Система менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются системы качества. Цель курсовой работы – изучить историю возникновения систем менеджмента качества, существующие СМК и принципы их работы.
В данной курсовой работе приведены преимущества, которые обеспечивает предприятиям внедрение СМК, и проблемы, которые возникают у организаций при разработке и внедрении СМК. Наиболее подробно в курсовой работе раскрываются принципы работы стандартов ИСО серии 9000, рассматривается процесс сертификации, этапы его прохождения, необходимые для соответствия системы качества организации стандартам ИСО 9000.

Файлы: 1 файл

смк реферат.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

- вовлечение партнеров  в определение потребностей в  закупках и совместную разработку  стратегии;

- оценивание, признание и вознаграждение усилий и достижений поставщиков и партнеров.

 

Природные ресурсы

 

Следует учитывать наличие  природных ресурсов, которые могут  влиять на деятельность организации. Несмотря на то, что такие ресурсы часто  находятся вне непосредственного управления со стороны организации, они могут иметь существенное позитивное или негативное влияние на ее результаты. Организация должна иметь планы действий на случай непредвиденных обстоятельств по обеспечению ресурсами или их возобновлению с целью предотвращения или минимизации негативного воздействия на деятельность организации.

 

Финансовые  ресурсы

 

Менеджмент ресурсов включает деятельность по установлению потребностей в финансовых ресурсах и их источников. Контроль за финансовыми  ресурсами включает сравнение фактического применения с плановым и принятие необходимых действий.

Менеджмент финансовых ресурсов включает планирование, обеспечение  наличия и контроль, необходимые  для внедрения и поддержания  результативной и эффективной системы  менеджмента качества и достижения целей организации. Менеджмент также предусматривает разработку прогрессивных финансовых методов для поддержки и поощрения улучшения деятельности организации.

Повышение результативности и эффективности системы менеджмента  качества может положительно сказываться на финансовых результатах организации, например:

а) внутренне, посредством  сокращения отказов процессов и  продукции или расточительного  расходования материалов и времени;

б) внешне, посредством  сокращения отказов продукции, снижения затрат на компенсацию по поручительствам и гарантиям, а также снижения цены потери потребителей и рынков.

Информация по таким  вопросам может также обеспечивать средство установления нерезультативной или неэффективной деятельности и инициировать подходящие действия по улучшению.

Финансовую отчетность по деятельности, связанной с функционированием  системы менеджмента качества и  соответствием продукции, следует  использовать при анализе со стороны  руководства.

Процессы  жизненного цикла продукции

 

Высшее руководство должно обеспечивать результативное и эффективное функционирование процессов жизненного цикла продукции, вспомогательных процессов, а также связанную с ними сеть процессов, с тем чтобы организация могла удовлетворять свои заинтересованные стороны. В то время как процессы жизненного цикла приводят к созданию продукции, добавляющей ценность организации, вспомогательные процессы также необходимы организации, так как они добавляют ценность косвенно.

Любой процесс является последовательностью связанных между собой видов деятельности или деятельностью, которая имеет вход и выход. Руководству следует определить необходимые выходы процессов и идентифицировать необходимые входы и виды деятельности для результативного и эффективного достижения выходов процессов.

Взаимодействие процессов  может быть сложным, приводящим к  созданию сетей процессов. Для обеспечения  результативной и эффективной деятельности организации руководству необходимо признать, что выход одного процесса может стать входом для другого  или нескольких других процессов.

Понимание того, что процесс  может быть представлен как последовательность видов деятельности, помогает руководству  при определении входов для процесса. После определения входов могут  быть определены необходимые виды деятельности, действия и требующиеся ресурсы для процесса с целью достижения желаемых выходов.

Результаты верификации  и валидации процессов и выходов  следует также рассматривать  как входы для процесса с целью  достижения постоянного улучшения  деятельности и популяризации ее совершенства на всех уровнях организации.

Постоянное улучшение  процессов в организации повысит  результативность и эффективность  системы менеджмента качества и  улучшит деятельность организации. В приложении В описывается "Процесс постоянного улучшения ", который можно использовать для оказания помощи при определении действий, необходимых для постоянного повышения результативности и эффективности процессов.

Процессы следует задокументировать  в той степени, которая требуется  для поддержки результативной и эффективной работы.

Документация, связанная  с процессами, способствует:

- определению и доведению  до сведения персонала важных  характеристик процессов;

- подготовке по вопросам  функционирования процессов;

- обмену знаниями и  опытом в командах и рабочих группах;

- проведению измерений  и аудита процессов;

- анализу, пересмотру  и улучшению процессов.

Необходимо оценивать  роль работников в процессах с  тем, чтобы:

- обеспечивать охрану  труда персонала;

- обеспечивать наличие  требуемых навыков;

- поддерживать координацию процессов;

- обеспечивать входные  данные для анализа процессов,  получаемые от работников;

- содействовать внедрению  нововведений, предлагаемых работниками. 

При стимулировании постоянного  улучшения деятельности организации  акцент следует делать на повышении результативности и эффективности процессов как средстве достижения благоприятных результатов. Возросшие выгоды, повышенная удовлетворенность потребителей, лучшее использование ресурсов и сокращение непроизводительных расходов - это примеры измеряемых результатов, которые были достигнуты при большей результативности и эффективности процессов.

