Административно-правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 17:23, диссертация

Описание работы

Целью диссертационного исследования является совершенствование административно-правовых и организационных основ деятельности таможенных органов.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения комплекса следующих задач:
- провести ретроспективный анализ нормативно-правовых актов, исторической и юридической литературы, характеризующих становление и развитие таможенных органов России, правовые основы их деятельности;
- определить специфику деятельности и место таможенных органов Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти;
- проанализировать принципы организации и деятельности таможенных органов Российской Федерации;
- изучить таможенное законодательство и другие нормативно-правовые акты, определяющие современное состояние административно-правового положения таможенных органов Российской Федерации;
- исследовать вопросы целеполагания в таможенных органах России и провести комплексный анализ возложенных на них задач;
- провести системный анализ основных функций таможенных органов Российской Федерации;
- проанализировать требования, предъявляемые к системам в государственном управлении и непосредственно системе таможенных органов России;

Файлы: 1 файл

324_Avtoreferat_Knyazeva_O.A..doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Эмпирическую базу исследования составили: результаты опроса более 100 сотрудников Центрального, Южного таможенных управлений, Внуковской и Домодедовской таможен; статистические данные Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России (ГНИВЦ ФТС России); справочные материалы к заседанию Коллегии ФТС России «Таможенная служба ФТС России в 2007 г.»; информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов (данные за 12 месяцев 2007 года) Главного управления таможенных расследований и дознания ФТС России (ГУТРД ФТС России); отчетные, аналитические и справочные материалы Центрального, Северо-Западного, Южного, Дальневосточного таможенных управлений, Таганрогской таможни; материалы, полученные в процессе изучения непосредственной деятельности Северо-Осетинской, Смоленской, Брянской таможен.

 В диссертационном исследовании использован собственный трехлетний опыт работы автора в должности главного государственного таможенного инспектора.

Научная новизна работы состоит в том, что автором, в рамках данного исследования, на значительном нормативном, научно-теоретическом и практическом материале осуществлена комплексная теоретико-прикладная разработка проблем административно-правового регулирования и организации деятельности таможенных органов Российской Федерации.

 Соискателем найдены новые подходы в формулировании таких понятий, как «таможенный орган», «система таможенных органов Российской Федерации», «организационная структура таможенных органов».

 В диссертации с  использованием конкретных аргументов  обосновывается целесообразность  принятия Федерального закона «О таможенных органах Российской Федерации». Определены и детально проанализированы особенности правового регулирования, организации и деятельности таможенных органов Российской Федерации.

 В исследовании содержатся  предложения по совершенствованию  законодательства, регламентирующего правовое положение и организацию деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Проведенное исследование позволило обосновать, сформулировать и вынести на защиту следующие основные положения о том, что:

1. Правовые положения, составляющие основу становления и развития административной и организационной деятельности таможенных органов исторически были ориентированы, в первую очередь, на обеспечение взимания пошлин. При этом таможенная деятельность всегда имела правоохранительное направление, которое законодательно было закреплено указом Екатерины II «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного привоза товаров» (1782 г.).

2. Таможенный орган – это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, наделенный властными полномочиями, действующий от имени государства и реализующий возложенные на него задачи и функции в пределах таможенной территории и таможенной границы с помощью присущих ему форм и методов.

3. Принципы организации и деятельности таможенных органов образуют систему, в которой они так или иначе связаны и взаимообусловлены. Эффективность деятельности таможенных органов достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности.

В системе принципов организации и деятельности таможенных органов выделяются две группы: 1) общие (социально-правовые). Они имеют общий социальный характер и реализуются в деятельности таможенных органов независимо от уровня и его места, от должности, занимаемой сотрудником, осуществляющим эту деятельность; 2) частные (организационные). На их основе строится организация деятельности таможенных органов. 

4. Административно-правовое положение таможенных органов предполагает, что все они действуют на основе законов и других нормативных актов, совершают действия, возложенные на них нормативными актами, имеют полномочия (компетенцию), а также обладают оперативной самостоятельностью, но в пределах установленной компетенции.

5. Основаниями классификации основных видов деятельности таможенных органов являются: содержание, направление в механизме правового регулирования, функциональная направленность, форма выражения, территория деятельности, отрасль права, содержание компетентности, направленность воздействия.

6. Федеральный Закон «О таможенных органах Российской Федерации» должен регламентировать  комплекс правовых и организационных вопросов. Его концепция должна отражать: деуниверсализацию таможенных органов, уважение и соблюдение прав человека в их деятельности, достаточность прав, сочетание интересов участников таможенных правоотношений, демократизацию порядка и условий службы в таможенных органах, социальную и правовую защищенность ее сотрудников.

Закон может состоять из семи разделов: 1) общие положения; 2) система и организация таможенных органов в Российской Федерации; 3) обязанности и права таможенных органов; 4) применение таможенными органами мер государственного принуждения; 5) государственная служба в таможенных органах; 6) гарантии правовой и социальной защиты сотрудников таможенных органов; 7) финансирование и материально-техническое обеспечение таможенных органов.

7. Система, организация и деятельность таможенных органов Российской Федерации должны отвечать следующим требованиям: 1) детерминированности элементов системы; 2) динамичности; 3) наличию в системе управляющего параметра; 4) наличию в системе усиливающего свойства; 5) наличию в системе как минимум одной обратной связи.

Система таможенных органов построена на принципе федерализма с учетом особенностей их функций, таможенной границы, характера и объема задач, поскольку объект управления – сфера таможенного дела – обусловливает не только содержание и форму ее проявления, но и требует определенной системы органов, осуществляющих управление в рассматриваемой сфере.

Под системой таможенных органов Российской Федерации понимается единая, целостная, иерархичная, динамично развивающаяся совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимодействующих элементов (таможенных органов и учреждений), связанных едиными общими целями и задачами, закрепленная юридически в законодательных и иных нормативно-правовых актах.

