Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.
Задачи:
Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах.
Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.
Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления в системе таможенных органов..5
Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах….5
Организационные структуры управления в системе таможенных органов…………………………………………………………………...10
Глава 2. Анализ организации системы управления в таможенных органах...18
2.1 Анализ системы управления во Владимирской таможне…………….18
2.2 Анализ организации системы управления во Владимирской таможне………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...38
Приложения
Поиск кандидатов осуществляется отделом кадров и руководителями структурных подразделений, имеющих вакансии. Вербовка используется в двух вариантах:
- индивидуальный − по рекомендациям, через личные знакомства;
- массовый − по объявлениям.
И хотя первый вариант − более затруднителен, опыт показывает, что он используется в таможне гораздо чаще, так как на работу приглашается человек, о котором уже что-то известно. Но второй вариант имеет свое преимущество, поскольку предполагает выбор наиболее подходящего работника из нескольких кандидатов. Основная нагрузка в процессе подбора кадров лежит на начальнике комплектуемого подразделения. Именно ему как линейному менеджеру придется иметь дело с последствиями несоответствия уровня квалификации вновь принятого сотрудника официальным квалификационным требованиям по комплектуемой должности; именно непосредственному руководителю необходимо будет оценить результаты труда нового инспектора, решить вопросы его продвижения, перевода, отдыха и высвобождения.
Таблица 2
№ п/п |
Проводимая работа |
Ответственный |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Поиск кандидатов |
Начальник комплектуемого подразделения |
|
2 |
Индивидуальная беседа с кандидатом с целью проверки документов (удостоверение личности, об образовании и др.), первичной оценки кандидата и направления его в комплектуемое подразделение для дальнейшего изучения |
Начальник отдела кадров |
Мнение излагается в Листе изучения кандидата |
3 |
Индивидуальная беседа с кандидатом, сбор и изучение документов, характеризующих кандидата (по месту учебы, службы, предыдущей работы, жительства, личных рекомендаций сотрудников таможни) с целью определения профессиональной пригодности кандидата для обеспечения конкретного участка таможенной деятельности |
Начальник комплектуемого подразделения |
|
4 |
Разъяснение кандидату условий отбора, предупреждение его о необходимости прохождения медицинского освидетельствования, предъявления характеристики с предыдущего места работы, а также проверки в соответствии с законодательством представляемых им сведений |
Начальник комплектуемого подразделения |
После получения достаточных оснований считать, что изучаемое лицо может быть рассмотрено в качестве кандидата |
5 |
Оформление письменного заявления кандидата с просьбой рассмотреть его в качестве кандидата на службу в таможню |
Начальник комплектуемого подразделения |
После получения достаточных оснований считать, что изучаемое лицо может быть рассмотрено в качестве кандидата |
6 |
Направление собранных в
ходе изучения кандидата документов,
в том числе заявления |
Начальник комплектуемого подразделения |
Мнение излагается в Листе изучения кандидата |
7 |
Изучение и оценка документов изучения кандидата, поступивших из комплектуемого подразделения |
Начальник отдела кадров |
|
8 |
Индивидуальная беседа с кандидатом с целью оформления документов (анкета, автобиография) |
Начальник отдела кадров |
|
9 |
Направление запроса в отдел регистрации, учета и хранения оперативных материалов и уголовной статистики |
Начальник отдела кадров |
В случае если кандидат ранее работал в таможенных органах |
10 |
Психологическое обследование кандидата, подготовка заключений и рекомендаций по результатам |
Психолог таможни |
В течение 3-х дней заключение направляется в отдел кадров |
11 |
Направление собранных в ходе изучения кандидата материалов в отдел собственной безопасности для дальнейшей работы |
Начальник отдела кадров |
|
12 |
Индивидуальная беседа с кандидатом, изучение материалов на кандидата, организация в установленном порядке проверки сведений, содержащихся в них |
Начальник отдела собственной безопасности |
|
13 |
Подготовка и направление в отдел кадров заключения с выводом о пригодности (непригодности) кандидата для работы в таможне, а также всех собранных в ходе изучения кандидата материалов |
Начальник отдела собственной безопасности |
В месячный срок с момента поступления материалов из отдела кадров. Мнение излагается в Листе изучения кандидата. |
14 |
Подготовка и направление кандидата на медицинскую комиссию для определения годности его к службе по состоянию здоровья |
Начальник отдела кадров |
|
15 |
Оценка материалов изучения
и индивидуальная беседа с кандидатом
с целью определения его |
Зам. начальника таможни, курирующий данное подразделение, зам. начальника таможни по работе с личным составом |
Мнение излагается в Листе изучения кандидата |
16 |
Подготовка заключения о приеме кандидата на службу |
Начальник комплектуемого подразделения |
Согласовывается с начальником ОК и начальником отдела собственной безопасности |
17 |
Оценка материалов изучения кандидата |
Начальник таможни |
В Листе изучения кандидата дается поручение начальнику отдела кадров о подготовке проекта приказа о приеме кандидата на службу |
18 |
Утверждение приказа о приеме кандидата на службу |
Начальник таможни |
Заключение приобщается к личному делу при приеме кандидата на службу, все другие материалы изучения кандидата накапливаются в отдельном деле и хранятся в отделе собственной безопасности |
Порядок отбора кандидатов на службу во Владимирскую таможню.
