Тенденции и перспективы развития страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Большинство страховых организаций, особенно в регионах, испытывают серьезные трудности с привлечением профессионально подготовленных кадров, отвечающих современным требованиям ведения страховых операций. Практически не развита инфраструктура страхового рынка (институты брокеров, оценщиков риска, актуариев и других посредников). По основным макроэкономическим показателям российский страховой рынок значительно уступает развитым странам и не отвечает возрастающим потребностям в защите имущественных интересов юридических и физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8

1.1. Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17

2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19

2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29

3. ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31

3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51

4. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54

4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59







5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63

5.1. Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70

Файлы: 1 файл

Тенденции и перспективы развития страхования в России.doc

— 840.00 Кб (Скачать файл)

5) Постановлении Совета Министров от 26 июня 1993 г. «О территориальных органах страхового надзора»

6) Указе Президента Российской Федерации « О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г.

 

7) Указе Президента «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1998 г.   

 

Финансовое право  регламентирует отношения между страховыми организациями, страхователями и государством по поводу определения состава затрат субъектов страховых отношений, определения налогооблагаемой базы страховщиков, расчета и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, иных видов налогов и обязательных платежей. Этот раздел включает два основных правовых документа:

 

1)      Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации 5 августа 1992 г.

2)      Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

 

Несмотря на множественность источников права, регулирующих страхование, основные проблемы правоотношений в различных аспектах страховой деятельности остаются нерешенными в течение ряда последних лет.

 

Гражданское право Российской Федерации, являясь динамично развивающимся сектором страхового законодательства, претерпело наиболее существенные изменения в связи с принятием главы 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации «Страхование». Однако по-прежнему оно сохраняет известную архаичность и противоречивость, заметно уступая гражданскому праву о договоре страхования стран Европейского Союза, особенно в части защиты прав страхователей и их интересов по договору страхования. 

 

В рамках страхового законодательства, в первую очередь, необходимо рассмотрение ключевых вопросов гражданского законодательства Российской Федерации о договоре страхования, которые настоятельно требуют скорейшего решения. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договор страхования касается двух видов правоотношений: имущественное страхование, которое включает и страхование ответственности, и личное страхование. Однако в этом случае возникает противоречие с законом «Об организации страхового дела», предусматривающим выделение трех отраслей в страховании: имущественного страхования, личного страхования и страхования ответственности. Данное противоречие нельзя считать формальным, поскольку оно влечет за собой юридические последствия, связанные с природой договора страхования ответственности, заключения, действия и исполнения договора страхования (определение имущественного интереса в договоре страхования ответственности, перечня рисков, установления страховой суммы, факта наступления страхового события, квалификацию юридического факта страхового случая, процедуры урегулирования убытков и осуществления страховой выплаты).

 

В законодательстве отсутствует определение договора страхования жизни, его субъектного состава, правомерного страхового интереса, который может быть предметом договора страхования, страхового риска, страхового случая, особенностей прекращения договора страхования и выплаты выкупной суммы. Предусмотрен лишь возврат взносов по договору страхования в случае его прекращения. Чрезвычайно расплывчато дано описание имущественного интереса как предмета  договора страхования в страховании ответственности и личном страховании, особенно в страховании жизни.

 

Одно из важнейших условий договора имущественного страхования – размер страховой суммы по договору страхования – определено как «действительная» стоимость имущества на момент заключения договора страхования. Однако законодательство не содержит точного юридического описания определения «действительной» стоимости, что приводит к существенным спорам между сторонами при заключении договора, включая вопрос об отражении страховой выплаты в бухгалтерских документах страхователя, и спорам в его отношениях с налоговыми органами. 

 

Законодательство о договоре страхования обязательно должно включать четкое  определение страхового риска и описание необходимого понятийного аппарата, позволяющего квалифицировать страховой риск и страховой случай, как факт наступления страхового риска. Пока такие ключевые положения в законе отсутствуют. Крайне ограничен также перечень существенных условий договора страхования. Как в личном, так и в имущественном страховании он сводится к перечислению четырех пунктов. В результате страхователь или выгодоприобретатель по договору страхования при наступлении страхового случая часто оказываются лишенными права на получение страховой выплаты по общим основаниям гражданского законодательства, регулирующего исполнение договора страхования. Законодатель не устанавливает также штрафных санкций для страховщика в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им обязанности по страховой выплате.

