Система менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются системы качества. Цель курсовой работы – изучить историю возникновения систем менеджмента качества, существующие СМК и принципы их работы.
В данной курсовой работе приведены преимущества, которые обеспечивает предприятиям внедрение СМК, и проблемы, которые возникают у организаций при разработке и внедрении СМК. Наиболее подробно в курсовой работе раскрываются принципы работы стандартов ИСО серии 9000, рассматривается процесс сертификации, этапы его прохождения, необходимые для соответствия системы качества организации стандартам ИСО 9000.

Файлы: 1 файл

смк реферат.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

Для большего удобства пользователей  основное содержание требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001помещено в рамки в соответствующие разделы настоящего стандарта.

Информация, обозначенная как "Примечание ", является рекомендацией по пониманию или разъяснению.

Совместимость с другими системами менеджмента

 

Настоящий стандарт не содержит конкретных рекомендаций в отношении  других систем менеджмента, таких как  менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с соответствующими системами менеджмента. Организация может адаптировать действующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества в соответствии с рекомендациями настоящего стандарта.

Область применения

Настоящий стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ГОСТ Р ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом.

Настоящий стандарт применим к процессам организации, и, таким  образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут  быть распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации. Он не предназначен ни для сертификации или использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ГОСТ Р ИСО 9001

Общие требования

 

Организация должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Организация должна:

а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента  качества, и их применение во всей организации;

б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

в) определять критерии и  методы, необходимые для обеспечения  результативности как при осуществлении, так и при управлении этими  процессами;

г) обеспечивать наличие  ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

е) принимать меры, необходимые  для достижения запланированных  результатов и постоянного улучшения  этих процессов.

Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечивать со своей стороны контроль за таким процессом. Управление им должно быть определено в системе менеджмента качества.

П р и м е ч  а н и е - В процессы, необходимые  для системы менеджмента качества, следует включать процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения.

Документация

 

Руководству организации  следует определить документацию, включая  соответствующие записи, необходимую  для разработки, внедрения и поддержания  в рабочем состоянии системы менеджмента качества и поддержки результативного и эффективного выполнения процессов.

Характер и степень  документированности должны отвечать контрактным, законодательным и  другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также устраивать организацию.

Документация может  быть в любой форме или на любом  носителе, исходя из потребностей организации.

С целью обеспечения  документацией, отвечающей потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон, руководству необходимо учитывать:

- контрактные требования  потребителей и других заинтересованных  сторон;

- использование организацией  международных, национальных, региональных  и отраслевых стандартов;

- соответствующие законодательные  и другие обязательные требования;

- решения организации;

- источники внешней  информации, касающиеся возможностей  организации;

- информацию о потребностях  и ожиданиях заинтересованных  сторон.

Разработку, использование  и управление документацией следует  оценивать с учетом результативности и эффективности организации на основе таких критериев, как:

- функциональность (например, скорость обработки);

- простота в использовании;

- потребность в ресурсах;

- политика и цели;

- текущие и будущие  требования, относящиеся к менеджменту  знаний;

- сравнение с лучшими  системами документации;

- взаимодействия потребителей, поставщиков и других заинтересованных  сторон организации. Доступ к документации предоставляется работникам организации и другим заинтересованным сторонам.

 

Использование принципов менеджмента качества

 

Для успешного руководства  организацией и ее функционирования необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Рекомендации руководству  организации, предлагаемые в настоящем  стандарте, базируются на восьми принципах  менеджмента качества.

Эти принципы были разработаны  для применения высшим руководством с целью улучшения деятельности организации. Они включены в содержание настоящего стандарта и приведены  ниже.

а) Ориентация на потребителя

Организации зависят  от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

б) Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создать  и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

в) Вовлечение работников

Работники всех уровней  составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность  организации с выгодой использовать их способности.

г) Процессный подход

Желаемый результат  достигается эффективнее, когда  деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

д) Системный подход к  менеджменту

Выявление, понимание  и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

е) Постоянное улучшение

Постоянное улучшение  деятельности организации в целом  следует рассматривать как ее неизменную цель.

