Под режимом автоклавной обработки
подразумевается длительность отдельных
периодов (стадий) и их тепловые характеристики.
Разбивка на периоды может быть различной
в зависимости от того, какие процессы,
протекающие в твердеющем ячеистом бетоне,
берутся во внимание.
Наиболее правильной представляется
предложенная К.Э. Горяйновым разбивка
цикла автоклавной обработки на 4 периода:
- Нагрев изделий до 100°С с продувкой
при давлении пара немногим более атмосферного;
- Нагрев до максимальной температуры,
достижимой в автоклаве;
- Изотермический нагрев;
- Снижение давления.
Длительность первого и второго
периодов рассчитывается исходя из необходимости
максимальной скорости подъема температур
при допустимых внутренних напряжениях,
возникающих при температурных перепадах
в изделиях. Их экономических соображений
длительность периодов должна быть минимальной.
Этого можно добиться, ускорив движение
тепловой волны от поверхности к центральным
зонам изделий. Такое ускорение возможно
при переходе от молекулярно теплопереноса
к молярному тепломассопереносу (инфильтрации
пара в центральные зоны изделий).
Исследования показали, что
молярный тепломассоперенос интенсивно
протекает при температурах в центре изделий
выше 65–70°С. Такие температуры возможны
в изделиях, поступающих на автоклавную
обработку после формования по резательной
или кассетной технологиям. Длительность
первого и второго периодов в этом случае
может составлять не более 1–1,5 часа. При
температурах в центральных зонах изделий
перед загрузкой в автоклав менее 65–70°С
рекомендуется быстрый нагрев с повышением
давления в автоклаве.
Период изотермического прогрева
рассчитывается исходя из условия приобретения
бетоном заданной прочности или полного
связывания извести в гидросиликаты кальция.
Длительность его зависит от: температуры
пара в автоклаве (давления пара), вида
тепломассопереноса, толщины и объемной
массы изделий, температуры в центральных
зонах изделий в момент достижения в автоклаве
максимального давления. Продолжительность
периода колеблется от 3 до 5 часов при
давлении 1,3 МПа, молярном тепломассопереносе
и применении кварцевого песка, 10–14 часов
– при давлении 0,9 МПа, молекулярном теплопереносе,
большой толщине изделий, кварцево-полевошпатных
песках.
Снижение давления в автоклаве
сопровождается испарением влаги и выделением
пара из изделий. Длительность периода
рассчитывается исходя из условий превышения
прочности бетона растягивающих напряжений,
возникающих при перемещении выделяющего
пара из внутренних изделий к поверхности.
Продолжительность периода 1–2 часа.
После снижения давления целесообразно
для снижения влажности изделий и ускорении
их остывания производить вакуумирование
рабочего пространства автоклава в течение
0,5–1 часа до остаточного давления 0,02–0,04
МПа. В НИИ предложили способ сушки и охлаждения
изделий путем создания разряжения в автоклаве
в результате конденсации выделяющегося
из изделий пара и отсоса воздуха. Эффективность
сушки определяется достигаемым остаточным
давлением в автоклаве, составляющего
при данном способе около 0,005 МПа.
- Работа автоклавных
отделений
В состав автоклавных отделений
включают: площади, занимаемые путями
с размещающимися на них автоклавными
вагонетками или составами, подготовленными
к автоклавной обработке и прошедшими
обработку; электропередаточные мосты
для загрузки или разгрузки любого из
автоклавов; стенды для распалубки изделий
(кантователи), вакуум-насосы, станции
сбора и перекачки конденсата; пульты
управления режимами автоклавной обработки.
На заводах применяются автоклавы
проходные и тупиковые, с внутренним диаметром
2,0; 2,6 и 3,6 м, длиной 17–32,1 м. Выбор типа, размеров
и количества автоклавов зависит от организации
движения вагонеток в автоклавном отделении,
размера изделий, способа их укладки на
автоклавных вагонетках, производительности
предприятия. Автоклавы выпускаются на
рабочие давления 0,0 и 1,3 МПа. Тупиковые
автоклавы могут устанавливаться вне
здания, перпендикулярно его продольной
оси. Это позволяет экономить строительные
объемы зданий. Проходные – эффективны
на заводах большой производительности,
при поточной организации технологии.
При современной номенклатуре изделий
автоклавы диаметром 2 м имеют низкий коэффициент
заполнения. Новые заводы проектируются
с автоклавами диаметром 2,6 и 3,6 м, причем
в последних достижениях высоких коэффициентов
заполнения затрудняется вследствие усложнения
загрузки автоклавных вагонеток изделиями.
Коэффициенты заполнения автоклавов изменяются
от 0,15–0,2 при запаривании изделий в формах,
до 0,4–0,5 – без форм.
