ТЕМА
1: Предмет, задачи и содержание дисциплины
- Структура дорожной отрасли РБ
В настоящее время во главе дорожной
отрасли находится департамент
«Белавтодор», который является подразделением
Министерства транспорта и коммуникаций
РБ.
- Система организации подрядных работ
Смотри схему.
Содержание сети дорог, улиц не входит
в компетенцию Департамента и
находится в ведомстве Министерства
коммунального хозяйства.
- Механизм управления сетью дорог общего пользования
Основным государственным документом,
который определяет правовые, экономические
и организационные основы управления
а/д общего пользования является закон
РБ «О а/д» (1994). Состоит из:
- общие положения;
- государственное регулирование и управление хозяйственной деятельностью;
- а/д;
- земли под а/д и другие земли, связанные с осуществлением дорожной деятельности;
- организация дорожной деятельности;
- пользование а/д;
- контроль в сфере а/д и дорожной деятельности;
- ответственность за нарушение законов РБ;
В соответствии с этим законом
государственное регулирование и управление
дорожной деятельностью осуществляется
Президентом РБ, Советом Министров, Республиканским
органом государственного управления
в области а/д, Местными советами депутатов,
Местными исполнительными органами в
пределах их компетенции и в порядке, предусмотренном
законодательством.
Закон предоставляет
следующие полномочия:
- Проведение единой экономической и научно-технической политики в области дорожной деятельности;
- Разработка и реализация государственных программ в отрасли;
- Разработка и реализация программ формирования и перспектив развития международных транспортных потоков, которые проходят через РБ;
- Согласование программ развития местных а/д;
- Взаимодействие и координация деятельности республиканских органов управления и местных исполнительных органов
по развитию а/д общего пользования, улучшению
их технического уровня, эксплуатационного
состояния;
- Руководство организациями дорожного хозяйства, владеющими а/д и другим имуществом, находящихся в республиканской собственности;
- Осуществление контроля за содержанием, ремонтом и развитием а/д общего пользования;
- Разработка и реализация мер в пределах своей компетентности по обеспечению безопасных перевозок
грузов и пассажиров;
- Выдача разрешений на проезд тяжеловозных транспортных средств по а/д общего
пользования;
- Осуществление контроля за соблюдением массы и габаритного подвижного состава, за наличием у владельцев транспортных средств
с указанием маршрута движения разрешений;
- Назначение сезонного ограничения массы и нагрузок на ось транспортных средств;
- Распоряжение средствами республиканского дорожного фонда в соответствии с законодательством РБ;
- Осуществление контроля за целевым использованием средств дорожного фонда;
- Развитие международного сотрудничества;
- Осуществление иных полномочий в соответствии
с законом;
- Система эксплуатации а/д
Смотри схему «Дорожная отрасль»
в п.1.
Эксплуатация – это сооружение
и ремонт АД.
Содержание сети улиц городов и
населённых пунктов не входят в компетенцию
Департамента Белавтодор, а находятся
в ведении Министерства Коммунального
Хозяйства.
ТЕМА
2: Основные
принципы и методы организации дорожных
работ
- Сущность и задачи управления
Управление – направленное воздействие
на объект управления с целью перевода
его в новое состояние или
для поддержания его в установленном режиме.
Существует два механизма
воздействия:
- стихийное – руководитель действует инициативно;
- осмысленное – сознательные факторы целенаправленно воздействуют на объект с заранее прогнозируемым результатом, причем
прогнозирование результатов наступает
тогда, когда его изменения будут находится
в определенных границах;
Управление предприятием – упорядочные
воздействия на процесс общего труда
в соответствии с объективными законами
развития производства и общества.
