Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:05, курсовая работа
Непрерывный рост интенсивности движения автомобильного транспорта, а так же возрастающая необходимость в возведении новых промышленных и транспортных объектов, требует повышения производительности в строительстве и улучшения эксплуатационных характеристик автомобильных дорог и прочих насыпей инженерного назначения. Высокие значения этих показателей для таких сооружений во многом определяются тщательностью планировочных работ при послойном их возведении, а так же производительностью профилирующих машин
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….... 4
1 КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РАБОТА
АВТОГРЕЙДЕРА ДЗ-143…………………………………………………….. 5
1.1 Назначение автогрейдера ДЗ-143…………………………………... 5
1.2 Состав автогрейдера ДЗ-143……………………………………….... 5
1.3 Установка силовая автогрейдера ДЗ-143……………………….... 9
1.4 Кинематическая схема автогрейдера ДЗ-143…………………… 13
1.5 Гидравлическая схема автогрейдера ДЗ-143……………………. 14
2 РАБОЧИЙ ЦИКЛ АВТОГРЕЙДЕРА ДЗ4-3……………………..…...…. 16
3 ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
АВТОГРЕЙДЕРА ДЗ-143…………………………………………………... 18
3.1 Тяговый расчет…………………………………………….………. 19
3.2.Расчет тяговой рамы на прочность…………………………………24
3.3 Расчет производительности автогрейдера…………………….…. 31
4 РАССМОТРЕНИЕ СУЩНОСТИ НАЙДЕННЫХ ПАТЕНТОВ………35
5 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОГРЕЙДЕРА ДЗ-143…………………………………………………... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….... 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..… 50
Положение автогрейдера и тяговой рамы, соответствующее этому случаю изображено на рисунке 3.2, на котором обозначено:
О – конец режущей кромки ножа отвала;
О1 и О2 – проекции середины балансира на опорную поверхность;
О3 и О4 – точки контакта передних колес автогрейдера с опорной поверхностью;
Са – центр тяжести автогрейдера;
Сm – точка приложения силы тяжести тяговой рамы;
G1 и G2 – силы тяжести автогрейдера, приходящиеся на его передний и задний мосты соответственно;
Gтр – сила тяжести тяговой рамы;
Ри – равнодействующая сил инерции приложенная в центре тяжести машины;
Rx – горизонтальное усилие на конце режущей кромки отвала ( точка О);
Ry – боковое усилие в точке О;
Rz – вертикальное усилие в точке О;
Z1 , Z2 , Z 3, Z4 – вертикальные реакции;
X1, X2 – силы тяги;
Y1, Y2 – боковые усилия, действующие на переднем и заднем мостах автогрейдера соответственно.
Принимаем,
что боковая реакция,
Далее произведем
расчеты указанных
Определяем вертикальное усилие, возникающее на конце режущей кромки ножа отвала
Rz = ––––––––––––––––––––––––––––––
[ 1 + f1/ ( ctg δ – f1 × tg δ )] – ( L – l1) × φ / L
где G2 – сила тяжести автогрейдера, приходящаяся на его задний мост, кН;
φ – коэффициент использования сцепного веса автогрейдера;
Ри – равнодействующая сил инерции, кН;
Gтр – сила тяжести тяговой рамы, кН;
f1 – коэффициент трения грунта о сталь;
δ – угол резания ножа отвала, град.;
L – колесная база машины, м;
l1 – положение кромки отвала, м.
φ = 0,75 / 14 /; f1 = 0,75 / 14 /.
Ри = ( кд – 1 ) × φ× G2
,
где кд – коэффициент динамичности, кд = 1,5 / 14 /.
Ри = ( 1,5 – 1 ) × 0,75 × 96 = 36 кН.
96 × 0,75 + 36 + 14
Rz = ––––––––––––––––––––––––––––––
[ 1 + 0,75/ ( ctg 45 – 0,75 × tg 45 )] – ( 5,84 – 5,61) × 0,75 / 5,84)
Определяем горизонтальное усилие, возникающее на кромке ножа отвала
Rx = ( G2 + Rz × ( L – l1 / L )) × φ + Ри – Gтр × f1
Rx = ( 96 + 15,43 × ( 5,84 – 5,61 / 5,84 )) × 0,75 + 36 – 14 × 0,75 =
= 177,97 кН.
Определяем боковое усилие, действующее на передний мост автогрейдера
Y1 = [ G1 + ( l1 / L ) × Rz + ( H / L ) × Pи + ( a1 / L ) × Gтр ] × φδ max ,
где G1 – сила тяжести автогрейдера, приходящаяся на
его передний мост, кН;
Н –
положение центра тяжести
а1 – расстояние от оси О1О2 до точки приложения силы тяжести тяговой
рамы, м;
φδ max – максимальный коэффициент бокового сдвига.