8. В организации деятельности  таможенных органов центральное  место занимает четко налаженное  взаимодействие с другими государственными органами, таможенными органами других стран, общественными объединениями. Для того чтобы такое взаимодействие было наиболее эффективным, в максимальной степени способствовало решению задач, которые стоят перед взаимодействующими сторонами в целом и перед каждым из участников взаимодействия в частности, представляется целесообразным создание единого координационного органа. Таким органом может быть комиссия по координации совместной деятельности заинтересованных сторон.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в работе теоретические положения и выводы могут быть полезны для совершенствования законодательства, регламентирующего правовое положение, организацию и деятельность таможенных органов Российской Федерации. Полученные результаты могут быть востребованы в процессе дальнейших научных исследований в рассматриваемых сферах.

Выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при подготовке нормативно-правовых актов по данной проблематике, а также в практической деятельности таможенных органов.

Материалы диссертации могут использоваться в качестве базовых при подготовке учебно-методических рекомендаций, чтении лекций, проведении  практических и семинарских занятий по административному праву, таможенному праву, различным спецкурсам, читаемым в Российской таможенной академии, ее филиалах.

Апробация и внедрение результатов исследования носили разносторонний характер. Основные теоретические выводы, содержащиеся в диссертации, опубликованы в 9 научных статьях, две из которых в ведущих рецензируемых научных изданиях, входящих в перечень, сформированный Президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Промежуточные результаты исследования докладывались на кафедре административного и таможенного права Российской таможенной академии, международной научно-практической конференции в Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии (2006 г.), межвузовской научно-практической конференции в Московском гуманитарном университете (2007 г.), на ХII научной конференции аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета 19 апреля 2008 года.

Отдельные положения диссертации внедрены в практическую деятельность Южного таможенного управления, Северо-Осетинской, Таганрогской таможен, где используются  в процессе служебной подготовки, проводимой с сотрудниками и государственными гражданскими служащими. Идеи соискателя, трансформированные в научных статьях, используются в учебном процессе Российской таможенной академии.

Структура диссертации подчинена логике исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении диссертации обосновывается актуальность темы, излагаются цели и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методология, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении полученных результатов.

Первая глава – «Таможенные органы Российской Федерации и их административно-правовое положение» – состоит из трех параграфов.

В первом параграфе – «Правовые основы становления и развития административной и организационной деятельности таможенных органов России (краткий ретроспективный анализ и современное состояние)» –исследуются правовые положения, послужившие основой становления и развития таможенных органов России.

Диссертантом отмечается, что история возникновения и развития таможенных органов тесно связана с развитием таможенного дела, с историей возникновения и развития конкретного государства. Содержание и сущность таможенного дела, появившегося вместе с государством и развивающегося вместе с ним, по мнению авторов, занимающихся историей этого вопроса, определяются соответствующим историческим типом государства, его общественным строем или типом общественно-экономических формаций.

Как показывает анализ юридической литературы, появление правовых положений, регулирующих становление таможенной деятельности, берет начало от  древнейших времен российской истории. Изначально речь шла преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения. Оно было известно еще в Древней Руси. Собственно о таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения, появления правовых основ, шло становление и развитие подразделений, которые позднее составили ядро российских таможенных органов.

Административно-правовое положение и организационная деятельность были ориентированы, в первую очередь, на обеспечение взимания пошлин. При этом всегда таможенная деятельность имела правоохранительное направление, но законодательно это было закреплено указом Екатерины II «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного привоза товаров» (1782 г.).

Ретроспективный анализ показывает, что на протяжении всего периода становления и развития таможенных органов административно-правовые основы их деятельности включали три основных направления: фискальное, регулятивное, правоохранительное.

Во втором параграфе – «Таможенные органы Российской Федерации и основные принципы их организации и деятельности» – рассматриваются  характеристика таможенных органов, их специфика и место в системе органов исполнительной власти, анализируется система принципов их организации и деятельности. 

Опираясь на нормативные акты, диссертант делает вывод о том, что таможенными органами Российской Федерации являются государственные органы, исключительно и непосредственно осуществляющие таможенное дело. Являясь подсистемой единой системы органов исполнительной власти Российской Федерации, они занимают в ней специфическое место. Оно определяется характером выполняемых ими задач и функций. Именно этим обусловлены особенности исполнительно-распорядительной деятельности таможенных органов.

Наиболее существенными признаками, характеризующими таможенные органы как орган исполнительной власти, показывающими  их административную правосубъектность (т.е. рассматривающими их в качестве субъектов исполнительной власти), являются: автономность (часть государственной администрации); осуществление исполнительно-распорядительной функции, административно-правовой деятельности;  обладание властными полномочиями (линейными, функциональными) в отношении других субъектов права; наличие постоянного штата, коллектива государственных служащих и иных работников; образование  Президентом Российской Федерации; подчинение вышестоящему органу исполнительной власти – Правительству РФ; обладание компетенцией, установленной административным, таможенным, конституционным, финансовым законодательством; действие (постоянное и непрерывное) таможенных органов на территории России; обладание нормотворчеством; наличие своего наименования; ответственность таможенных органов и их должностных лиц, предусмотренная федеральными законами; осуществление финансирования таможенных органов из средств федерального бюджета; обладание статусом юридического лица.

На основании комплексного исследования отмеченных признаков, анализа различных  точек зрения ученых-административистов о понятии таможенного органа соискатель формулирует авторское определение таможенного органа. Это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, наделенный властными полномочиями, действующий от имени государства и реализующий возложенные на него задачи и функции в пределах таможенной территории и таможенной границы с помощью присущих ему форм и методов.

Информация о работе Административно-правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации