Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 00:03, реферат
Специфическим товаром страхового рынка является страховая защита – услуга, предоставляемая страховыми организациями. Как и всякий товар, страховая услуга имеет свою потребительную стоимость и цену (денежную форму стоимости).
8. Учёт издержек страховщика в нагрузке производится по маржинальному принципу — прямые расходы (комиссии, затраты на изготовление полиса, внесение его в базу данных, соответствующие налоги и отчисления и др.) учитываются точно, косвенные расходы (затраты на общие по страховой организации расходы, менеджмент и т.д.) учитываются добавлением маржи, определяемой с учётом складывающихся удельных расходов на договор страхования и(или) на 100 рублей страховой премии по данной программе, виду, или направлению страховой деятельности.
9. Адекватность тарифов достигается непрерывным мониторингом финансовых результатов от страховой деятельности по видам, регионам и программам, совершенствованием методов расчёта тарифов с учётом последних достижений науки и практики, периодическим углублённым актуарным анализом рисковой статистики по отдельным видам страхования, и периодическим пересмотром величины тарифов, структуры тарифных ставок.
10. Соответствие размеров страховых тарифов уровню платёжеспособности широкого круга потенциальных страхователей при одновременном обеспечении рентабельности страховых операций. Размер страхового тарифа тем меньше, чем больше количество фактически заключающих договоры страхования страхователей, а также застрахованных лиц, конкретных предметов страхования. Поэтому задача страховщика заключается в определении такого уровня тарифа, который был бы в финансовом отношении доступен максимально возможному количеству страхователей. Вместе с тем такой уровень тарифа должен приносить страховщику хотя бы небольшую прибыль от данного вида страхования.
11. Обеспечение длительного действия (стабильности) страховых тарифов данного уровня по виду (предмету) страхования. Соблюдение этого принципа позволяет страховщику формировать и сохранять широкий круг страхователей, обеспечивать стабильность в планировании, организации работы штатного и нештатного персонала, сборе страховой премии, а также поддерживать на требуемом уровне финансовую устойчивость и платёжеспособность. Неизменные размеры страховых тарифов не только удобны для страхователей в их плановых, финансовых расчётах, но и выгодны им экономически, так как обеспечивают страховую защиту их имущественных интересов без увеличения затрат на неё в течение определённого периода. Поэтому даже при уменьшении убыточности страховой суммы по виду страхования страховщики предпочитают не снижать уровень страхового тарифа, а при его неизменности увеличивают объём страховой ответственности. Увеличение же страхового тарифа считается оправданным лишь при устойчивом изменении обстоятельств, увеличивающих риск наступления страхового случая, а также при фактическом возрастании убыточности страховой суммы по объективным причинам. Но даже в этой ситуации страховщики прежде всего определяют доступность и возможность осуществления предупредительных мероприятий за счёт средств соответствующего фонда с целью уменьшения рисков наступления страховых случаев и убытков от них (при страховании жизни определяется ещё и возможность повышения доходности инвестиций). Другим способом является поиск внутренних резервов снижения расходов на ведение дела и доли нагрузки в страховом тарифе.
12. Обеспечение гибкости в установлении конкретных размеров страховых тарифов при заключении договоров страхования тех или иных предметов (объектов) страхования с присущими им и их рисковым обстоятельствам особенностям. Учёт особенностей предметов (объектов) данного вида страхования и обстоятельств проявления характерных для них рисков, осуществляется страховщиками при установлении страховых тарифов двумя способами. Во-первых, страховые тарифы по виду (подвиду) страхования устанавливаются дифференцированно в зависимости от ряда основных факторов, влияющих на вероятность наступления страховых случаев, и в границах минимального и максимального их значений для рисковых видов страхования (верхняя граница тарифной ставки определяет предельный приемлемый её уровень для страхователя, а нижняя граница – приемлемый уровень для страховщика). Во-вторых, к дифференцированным (базовым) тарифным ставкам устанавливаются повышающие и(или) понижающие их коэффициенты.
