Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 18:27, контрольная работа
Цель исследования – выделение исторических этапов складывания страховых отношений в России и возможный прогноз тенденций развития страхового рынка для нашей страны.
Задачи
Определение экономической сущности страхования, его основного назначения и места в финансовой системе, изучение его основных функций
Изучение истории развития страхования в России. Анализ развития страхования в досоветское время, рассмотрение советской системы страхования и развитие страхования в постсоветское время
Оценка современного страхового рынка в России и за рубежом, анализ влияния финансового кризиса на страхование в России
Выделение основных тенденций развития страхового рынка в России, анализ возможных перспектив данного рынка в России, прогноз места страхования в финансовой системе страны в ближайшее будущее.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
1 История развития страхования в России……………………………………. 6
1.1 Имущественное страхование в досоветской России……………………….. 6
1.2 История развития страхования жизни в России 8
1.3 Развитие страхования в Советской России и в первые годы рыночных реформ…………………………………………………………………………. 12
1.4 Развитие страхования в постсоветский период…………………………….. 15
2 Современное состояние и перспективы развития страхования в России… 18
2.1 Современное состояние российского страхового рынка…………………... 18
2.2 Основные тенденции развития института страхования в России и за рубежом……………………………………………………………………….. 20
2.3 Перспективы развития страхования в России………………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………………. 25
Список литературы………………………………………………………………… 28
Акционерное общество «Россия» стало проводить сразу три вида страхования жизни: 1) страхование на случай смерти; 2) страхование на дожитие; 3) смешанное страхование, которое объединяло в условиях как страхование на случай смерти, так и страхование на дожитие. В дальнейшем в системе страхования жизни получило развитие страхование рисков инвалидности, гибели в трудоспособном возрасте, страхование пенсионного обеспечения и т.д. Противники акционерного страхования приводили, например, такие цифры: в 1908 г. в восьми крупных российских обществах было расторгнуто 27,126 тыс. страховых договоров на сумму 62,104 млн руб. При этом 501 страхование на сумму около 12 млн руб. было прекращено вследствие смерти застрахованного или дожития до возраста получения страховой выплаты. Остальные участники страховых договоров по той или иной причине страхового возмещения не получили.
В 1883 г. было утверждено положение об учреждении земских эмеритальных касс, которые создавались за счет взносов работников и субсидий земства или государственной казны. В эмеритальных кассах пособия и пенсии выплачивались в процентах к заработку в зависимости от эмеритуры — выслуги лет, чина или должности. По некоторым оценкам, к 1913 г. в эмеритальных кассах было застраховано около миллиона человек. В начале XX в. пенсионные кассы существовали в той или иной форме почти во всех государственных ведомствах и во многих профессиональных объединениях5.
Следует отметить, что страхование жизни и вообще личное страхование в России было развито значительно меньше, чем в других крупных капиталистических странах. Одной из причин такого положения являлось отсутствие конкурентов монопольной деятельности страхового общества «Жизнь». Лишь после окончания его монополии в России стали проводить операции по этому виду страхования и другие организации. Так, в 1858 г. организовалось Санкт-Петербургское общество страхований, в 1872 г. — общество «Якорь» и др. Позднее к страхованию жизни приступили и иностранные страховые общества: вначале американское «Нью-Йорк», затем — французское «Урбэн» и американское «Эквитебл». В последующие годы были созданы общество «Заботливость» (1892 г.), Генеральное общество страхования жизни и пожизненных доходов (1899 г.) и др. В начале XX в. страхованием жизни стали заниматься и некоторые другие акционерные общества, осуществлявшие раньше только операции по имущественному страхованию. Всего в дореволюционной России страхованием жизни занимались одиннадцать акционерных обществ, в том числе три иностранных, а также государственные сберегательные кассы, железнодорожная пенсионная касса и два взаимных страховых общества6.
Таким образом, накануне Первой мировой войны в России сложился развитой страховой рынок. Фактически на нем присутствовали все направления страховой защиты, которые практиковались в Европе: страхование от огня и других имущественных рисков, транспортное страхование, страхование жизни и от несчастных случаев. Однако страхование жизни тем не менее не получило такого развития, как имущественное страхование. Всего им занималось 11 акционерных страховых обществ, а также государственные сберегательные кассы, железнодорожная пенсионная касса и два общества взаимного страхования. Акционерные общества осуществляли четыре вида страхования жизни: на случай смерти, на дожитие, смешанное и страхование ренты. Страхование жизни в России не имело массового распространения: им было охвачено только 0,25% населения.
1.3 Развитие страхования в Советской России и в первые годы рыночных реформ
Согласно декрету Совнаркома от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике» страхование объявлялось государственной монополией и достоянием Республики. В этой связи газета «Новое время» писала в 1918 г.: «Страхование жизни все построено на резервах премий, которые должны храниться особо, в форме наиболее обеспеченных ценностей, в гарантированных ценных бумагах, в первоклассных залогах, недвижимости и т.д. При аннулировании государственных займов и при национализации недвижимости такое обеспеченное сохранение резервов премий становится невозможным, тем самым из-под всего здания страхования жизни вырывается твердая почва». Формально страховые общества были ликвидированы в конце 1921 — начале 1922 г. Но поскольку экономической возможности осуществлять страховые операции уже давно не было, этот запрет лишь прекратил агонию.
