Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа
Целями работы являются:
-изучение внедрения программных комплексов и автоматизированных рабочих мест в область деятельности таможенных органов;
-изучение единых автоматизированных информационных систем как основных инструментов деятельности сотрудников таможенных органов;
-анализ данных, на основе которых можно сделать выводы, наглядно демонстрирующие повышение эффективности деятельности сотрудников таможенных органов использующих ЕАИС.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................2
Глава 1. Возинкновение единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) в таможенных органах России.........................................................................................................3
Информационное обеспечение деятельности таможенных органов..........................................................................................................................3
Результативность внедрения информационных технологий в структуру таможенных органов РФ.............................................................................................7
Глава 2. ЕАИС в таможенных органах РФ в настоящее время................................................13
ЕАИС в таможенных органах РФ.................................................................13
Переход на электронное декларирование как метод повышения результативности работы таможенных органов......................................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................
Таким образом, система АИСТ-РТХХI является не только системой автоматизации таможенной деятельности, но и универсальной системой, которая может быть использована и в государственных органах, и в корпорациях. Эффективное управление, строгий учет и контроль, гарантированная защищенность и абсолютная надежность, экономия людских, финансовых и технических ресурсов, гибкость и способность к расширению при очевидном удобстве и простоте в эксплуатации стали основными принципами построения данной системы.7
Система АИСТ-РТХХ1 не имеет аналогов в России по широте и комплексности охвата всех сторон деятельности таможни, включая контроль доставки товаров, контроль предварительных операций и оформление грузов, ведение плана счетов таможни и лицевых счетов участников внешнеэкономической деятельности, контроль перечисления средств в бюджет, обеспечение правовой и справочной поддержки работы таможенного инспектора, всесторонний контроль всех участников процесса таможенного оформления, своевременную и достоверную статистику внешнеэкономической деятельности. Система АИСТ-РТХХI обеспечивает все основные технологические процессы таможни, приводя информационную составляющую работы таможенных органов к порядку и единообразию. В современном понимании роли информационных технологий, это означает структуризацию работы организации в целом. Вся сложность и многообразие технологических процессов такой крупной организации, как таможня, все возможные нюансы законодательной базы должны быть продуманы, учтены и оптимизированы один раз - при постановке задачи и создании информационной системы. Благодаря использованию автоматизированной системы АИСТ-РТХХI в процессе практической работы «разночтений» в понимании законов уже не возникает. АИСТ-РТХХI является распределенной системой, объединяющей таможенные органы любого ранга, потенциально размещенные на сколь угодно протяженной территории. Система обеспечивает защиту и безопасность ведомственной информации, связь таможни со сторонними организациями - декларантами, перевозчиками, складами, брокерами.
Несмотря на значительную территориальную удаленность таможенных органов - постов, таможен друг от друга, система АИСТ-РТХХI организует для всех без исключения подразделений работу в режиме «виртуального офиса», т.е. делает работу подчиненных органов полностью «прозрачной» для вышестоящих. Система АИСТ-РТХХI предоставляет руководству таможен и таможенных управлений возможность мониторинга в режиме реального времени хода оформления грузов, процесса контроля доставки товаров, перечисления средств в бюджет и других важных процессов. С другой стороны, по информационным каналам система обеспечивает подчиненные органы четкой, своевременной и полной руководящей информацией, единообразной и однозначной нормативной и справочной информацией.
Система АИСТ-РТХХI формирует новый взгляд на исполнителя, таможенного инспектора. Система четко конкретизирует роль сотрудника любого уровня, от оформляющего инспектора до руководителя высокого ранга, одновременно ограничивая способы злоупотреблений и расширяя возможности принятия правильного решения. Предотвращение злоупотреблений обеспечивается путем
однозначного определения должностных обязанностей, пределов компетенции, прав на выполнение операций, иными словами, гарантируется ролью в автоматизированной системе. Каждое действие пользователя в системе, от принятия решения о выпуске декларации до получения аналитической выборки по архивам, в обязательном порядке протоколируется.