Основная же задача кадровых
структур таможни как штатных
менеджеров заключается в планировании
человеческих ресурсов организации, естественно,
на основе «спущенного сверху» штатного
расписания, то есть службе персонала
необходимо определить потребности таможни
в кадрах (с количественной и качественной
стороны), выбрать источники ее удовлетворения,
разработать определенные методы отбора
и систему требований, предъявляемых к
принимаемым сотрудникам, обеспечить
формирование резерва пополнения, проанализировать
практику этой работы с целью ее дальнейшего
совершенствования. К штатным менеджерам,
пожалуй, следует отнести и появившегося
недавно в штате таможни психолога. Он
находится в непосредственном подчинении
у заместителя начальника таможни по личному
составу, но пока не имеет своего подразделения.
Как видно из таблицы 2, психолог участвует
в процессе подбора кадров (ступень 10).
Кроме того, он осуществляет мероприятия
по психологической адаптации сотрудников
к условиям таможенной службы. Для этого
в наличии у психолога специальный инструментарий
для выполнения задач по профессионально-
- собрать диагностическую
информацию в относительно
- предоставить информацию не вообще о человеке, а принципиально о тех или иных его особенностях (интеллект, тип акцентуации и так далее);
- получить информацию в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми (кандидатами) ;
- получить информацию, полную
с точки зрения выбора средств психологического
вмешательства, прогноза развития, общения,
эффективности деятельности в качестве
сотрудника таможни той или иной специализации.
Таблица 3
Динамика пополнения кадров Владимирской таможни в 2010 и 2012 гг.
№ п/п |
Показатели |
Количество принятых | |||
2010 г. |
2012 г. | ||||
Чел. |
В % от общего кол-ва принятых в этом году |
Чел. |
В % от общего кол-ва принятых в этом году | ||
Всего |
95 |
41 |
|||
1 |
Образование: а) высшее б) среднее специальное в) среднее общее |
62 15 18 |
62,5 15,8 19,0 |
36 3 2 |
87,8 7,3 4,9 |
2 |
Возраст: а) до 30 лет б) от 30 до 40 лет в) старше 40 лет |
50 38 7 |
52,6 40,0 7,4 |
30 11 0 |
73,2 26,8 - |
3 |
Специфика образования: а) экономист б) юрист |
15 5 |
15,8 5,3 |
5 2 |
12,2 4,8 |
Данные по принятым экономистам и юристам оставляют желать лучшего. В 2012 году количество принятых сотрудников с экономическим и юридическим образованием даже снизилось: по принятым экономистам − на 3,6 пункта, по принятым юристам − на 0,5 пункта. Если сравнить данные таблицы 3 за 2010 и 2012 год, то получим совсем небольшие отклонения в ту или другую сторону почти по всем показателям. Положительным является увеличение в 2012 году количества экономистов в составе персонала таможни − даже всего на 0,7%. А особенно важным является тот факт, что в 2012 году количество сотрудников со стажем от 2 до 5 лет уже составило 64,5% от общей численности. А это один из признаков формирования кадрового потенциала организации. Для вновь принятых сотрудников Таможенным кодексом определена возможность установления испытательного срока − до одного года. Организация, управление и оптимизация процесса прохождения испытательного срока новыми сотрудниками − важные задачи кадровой политики в таможне. Именно в течение испытательного срока необходимо не только обеспечить возможность получения вновь принятым сотрудником уверенных знаний правовых, нормативно-методических и специальных вопросов таможенного дела, но и сформировать его сознание в соответствии с нормами таможенной этики, то есть нормами государственного человека, стоящего на защите экономических интересов страны. Выполнение вышеуказанных задач невозможно без планомерного комплексного подхода к решению, как со стороны кадровых подразделений таможни, так и ее общественных структур − Совета наставников и аттестационной комиссии, которая иначе еще называется учебно-методической.
