Анализ управления в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.
Задачи:
Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления в системе таможенных органов..5
Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах….5
Организационные структуры управления в системе таможенных органов…………………………………………………………………...10
Глава 2. Анализ организации системы управления в таможенных органах...18
2.1 Анализ системы управления во Владимирской таможне…………….18
2.2 Анализ организации системы управления во Владимирской таможне………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...38
Приложения

Файлы: 1 файл

Kursovaya_tamozhenny_menedzhment.docx

— 73.60 Кб (Скачать файл)

Поиск кандидатов осуществляется отделом кадров и руководителями структурных подразделений, имеющих вакансии. Вербовка используется в двух вариантах:

- индивидуальный − по рекомендациям, через личные знакомства;

- массовый − по объявлениям.

И хотя первый вариант −  более затруднителен, опыт показывает, что он используется в таможне гораздо чаще, так как на работу приглашается человек, о котором уже что-то известно. Но второй вариант имеет свое преимущество, поскольку предполагает выбор наиболее подходящего работника из нескольких кандидатов.       Основная нагрузка в процессе подбора кадров лежит на начальнике комплектуемого подразделения. Именно ему как линейному менеджеру придется иметь дело с последствиями несоответствия уровня квалификации вновь принятого сотрудника официальным квалификационным требованиям по комплектуемой должности; именно непосредственному руководителю необходимо будет оценить результаты труда нового инспектора, решить вопросы его продвижения, перевода, отдыха и высвобождения.

Таблица 2

№ п/п

Проводимая работа

Ответственный

Примечание

1

2

3

4

1

Поиск кандидатов

Начальник комплектуемого подразделения

 

2

Индивидуальная беседа с  кандидатом с целью проверки документов (удостоверение личности, об образовании и др.), первичной оценки кандидата и направления его в комплектуемое подразделение для дальнейшего изучения

Начальник отдела кадров

Мнение излагается в Листе изучения кандидата

3

Индивидуальная беседа с  кандидатом, сбор и изучение документов, характеризующих кандидата (по месту учебы, службы, предыдущей работы, жительства, личных рекомендаций сотрудников таможни) с целью определения профессиональной пригодности кандидата для обеспечения конкретного участка таможенной деятельности

Начальник комплектуемого подразделения

 

4

Разъяснение кандидату условий  отбора, предупреждение его о необходимости прохождения медицинского освидетельствования, предъявления характеристики с предыдущего места работы, а также проверки в соответствии с законодательством представляемых им сведений

Начальник комплектуемого подразделения

После получения достаточных  оснований считать, что изучаемое лицо может быть рассмотрено в качестве кандидата  

5

Оформление письменного  заявления кандидата с просьбой рассмотреть его в качестве кандидата  на службу в таможню

Начальник комплектуемого подразделения

После получения достаточных  оснований считать, что изучаемое  лицо может быть рассмотрено в  качестве кандидата 

6

Направление собранных в  ходе изучения кандидата документов, в том числе заявления кандидата, в отдел кадров для дальнейшей работы 

Начальник комплектуемого подразделения

Мнение излагается в Листе  изучения кандидата

7

Изучение и оценка документов изучения кандидата, поступивших из комплектуемого подразделения 

Начальник отдела кадров

 

8

Индивидуальная беседа с  кандидатом с целью оформления документов (анкета, автобиография) 

Начальник отдела кадров

 

9

Направление запроса в  отдел регистрации, учета и хранения оперативных материалов и уголовной  статистики

Начальник отдела кадров

В случае если кандидат ранее  работал в таможенных органах

10

Психологическое обследование кандидата, подготовка заключений и  рекомендаций по результатам

Психолог таможни

В течение 3-х дней заключение направляется в отдел кадров

11

Направление собранных в  ходе изучения кандидата материалов в отдел собственной безопасности для дальнейшей работы

Начальник отдела кадров

 

12

Индивидуальная беседа с  кандидатом, изучение материалов на кандидата, организация в установленном  порядке проверки сведений, содержащихся в них

Начальник отдела собственной  безопасности

 

13

Подготовка и направление  в отдел кадров заключения с выводом  о пригодности (непригодности) кандидата  для работы в таможне, а также  всех собранных в ходе изучения кандидата  материалов

Начальник отдела собственной  безопасности

В месячный срок с момента  поступления материалов из отдела кадров. Мнение излагается в Листе изучения кандидата.