В 1919 г. было отменено страхование жизни с аннулированием всех ранее заключенных договоров, а в декабре 1920 г. полностью отменено государственное имущественное страхование. Вместо него должен был быть внедрен порядок бесплатной государственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий. В 1921 г. были созданы Главное управление государственного страхования (Госстрах) при Наркомфине РСФСР и страховые органы на местах. Государственная монополия в страховании просуществовала более семи десятилетий. Страхование развивалось в этот период в направлениях и пределах, определяемых централизацией управления экономикой, социальной сферой и господствующей общенародной собственностью.
Страхование жизни в России начало возрождаться только в условиях новой экономической политики. В 1920-е гг. было разрешено добровольное страхование жизни и страхование от несчастных случаев, смешанное страхование жизни (предусматривало обеспечение на дожитие до определенного возраста и на случай смерти ранее этого возраста), страховая ответственность в связи с постоянной утратой нетрудоспособности от несчастного случая. Постановлением Совнаркома от 6 июля 1922 г. Госстраху было предоставлено право проведения добровольного страхования жизни и страхования от несчастных случаев. Предусматривалось, что государственное страхование осуществляется на принципах хозрасчета. Государство, становясь собственником страхового фонда, использует его для решения задач экономического и социального развития7.
Страхование ответственности в середине 1930-х гг. классифицировалось учеными как подотрасль имущественного страхования. Однако уже тогда многие советские экономисты, в частности А. Я. Айзман, В. М. Потоцкий, В. И. Се-ребровский, отмечали некоторые особенности страхования гражданской ответственности, отличающие его от других видов страхования имущества. Так, В. И. Серебровский в своей книге «Страхование» пишет: «В то время как при других видах имущественного страхования дело идет всегда о принятии на страх какого-либо определенного имущества (при страховании от огня — строения, при транспортном страховании — груза...), имеющего определенную оценку, при страховании гражданской ответственности страховая ценность застрахованного интереса остается при заключении страхования, как правило, неопределимой (и миллионер, и нищий могут сделаться ответственными в одинаковом размере)...»
Таким образом, страхование ответственности в России как до революции 1917 года, так и позднее в СССР практически отсутствовало. Как отмечалось выше, в тот же период времени страхование ответственности применялось за границей в более широких масштабах: в Германии существовало до 40 различных видов страхования ответственности; этот вид страхования в различных комбинациях был достаточно сильно развит во Франции, Бельгии, Англии, США и других странах.
В 1930 г. система органов государственного страхования была ликвидирована, все операции по внутреннему имущественному страхованию переданы финансовым органам, а по личному страхованию, включая страхование жизни, — сберегательным кассам. Эта реорганизация была неудачной, и в 1933 г. органы государственного страхования были восстановлены. С 1934 г. постепенно восстановилось добровольное страхование8.
В первые послевоенные годы были утверждены новые правила по всем видам личного страхования. Расширены возможности смешанного страхования, которое раньше сдерживалось установленным минимумом страховой суммы и обязательным медицинским освидетельствованием застрахованных лиц. Введены упрощенные варианты смешанного страхования жизни, не имеющие подобных ограничений.
В 1947 г. из состава Госстраха было выделено в качестве самостоятельного юридического лица Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах). Госстрах концентрировал свою деятельность в сфере организации страховой защиты в основном агропромышленного комплекса страны, а также имущественных интересов физических лиц, а Ингосстрах — в сфере обеспечения страхового покрытия внешнеторговых обязательств государства.
В 1948 г. вышло Положение о Главном управлении государственного страхования в СССР и его органах на местах, в котором были закреплены монополия Госстраха на проведение страховых операций в стране; основные страховые операции; определены методы руководства и контроля за деятельностью Госстраха со стороны Минфина СССР; права и обязанности каждого звена системы государственного страхования. В 1958 г. организационные основы страхования были значительно изменены. Страховое дело было передано в ведение министерств финансов союзных республик. Государственная монополия на проведение в стране страховых операций Госстрахом фактически отменялась, поскольку об этом уже не упоминалось в указанном Положении, но юридически она продолжала существовать. Размеры основного и запасного фондов, порядок распределения накоплений, планы доходов и расходов страховых органов стали устанавливаться Советами министров союзных республик. Страхование проводилось на основании единого законодательства, по одним правилам и инструкциям, утверждаемым Минфином СССР9.
В 1960—1980-е годы идет активный процесс популяризации страхования среди населения, разрабатываются и внедряются новые виды страхования жизни, страхование детей. В результате за период с 1970 по 1980 г. число договоров страхования населения увеличилось более чем в два раза; к концу 1990 г. с гражданами было заключено около 85 млн договоров страхования жизни.