Например, базовые тарифные ставки по страхованию транспортировки грузов рассчитываются по группам грузов (руда и каменный уголь; нефть и нефтепродукты; металлы, прокат, металлоизделия; древесина; строительные материалы и др.) для каждого из трёх видов ответственности страховщика («с ответственностью за все риски», «с ответственностью за частную аварию», «без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения») и применительно ко всем видам транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного).
2. Тарифная политика на примере СК «Росно»
2.1 Краткая характеристика
Страховой рынок представляет собой совокупность экономических отношений между субъектами страхового дела и их клиентами. Специфическим товаром страхового рынка является страховая защита − услуга, предоставляемая страховщиками.
Страховая услуга имеет свою потребительную стоимость и цену.
Потребительная стоимость страховой услуги состоит в обеспечении страховой защиты. При наступлении страхового случая страховая защита материализуется, согласно договору страхования, в форме страховой выплаты.
Одним из звеньев модели управления политикой страховой компании является цена страхового обслуживания, или тарифная ставка, применяемая при заключении конкретного вида договора страхования. Соизмеряется с величиной страхового риска, расходами страховщика на ведение дела и другими факторами.
В этой главе рассмотрим основные принципы тарифной политики на конкретной страховой компании, будут описаны некоторые ценовые стратегии, применяемые компанией, проанализирована роль андеррайтинга в бизнес-процессе построения страховых тарифов, а также на конкретном примере рассчитаем страховой тариф.
Итак, объектом исследования будет являться крупная страховая компания, занимающая лидирующие позиции на рынке страхования, - ОАО СК «РОСНО» (далее РОСНО).
Группа компаний РОСНО
является одной из крупнейших страховых
групп в России. В нее входят
универсальная страховая
Контрольным пакетом акций РОСНО владеет Allianz New Europe Holding GMBH (100% — 1 акция), подразделение ведущего международного страховщика Allianz SE, объединяющее компании в Центральной и Восточной Европе.
Главным принципом деятельности Группы компаний РОСНО является забота о клиентах. Страховые полисы и договоры ГК РОСНО имеют более 17 млн. человек и свыше 50 тыс. предприятий и организаций.
ОАО СК «РОСНО» создано в 1991 г. и является одной из крупнейших российских универсальных страховых компаний. В распоряжении ее клиентов более 130 видов добровольного и обязательного страхования. Региональная сеть РОСНО насчитывает 88 филиалов, объединенных по территориальному признаку в 8 дирекций, и 383 агентства во всех субъектах РФ.
2.2 Тарифная политика компании
Роль страховых тарифов в деятельности страховой организации исключительно велика. От них зависят общее поступление страховой премии (взносов), финансовая устойчивость, платежеспособность и конкурентоспособность страховой организации, рентабельность страховых операций.
В связи с той ролью, которую играют страховые тарифы, РОСНО разработала определенную тарифную политику, которая включает в себя комплекс организационных, информационно-аналитических, экономических и других мероприятий, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих их уровень коэффициентов по видам (предметам) страхования, которые обеспечивают приемлемость, привлекательность тарифов для страхователей и прибыльность страховых операций страховщика.
При расчете тарифной ставки (или так называемой брутто-ставки) по отдельным видам страхования производится расчет двух ее составляющих: нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке (рис. 3.1).
Рис. 1. Структура страхового тарифа
ПМ – предупредительные (превентивные) мероприятия;
РВД – расходы на ведение дела;
П – планируемая прибыль.
Нетто-ставка предназначена для формирования страхового фонда в его основной части, которая предназначена для страховых выплат в форме страхового возмещения и страхового обеспечения. Рассчитывается нетто-ставка исходя из вероятности нанесения страхователям ущерба. Если условиями страхования предусматривается несколько видов страховой ответственности, то совокупная нетто-ставка может состоять из суммы нескольких, частных нетто-ставок.
Нагрузка к нетто-ставке составляет меньшую часть брутто-ставки. В зависимости от формы и вида страхования она колеблется от 9 до 40%. Нагрузка к нетто-ставке включает три различных по назначению вида расходов, связанных со страховой деятельностью: административно-управленческие расходы, которые принято называть расходами на ведение дела; отчисления на предупредительные (превентивные) мероприятия; а также прибыль страховой компании.
