Страховой рынок в системе финансовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы явилось анализ современного состояния страхового рынка РФ и выявление основных тенденций его развития.
Задачи работы:
1) определение понятия, структуры и функций страхового рынка;
2) анализ состояния страхового рынка РФ в 2012 году;
3) рассмотрение проблемы, и основных тенденций развития страхования в России.

Файлы: 1 файл

Страхование Отредактированное.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, реальный рост российского страхового рынка  в большой степени объясняется спросом населения на кредиты и готовностью банков этот спрос удовлетворить.

ОСАГО, каско и страхование  имущества - тройка наиболее известных  и востребованных страховых услуг  среди россиян в 2012 году. ОСАГО  традиционно является наиболее распространенной страховой услугой, как в настоящий момент, так и в перспективе (26% пользуются, 20% планируют). Каско, хоть и занимает второе место по востребованности, доля его пользователей пока невысока - 8%. Столько же россиян (8%) страхует свое имущество. Остальные виды страхования мало востребованы, хотя информированность о них достаточно высокая.

 

Таблица 5 –  Наиболее распространенные виды страхования 

 

 

Важно понимать, что, хотя введение системы ОСАГО и открыло  новый этап в развитии российского  страхового рынка, роста собираемых на сегодняшний день страховых премий и осуществленных качественных преобразований явно недостаточно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы развития Российского страхового рынка

 

В настоящее время  складываются позитивные тенденции в развитии страхового рынка России, создаются условия для его равномерного и динамичного роста. По мнению ряда экспертов, его потенциал роста составляет 9-12% в год. Следует заметить, что рост будет происходить с одновременным увеличением благосостояния населения и ростом экономией страны в целом. Однако возможны и внезапнее скачки, например, на рынке страхования жизни, который абсолютно не развит и оценивается в 60 млрд. долл. США, поэтому выглядит привлекательным для западных инвесторов.

Вместе с тем, несмотря на вышеперечисленные тенденции, отражающие положительную динамику развития страхового рынка России, необходимо констатировать, что национальная страховая отрасль до настоящего момента так и не стала эффективным рыночным механизмом управления рисками, способствующим стабильному развитию экономики и социальной сферы.

По таким качественным параметрам, как доля страховых премий в ВВП плотность страхования) и средняя премия на душу населения (проникновение страхования), Россия уступает не только экономически развитым странам, но и существенно отстает от Чехии и Польши, а по отдельным показателям проигрывает в динамике роста Индии и Китаю.

Одновременно тормозят развитие страхования в современной  России медленные темпы роста  рынка перестрахования, который выступает в роли инструмента оптимизации страховых рисков. По оценкам аналитиков, реальный рынок перестрахования растет на 10-15% в год. Его особенностью является то, что основные потоки перестрахования аккумулируются у универсальных перестраховщиков. Существенно влияют на развитие перестрахования следующие проблемы:

- низкая капитализация  российских перестраховщиков в  сравнение с универсальными компаниями, которые превосходят по финансовым  возможностям;

- перестрахование –  это транснациональный вид бизнеса, но нашим компаниям пока для выхода на серьезные западные рынки мешает отсутствие серьезных международных рейтингов. Переход на международные стандарты финансовой отчетности является неотъемлемой частью вступления российских страховых компаний в глобальный мировой страховой рынок;

- низкий уровень государственной  поддержки рынка перестрахования.

Российский страховой  рынок аккумулирует более 4/5 рынка  стран СНГ. Это обуславливается  использованием кэптивных и схемных  операций, которые позволили российским страховщикам укрепиться на рынке, накопить финансовые и кадровые ресурсы. Также этому способствовала умеренная протекционистская политика, которая контролировала процесс вхождения иностранных страховых компаний на рынок.

В ближайшее время  российский страховой рынок также ожидают: существенное сжатие платежеспособного спроса на страхование, включая значительное сокращение базы для реализации обязательного и вмененного страхования, на приоритетное развитие которого делают ставку отечественные страховщики: падение капитализации и ухудшение финансового состояния поставщиков страховых и перестраховочных услуг; негативные изменения в структуре собственности многих страховых организаций, существенное снижение их способности выполнять свои обязательства перед клиентами: обострение противоречий между потребителями и поставщиками страховых услуг вследствие резкого усиления присущей современному страхованию тенденции к игнорированию интересов страхователей; сокращение емкости, снижение надежности страховщиков; дальнейший рост недоверия к страховщикам и перестраховщикам: обострение противоречий между поставщиками страховых услуг, активизация процессов передела и попыток «мародерства» на страховом рынке.

