Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:22, контрольная работа
Целью контрольной работы является: исследование института административной ответственности в сфере таможенного дела, определение содержания административной ответственности за нарушение таможенных правил в условиях единого пространства ТС с учетом национального законодательства об административной ответственности в сфере таможенного дела стран-участниц ТС и выявление проблем, связанных с различиями национальных законодательств, а также определение направления развития законодательства в области административной ответственности за нарушение таможенных правил в России.
ВВЕДЕНИЕ………….……………….………………………….……...……......4
История развития законодательства об ответственности
за нарушение таможенных правил………………………….……….7
Правовая природа и особенности административной
ответственности и административного правонарушения……….…13
Административные наказания за совершение
таможенных правонарушений…………………………….………....27
Изменения в законодательстве об административной
ответственности в сфере таможенного дела………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………...………………...……………......…...…..…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…..…...………...41
Во второй половине XVIII столетия был проведен ряд мероприятий, призванных остановить контрабандный ввоз товаров, который вновь усилился. В качестве причин этого можно назвать: повышение пошлин, связанное с принятием тарифа 1757 года, злоупотребления в самих таможнях, слабая организация охраны границ.
Дальнейшие изменения в таможенной сфере России приходятся на XIX век. В 1802 году принимается Высочайший манифест об учреждении министерств. Таможенные учреждения были подчинены Министерству коммерции. С 1811 года управление таможенным делом переходит к Департаменту внешней торговли, было образовано 11 таможенных округов, в каждый из которых входило несколько таможен. Таможенный округ управлялся начальником, имевшим в своем ведении все таможни и заставы, составлявшие округ. Для предотвращения тайного привоза товаров по всей морской и сухопутной границе действовали команды таможенной стражи.
Велась работа и над правовой базой, обеспечивающей организацию таможенной деятельности. Значительным фактом в этом направлении стало принятие Таможенного Устава в 1819 году – первая попытка систематизации законодательства о контрабанде. Устав определил, что таможенные учреждения являются государственными органами, установил порядок охраны границы (охрана возлагалась сначала на таможенную, а затем на пограничную стражу). Товары, перемещаемые через границы, разрешалось перевозить только через таможни.
К концу XIX века в России уже сложилась единая система таможенных органов. Непосредственное руководство таможенным делом в стране осуществлялось Департаментом таможенных сборов Министерства финансов. Нижестоящим звеном таможенной системы были таможенные округа, в состав которых входило определенное количество таможен, таможенных застав и переходных пунктов.
Работа над совершенствованием законодательства о борьбе с контрабандой продолжалась и в начале XX века.
Отличительной чертой законодательства, направленного на борьбу с контрабандой в период после октября 1917 г., являлось то, что оно было призвано защищать и охранять монополию внешней торговли, провозглашенную и осуществляемую вновь созданным государством в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 24.04.1918 г. При отнесении предметов к контрабандным руководствовались соображениями идеологического характера: «документы, вредные в политическом и экономическом отношении».
Впервые определение контрабанды, близкое по форме и по существу действующему в УК РФ до внесения в него изменений 2011 года, было сформулировано в Декрете СНК РСФСР от 24.04.1923 г. Контрабандой признавалось перемещение или покушение на перемещение какого-либо имущества через государственную пограничную черту с сокрытием от таможенного контроля. Сами эти понятия раскрывались в инструкции НКВТ, утвержденной 17.10.1923 г. Под перемещением понимались всевозможные способы передвижения имущества: пронос, перебрасывание, провоз на лошадях, вьючных животных, при помощи механических средств транспортирования, летательных аппаратов и т.д. Покушением на перемещение имущества через государственную пограничную черту помимо таможенных учреждений следовало признавать действия, направленные на совершение указанного перемещения, когда совершитель не выполнил всего того, что было необходимо для приведения его намерения в исполнение, или когда, несмотря на выполнение им всего того, что он считал необходимым, преступный результат не был достигнут по причинам, от него не зависящим. Сокрытием считался факт перемещения имущества помимо таможенных учреждений, а также через них, но с применением особых ухищрений с целью избежания таможенного досмотра перемещаемого имущества (например, сокрытие его в особо устроенных помещениях, зашивка под подкладку платья и т.п.).