φδ max = φ + μ
где μ – коэффициент
сопротивления перекатыванию
μ = 0,16 / 14 /.
φδ max = 0,75 + 0,16 = 0,91.
Y1 = [ 35 + ( 5,61 / 5,84 ) × 15,43 + ( 1,7 / 5,84 ) × 36 + ( 3,6 / 5,84 ) × 14 ] ×
×0,91 = 62,73 кН.
Как уже
говорилось ранее боковое
Определяем боковое усилие, действующее на режущей кромке ножа отвала в точке О
Ry = Y1 + Y2
Ry = 62,73 + 0 = 62,73 кН.
Определяем вертикальные реакции грунта, действующие на передний и задний мосты
Z1 = ( G2 / 2 ) – [ Ри × Н / (2 × L)] + Rz×[( L – l1) / L] + ( Gтр×а1) / L ,
где G2 – сила тяжести автогрейдера, приходящаяся на его задний мост, кН;
Ри – равнодействующая сил инерции, кН;
Gтр – сила тяжести тяговой рамы, кН;
L – колесная база машины, м;
l1 – положение кромки отвала, м;
Н – положение центра тяжести автогрейдера по вертикали, м;
Rz – вертикальное усилие, возникающее на конце режущей кромки ножа
отвала, кН;
а1 – расстояние от оси О1О2 до точки приложения силы тяжести тяговой
рамы, м;
Z1=(96 / 2)– [36 × 1,7/(2×5,84)]+15,43 ×[( 5,84 – 5,61) / 5,84] +(14×3,6) / 5,84 =
= 52,0 кН;
Z2 = ( G2 / 2 ) – Ри × H / ( 2×L) + Gтр × a2 / L ,
где а2 – расстояние от оси О3О4 до точки приложения силы тяжести тяговой
рамы, м;
Z2 = ( 96 / 2 ) – 36 × 1,7 / ( 2 × 5,84 ) + 14 × 2,24 / 5,84 = 48,1 кН;
Z3 = (G1 / 2) + Ри × Н / (2 × L) + ( Rz × l1 ) / L + ( Gтр × a1 ) / L ,
Z3 = (35 / 2) + 36 × 1,7 / (2 × 5,84) + ( 15,43 × 5,61) / 5,84 + (14 × 3,6) / 5,84 =46,17 кН;
Z4 = (G1 / 2) + Ри × H / (2×L) + ( Gтр× a1 ) / L ,
Z4 = (35 / 2) + 36 × 1,7 / ( 2×5,84 ) + ( 14 × 3,6 ) / 5,84 = 31,4 кН.
Определяем
усилия в шаровом шарнире
Заменяем шарнир Ош равновеликой системой сил Xш , Yш , Zш .
Определяем
горизонтальное усилие в
Xш = Rx + ( Gтр + Rz
) × f1 ,
где Rx – горизонтальное усилие, действующее на конце режущей кромки
ножа отвала, кН;
Gтр – сила тяжести тяговой рамы, кН;
Rz – вертикальное усилие, действующее на конце режущей кромки ножа отвала, кН;
f1 – коэффициент трения грунта о сталь.
Хш = 177,97 + ( 14 + 15,43 ) × 0,75 = 200,04 кН.
Усилие Хш в данном случае является преобладающим, поэтому рассматриваемое расчетное сечение проверяем на прочность по горизонтальному усилию Хш , которое подвергает тяговую раму деформации – растяжение-сжатие.
Необходимо, чтобы выполнялось следующее условие
σр ≤ [σр] / к ,
где σр – напряжение в расчетном сечении, возникающее при растяжении
тяговой рамы, кН/м2 ;
[σр] – допускаемое напряжение растяжения, кН/м2 ;
к – общий запас прочности.
Для стали 3 ГОСТ 380-71 [σр] = 9×104 кН/м2 / 1 / ; к = 1,3
Напряжение
в расчетном сечении
σр = Хш / F ,
где F – площадь расчетного сечения, м2 ;
Хш - горизонтальное усилие в шаровом шарнире тяговой рамы, кН.
Тяговая рама представляет собой V – образную сварную конструкцию, изготовленную из прокатной угловой равнополочной стали ГОСТ 8509-72, номер проката 14. Таким образом, расчетное сечение коробчатого вида имеет площадь
F = 109,32 × 10-4 м2 ,
тогда напряжение в расчетном сечении равно
σр = 200,04 / ( 109,32 × 10-4 ) = 1,8×104 кН/м2.