ж) Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения  основываются на анализе данных и  информации.

з) Взаимовыгодные отношения  с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих  сторон создавать ценности.

Успешное использование организацией восьми принципов менеджмента приведет в результате к выгодам для заинтересованных сторон, таким как увеличение денежного оборота, создание ценности и повышение стабильности.

Ответственность руководства

 

Лидерство высшего руководства, его обязательства и активное участие являются решающими при разработке и поддержании в рабочем состоянии результативной и эффективной системы менеджмента качества с целью достижения выгоды для всех заинтересованных сторон. Их можно добиться, выявляя, поддерживая и повышая удовлетворенность потребителей.

Перед высшим руководством стоит задача рассмотреть такие  меры, как:

- разработка прогноза, политики и стратегических целей,  соответствующих назначению организации;

- демонстрация на собственном  примере стиля управления, обеспечивающего доверие персонала;

- доведение до сведения  персонала направления деятельности  организации, ценностей, связанных  с качеством и системой менеджмента  качества;

- участие в проектах  по улучшению, поиск новых методов,  решений и разработка новой продукции;

- получение обратной  связи непосредственно по результативности  и эффективности системы менеджмента  качества;

- определение процессов  жизненного цикла продукции, добавляющих  ценность в интересах организации;

- определение вспомогательных процессов, влияющих на результативность и эффективность процессов жизненного цикла продукции;

- создание среды, способствующей  вовлечению и развитию работников;

- обеспечение организационной  структуры и ресурсов, необходимых  для поддержки стратегических планов организации.

Высшему руководству  следует также определить методы измерения деятельности организации, чтобы установить, достигнуты ли запланированные  цели, включающие:

- измерение финансовых  показателей;

- измерение показателей  выполнения процессов во всей организации;

- внешние измерения,  такие как сравнение с лучшими  достижениями и оценка третьей  стороной;

- оценку удовлетворенности  потребителей, работников организации  и других заинтересованных сторон;

- оценку восприятия  потребителями и другими заинтересованными сторонами характеристик поставленной продукции;

- измерение других  показателей успеха, определенных  руководством организации. 

Информацию, полученную в результате таких измерений  и оценок, рекомендуется рассматривать  как входные данные для анализа со стороны руководства, чтобы убедиться, что постоянное улучшение системы менеджмента качества является движущей силой совершенствования деятельности организации.

Вопросы, которые должны приниматься во внимание

При разработке, внедрении  и управлении системой менеджмента качества организации высшему руководству необходимо следовать принципам менеджмента качества, изложенным в 4.3.

Исходя из этих принципов, высшему руководству надо подтверждать лидерство и обязательства в  отношении следующего:

- понимания текущих и будущих потребностей и ожиданий потребителей, дополняющих требования;

- разъяснения политики  и целей для повышения понимания,  мотивации и вовлечения работников  организации;

- постановки цели постоянного  улучшения всех процессов, выполняемых в организации;

- планирования будущего  организации и менеджмента изменений;

- установления и доведения  до персонала основ деятельности  по достижению удовлетворенности  заинтересованных сторон.

В дополнение к постепенному или продолжающемуся постоянному улучшению высшему руководству необходимо также рассматривать проекты прорыва, ведущие к изменению процессов, как способ улучшения деятельности организации. В ходе таких изменений руководству следует предпринимать шаги по обеспечению ресурсами и обмену информацией, необходимые для поддержания функций системы менеджмента качества.

Высшему руководству  необходимо определить процессы жизненного цикла продукции, так как от них  непосредственно зависит успех  организации. Высшему руководству  следует также определить те вспомогательные процессы, которые воздействуют либо на результативность и эффективность процессов жизненного цикла, либо на запросы и ожидания заинтересованных сторон.

Руководству надо убедиться, что процессы функционируют как  результативная и эффективная система. Руководство должно анализировать и оптимизировать взаимодействие этих процессов, рассматривая как процессы жизненного цикла продукции, так и вспомогательные процессы.

Необходимо обратить внимание на:

- проектирование последовательных  и взаимодействующих процессов для эффективного достижения желаемых результатов;

Информация о работе Система менеджмента качества