Устанавливаются автоклавы
на опорах, одна из которых неподвижная,
а все остальные – подвижные (на роликах).
Современные автоклавы снабжены быстросъемными
крышками с байонетными затворами, позволяющими
открывать или закрывать крышку за 1–2 мин.
Старые – имели крышки, укрепляемые болтами,
расположенными по окружности крышки.
Удельный расход пара на автоклавную
обработку зависит от длительности цикла
запаривания, коэффициента заполнения
автоклавов, обработки в формах или без
них, перепуска пара в другие автоклавы
и колеблется в пределах 220–250 кг/м3.
- Послеавтоклавная
обработка
Послеавтоклавная обработка
изделий из ячеистых бетонов включает
в настоящее время механическую обработку,
укрупнительную сборку и отделку.
Механическая обработка может
включать операции по фрезерованию лицевых
поверхностей и боковых граней с целью
придания им заданных размеров и требуемой
формы, сверлению отверстий для тяжей,
закладных деталей и гнезд, распиловке
изделий на детали.
Фрезерование изделий имеет
целью, кроме придания изделиям заданных
размеров, снятие угловых фасок, получение
выемок, патов и шпонок, необходимых для
организации стыка двух соседних элементов,
а также удаление рыхлого поверхностного
слоя, образующегося иногда при разрезке
массивов. Фрезерованием можно создавать
декоративный рельеф на фасадных поверхностях
стеновых панелей.
- Расчетная часть
- Технологический
расчет
Прежде чем приступить к технологическому
расчету, необходимо выбрать марку автоклава
и определить его размеры, позволяющие
размещать внутри установки вагонетки
с массивами бетона. Нам необходимо выбрать
такой диаметр автоклава, в котором массив
бетона разрезался на размер наших изделий
без остатка. Наиболее оптимальным является
автоклав с диаметром 2,6 м. Принимаем автоклав
марки СМ-1126А (проходной). Далее нам необходимо
выбрать автоклавную вагонетку. Колея
платформы-вагонетки для транспортирования
массивов бетона должна соответствовать
ширине колеи в автоклаве, т.е. для размещения
массива бетона принимаем вагонетку марки
СМ-547, имеющую ширину колеи 900 мм, что соответствует
ширине колеи автоклава марки СМ-1126А.
Далее определяем количество
вагонеток, которое может одновременно
размещаться в автоклаве. Для этого длину
автоклава, равную 19 м, следует разделить
на длину вагонетки, равную 6,25 м, откуда
количество вагонеток, загружаемых в автоклав,
составит 3 шт. Количество изделий, которое
возможно разместить на одной вагонетки,
равняется 12. Полная загрузка автоклава
– 36 изделий (12×3=36).
Массу поддона Gф вычисляем,
исходя из условия, что длина поддона равна
6 м, ширина – 1,8 м, толщина листа металла
0,02 м, тогда
Gф = V × p + mр.ж
где V – объем поддона, м3;
p – плотность металла, из которого
сделан поддон;
mр.ж – масса
ребра жесткости (250 кг)
Gф = (6 ×1,8 × 0,02) × 7800 + 250 = 1984,8 кг.
Далее необходимо сделать расчеты:
- Рабочего объема автоклава:
Vраб = πR2L
где R – радиус внутреннего
пространства автоклава, м;
L – длина автоклава, м.
Vраб = 3,14 × 1,32 × 19 = 101 м3
- Коэффициента загрузки автоклава:
kзаг = Vизд / Vраб
где Vизд – объем изделий, загружаемых
в автоклав, равный 2,16 × 18 = 38,88 м3,
kзаг = 38,88 / 101 = 0,38
- Массы сухих составляющих в
изделиях:
Gс = pсб × Vизд
где pсб – средняя
плотность бетона, т/м3 (0,656 т/м3)
Gс = 0,656 × 38,88 = 25,505 т
В том числе массу цемента:
Gц = Ц × Vиздетон автоклавный цемент
где Ц – расход цемента на 1 м3 бетона (0,088)
Gц = 0,088 × 38,88 = 3,421 т
Gв = В/Т × Gс
где В/Т – водотвердое отношение
(0,39)
Gв = 0,39 × 25,51 = 9,94 т
Режим запаривания изделий
назначается, исходя из вида бетона, его
средней плотности, толщины изготовляемого
изделия и последующей разрезки массива
бетона, если эта операция предусмотрена
в технологическом процессе.
В рассматриваемом примере
принят следующий вид запаривания:
- Нагрев до 100°С в течение 120 мин;
- Продувка при избыточном давлении
0,03 МПа в течение 30 мин;
- Подъем избыточного давления
до 0,3 МПа в течение 15 мин;
- Подъем давления от 0,3 до 1,3 МПа
в течение 15 мин;
- Выдержка при максимальном
давлении 1,3 МПа в течение 420 мин;
- Снижение избыточного давления
от 1,3 до 0,3 МПа в течение 39 мин;
- Снижение давления от 0,3 до 0,1
МПа в течение 39 мин;
- Вакуумирование в течение 90 мин;
- Загрузка и разгрузка автоклава
– 30 мин.
