Лекции по "Огранизации производства дорожного строительства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:35, курс лекций

Описание работы

Управление – направленное воздействие на объект управления с целью перевода его в новое состояние или для поддержания его в установленном режиме.
Существует два механизма воздействия:
стихийное – руководитель действует инициативно;
осмысленное – сознательные факторы целенаправленно воздействуют на объект с заранее прогнозируемым результатом, причем прогнозирование результатов наступает тогда, когда его изменения будут находится в определенных границах;

Файлы: 1 файл

Конспект по Организации.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)


ТЕМА 1: Предмет, задачи и содержание дисциплины

 

  1. Структура дорожной отрасли РБ

В настоящее время во главе дорожной отрасли находится департамент  «Белавтодор», который является подразделением Министерства транспорта и коммуникаций РБ.

 

  1. Система организации подрядных работ

Смотри схему.

Содержание сети дорог, улиц не входит в компетенцию Департамента и  находится в ведомстве Министерства коммунального хозяйства.

 

  1. Механизм управления сетью дорог общего пользования

Основным государственным документом, который определяет правовые, экономические и организационные основы управления а/д общего пользования является закон РБ «О а/д» (1994). Состоит из:

  1. общие положения;
  2. государственное регулирование и управление хозяйственной деятельностью;
  3. а/д;
  4. земли под а/д и другие земли, связанные с осуществлением дорожной деятельности;
  5. организация дорожной деятельности;
  6. пользование а/д;
  7. контроль в сфере а/д и дорожной деятельности;
  8. ответственность за нарушение законов РБ;

В соответствии с этим законом  государственное регулирование и управление дорожной деятельностью осуществляется Президентом РБ, Советом Министров, Республиканским органом государственного управления в области а/д, Местными советами депутатов, Местными исполнительными органами в пределах их компетенции и в порядке, предусмотренном законодательством.

Закон предоставляет  следующие полномочия:

  1. Проведение единой экономической и научно-технической политики в области дорожной деятельности;
  2. Разработка и реализация государственных программ в отрасли;
  3. Разработка и реализация программ формирования и перспектив развития международных транспортных потоков, которые проходят через РБ;
  4. Согласование программ развития местных а/д;
  5. Взаимодействие и координация деятельности республиканских органов управления и местных исполнительных органов по развитию а/д общего пользования, улучшению их технического уровня, эксплуатационного состояния;
  6. Руководство организациями дорожного хозяйства, владеющими а/д и другим имуществом, находящихся в республиканской собственности;
  7. Осуществление контроля за содержанием, ремонтом и развитием а/д общего пользования;
  8. Разработка и реализация мер в пределах своей компетентности по обеспечению безопасных перевозок грузов и пассажиров;
  9. Выдача разрешений на проезд тяжеловозных транспортных средств по а/д общего пользования;
  10. Осуществление контроля за соблюдением массы и габаритного подвижного состава, за наличием у владельцев транспортных средств с указанием маршрута движения разрешений;
  11. Назначение сезонного ограничения массы и нагрузок на ось транспортных средств;
  12. Распоряжение средствами республиканского дорожного фонда в соответствии с законодательством РБ;
  13. Осуществление контроля за целевым использованием средств дорожного фонда;
  14. Развитие международного сотрудничества;
  15. Осуществление иных полномочий в соответствии с законом;

 

  1. Система эксплуатации а/д

Смотри схему «Дорожная отрасль» в п.1.

Эксплуатация – это сооружение и ремонт АД.

Содержание сети улиц городов и  населённых пунктов не входят в компетенцию  Департамента Белавтодор, а находятся в ведении Министерства Коммунального Хозяйства.

 

ТЕМА 2: Основные принципы и методы организации дорожных работ

 

  1. Сущность и задачи управления

Управление – направленное воздействие  на объект управления с целью перевода  его в новое состояние или для поддержания его в установленном режиме.

Существует два механизма  воздействия:

  1. стихийное – руководитель действует инициативно;
  2. осмысленное – сознательные факторы целенаправленно воздействуют на объект с заранее прогнозируемым результатом, причем прогнозирование результатов наступает тогда, когда его изменения будут находится в определенных границах;

Управление предприятием – упорядочные  воздействия на процесс общего труда  в соответствии с объективными законами развития производства и общества.