14

Подготовка и направление  кандидата на медицинскую комиссию для определения годности его  к службе по состоянию здоровья 

Начальник отдела кадров

 

15

Оценка материалов изучения и индивидуальная беседа с кандидатом с целью определения его пригодности  к службе в таможне

Зам. начальника таможни, курирующий данное подразделение, зам. начальника таможни по работе с личным составом

Мнение излагается в Листе  изучения кандидата

16

Подготовка заключения о  приеме кандидата на службу

Начальник комплектуемого подразделения

Согласовывается с начальником  ОК и начальником отдела собственной  безопасности

17

Оценка материалов изучения кандидата

Начальник таможни

В Листе изучения кандидата  дается поручение начальнику отдела кадров о подготовке проекта приказа  о приеме кандидата на службу

18

Утверждение приказа о  приеме кандидата на службу

Начальник таможни

Заключение приобщается  к личному делу при приеме кандидата  на службу, все другие материалы изучения кандидата накапливаются в отдельном деле и хранятся в отделе собственной безопасности


Порядок отбора кандидатов на службу во Владимирскую таможню.

Основная же задача кадровых структур таможни как штатных  менеджеров заключается в планировании человеческих ресурсов организации, естественно, на основе «спущенного сверху» штатного расписания, то есть службе персонала необходимо определить потребности таможни в кадрах (с количественной и качественной стороны), выбрать источники ее удовлетворения, разработать определенные методы отбора и систему требований, предъявляемых к принимаемым сотрудникам, обеспечить формирование резерва пополнения, проанализировать практику этой работы с целью ее дальнейшего совершенствования.     К штатным менеджерам, пожалуй, следует отнести и появившегося недавно в штате таможни психолога. Он находится в непосредственном подчинении у заместителя начальника таможни по личному составу, но пока не имеет своего подразделения. Как видно из таблицы 2, психолог участвует в процессе подбора кадров (ступень 10). Кроме того, он осуществляет мероприятия по психологической адаптации сотрудников к условиям таможенной службы. Для этого в наличии у психолога специальный инструментарий для выполнения задач по профессионально-психологическому отбору − это банк психодиагностических тестов (методик) для изучения индивидуально-психологических особенностей личности. Этот инструментарий позволяет получить оценки тех или иных психических особенностей кандидатов в соответствии с целями профотбора, для их должностной расстановки, прогнозировать социальное поведение личности в различных условиях деятельности.        В отличие от традиционных способов изучения личности: наблюдений, бесед, изучения личных дел и так далее, − являющихся сколь ценными в плане получения сведений об изучаемых, столь трудоемкими и продолжительными по времени, специальные психодиагностические методы обладают очевидными преимуществами. Они позволяют:

- собрать диагностическую  информацию в относительно короткие сроки;

- предоставить информацию  не вообще о человеке, а принципиально о тех или иных его особенностях (интеллект, тип акцентуации и так далее);

- получить информацию  в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми (кандидатами) ;

-   получить информацию, полную с точки зрения выбора средств психологического вмешательства, прогноза развития, общения, эффективности деятельности в качестве сотрудника таможни той или иной специализации.          Необходимо отметить, что примерно 15-20 процентов кандидатов по своим индивидуально-психологическим особенностям не соответствует требованиям, предъявляемым сотрудникам таможенных органов, и, естественно, не рекомендуются для приема на службу.   Сравним данные по пополнению кадров Владимирской таможни в 2010 и 2012 годах и проанализируем их (см. табл3).      Анализируя данные табл. 3, можно сказать, что в 2012 году производился более тщательный отбор кандидатов − с высшим образованием принято на 22,6% больше, чем в 2010 году. В 2012 году у руководства таможни и кадровых служб было для этого больше времени, и была возможность выбирать. Кроме того, можно отметить значительное омоложение персонала таможни: количество вновь принятых сотрудников в возрасте до 30 лет увеличилось на 20,6%, а в возрасте от 30 до 40 лет − сократилось на 13,2%.

Таблица 3

Динамика пополнения кадров Владимирской таможни в 2010 и 2012 гг.

п/п

Показатели

Количество принятых

2010 г.

2012 г.

Чел.

В % от общего кол-ва принятых в этом году

Чел.

В % от общего кол-ва принятых в этом году

 

Всего

95

 

41

 

1

Образование:

а) высшее

б) среднее специальное

в) среднее общее

 

62

15

18

 

62,5

15,8

19,0

 

36

3

2

 

87,8

7,3

4,9

2

Возраст:

а) до 30 лет

б) от 30 до 40 лет

в) старше 40 лет

 

50

38

7

 

52,6

40,0

7,4

 

30

11

0

 

73,2

26,8

-

3

Специфика образования:

а) экономист

б) юрист

 

15

5

 

15,8

5,3

 

5

2

 

12,2

4,8


 