Итого: 798 мин (13,3 ч)
Определение количества автоклавов,
необходимых для выполнения производственной
программы:
где – годовой объем выпуска
изделий, м3 (18 000 м3);
– рабочий объем
автоклава, м3;
– годовой фонд
времени работы предприятия, сут.
(259 сут.);
– коэффициент выхода
готовых изделий (0,975)
– коэффициент загрузки
автоклава изделиями;
– коэффициент оборачиваемости
автоклава в сутки: = 24/τц, где τц
– продолжительность тепловой обработки
с учетом времени на загрузку и разгрузку
автоклава, ч
= 24/13,3 = 1,804
- Теплотехнический
расчет
Для проведения теплотехнического
расчета режим запаривания следует разделить
на периоды:
- Период 1: нагрев до 100°С и продувка
в течение 50 мин. Характеристики пара: энтальпия lп1 = 2676,3 кДж/кг, плотность pп1 = 0,5976 кг/м3;
- Период 2: подъем давления от
0,1 о 0,3 МПа и нагрев от 100 до 133,3°С в течение 40 мин. Характеристики пара: lп2 = 2724,7 кДж/кг, pп2 = 1,652 кг/м3;
- Период 3: подъем давления от
0,3 до 1,3 МПа и нагрев от 133,3 до 191,6°С в течение
90 мин. Характеристики пара: lп3 = 2787,4 кДж/кг, pп2 = 6,615 кг/м3;
- Период 4: выдержка при максимальном
давлении 1,3 МПа и температуре 191,°С в течение 420 мин. Характеристики: lп4 = 2787,4 кДж/кг, pп2 = 6,615 кг/м3;
- Период 5: снижение избыточного
давления от 1,3 МПа до 0,3 МПа и охлаждение
от 191,6 до 133,3°С в течение 42 мин.;
- Период 6: снижение избыточного
давления от 0,3 до 0,1 МПа и охлаждение от 133,3 до100°С в течение
36 мин.;
- Период 7: вакуумирование в течение
90 мин.
2.2.1 Определение тепловыделения
цемента по периодам тепловой обработки
Для приготовления ячеистого
бетона используется портландцемент М400.
В/Т = 0,39. Тепловыделение определяется
для 1 кг цемента.
где Θ – количество градусочасов
тепловой обработки,°С×ч;
M – марка цемента;
a = 0,32+0,002Θ, при ≤ 290°С×ч
a = 0,84+0,0002Θ, при > 290°С×ч
где - начальная температура
ячеистого массы,°С
a = 0,32+0,002×53,95=0,43
– общее
количество теплоты
– масса
цемента, кг
a = 0,32+0,002×69,99=0,46
a = 0,32+0,002×243,68=0,81
a = 0,84+0,0002×1341,2=1,11
Перед автоклавной обработкой
формы с изделиями подвергаются выдержке
при t=32°С (температура ячеистой массы)
в течение 1,5 часов. Тогда тепловыделение
цемента за это время составит:
a = 0,32+0,002×48=0,42
Т.о. при гидратации цемента
выделяется теплота в следующем количестве:
- За 2 часа перед автоклавной
обработкой – 23,9 кДж/кг
- За 1 период в течение 2,5 часов
– 27,1 кДж/кг
- За 2 период в течение 0,25 часов
– 35,1 кДж/кг
- За 3 период в течение 0,25 часов
– 124,5 кДж/кг
Остается на 4 период: 418 – (23,9+27,1+35,1+124,5)
= 207,4 кДж/кг
где 418 – тепловыделение 1 кг
цемента М400.
Следовательно, в 4 периоде теплота
от экзотермической реакции гидратации
цемента будет поступать не 7 часов, а в
течение (207,4/263,4)×7=5,5 ч.
Количество теплоты, выделенное
цементом, за все четыре периода составит:
2.2.2 Расчет теплового
баланса
- Период 1: Расход теплоты на
нагрев до 100°С в течение 2 ч и продувки в течение 0,5 ч (τ1 = 2,5Ч)
- Потери тепла корпуса автоклава:
где – масса автокава,
кг;
– теплоемкость
метала, кДж/кг×°С;
– соответственно
максимальная температура нагрева
в 1 периоде и его начальная
температура,°С
кДж
- Потеря тепла форм:
где – масса формы, кг;
– кол-вл форм в
автоклаве, шт.;
– соответственно
максимальная температура нагрева
формы в 1 периоде и ее начальная температура,
равная температуре ячеистой массы (,°С