Управление является многогранным процессом:

  1. процесс управления людьми;
  2. умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей;
  3. вид деятельности по руководству людьми;

Управление как наука это  область знаний, позволяющая осуществить руководство людьми. Управление не возможно без точной и четкой цели. Отправным пунктом является определение конечной цели управленческой деятельности, которая достигается через промежуточные цели и задачи, которые могут быть следующие:

  1. народнохозяйственные;
  2. отраслевые;
  3. территориальные;
  4. экономические;
  5. социальные;

Принято выделять семь законов теории управления:

  1. Закон пропорциональности производства и управления, т.е. сфера управления должна соответствовать сфере производства и уровню ее развития. Закон регламентирует расходы на управление. Отсюда следует, что на эффективность производства. Расходы на управление не должны превышать расходы на производство; с другой стороны нельзя экономить  на управлении;
  2. Закон сочетания, централизации и децентрализации управления. При централизованном управлении каждый из объектов управления подчинен какому-либо органу управления. Такая форма управления не предполагает жесткой регламентации деятельности. Полная централизация в общественно-экономическом управлении невозможна. Распределение полномочий не предполагает передачу ответственности.
  3. Закон соотносительности управляющей и управляемой подсистемы, т.е затраты на совершенствование управления должны соответствовать масштабу производства;
  4. Закон специализации управления, т.е. для управления нужны специалисты-профессионалы;
  5. Закон интеграции управления: специалисты-управленцы должны быть объединены в отделы;
  6. Закон демократизации управления: управление будет эффективным если оно соответствует интересам людей. Управление должно быть демократичным;
  7. Закон управления временем – время является экономной категорией, т.е. при принятии управленческих решений не следует спешить;

Законов значительно больше.

Процесс управления предполагает размеченные уровни:

  1. Высшее звено управления: разработка, постановка целей и задач организации, стратегии и тактики организации;
  2. Среднее звено управления: реализация разработанных стратегий и тактик путем конкретизации вклада каждого работника и подразделения;
  3. Низшее звено управления: управленцы, которые исполняют принятые управления и реализуют поставленные цели;

 

 

 

  1. Принципы управления

Принципы управления – правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и люди. Принципы зависят от сложившихся в обществе социально-экономических условий.

Принципы делятся на:

  1. общие и структурнофункциональные;
  2. принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе;
  3. принципы, способствующие формированию личности руководителя;

К 1-й группе можно отнести:

а) принцип прибыли;

б) принцип маркетинговой политики: предполагает ориентацию производителя  на потребителя;

в) принцип плановости: основан  на экономическом самоопределении  производителя;

Долгосрочное планирование заменено стратегическим, которое отличается тем, что опирается не на имеющиеся условия, а на прогнозируемые.

Ко 2-й группе относятся:

а) партнерство между руководителями и подчиненными;

б) дилигирование полномочий;

в) четкая постановка задачи;

г) принцип отказа от привилегий.

К 3-ей группе относят:

а) самовоспитание и самообразование  руководителя;

б) овладение суммой специфических  знаний и постоянное совершенствование  знаний.

Основные принципы управления:

  1. Демократический централизм – центральное руководство разрешает самостоятельность хоз. подразделений;
  2. Принцип единоначалия и коллегиальности;
  3. Принцип научности – управление социально-экономическими процессами должно строиться на точно сформулированных задачах, а управленческие решения – на научном подходе. Он позволяет исключить недооценку объективных законов управления;
  4. Соблюдение законности;
  5. Принцип ответственности – каждый работник должен заниматься своим делом в соответствии с должностной инструкцией и нести за это ответственность;
  6. Принцип морального и материального стимулирования;
  7. Принцип подбора и расстановки кадров является одним из трех элементов кадровой политики, которая включает:

а) подбор и расстановка кадров;

б) развитие персонала;

в) стимулирование;

  1. Принцип преемственности хоз. решений – анализ прошлого опыта и исполнение положительного опыта в своей деятельности;
  2. Принцип обязательной обратной связи (принцип контроля);

10. Принцип обязательной системности; 

11. Принцип иерархоличности; 

Принципы и законы управления взаимосвязаны и взаимозависимы. Эту зависимость можно представить в виде следующей цепочки: законы общего развития – объективные экономические законы – законы управления – принципы управления.