Таблица 4
Динамика качественного состава персонала Владимирской таможни в 2010 и 2012 гг.
№ п/п |
Показатели |
Списочная численность | |||
2010 г. |
2012 г. | ||||
Чел. |
В % от общего кол-ва принятых в этом году |
Чел. |
В % от общего кол-ва принятых в этом году | ||
Всего |
412 |
428 |
|||
1 |
Образование: а) высшее б) среднее специальное в) среднее общее |
201 11 107 |
48,8 2,7 25,9 |
220 11 110 |
51,4 2,6 25,7 |
2 |
Возраст: а) до 30 лет б) от 30 до 40 лет в) старше 40 лет |
189 198 25 |
45,9 48,1 6,0 |
191 185 52 |
44,6 43,2 12,2 |
3 |
Специфика образования: а) экономист б) юрист |
49 22 |
11,9 5,3 |
54 21 |
12,6 4,9 |
4 |
Стаж работы в таможенных органах: а) до 1 года б) от 1 года до 2 лет в) от 2 до 5 лет г) свыше 5 лет |
117 133 162 0 |
28,4 32,3 39,3 - |
68 79 276 5 |
15,9 18,5 64,5 1,1 |
заместителем начальника таможни по работе с личным составом, так как он имеет возможность организовать взаимодействие всех структур, представленных в ней. При анализе системы профессиональной подготовки кадров отметим тот факт, что опять же основная нагрузка ложится на плечи линейных менеджеров − непосредственных руководителей подразделений. Отдел подготовки кадров, как один из штатных менеджеров, обязан организовать обучение персонала и его стажировку и аттестацию. Но и преподаватели, и члены учебно-методической комиссии − это линейные менеджеры, их выбирают, как правило, из среднего звена управления − начальников отделов, из заместителей и главных инспекторов. По окончании испытательного срока вновь принятый сотрудник, все еще именуемый в таможне «новым», поскольку даже положительные результаты учебы и стажировки − еще не гарантия такого же успеха при выполнении настоящей работы, выпускается в «свободный полет». Дальнейшее развитие его служебной карьеры будет, в основном, зависеть только от него: от его отношения к выполнению служебных обязанностей, от его интеллектуальных способностей, от взаимоотношений с руководителями и коллегами, от стажа работы в таможне и, естественно, от воли случая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время таможенная служба находится на этапе общего подъема и совершенствования. Закончился период интенсивного роста численности работников таможенной службы, ведь эффективность работы таможенной службы определяется не только численным составом, но в значительной мере качеством работы всех его подразделений. В первой главе работы, были рассмотрены теоритические основы управления в системе таможенных органов. Во второй главе, проведен анализ организации системы управления в таможенных органах и были получены данные о том, что в 2012 году, по сравнению с 2010 годом производился более тщательный отбор кандидатов − с высшим образованием принятых на работу в таможенные органы больше на 22,6% , чем в 2010 году. В 2012 году у руководства таможни и кадровых служб было для этого больше времени, и была возможность выбирать. Кроме того, можно отметить значительное омоложение персонала таможни: количество вновь принятых сотрудников в возрасте до 30 лет увеличилось на 20,6%, а в возрасте от 30 до 40 лет − сократилось на 13,2%. При сравнении данных за 2010 и 2012 год, то получим совсем небольшие отклонения в ту или другую сторону почти по всем показателям. Положительным является увеличение в 2012 году количества экономистов в составе персонала таможни − даже всего на 0,7%. А особенно важным является тот факт, что в 2012 году количество сотрудников со стажем от 2 до 5 лет уже составило 64,5% от общей численности. А это один из признаков формирования кадрового потенциала организации. Из чего можно сделать вывод о том, что управление в таможенных органах совершенствуется, привлекаются молодые специалисты и специалисты с высшим образованием. Это все благоприятно влияет на работу таможенной службы.