Примером преимуществ такого подхода к исполнителю может служить реализованный и успешно используемый в Северо-Западном управлении механизм «оперативных ориентировок» системы АИСТ-РТХХI. Уполномоченный сотрудник оперативно-аналитического отдела устанавливает в системе оперативный запрет на оформление груза при выполнении одного из условий, например, при декларировании товара определенной компанией, перевозке груза определенным перевозчиком и так далее. В случае появления в работе у любого инспектора документов, отвечающих заданным условиям, система немедленно автоматически приостанавливает оформление и информирует сотрудника, выдавшего ориентировку. Реализация такого механизма к настоящему времени позволила вскрыть и пресечь множество правонарушений со стороны недобросовестных участников ВЭД на объектах эксплуатации
С другой стороны, система АИСТ-РТХХI дает пользователю, инспектору, информационную свободу, предоставляя максимум возможной справочной, аналитической информации, необходимой для принятия верного решения по этапам оформления таможенных документов, а также и организационную свободу, автоматизируя рутинные операции и освобождая рабочее время для более творческой работы, выполнения задач, решение которых действительно возможно только человеком. Фактически происходит формирование исполнителя нового типа - образованного, компетентного, с широким профессиональным кругозором, в то же время честного и ответственного.8
Таким образом, использование комплексного, системного подхода к автоматизации, такого как предлагается в системе АИСТ-РТХХI, позволяет более эффективно организовать работу таможенной службы за счет построения единого информационного пространства и предоставления полного контроля над грузопотоками.
Такой подход помогает развитию внешней торговли за счет сокращения времени оформления грузов, высвобождения оборотных денежных средств компаний - участников ВЭД, увеличения степени их правовой защищенности и, в конечном итоге, благоприятствует развитию экономики государства в целом, приводя к повышению собираемости таможенных платежей, сокращению расходов на содержание таможенной службы и обеспечению экономической безопасности страны.
Уникальные возможности системы АИСТ-РТХХI определили ее достаточно высокую требовательность к уровню аппаратного обеспечения, которая не может быть удовлетворена в менее крупных таможенных органах в связи с низким уровнем финансирования. Это обусловило необходимость (параллельно с модернизацией АИСТ-РТХХI) выпуска новой, «облегченной» версии, получившей название КАСТО АИСТ-М, менее требовательной к аппаратному обеспечению и, как следствие, более дешевой.
Система АИСТ-М представляет собой комплексную, взаимоувязанную законченную задачу автоматизации таможенного оформления товаров и получения всевозможных форм отчетности. Система охватывает все уровни сбора информации: пункты таможенного оформления, таможенные посты (ТП), таможни, региональные управления. В целях реализации приказов ФТС России от 31.01.2003 № 80, от 04.02.2003 № 99 «Об утверждении Порядка аттестации комплексных автоматизированных систем таможенного оформления» автоматизированная информационная система таможни (АИСТ-М) в марте 2003 года комиссией ФТС России принята в опытную эксплуатацию. Система ориентирована на существующий компьютерный парк и российские линии связи. При этом система может быть сконфигурирована таким образом, чтобы обеспечить максимальную централизацию и работу в режиме On-Line. Система рассчитана на широкий круг пользователей, умеющих обращаться с компьютером, и не требует специальных знаний. Выходные данные одного этапа таможенного контроля становятся исходными для следующего. Форматы данных, передаваемых с этапа на этап таможенного контроля, разработаны и утверждены ГНИВЦ, что позволяет применять данную систему в различной конфигурации, а также использовать аналогичные разработки.
Централизованная проверка ГТД на достоверность, контроль ориентировок, заверение платежного документа (подтверждение поступления денег), списание средств по указанным платежным документам в момент выпуска ГТД, протоколирование действий инспекторов ведутся на сервере таможни (управления).