Первому закону может соответствовать  два и более принципа управления и наоборот, несколько законов  могут быть реализованы на основе первого принципа.

Департамент «Белавтодор» управляет  дорожным хозяйством РБ на основе следующих  принципов:

  1. А/д являются общественным достижением и средством централизации государства, поэтому государство должно нести основную ответственность за финансирование и содержание дорожного хозяйства;
  2. Все виды работ в дорожном хозяйстве осуществляются объектами хозяйствования различных форм собственности на конкурсной основе при четком определении обязанностей и ответственности органов государственного управления и хозяйственного объекта;
  3. Пользователи а/д должны возмещать обществу ущерб, который наносится ему при пользовании а/д;
  4. Осуществление программы а/д РБ, используемые средства и результаты деятельности дорожного хозяйства открыты для парламентских и правительственных структур, пользователей а/д и населения РБ.

 

  1. Функции управления в дорожном хозяйстве 

Функции управления – особый вид  деятельности по целенаправленному  воздействию на отношение людей в процессе производства, т.е. это конкретные виды управленческих работ, для осуществления которых применяются спец. приемы и способы.

Сущность управления постоянна, а  содержание будет меняться в зависимости  от специфики объекта. Поэтому функции управления делятся на:

  1. Общие – выполняет руководитель любого предприятия, т.е они одинаковы на всех уровнях. Выделяют функции:

а) планирование;

б) организации;

в) контроля;

г) координации;

д) стимулирование;

  1. Специальные (конкретные)– учитывают специфику производства.

Для дорожного хозяйства специальные функции управления определены законом РБ «Об а/д».

Полномочия можно прировнять к  специальным функциям (См. вопрос механизм управления сети а/д).

 

  1. Концентрация, специализация и кооперирование в дорожном хозяйстве

Современный уровень технологий и  организации строительства а/д, определенные экономические условия требуют в дорожном строительстве концентрации, специализации, кооперирование.

  1. Концентрация производства – усовершенствованная форма организации производственного процесса, который предполагает концентрацию всех кадровых и технических материальных средств при реализации крупного объекта.

Высший уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высоко производительной техники и технологии.

Системой показателей уровня концентрации производства делятся на:

  1. Абсолютные показатели (средний размер предприятия и т.д.);
  2. Относительные показатели (удельный вес крупных предприятий выпуска готовой продукции).

Концентрация производства позволяет  более эффективно и экономично использовать оборудование, сырье, рабочую силу => повышать производительность труда и снижать себестоимость работ.

Достоинства концентрации производства:

  1. на крупных предприятиях внедряют оборудование большой мощности, совершенствование технологий;
  2. улучшить организацию труда => повысить производительность;
  3. издержки предприятия значительно уменьшатся;
  4. есть возможность более экономичного использования сырья, топливно-энергетических ресурсов и т.д.
  5. создание научно-исследовательских лабораторий, опытных установок, т.е. содействовать НТП;
  6. улучшать социальную сферу (детсад, санатории, столовые и т.д.).

Недостатки:

  1. Неспособность к быстрой перестройке производства. Важно в период рыночных отношений, Научно доказано, что эффективно использование в общей структуре отраслей предприятий различных размеров. Здоровая конкуренция – залог успеха.

 

  1. Специализация является эффективной формой разделения труда. Наличие современных технологий в дорожном строительстве позволяет ввести узкую специализацию в некоторых дорожно-строительных организациях.

Специализация оправдана при внедрении  дорогостоящих технологий. Позволяет  обеспечить высокую производительность труда, высокое качество продукции и мобильность при перемещении с объекта на объект.

В дорожном строительстве существуют узкоспециализированные предприятия:

– Дерпласт, который занимается производством  разметки и материалов для нее;

Информация о работе Лекции по "Огранизации производства дорожного строительства"