Менеджмент  процессов

 

Руководство определяет процессы, необходимые для жизненного цикла продукции, с целью удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон. Для обеспечения жизненного цикла продукции следует уделять внимание соответствующим вспомогательным процессам, а также желаемым выходам, этапам процессов, деятельности, потокам, мерам управления, потребностям в подготовке кадров, оборудованию, методам, информации, материалам и другим ресурсам.

Необходимо составить  оперативный план по менеджменту  процессов, включающий:

- требования к входу  и выходу (например, спецификации  и ресурсы);

- виды деятельности  внутри процессов;

- верификацию и валидацию процессов и продукции;

- анализ процесса, в  том числе его надежности;

- определение, оценку  и уменьшение рисков;

- корректирующие и  предупреждающие действия;

- возможности и действия  по улучшению процессов;

- управление изменениями,  относящимися к процессам и продукции.

Примерами вспомогательных  процессов являются:

- менеджмент информации;

- подготовка работников;

- финансовая деятельность;

- поддержание инфраструктуры  и обслуживание;

- применение промышленного  оборудования, которое обеспечивает безопасность/защиту;

- маркетинг.

Валидация и изменения продукции и процессов

Руководству необходимо обеспечивать, чтобы валидация продукции  демонстрировала ее способность  удовлетворять потребности и  ожидания потребителей и других заинтересованных сторон. Валидация охватывает моделирование, имитирование и испытания, а также анализ с вовлечением потребителей и других заинтересованных сторон.

Вопросы, которые следует  принимать во внимание, включают в  себя:

- политику и цели  в области качества;

- возможности или квалификацию оборудования;

- условия эксплуатации  продукции;

- использование или  применение продукции;

- утилизацию продукции;

- жизненный цикл продукции;

- воздействие продукции  на окружающую среду;

- воздействие применения  природных ресурсов, в том числе материалов и энергии.

Процесс валидации следует  проводить через соответствующие  интервалы, чтобы обеспечивать своевременную  реакцию на изменения, воздействующие на процесс.

Особое внимание уделяется  валидации процессов:

- для особо ценной  продукции и продукции с критическими требованиями к безопасности;

- там, где недостатки  в продукции могут стать очевидными  только при использовании;

- там, где валидация  не может быть повторена;

- там, где верификация  продукции невозможна.

Организации необходимо внедрить процесс результативного и эффективного управления изменениями, чтобы убедиться, что изменения продукции или процессов выгодны организации и удовлетворяют потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон. Изменения следует определять, регистрировать, оценивать, анализировать и подвергать управлению, чтобы понять степень их влияния на другие процессы, а также потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон.

Любые изменения в  процессе, влияющие на характеристики продукции, необходимо регистрировать и доводить до сведения персонала, чтобы поддерживать соответствие продукции и предоставлять информацию по корректирующим действиям или улучшению деятельности организации. Следует определить полномочия для инициирования изменения с целью обеспечения управления.

В случаях, когда выходом  процесса является продукция, этот выход  утверждают после любого соответствующего изменения, чтобы можно было убедиться  в желаемом воздействии последнего.

Может также рассматриваться  применение методов моделирования с целью планирования предупреждения отказов или недостатков процессов.

Следует проводить оценку рисков, чтобы оценивать возможность  появления рисков и последствия  вероятных отказов или недостатков  процессов. Результаты необходимо использовать для определения и осуществления предупреждающих действий с целью уменьшения идентифицированных рисков.

Примеры средств оценки рисков:

- анализ характера  и последствий отказа;

- анализ дерева отказов;

- диаграммы зависимости;

- методы моделирования;

- прогноз безотказности.

Процессы, связанные с заинтересованными  сторонами

 

Руководству необходимо обеспечивать определение организацией взаимно приемлемых процессов для  результативного и эффективного поддержания связи со своими потребителями  и другими заинтересованными сторонами. Организации следует внедрить и поддерживать эти процессы для обеспечения адекватного понимания потребностей и ожиданий заинтересованных сторон и перевода этих потребностей и ожиданий в требования к организации. Эти процессы включают определение и анализ соответствующей информации, а также активное вовлечение потребителей и других заинтересованных сторон.

Примеры соответствующей  информации о процессах:

- требования потребителей  или других заинтересованных  сторон;

- исследование рынка,  в том числе данные об отраслях и конечном пользователе;

- контрактные требования;

- анализ конкурентов;

- сравнение с лучшими  достижениями;

- процессы, подпадающие  под законодательные или другие  обязательные требования.

Организации необходимо полностью понять требования потребителей или других заинтересованных сторон до инициирования мероприятий по обеспечению соответствия этим требованиям.

Это понимание и его  воздействие должны быть взаимно  приемлемыми для участников.

Проектирование  и разработка

 

Высшему руководству следует удостовериться, что в организации определены, внедрены и поддерживаются в рабочем состоянии необходимые процессы проектирования и разработки для результативного и эффективного реагирования на потребности и ожидания своих потребителей и других заинтересованных сторон.

При проектировании и  разработке продукции или процессов  руководству необходимо обеспечивать способность организации учитывать  не только свою основную деятельность и свои функции, но и все факторы, содействующие тому, чтобы характеристики продукции и показатели процессов соответствовали ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон. Например, организация должна принимать во внимание жизненный цикл продукции, охрану труда, возможность проведения испытаний, пригодность, простоту в использовании, надежность, долговечность, эргономику, внешнюю среду, утилизацию продукции, а также определенные риски.

Информация о работе Система менеджмента качества