Управление является многогранным процессом:
- процесс управления людьми;
- умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей;
- вид деятельности по руководству людьми;
Управление как наука это
область знаний, позволяющая осуществить
руководство людьми. Управление не возможно
без точной и четкой цели. Отправным пунктом
является определение конечной цели управленческой
деятельности, которая достигается через
промежуточные цели и задачи, которые
могут быть следующие:
- народнохозяйственные;
- отраслевые;
- территориальные;
- экономические;
- социальные;
Принято выделять семь
законов теории управления:
- Закон пропорциональности производства и управления, т.е. сфера управления должна соответствовать
сфере производства и уровню ее развития.
Закон регламентирует расходы на управление.
Отсюда следует, что на эффективность
производства. Расходы на управление не
должны превышать расходы на производство;
с другой стороны нельзя экономить
на управлении;
- Закон сочетания, централизации и децентрализации управления. При
централизованном управлении каждый из
объектов управления подчинен какому-либо
органу управления. Такая форма управления
не предполагает жесткой регламентации
деятельности. Полная централизация в
общественно-экономическом управлении
невозможна. Распределение полномочий
не предполагает передачу ответственности.
- Закон соотносительности управляющей и управляемой подсистемы, т.е затраты на совершенствование управления должны соответствовать
масштабу производства;
- Закон специализации управления, т.е. для управления
нужны специалисты-профессионалы;
- Закон интеграции управления: специалисты-управленцы должны быть объединены в отделы;
- Закон демократизации управления: управление будет эффективным если оно соответствует интересам людей. Управление должно
быть демократичным;
- Закон управления временем – время является экономной категорией, т.е. при принятии управленческих решений не следует спешить;
Законов значительно больше.
Процесс управления предполагает
размеченные уровни:
- Высшее звено управления: разработка,
постановка целей и задач организации,
стратегии и тактики организации;
- Среднее звено управления: реализация разработанных стратегий и тактик путем конкретизации вклада каждого работника и подразделения;
- Низшее звено управления: управленцы, которые исполняют
принятые управления и реализуют поставленные
цели;
- Принципы управления
Принципы управления – правила,
основные положения и нормы поведения,
которыми руководствуются органы
управления и люди. Принципы зависят от
сложившихся в обществе социально-экономических
условий.
Принципы делятся на:
- общие и структурнофункциональные;
- принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе;
- принципы, способствующие формированию личности руководителя;
К 1-й группе можно отнести:
а) принцип прибыли;
б) принцип маркетинговой политики:
предполагает ориентацию производителя
на потребителя;
в) принцип плановости: основан
на экономическом самоопределении
производителя;
Долгосрочное планирование заменено
стратегическим, которое отличается
тем, что опирается не на имеющиеся условия,
а на прогнозируемые.
Ко 2-й группе относятся:
а) партнерство между руководителями
и подчиненными;
б) дилигирование полномочий;
в) четкая постановка задачи;
г) принцип отказа от привилегий.
К 3-ей группе относят:
а) самовоспитание и самообразование
руководителя;
б) овладение суммой специфических
знаний и постоянное совершенствование
знаний.
Основные принципы
управления:
- Демократический централизм – центральное руководство разрешает самостоятельность хоз. подразделений;
- Принцип единоначалия и коллегиальности;
- Принцип научности – управление социально-экономическими процессами должно строиться на точно сформулированных задачах, а управленческие решения – на научном подходе. Он позволяет исключить недооценку объективных законов управления;
- Соблюдение законности;
- Принцип ответственности – каждый работник должен заниматься своим делом в соответствии с должностной инструкцией
и нести за это ответственность;
- Принцип морального и материального стимулирования;
- Принцип подбора и расстановки кадров является одним из трех элементов кадровой политики, которая включает:
а) подбор и расстановка кадров;
б) развитие персонала;
в) стимулирование;
- Принцип преемственности хоз. решений – анализ прошлого опыта и исполнение положительного опыта в
своей деятельности;
- Принцип обязательной обратной связи (принцип контроля);
10. Принцип обязательной системности;
11. Принцип иерархоличности;
Принципы и законы управления
взаимосвязаны и взаимозависимы. Эту зависимость
можно представить в виде следующей цепочки:
законы общего развития – объективные
экономические законы – законы управления
– принципы управления.