 

Сложившейся практике делового оборота противоречит определение договора перестрахования как договора страхования предпринимательского риска, а также применение к нему в полном объеме норм, регулирующих договор страхования.

 

В течение последних 5 лет российское законодательство так и не выработало норм, регулирующих взаимное страхование и деятельность обществ взаимного страхования. Особенно следует остановиться на нормах, регулирующих учреждение страховой организации и получение лицензии на право осуществления страховой деятельности. Российское законодательство предусматривает 2-х ступенчатую процедуру создания страховой организации в качестве потенциального субъекта гражданских правоотношений по договору страхования. Нормами гражданского права регулируется процедура учреждения страховой организации, а нормами административного права – получение лицензии на право осуществления страховой деятельности. Эти нормы противоречат друг другу и не обеспечивают необходимый контроль со стороны органов надзора за добросовестностью учредителей при создании организации, за их реальной платежеспособностью. Во многих странах решение вопросов учреждения и лицензирования страховой организации сосредоточено в едином органе страхового надзора, что обеспечивает адекватный государственный контроль. Следует указать также на специальную процедуру в гражданском праве, связанную с ликвидацией страховой организации, особенно в случаях ее банкротства. По действующему законодательству функции государственного надзора прекращаются после принятия решения об отзыве лицензии на право осуществления страховой деятельности. Дальнейшая процедура ликвидации страховщика и удовлетворения интересов кредиторов, в том числе страхователей и выгодоприобретателей, по неоплаченным суммам страховых выплат, а также в связи с прекращением действующих договоров страхования, определяется общими нормами Гражданского Кодекса и закона «О несостоятельности (банкротстве»)». При этом активы страховщика, в том числе их часть, непосредственно связанная с осуществлением страховой деятельности и представляющая страховые резервы, включается в общую массу ликвидируемого имущества. Из этого имущества удовлетворяются требования кредиторов в определенной очередности. В соответствии с законодательством страхователи и выгодоприобретатели отнесены к пятой очереди и фактически не имеют оснований для первоочередного удовлетворения требований к обанкротившемуся страховщику. 

 

По мнению большинства экспертов стран Европейского Союза, в странах с переходной экономикой, где объективно отсутствует культура и навыки добровольного страхования имущественных интересов страхователей, необходимо законодательно закрепить обязанность к заключению договора страхования. Особенно необходимо это в случаях, когда страхование связано с защитой имущественных интересов потерпевших в результате причинения вреда страхователями.  Речь идет, в первую очередь, о страхователях, которые служат источником повышенной опасности. К числу таких видов страхования относится страхование гражданской ответственности автовладельцев, страхование ответственности товаропроизводителей, работодателей за причиненный вред жизни и здоровью работников, страхование ответственности при выполнении определенного рода профессиональной деятельности (медицинских работников, нотариусов). Развитие таких видов обязательного страхования призвано обеспечить защиту имущественных интересов потерпевших, поскольку независимо от финансового состояния лица, причинившего вред, позволяет осуществить страховую выплату и компенсировать причиненный ущерб в размерах, установленных законом. В современных экономических условиях России это крайне важно, поскольку большинство юридических лиц (по некоторым оценкам до 80%) являются неплатежеспособными, а граждане имеют крайне низкий уровень доходов. Создание эффективной системы страховой защиты, перераспределения страхового риска и потенциальных  убытков путем введения обязательного страхования позволяет без особого труда и дополнительных затрат создать эффективный инструмент защиты интересов потерпевших. Понятно, однако, что обязательное страхование должно вводиться только в отношении наиболее часто повторяющихся массовых случаев причинения вреда однородными страхователями и в экономически оправданных размерах страховых сумм и страховых взносов.

 

В соответствии с гражданским законодательством РФ введение обязательного страхования возможно только на основании федерального законодательства, устанавливающего порядок и условия проведения обязательного страхования. Для развития российского страхового рынка принятие указанных законов об обязательном страховании имеет дополнительное значение, поскольку в соответствии с нормами финансового права только платежи по обязательным видам страхования могут быть включены в состав затрат при производстве товаров (работ, услуг). Различные виды обязательного страхования введены в действие более чем 40 действующими законодательными актами, что не только противоречит нормам гражданского законодательства об обязательном страховании, но и никак не является экономически оправданным.  