Проверим условие
σр ≤ 9×104 / 1,3 = 6,9×104 кН/м2.
Следовательно условие выполняется.
Таким образом, тяговая рама автогрейдера ДЗ-143 удовлетворяет прочностным расчетам и является работоспособной при работе в данных условиях.
3.3 Расчет производительности автогрейдера [6]
Производительность является важнейшей выходной характеристикой машины. Ее определяют количеством продукции, произведенной машиной в единицу времени. Различают расчетную (теоретическая или конструктивная), техническую и эксплуатационную производительность. Под расчетной (теоретической, конструктивной) производительностью понимают производительность за 1 ч непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений, расчетных нагрузках на рабочем органе и расчетных условиях работы. Теоретическую производительность рассчитывают на стадии разработки конструкторской документации на машину, используя для этого нормативные значения расчетных параметров и расчетных условий. Под технической производительностью понимают максимально возможную в данных производственных условиях производительность при непрерывной работе машины. Под эксплуатационной производительностью понимают фактическую производительность машины в данных производственных условиях с учетом ее простоев и неполного использования ее технологических возможностей.
Таблица 3.4 - средние значения коэффициента разрыхления kp
Категория породы по трудности разработки |
Разновидность горной породы |
kp |
I |
Песок, супесок, растительный грунт, торф |
1,05...1,12 |
II |
Легкий и лессовидный суглинок, влажный рыхлый лёсс, мягкий солончак, гравий мелкий и средний, песок, супесок и растительный грунт, смешанные со щебнем и галькой, насыпной слежавшийся грунт с примесью щебня или гальки |
1,12....1,20 |
III |
Жирная мягкая глина, тяжелый суглинок, гравий крупный, галька мелкая, щебень крупностью 15...40 мм, суглинок со щебнем пли галькой |
1,20...1,25 |
Таблица 3.5 - коэффициент призмы kпр
Грунты |
Значение kпр при отношении H/B | ||
0,15 |
0,3 |
0,45 | |
Связные |
0,75 |
0,78 |
0,85 |
Несвязные |
1,15 |
1,20 |
1,50 |
Таблица 3.6 – параметры автогрейдера ДЗ-143
Скорости движения, м/с |
Ширина отвала, мм |
Высота отвала, мм | ||||
uI |
uII |
uIII |
uIV |
umax |
В |
Н |
1,9 |
3,5 |
6,4 |
11,7 |
11,7 |
3740 |
620 |
Производительность определяем по формуле (м3/ч):
П = 3600Vпp × ky × kи /(tцkp),
где Vпp – объем грунта в разрыхленном состоянии (объем призмы волочения), находящийся перед отвалом в конце транспортирования, м3;
tц – продолжительность цикла, с;
ky – коэффициент уклона (kу=1, так как участок горизонтальный);
kи – коэффициент использования автогрейдера во времени(kи =0,85);
kp – коэффициент разрыхления грунта, т.е. отношение объема разрыхленного грунта к объему грунта такой же массы в естественно плотном состоянии ( kp =1,085 табл. 3.4).
Объем призмы волочения (м3):
V'пр = BH2/(2kпр),
где В и Н – ширина и высота отвала, м;
kпр – коэффициент призмы, установленный экспериментально и зависящий от свойств грунта и соотношения размеров отвала (табл.2.5 ).
kпр =,
V'пр =
Продолжительность цикла:
tц = l1/u1 + l2/u2 + l3/u3 + l4/u4 + nпtп + nоtо + nповtпов ,
где l1, l2, l3, l4 – длины пути резания, перемещения, укладки грунта и обратного хода, м;
l4= l1+ l2+ l3=10+40+15=65 м
u1=1,9, u2=u3=3,5, u4=uмах=11,7 – скорости движения на соответствующих участках пути, м/с (табл. 3.6);
tп – время на переключение передач (tп ≈2,5с);
tо – время опускания и подъема отвала (tо ≈ 4,5с);
tпов – время разворота автогрейдера на 180° (tпов ≈ 12,5с);
nп=3, nо=5, nпов=2 – соответственно количество переключений передач, подъемов и опусканий отвала и разворотов на 180°.
tц=≈81,5 с,
П = 3600Vпp × ky × kи /(tцkp)=17,3 м3/ч
Расчет производительности модернизированного автогрейдера:
V'пр =
П = 3600Vпp × ky × kи /(tцkp)=
=21,6 м3/ч
Делая вывод по главе можно
отметить, что использование