оплачивать получение лицензии или нет.
«По общему правилу лицензирование облагается государственной пошлиной в размере 2600 рублей (ст.333.33 Налоговый Кодекс Российской Федерации). Однако ни в Налоговом Кодексе, ни в Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не сказано об оплате государственной пошлины за предоставление лицензии на осуществление страхования. Причём на практике орган страхового надзора уплату государственной пошлины требует»25.
Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора26:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
3) учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица;
4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.
Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 %, в дополнение к указанным документам представляют в порядке, предусмотренном законодательством страны места пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.
Для проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством РФ.
Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех необходимых документов для получения лицензии соискателем.
О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.
Как отмечает К.Н. Нилов27, в выдаче лицензии может быть отказано в следующих случаях:
1) использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полностью обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела;
2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;
3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям Закона «Об организации страхового дела в РФ» и нормативным правовым актам органа страхового регулирования;
4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ;
5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
6) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
7) необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования;
8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
9) несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица по вине учредителя-соискателя лицензии. Решение органа страхового надзора о мотивированном отказе в выдаче лицензии должно быть направлено соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения. Данное решение направляется соискателю лицензии с уведомлением о вручении такого решения.
В случаях непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение 2 месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии либо установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации лицензия аннулируется, или отменяется решение о выдаче лицензии.
Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 32.5)28 предусмотрена выдача бессрочных и временных лицензий. Временная лицензия может выдаваться на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на 3 года либо на срок от 1 года до 3 лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством. В остальных случаях лицензия выдается без ограничения срока ее действия.
Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством.
Действие лицензии может быть ограничено либо приостановлено (ст. 32.6 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»29).
При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. К таким нарушениям закон относит30:
1) осуществление субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
2) несоблюдение страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;
3) несоблюдение страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;
4) нарушение субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;
5) непредставление субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;
6) установление факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;
7) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и дополнениях, внесенных в правила страхования по видам страхования.
Указанное предписание
направляется субъекту страхового дела,
который в установленный