   

Административное право, активно развивавшееся до 1995 года, нуждается в серьезном совершенствовании, поскольку не обеспечивает своей основной функции – эффективного государственного контроля за деятельностью страховых организаций. Юридические основания осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень надзорных функций установлены в законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Однако в законе лишь  упоминаются эти функции, но не раскрывается их содержание. Государственный надзор за страхованием должен быть связан с осуществлением следующих контрольных функций:

 

       лицензирование страховой деятельности, включая контроль за финансовым состоянием, условиями страхования и обоснованностью страховых тарифов (в подавляющем большинстве стран ЕС предварительный контроль за условиями страхования и страховыми тарифами отменен, а главным элементом является контроль за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщика);

       установление порядка формирования страховых резервов;

       установление правил размещения страховых резервов  (активов, покрывающих страховые резервы);

       установление нормативного соотношения между активами и обязательствами страховщика (маржа платежеспособности);

       установление форм и сроков предоставления бухгалтерской и статистической отчетности;

       регистрация страховых брокеров;

       ведение реестра страховщиков;

       приостановление действия и отзыв лицензии на право осуществления страховой деятельности.

 

Можно выделить три стадии осуществления государственного надзора за деятельностью страховых организаций: предварительная, текущая и последующая.

 

На предварительной стадии эффективность надзора зависит от процедуры принятия решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. В соответствии с Директивами Европейского Сообщества,  стадия предварительного контроля при лицензировании страховой деятельности имеет различный регламент относительно процедуры и состава документов для осуществления страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни. Более того, установлен запрет на осуществление одним юридическим лицом обоих видов страхования. Такой запрет связан с необходимостью различного регулирования формирования страховых резервов и размещения активов страховщика, их покрывающих. В то же время в Российской Федерации по-прежнему сохраняется возможность проведения одним страховщиком как страхования жизни, так и других видов страхования.

 

Как отмечалось ранее, действующее гражданское законодательство не предполагает осуществление надзора за учреждением страховщика и реальностью его капитализации. Предписан лишь минимальный размер уставного капитала страховщика, установленный дифференцированно в зависимости от предполагаемых направлений деятельности по страхованию: страхование жизни, страхование иное, чем страхование жизни, перестрахование. В Условиях лицензирования страховой деятельности предусмотрена еще большая детализация размера уставного капитала в зависимости от предполагаемых видов страхования. В частности, введены дополнительные требования к размеру уставного капитала страховщика и его свободных активов при проведении страхования финансовых рисков. 

 

Процедура лицензирования, предусмотренная российским законодательством, включает контроль за:

 

       наличием достаточной суммы активов у страховщика;

       условиями страхования на предмет их соответствия нормам гражданского законодательства;

       обоснованностью страховых тарифов;

       соответствием требованиям законодательства правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни;

       бизнес-планом.

 

Выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии, в соответствии с правилами страхования, которые приводятся в приложении к ней.

 

Последующее расширение перечня видов страхования (приложение к лицензии) вновь требует прохождения процедуры лицензирования, однако дополняется контролем со стороны надзорного органа за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами (маржи платежеспособности).

 

Структура видов страховой деятельности, принятая в целях лицензирования по страхованию иному, чем страхование жизни, основана на принципе классификации имущественных интересов, которые могут быть объектами страхования. Принятая в России структура несколько отличается от принятой в Директивах ЕС по страхованию. В частности, отсутствует самостоятельный вид страховой деятельности «страхование от огня».

 

В сфере страхования жизни Директивы ЕС содержат развернутую структуру видов страховой деятельности, в отношении которых применяются различные требования к установлению порядка формирования страховых резервов и различные методики расчета маржи платежеспособности. В законодательстве РФ в условиях лицензирования приведено определение понятия «страхование жизни». Однако детальная классификация в этом случае отсутствует, что приводит к существенным затруднениям и спорам при осуществлении последующего контроля за страховой деятельности как со стороны органов надзора, так и иных государственных органов исполнительной власти (налоговых органов, валютного регулирования и валютного контроля). Не установлены также принципы и порядок расчета резервов по страхованию жизни, что в соответствии с положением о федеральном органе по надзору является его прямой компетенцией. Порядок формирования страховых резервов по страхованию жизни определяется компаниями самостоятельно  при получении одобрения от органа надзора. Такой порядок приводит к разногласиям между страховщиками и налоговыми органами при определении финансового результата деятельности страховщика (прибыли или убытка) и при расчете  налогооблагаемой базы.

Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России