Анализ управления в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.
Задачи:
Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления в системе таможенных органов..5
Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах….5
Организационные структуры управления в системе таможенных органов…………………………………………………………………...10
Глава 2. Анализ организации системы управления в таможенных органах...18
2.1 Анализ системы управления во Владимирской таможне…………….18
2.2 Анализ организации системы управления во Владимирской таможне………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...38
Приложения

Файлы: 1 файл

Kursovaya_tamozhenny_menedzhment.docx

— 73.60 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный  университет 

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

Юридический институт

 

Кафедра «Таможенное дело и гражданское право»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Таможенный менеджмент»

 

на тему:

«Анализ управления в таможенных органах »

 

 

 

Выполнил: студент  3 курса

Группы ТМД - 111

Кулинская И. И.

Проверил:

доц. кафедры «ТДиГП» к.э.н.

Андрианов А. Ю.

 

 

 

Владимир,2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы управления в системе таможенных органов..5

    1. Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах….5
    2. Организационные структуры управления в системе таможенных органов…………………………………………………………………...10

Глава 2. Анализ организации  системы управления в таможенных органах...18

2.1 Анализ системы управления во Владимирской таможне…………….18

2.2 Анализ организации  системы управления во Владимирской  таможне………………………………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованных источников…………………………………………...38

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях становления цивилизованных рыночных отношений в нашей стране перед государственными службами стоит  задача создания целостной, эффективной  и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном  использовании организационных  воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей  и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных  служб, что предполагает, с одной  стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — качественные изменения во всей структуре и  методах управления.

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что проблема эффективного управления является одной из наиболее важных и практически значимых проблем в комплексе взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы.

Проблематика темы заключаются  в, зачастую, неосознанности того, что  именно управленческие процессы взаимодействия руководителя на подчиненных предопределяют успех совместной деятельности таможенного  органа. Ведь само по себе управление в  системе таможенных органов во многом зависит именно от руководителя, его  личных качеств, стиля управления, методов  воздействия, организационной структуры, согласно которой осуществляются процессы управления.

Проблема совершенствования  управления организациями являлась предметом исследований многих зарубежных и российских ученых. Теории контроллинга на предприятии посвящены работы зарубежных и отечественных экономистов Э.Майэра, Р.Манна, Х.Фольмута, Е.А..Ананькиной, С.В.Данилочкина, Н.Г. Данил очкиной, В.М.Носова, С.Г.Фалько, А.М.Карминского, А.М.Оленева, А.Г.Примак и других.

Объект  исследования: процессы управления в таможенных органах Российской Федерации.

Предмет исследования: управление в системе таможенных органов.

Цель  исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.

Задачи:

  1. Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
  2. Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
  3. Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.

Методологическую  базу исследования составили идеи об управлении в таможенной системе Дегтярева В. Г., Толкушкина А.В. Коган М.В., Шабановой В.А.

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические основы управления в системе таможенных органов

1.1 Требования, предъявляемые  к управлению в таможенных  органах

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной  целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.            Управление – это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.     Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Законы управления отражают общие, существенные и необходимые  связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими  в ней процессами и внешней  средой. Они объективны и не зависят  от сознания и воли людей. Знание законов  управления позволяет учитывать  их требования при создании систем управления и при организации  их функционирования.

К ним относятся:

  1. Закон единства системы управления.
  2. Закон пропорциональности.
  3. Закон оптимального соотношения централизации функций управления.
  4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

Действие закона единства системы управления проявляется: в  неразрывной цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в  непрерывности, ритмичности, согласованности  всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в  единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам  аппарата управления.    Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы – таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.          Закон оптимального соотношения централизации предполагает такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам управления.      Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности всех звеньев системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития.

Суть закона соотносительности  управляющей и управляемой систем состоит в требовании обеспечения  соответствия управляющей системы  управляемой.          Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего, уровень развития и функционирования управляющей системы должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.          Через законы раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления. Поэтому главным в использовании законов управления является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.   Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов[1].           Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.          В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.     Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Системность - ведущий принцип  управления. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и  функциональное единство системы.       Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.      Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов.        Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности управления.  Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами.      Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие общие принципы управления. Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.

К частным относятся принципы управления:

- Законности;

- Централизации в сочетании с разумной децентрализацией;

- Непрерывности;

- Оперативности;

-  Гибкости;

-  Ответственности;

-  Преемственности;

-  Нацеленности на конечный результат и другие.

Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как  принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора  кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной  деятельности и ряд других.           Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.

К ним можно отнести  принципы управления[2]:

-  Единоначалия;

-  Конкретности;

-   Разделения труда;

-   Скалярный;

-   Иерархии;

-   Единства распорядительства и одного начальника;

-   Делегирования полномочий;

-   Диапазона управления и другие.

Особо необходимо подчеркнуть  значение принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность  управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности  за исполнительские функции. Коллегиальность  не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.  В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника. Это выражается в полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения поставленных задач перед данной структурой; наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав; в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства; в наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.     На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов руководитель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом руководителя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенными органами и сотрудниками.          На принципе единоначалия действуют начальники региональных таможенных управлений, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений, а также руководители Российской таможенной академии, Главного научного информационно-вычислительного центра, Центральной таможенной лаборатории и других организаций, подведомственных ФТС России.           Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и таможенных постов.    Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях.           Принцип конкретности управления требует конкретного анализа ситуации, для чего нужна добротная научная информация о системе управления и об ее внешней среде.        Принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.           Скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган) должна иметь четко определенную иерархическую структуру.            Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.  Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.           Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.        Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее должностное лицо должно нести ответственность за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.

Информация о работе Анализ управления в таможенных органах