Первому закону может соответствовать
два и более принципа управления
и наоборот, несколько законов
могут быть реализованы на основе
первого принципа.
Департамент «Белавтодор» управляет
дорожным хозяйством РБ на основе следующих
принципов:
- А/д являются общественным достижением и средством централизации государства, поэтому государство должно нести основную ответственность за финансирование и содержание
дорожного хозяйства;
- Все виды работ в дорожном хозяйстве осуществляются объектами хозяйствования различных форм собственности на конкурсной
основе при четком определении обязанностей
и ответственности органов государственного
управления и хозяйственного объекта;
- Пользователи а/д должны возмещать обществу ущерб, который наносится ему при пользовании а/д;
- Осуществление программы а/д РБ, используемые средства и результаты
деятельности дорожного хозяйства открыты
для парламентских и правительственных
структур, пользователей а/д и населения
РБ.
- Функции управления в дорожном хозяйстве
Функции управления – особый вид
деятельности по целенаправленному
воздействию на отношение людей
в процессе производства, т.е. это конкретные
виды управленческих работ, для осуществления
которых применяются спец. приемы и способы.
Сущность управления постоянна, а
содержание будет меняться в зависимости
от специфики объекта. Поэтому функции управления делятся на:
- Общие – выполняет руководитель любого
предприятия, т.е они одинаковы на всех
уровнях. Выделяют функции:
а) планирование;
б) организации;
в) контроля;
г) координации;
д) стимулирование;
- Специальные (конкретные)– учитывают специфику
производства.
Для дорожного хозяйства специальные
функции управления определены законом
РБ «Об а/д».
Полномочия можно прировнять к
специальным функциям (См. вопрос механизм
управления сети а/д).
- Концентрация, специализация и кооперирование в дорожном хозяйстве
Современный уровень технологий и
организации строительства а/д, определенные
экономические условия требуют в дорожном
строительстве концентрации, специализации,
кооперирование.
- Концентрация производства – усовершенствованная форма организации производственного процесса, который предполагает концентрацию
всех кадровых и технических материальных
средств при реализации крупного объекта.
Высший уровень концентрации является
обязательной предпосылкой применения
новейшей высоко производительной
техники и технологии.
Системой показателей уровня
концентрации производства делятся на:
- Абсолютные показатели (средний размер предприятия и т.д.);
- Относительные показатели (удельный вес крупных предприятий выпуска готовой продукции).
Концентрация производства позволяет
более эффективно и экономично использовать
оборудование, сырье, рабочую силу =>
повышать производительность труда и
снижать себестоимость работ.
Достоинства концентрации производства:
- на крупных предприятиях внедряют оборудование большой мощности, совершенствование технологий;
- улучшить организацию труда => повысить
производительность;
- издержки предприятия значительно уменьшатся;
- есть возможность более экономичного использования сырья, топливно-энергетических ресурсов и т.д.
- создание научно-исследовательских лабораторий, опытных установок, т.е. содействовать НТП;
- улучшать социальную сферу (детсад, санатории, столовые и т.д.).
Недостатки:
- Неспособность к быстрой перестройке производства. Важно в период рыночных отношений, Научно доказано, что эффективно использование в общей структуре отраслей предприятий различных
размеров. Здоровая конкуренция – залог
успеха.
- Специализация является эффективной формой разделения труда. Наличие современных технологий в дорожном строительстве
позволяет ввести узкую специализацию
в некоторых дорожно-строительных организациях.
Специализация оправдана при внедрении
дорогостоящих технологий. Позволяет
обеспечить высокую производительность
труда, высокое качество продукции и мобильность
при перемещении с объекта на объект.
В дорожном строительстве существуют
узкоспециализированные предприятия:
– Дерпласт, который занимается производством
разметки и материалов для нее;