Вплоть до начала 1990-х гг. виды долгосрочного страхования жизни были достаточно популярны в СССР: договоры имелись у более чем 70% работающего населения. В начале 1990-х гг. система дополнительных пенсий потерпела крах, поскольку государство изымало страховые средства Госстраха и отказалось от всех принятых на себя обязательств, хотя впоследствии признало их в качестве государственного долга.
1.4 Развитие страхования в постсоветский период
В результате перехода экономики страны на рыночные отношения, развития предпринимательской деятельности, расширения круга товарных и обменных операции в подходах государства к регулированию страхования и организации страхового дела произошли коренные изменения. Для функционирования страховых организации и компании, в том числе и негосударственных, были созданы новые условия.
До этого времени виды, объекты страхования, страховые риски, тарифы, обязанности страхователей и страховщиков, методы определения причиненного ущерба, расчета страхового возмещения и страхового обеспечения, порядок уплаты страховых взносов, страховых выплат, содержание правил и договоров страхования - все это было унифицировано и устанавливалось централизованно. Огромные финансовые ресурсы страхования находились в руках государства, что позволяло ему не только исполнять обязательства перед страхователями, но и использовать их в качестве средств направляемых на развитие народного хозяйства. Однако монополизм в системе страхования не стимулировал развитие последнего. В частности, при страховании имущества государственных предприятий ущерб от страховых случаев возмещался из государственного бюджета. Условия обязательного страхования имущества кооперативов, колхозов не всегда соответствовали интересам его собственников, прежде всего в части оценки стоимости (как правило, стоимость была занижена), порядка и условий страховых выплат при наступлении страховых случаев, но что-либо изменить они не могли, так как выбора не существовало10. Монополизм не лучшим образом воздействовал и на личное страхование. Многим виды страхования, потребность в которых имелась, не осуществлялись до отмены монополии государства. Начало демонополизации страхования в России было положено Законом СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-Х1 «О кооперации в СССР». Однако практическая работа по всем направлениям демонополизации страхования (подготовка законодательных актов по либерализации страхования, создание и лицензирование негосударственных страховых организаций, преобразование Госстраха) началась только после принятия в 1992 г. Закона о страховании. В соответствии с этим Законом постановлением Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. № 353 было утверждено Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзоре). Более десяти важнейших функций по надзору за страховой деятельностью, включая лицензирование, разработку и утверждение нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, контроль за обоснованностью тарифов, объемов ответственности страховщиков и др., было возложено на Росстрахнадзор. С этого момента новый этап развития страхования в России приобрел дополнительный импульс и широкие возможности для создания совершенного рынка страховых услуг.
С учетом того что страхование играет в экономике страны важнейшую роль, начиная с 1998 г. был принят целый ряд директивных документов и нормативных актов различного уровня, посвященных стабилизации и развитию как экономики в целом, так и системы страхования в частности. В их числе можно назвать Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений и Дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании"»; Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998—2000 годах»; федеральные законы от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»; от 7 марта 2005 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"»; от 26 июля 2006 г. № 135 «О защите конкуренции» и др11.
2. Современное состояние и перспективы развития страхования в России
2.1 Современное состояние российского страхового рынка
Первую группу составляют страховщики, которые ориентируются на проведение едва ли не всех видов страхования. В рекламе многих страховых обществ подчеркивается, что они проводят «все виды страхования», стремясь набрать крупный портфель заключенных договоров. Вторую группу составляют страховые общества, специализирующиеся на ограниченном наборе страховых операций. Это, например, общества медицинского страхования, автострахования и некоторые другие.
В основе большинства видов страхования, проводимых страховыми организациями, положены правила, действовавшие ранее в системе государственного страхования. Но есть и отличия как в содержании, организации страховых операций, так и в условиях страхования. Наиболее распространенными видами страхования являются: 1) страхование имущества; 2) страхование грузов; 3) страхование от несчастных случаев и болезней; 4) страхование жизни; 5) страхование средств наземного транспорта; 6) медицинское страхование12.
Настоятельной потребностью времени являлось законодательное закрепление минимального размера уставного капитала страховых компаний. Это было связано с тем, что по состоянию на 1 января 2004 г. из 1350 страховых компаний и их объединений лишь 313 имели уставный капитал свыше 10 млн руб., 868 компаний — от 600 тыс. руб. до 10 млн руб.; в 2005 г. только 4% страховых компаний имели уставный капитал свыше 500 млн руб.; совокупный уставный капитал страховщиков России составлял в 2002 г. — 27,3 млрд руб., в 2005 г. — 118 млрд руб. Для повышения капитализации и конкурентоспособности отечественных страховых компаний было предусмотрено принятие законодательных мер по увеличению базового минимального размера уставного (складочного) капитала российских страховщиков, формируемого в денежной форме: к 1 июля 2006 г. — 20—26 млн руб., к 1 июля 2009 г. — 30—40 млн руб.
Информация о работе Тенденции и перспективы взаимного страхования