Зачастую при анализе  причин низкого спроса на страховые  услуги большинство мнений, высказываемых представителями страховщиков и органов государственной власти, содержат указания на слабую платежеспособность населения и предприятий, а также на низкий уровень страховой культуры населения. Безусловно, как первый, так и второй вышеназванные факторы имеют место и играют значительную роль.

Вполне понятно, что  низкий уровень доходов основной массы населения и значительной части бизнеса ограничивает спрос  на услуги страхового сектора. Результатом  сложившейся в данном случае ситуации в настоящее время является наибольшая востребованность со стороны потребителей обязательных видов страхования, подобно ОСАГО, и незначительный добровольный и платежеспособный интерес к использованию более широкого перечня различных видов страховой защиты

Важно понимать, что, хотя введение системы ОСАГО и открыло новый этап в развитии российского страхового рынка, роста собираемых на сегодняшний день страховых премий и осуществленных качественных преобразований явно недостаточно.

Многие аналитики предсказывают уменьшение числа страховых организаций и банков  по нескольким причинам.

Во-первых, активные действия госорганов по борьбе со страховщиками, занимающимися "серыми схемами". В результате данных действий практически  полностью удалось исключить  работу "схемных" страховщиков в сегменте классического страхования жизни.

Во-вторых, проведение госорганами  политики по установлению посредством  законодательных норм более высоких  требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков: последовательное увеличение требований к минимальному размеру уставного капитала страховых компаний, ужесточение норм по составу и структуре резервов и собственных средств.

В-третьих, возрастающая конкуренция является основным движущим фактором, стимулирующим укрупнение игроков отечественного рынка и  ведущим к увеличению показателей  его концентрации посредством осуществления  сделок по слиянию и поглощению.

Это делает необходимым усиление антикризисных мер со стороны Минфина и ФССН. Видимо нельзя будет оставить без внимания беспокойство страховщиков по поводу отсутствия нормативных документов, регулирующих порядок банкротства страховщиков и передач страховых портфелей, а также предложения перейти на независимый аудит по МСФО.

Для преодоления негативных процессов в экономике, связанных  с мировым финансовым кризисом 2008г., 2010г., руководство страны разработало  алгоритм и инструментарий, а также  утвердило план антикризисных мер.

В программе антикризисных  мер правительства о страховании  упоминается только два раза: в  рамках банкротства небанковских организаций  и реформирования ОМС. Поэтому при  подготовке изменений в антикризисную  программу разрешено руководствоваться  стратегией страхового дела, разработанной Минфином.

Минфин РФ внесло в  правительство проект "Стратегии  развития страховой деятельности в  РФ до 2020 года". Согласно прогнозам  минфина, реализация предлагаемой ведомством стратегии должна привести к тому, что в 2020 году доля страхования в ВВП будет на уровне 3,5% против 1,2% в 2011 году. Совокупный объем премий страховщиков в 2020 году достигнет отметки 3,65 трлн рублей против 663,7 млрд рублей в 2011 году; выплат - 1,84 трлн рублей против 303,1 млрд рублей. Объем страховых премий на душу населения в 2020 году составит 25,975 тыс. рублей против 4,642 тыс. рублей в 2011 году.

Для достижения указанной  цели планируется укрепление стабильности и надежности национальной страховой  индустрии; придание импульса развитию личного страхования; создание развитой инфраструктуры страховой отрасли; замена экстенсивного пути развития страховой отрасли на интенсивный; активизация внедрения новых страховых продуктов; улучшение качества страховых услуг и расширение их перечня; совершенствование форм и методов страхового надзора за деятельностью субъектов страхового дела; развитие системы взаимного страхования; обеспечение гарантий защищенности внесенных гражданами страховых премий по договорам страхования и их прав на получение страховых выплат; выработка государственной политики в сфере страхования, в том числе в подходах к осуществлению видов страхования в обязательной форме, повышение его эффективности; более четкое определение круга участников страхового рынка, сферы их деятельности, прав и обязанностей; подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере страхования; повышение страховой культуры и финансовой грамотности участников страхового рынка; обеспечение стимулирующего налогового режима для потенциальных страхователей; формирование институтов досудебной защиты прав страхователей; поддержка обществ страхователей; обеспечение прозрачной информационной среды.