В 1927 г. было принято Положение о преступлениях государственных, в соответствии с которым контрабанда относилась к группе государственных, особо опасных для СССР деликтов против порядка управления.
Уголовное законодательство о борьбе с контрабандой, сложившееся к 1928 г., осталось почти неизменным на протяжении 30-ти лет – до принятия Закона СССР от 25.12. 1958 г. об уголовной ответственности за государственные преступления. В ст. 15 названного Закона указывалось, что «контрабанда», т.е. «незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенная с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных или иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки». Данное определение контрабанды было включено в УК РСФСР 1960 г. и существенно не изменялось до 1996 г.
При принятии УК РФ 1996 г. данная позиция законодателя претерпела изменение: статья 188, в части первой которой предусматривается ответственность за незаконное перемещение товаров и иных предметов, а по части второй уголовная ответственность наступает в случае незаконного перемещения общеопасных предметов, перечень которых являлся исчерпывающим.
Создание Таможенного союза, в
состав которого вошли Российская Федерация,
Республика Беларусь и Республика Казахстан,
и принятие единого ТК ТС обусловили новые
изменения законодательства, которым
посвящен четвертый раздел контрольной
работы.
ответственности и административного правонарушения
Согласно теории права административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, заключается в праве компетентного государственного органа или должностного лица в установленном законом порядке применить к лицу, совершившему административное правонарушение, соответствующее наказание, и возложении на правонарушителя юридической обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, составляющие сущность наложенного на него наказания.
Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм таможенного законодательства имеет важное значение для защиты экономического суверенитета государства и достижения целей таможенной политики.
Одним из критериев оценки качества работы таможенных органов РФ является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям, что закреплено в статье 18 ФЗ-311 от 27.11.2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Деятельность государства по установлению пределов административной ответственности за нарушение таможенных правил таможенного регулирования находится в его исключительной юрисдикции, является важным средством защиты государственной экономики и интересов государства.
В российском законодательстве отсутствует легальное определение административной ответственности за нарушение таможенных правил, однако, руководствуясь научными подходами к понятию административной ответственности, административную ответственность в области таможенного дела можно определить следующим образом.
Административная
ответственность в области
Следует отметить, административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности3 целым рядом существенных признаков.
Первым признаком является особое основание административной ответственности - административное правонарушение.
Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ определяет понятие административного правонарушения, указывая, что это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за совершение которого настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из законодательного определения, можно выявить следующие признаки административного правонарушения как основания административной ответственности: деяние как осознанный волевой акт человеческого поведения, выраженный в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, которое предусмотрено статьей КоАП РФ. Совершение правонарушения является единством физического действия и психического отношения к этому действию лица, его совершившего.
Правонарушение проявляется в форме активного действия либо пассивного поведения. Активные действия обычно связаны с нарушением установленных правил, запретов, ограничений. Так, ч. 2 ст. 16.1 КоАП России предусматривается ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов.
Правонарушения
в форме бездействия
Так, правонарушением,
совершаемым в форме
Правовая характеристика административного правонарушения заложена в его дефиниции. Правонарушение по определению противоправно. Следует отметить, если речь идет о нарушениях таможенных правил, его противоправность заключается в том, что нарушаются конкретные нормы таможенного законодательства, установленные законом таможенные процедуры, порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, порядок и сроки уплаты таможенных платежей, порядок таможенного оформления и контроля, осуществления деятельности в области таможенного дела.
В социальном аспекте нарушения таможенных правил характеризуются как общественно вредные деяния, которые в определенных случаях могут представлять общественную опасность. К правонарушениям, представляющим наибольшую общественную опасность, традиционно относят правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в ст. ст. 16.14, 16.25, 16.36 КоАП РФ. Общественный вред выражается также в нанесении ущерба охраняемым законом общественным отношениям, интересам личности, общества и государства.