Система АИСТ-М имеет модуль видеонаблюдения, позволяющий осуществлять удаленное управление перемещением камеры и масштабирование изображения. Особенностью модуля является поддержка распределенной приоритетности.
2. ЕАИС в таможенных органах РФ в настоящее время
Основой единой автоматизированной информационной системы в таможенных органах Российской Федерации до сих пор остается комплексная автоматизированная система таможенного оформления «АИСТ-М», разработка рабочей версии которой закончилась в 2003 году. До 2003 года на таможенных постах ГТК (Государственный таможенный комитет), в отделах ОТОиТК использовались различные системы оформления документов, такие как "Поток-Пилот", "Поток-Регион", "АИСТ-РТ21", "АРМ ТИ", "АСТО". Единой системы не существовало, ГНИВЦ ГТК (главный научно-исслетовательский вычислительный центр ГТК) был вынужден параллельно вносить изменения во все продукты и заниматься их технической поддержкой. 9
К 2003 году был разработан новый проект КАСТО "АИСТ-М". Приказом ГТК №1266 от 12.11.2003 начинается эксплуатация "АИСТ-М" на первых таможенных постах в четырёх таможенных управлениях. По истечении двух лет со дня подписания приказа производится переход на КАСТО, и обучение инспекторского состава. Пуско-наладочные работы производятся при непосредственном участии компаний разработчиков - ЗАО "Тамга", ООО "СофтЛэнд", ЗАО "Инмар".
5 мая 2012 года руководитель Федеральной
таможенной службы Андрей
Выступивший на заседании
коллегиального органа Член Коллегии
(Министр) по таможенному сотрудничеству
Евразийской экономической
Сегодня совершенствование
и развитие ЕАИС ТО напрямую связано
с интеграционными процессами во
внешнеэкономической
Интеграция информационных
ресурсов в рамках Таможенного союза,
динамично развивающееся
создание программных средств, обеспечивающих выполнение новых задач, их интеграция с программными средствами других ведомств и таможенных служб государств-членов Таможенного союза;
внедрение принципиально
новых решений в сфере
обеспечение условий для скорейшего внедрения создаваемых информационно-программных средств.
В составе ЕАИС ТО разработан
программно-технический
В частности применение
этого программно-технического комплекса
в настоящее время уже создало
необходимую информационно-
С 2012 года в рамках ЕврАзЭС начата реализация межгосударственной целевой программы «Создание Единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств — членов Евразийского экономического сообщества». Реализация этой программы позволит обеспечить автоматизированный контроль таможенного транзита не только на территории Таможенного союза, но и на всей территории Евразийского экономического сообщества.10
Реализуя требования Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ФТС России провела технические мероприятия по реализации межведомственного взаимодействия. Разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия для 10 государственных услуг. Разработаны и протестированы соответствующие электронные сервисы для их представления. Вместе с тем, в силу уровня развития своих информационных систем отдельные федеральные органы исполнительной власти пока не полностью готовы представлять ФТС России необходимую информацию с требуемой степенью актуальности, повысить унификацию форматов, способов и регламентов информационного обмена, сократить сроки согласования технических условий информационного взаимодействия.
2.2 Переход на электронное декларирование как метод повышения результативности работы таможенных органов
Сегодня электронное декларирование является одним их основных способов ускорения процесса совершения таможенных операций, в котором заинтересованы как таможенные органы, так и участники ВЭД. Использование технологий электронного декларирования должно существенно облегчить труд декларантов, минимизировать количество документов на бумажных носителях, а главное, сделать оперативным и прозрачным обмен документами и сведениями между участником ВЭД и таможней
Вопрос внедрения технологий электронного декларирования чрезвычайно важен и интересен. В этой связи необходимо проанализировать международный опыт применения технологий электронного декларирования, имеющуюся нормативную правовую базу по данному вопросу, а главное, подвести первые итоги применения электронных технологий в российской таможенной практике.11
Информация о работе ЕАИС в таможенных органах РФ в настоящее время