Расходы на ведение дела представляют собой (по аналогии с производственной деятельностью) себестоимость страховых операций и включают следующие расходы страховщика:
оплату труда штатных и нештатных работников страховой организации;
аренду помещения;
плату за электроэнергию, отопление, водоснабжение, почтово-телеграфные, телефонные расходы;
командировочные расходы;
другие расходы компании, связанные с выполнением ею своей деятельности.
Важнейшее значение для правильности расчета страхового тарифа имеет обоснованность нетто-ставки. Именно ее правильное определение является гарантией обеспечения финансовой устойчивости страховщика. Вместе с тем расчет нетто-ставки является самым сложным моментом при определении страхового тарифа.
Определив значение нетто-ставки, к ней прибавляют нагрузку и определяют размер страхового тарифа.
Итак, в ОАО СК «РОСНО» применяется гибкая ценовая политика построения страховых тарифов, в основном ориентированная на определенные, так называемые, целевые сегменты.
Целевой сегмент – один или несколько сегментов, отобранных для маркетинговой деятельности предприятия.
Преимущественно более приемлемые тарифные ставки предоставляются юридическим лицам, но бывают также и определенные сегменты физических лиц.
Например, в случае страхования транспортных средств, целевыми сегментами являются:
юридические лица, имеющие парк более 100 авто ТС;
юридические лица, имеющие парк более 20 ТС, которые эксплуатируются штатными водителями компании (не сдаются в аренду, не используются как такси);
физические лица, со стажем вождения от 10 лет и возрастом старше 45 лет.
В случае добровольного медицинского страхования целевыми сегментами являются:
юридические лица, численностью более 100 человек, проживающие в Москве;
юридические лица, численностью более 1000 человек;
физические лица, моложе 60 лет.
Тарифная ставка может также меняться при пролонгации Договора. В этом случае тариф будет определен путем применения специального коэффициента:
повышающего, в случае большой убыточности компании или физического лица;
понижающего, в случае безубыточности компании или физического лица;
без изменений (при незначительных убытках).
Для физических лиц тарифы могут быть снижены, если это, например, руководитель крупного клиента или партнера страховой компании. Но данный вариант является исключением.
В условиях экономического кризиса ОАО СК «РОСНО», в отличие от многих других страховых компаний, не использовала стратегию так называемого демпинга.
Демпинг - установление цен на страховые продукты (услуги) ниже цен компаний-конкурентов.
Это связано с тем, что крупные клиенты компании, несмотря на нестабильную ситуацию, предпочитают надежного партнера, хорошее покрытие, стабильные условия и уверенность в получении страховой выплаты, нежели услуги так называемых «компаний-однодневок» или компаний, которые в условиях кризиса нестабильно чувствуют себя на рынке и нередко становятся банкротом.
Но, тем не менее, в компании была разработана антикризисная программа, которая позволила удержать существующих и привлечь новых клиентов (как юридических, так и физических лиц).
Например, в апреле 2009
года компания запустила новый продукт
страхования автотранспорта, доступный
многими страхователям –
2.3 Роль андеррайтинга в бизнес-процессе построения страховых тарифов компании
Процедуру страхования ОАО СК «РОСНО» можно представить состоящей из отдельных бизнес-процессов: маркетинг, разработка страховых услуг, продажа, андеррайтинг, сопровождение договора, урегулирование убытков. На практике эти процессы смешиваются, повторяются, но, тем не менее, можно выделить их последовательность (см. рис. 3.2).
В российской финансовой практике еще не сложилась общепринятая терминология андеррайтинга. Дословно underwriting переводится с английского как «подписание под» чем-либо, под какими-либо условиями, то есть принятие решения. Лицо, осуществляющее андеррайтинг, называют андеррайтером.
Цель андеррайтинга
– отбор рисков для формирования
сбалансированного и рентабельн