Следующим обязательным признаком административного правонарушения является его виновность, т.к. без вины не может наступить ответственность. Формы вины определены в ст. 2.2 КоАП РФ - это умысел или неосторожность. В основу понятия вины положено осознание субъектом характера своих действий и наступление вредных последствий этих действий. Необходимо констатировать, нарушения таможенных правил в большинстве случаев совершаются умышленно, когда лицо осознает противоправный характер своих действий и, как правило, преследует извлечение экономической прибыли.
Необходимо также отметить соизмеримость общественной опасности правонарушения и следующего административного наказания. Так законодателем в п.2.9 КоАП предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Ярким примером может служить дело Goltsblat BLP, выигравшего в Высшем Арбитражном Суде РФ спор о законности привлечения «Вемина Авиапрестиж» к административной ответственности за не завершение в установленный срок таможенной процедуры (ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ). Компания была привлечена к ответственности за то, что на неделю опоздала с подачей таможенной декларации в отношении завершения процедуры временного вывоза товара. При этом сам товар к этому моменту уже был возвращен на таможенную территорию ТС. Сумма наложенного штрафа составила более 350 тыс. рублей. Необходимость обращения в ВАС РФ с надзорной жалобой была вызвана позицией ФАС Московского округа, отменившего решения нижестоящих судов, признавших правонарушение малозначительным и освободивших компанию от административной ответственности. Удовлетворяя заявленные ею требования, суд исходил из наличия в действиях «Вемины Авиапрестиж» состава вменяемого правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. Однако суд также учел, что компания фактически ввезла в Россию товар до истечения установленного Шереметьевской таможней срока временного вывоза. На основе этого, суд пришел к выводу, что данное правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям и может быть признано малозначительным. Поэтому им было признано незаконным и отменено постановление таможни о привлечении компании к административной ответственности. Пленум ВАС РФ поддержал позицию судов первой и второй инстанции, признавших рассматриваемое правонарушение малозначительным и потому исключающим за него административную ответственность компании.
Таким образом, следует учитывать, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9. КоАП не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП.7
Наказуемость противоправного деяния также является признаком правонарушения и может наступить только в том случае, если за конкретные действия предусмотрены установленные законом меры административной ответственности.
Таким образом, административная ответственность за нарушение таможенных правил представляет собой опосредованный объективной реальностью комплекс прав и обязанностей субъектов - конкретное правоотношение, содержанием которого является, с одной стороны, право компетентного таможенного органа как органа исполнительной власти в строгом процессуальном порядке оценить поведение субъекта, участника внешнеэкономической деятельности с точки зрения его соответствия правовым предписаниям таможенного законодательства и применить к правонарушителю санкции, предусмотренные действующим законом, в случае обнаружения состава правонарушения, а с другой стороны, корреспондирующая с этим правом юридическая обязанность правонарушителя подвергнуться действию наложенных в законном порядке санкций.8
Исходя
из данного понятия
- законодательство
о нарушениях таможенных
- объект посягательства заключается в установлении ТК ТС, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и иными нормативными актами порядка осуществления внешнеторговой деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу товаров, валюты, других денежных средств, услуг, соблюдением установленных законодательством запретов и ограничений, а также порядка таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, исчисления и уплаты таможенных платежей, предоставления таможенных льгот и пользования ими, порядок осуществления деятельности в области таможенного дела;
- правонарушения в области таможенного дела в основном носят корыстный характер, в их субъективной стороне чаще всего отмечается вина в форме умысла. Наиболее характерно это для правонарушений, предусмотренных ч.ч. 2, 3 ст. 16.2 и ст. 16.3 КоАП РФ, где квалифицирующим признаком является цель, мотив совершения деяния;
Информация о работе Административная ответственность в сфере таможенного дела