  Данные по принятым экономистам  и юристам оставляют желать лучшего. В 2012 году количество принятых сотрудников с экономическим и юридическим образованием даже снизилось: по принятым экономистам − на 3,6 пункта, по принятым юристам − на 0,5 пункта.     Если сравнить данные таблицы 3 за 2010 и 2012 год, то получим совсем небольшие отклонения в ту или другую сторону почти по всем показателям. Положительным является увеличение в 2012 году количества экономистов в составе персонала таможни − даже всего на 0,7%. А особенно важным является тот факт, что в 2012 году количество сотрудников со стажем от 2 до 5 лет уже составило 64,5% от общей численности. А это один из признаков формирования кадрового потенциала организации.     Для вновь принятых сотрудников Таможенным кодексом определена возможность установления испытательного срока − до одного года. Организация, управление и оптимизация процесса прохождения испытательного срока новыми сотрудниками − важные задачи кадровой политики в таможне. Именно в течение испытательного срока необходимо не только обеспечить возможность  получения  вновь принятым сотрудником уверенных знаний правовых, нормативно-методических и специальных вопросов таможенного дела, но и сформировать его сознание в соответствии с нормами таможенной этики, то есть нормами государственного человека, стоящего на защите экономических интересов страны. Выполнение вышеуказанных задач невозможно без планомерного комплексного подхода к решению, как со стороны кадровых подразделений таможни, так и ее общественных структур − Совета наставников и аттестационной комиссии, которая иначе еще называется учебно-методической.

Таблица 4

Динамика качественного состава персонала Владимирской таможни в 2010 и 2012 гг.

№ п/п

Показатели

Списочная численность

2010 г.

2012 г.

Чел.

В % от общего кол-ва принятых в этом году

Чел.

В % от общего кол-ва принятых в этом году

 

Всего

412

 

428

 

1

Образование:

а) высшее

б) среднее специальное

в) среднее общее

 

201

11

107

 

48,8

2,7

25,9

 

220

11

110

 

51,4

2,6

25,7

2

Возраст:

а) до 30 лет

б) от 30 до 40 лет

в) старше 40 лет

 

189

198

25

 

45,9

48,1

6,0

 

191

185

52

 

44,6

43,2

12,2

3

Специфика образования:

а) экономист

б) юрист

 

 

 

49

22

 

 

 

11,9

5,3

 

 

 

54

21

 

 

 

12,6

4,9

4

Стаж работы в таможенных органах:

а) до 1 года

б) от 1 года до 2 лет

в) от 2 до 5 лет

г) свыше 5 лет

 

 

 

117

133

162

0

 

 

 

28,4

32,3

39,3

-

 

 

 

68

79

276

5

 

 

 

15,9

18,5

64,5

1,1


заместителем начальника таможни по работе с личным составом, так как он имеет возможность организовать взаимодействие всех структур, представленных в ней.          При анализе системы профессиональной подготовки кадров отметим тот факт, что опять же основная нагрузка ложится на плечи линейных менеджеров − непосредственных руководителей подразделений. Отдел подготовки кадров, как один из штатных менеджеров, обязан организовать обучение персонала и его стажировку и аттестацию. Но и преподаватели, и члены учебно-методической комиссии − это линейные менеджеры, их выбирают, как правило, из среднего звена управления − начальников отделов, из заместителей и главных инспекторов.     По окончании испытательного срока вновь принятый сотрудник, все еще именуемый в таможне «новым», поскольку даже положительные результаты учебы и стажировки − еще не гарантия такого же успеха при выполнении настоящей работы, выпускается в «свободный полет». Дальнейшее развитие его служебной карьеры будет, в основном, зависеть только от него: от его отношения к выполнению служебных обязанностей, от его интеллектуальных способностей, от взаимоотношений с руководителями и коллегами, от стажа работы в таможне и, естественно, от воли случая. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время таможенная служба находится на этапе общего подъема и совершенствования. Закончился период интенсивного роста численности  работников таможенной службы, ведь эффективность  работы таможенной службы определяется не только численным составом, но в  значительной мере качеством работы всех его подразделений.    В первой главе  работы, были рассмотрены теоритические основы управления в системе таможенных органов.       Во второй главе, проведен анализ организации системы управления в таможенных органах и были получены данные о том, что в 2012 году, по сравнению с 2010 годом производился более тщательный отбор кандидатов − с высшим образованием принятых на работу в таможенные органы больше на 22,6% , чем в 2010 году. В 2012 году у руководства таможни и кадровых служб было для этого больше времени, и была возможность выбирать. Кроме того, можно отметить значительное омоложение персонала таможни: количество вновь принятых сотрудников в возрасте до 30 лет увеличилось на 20,6%, а в возрасте от 30 до 40 лет − сократилось на 13,2%.     При сравнении данных за 2010 и 2012 год, то получим совсем небольшие отклонения в ту или другую сторону почти по всем показателям. Положительным является увеличение в 2012 году количества экономистов в составе персонала таможни − даже всего на 0,7%. А особенно важным является тот факт, что в 2012 году количество сотрудников со стажем от 2 до 5 лет уже составило 64,5% от общей численности. А это один из признаков формирования кадрового потенциала организации.      Из чего можно сделать вывод о том, что управление в таможенных органах совершенствуется, привлекаются молодые специалисты и специалисты с высшим образованием. Это все благоприятно влияет на работу таможенной службы.

Информация о работе Анализ управления в таможенных органах