Реализация Стратегии  позволит создать предпосылки для  повышения прозрачности законодательства Российской Федерации о страховании, формирование конкурентной среды, повышение уровня финансовой грамотности участников страхового рынка, информированности общественности о деятельности субъектов страхового дела, постепенного перехода к осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела на качественно новой основе.

На рынке ипотеки, остаются работать только самые крупные игроки, а также банки с госучастием. Со снижением покупательной способности  клиентов, страховщики начали думать о том, чтобы предложить рынку  дополнительные программы, которые могут оказаться дешевле стандартных, а также планируют экономить за счет использования франшизы.

И “системные ошибки страховщиков, закладывавшиеся в период благоденствия  на страховом рынке, станут причинами  кризиса на рынке”. В первую очередь это касается рынка автострахования. Его бурный рост был вызван бумом автокредитования, где страховка шла в обязательном порядке, при этом добровольное автострахование практически не развивалось. Другая ошибка в том, что большая часть страховщиков решала исключительно краткосрочные задачи - привлечение как можно большего числа клиентов за счет демпинга и запредельных комиссий страховым посредникам. И тарифы сознательно устанавливались ниже обоснованного уровня.

Такая модель бизнеса  близка к классическому варианту финансовой пирамиды, когда выплаты старым клиентам осуществляются за счет взносов, полученных от новых, привлеченных низкой ценой полиса, считают эксперты. Сегодня, когда рынок автокредитования сжался, а те, кто выплатил кредиты, отказываются от услуг страховщиков, строить подобные пирамиды дальше не получится. То же самое относится и к жилищному страхованию, которое по новому закону перестало быть обязательным при ипотечном кредитовании. И справиться с падением взносов они смогут только "повернувшись лицом к клиенту" - ориентируясь на более качественный добровольный спрос. Но и он сегодня катастрофически падает из-за снижения платежеспособности.

В этой непростой ситуации Росстрахнадзор разработал антикризисные  меры, которые призваны укрепить платежеспособность страховых компаний. Росстрахнадзор предлагает использовать субординированные кредиты для страховщиков, нуждающихся в увеличении уставного капитала. Такие кредиты должны быть безотзывными и предоставляться на срок не менее 5 лет. А для компаний, занимающихся социально значимыми видами страхования, надзор предлагает увеличить маржу платежеспособности. Так, для страховщиков, проводящих операции по "Зеленой карте", запас маржи должен вырасти с 30% до 65%, а для компаний, занимающихся страхованием опасных объектов, он должен быть не менее 50%. При этом для компаний, испытывающих временные затруднения, но до того 10 лет не имевших проблем с платежеспособностью, допустимо временное снижение норматива до 25%. Также предлагается установить лимит на максимальный объем принимаемого по одному договору риска - в 10% от размера собственных средств компании.

Росстрахнадзор предлагает также смягчить норму законодательства, требующую выдачи предписаний страховщику, в течение трех месяцев нарушающему  соотношение нормативов платежеспособности. По мнению надзора, нужно ввести порядок, согласно которому компания может согласовать с регулятором план оздоровления и приведения в соответствие с требованиями своих активов, а предписаниями будут караться отклонения от этого плана. Предложения службы касаются и изменения длительности периода, принимаемого для расчетов убытков аграрных страховщиков: вместо трех лет он может вырасти до семи.

Впрочем, есть в предложениях Росстрахнадзора и жесткие меры - учитывать объем банковских гарантий, приравненных к обязательствам страховщика, при расчете маржи платежеспособности компании.

Поддержка страховому рынку  нужна, но она должна быть адресной и убедительной. Субординированные  кредиты помогут страховщикам улучшить финансовую устойчивость. Кроме того, помощь государства должна быть нацелена на более гибкое применение нормативов в особенности в кризисных условиях и одновременно нужны жесткие меры по оздоровлению рынка.

Информация о работе Страховой рынок в системе финансовых отношений