Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:22, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить государственную таможенную политику.
В работе будут рассмотрены две проблемы в российской таможне:
- проблемы таможенного законодательства
- проблемы ведомственного контроля.
Объектом курсовой работы является государственная таможенная политика.
Введение 3
Часть 1. Обоснование проблем в таможенной сфере Российской Федерации 5
1.1 Проблема таможенного законодательства 5
1.2 Проблемы ведомственного контроля таможенных органов 9
Часть 2. Рекомендации по решению проблем в таможенной системе 19
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Содержание
Стр.
Введение
Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.
Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.
Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления[15, с.10].
Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления – это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.
Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.
Цель курсовой работы
изучить государственную
В работе будут рассмотрены две проблемы в российской таможне:
- проблемы таможенного законодательства
- проблемы ведомственного контроля.
Объектом курсовой работы является государственная таможенная политика.
Часть 1. Обоснование проблем в таможенной сфере Российской Федерации
1.1 Проблема таможенного законодательства
Сегодня в российском таможенном законодательстве пересматриваются основополагающие законодательные акты, составляющие основу правового регулирования таможенного дела, - Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе», принятые в 1993 году.
Все это заставляет самым серьезным образом проанализировать существующее таможенное законодательство, определив те его положения, которые нужно изменить или отменить, а те, что прошли проверку временем, наоборот сохранить[18, с.26].
Действующие Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе» - это не только первые принципиально новые законодательные акты по вопросам таможенного дела за последние 70 лет, но и фактически одни из первых действительно рыночных федеральных законов России[3].
Несомненно, положительными чертами указанных законодательных актов являются:
1. Исключительно рыночная идеология всего заложенного в них таможенного механизма регулирования внешнеэкономических связей государства. Этот факт особенно важен, если учесть время принятия законодательных актов - 1993 год. Если вспомнить российское экономическое законодательство того периода, то нельзя не признать его так называемый «переходный» характер, когда в одном законодательном акте соседствовали и новые рыночные нормы, и рецидивы командного подхода к управлению экономикой. С учетом этого, данные законодательные акты можно рассматривать фактически как первые документы, в которых не была нарушена внутренняя целостность подходов к регулированию подведомственных правоотношений, отсутствовала «дань прошлому».
2. В рассматриваемых Законах нашли свое отражение самые передовые взгляды на вопросы роли и места таможенной политики в государстве, а также были закреплены механизмы таможенно - правового регулирования внешнеэкономической деятельности (в первую очередь речь идет о системе таможенных режимов), полностью соответствующие международным и европейским стандартам таможенного законодательства. При подготовке указанных документов были учтены положения нескольких десятков конвенций, соглашений, рекомендаций и иных документов ГАТТ/ВТО, Всемирной таможенной организации, а также Таможенный кодекс Европейского союза[24, с.268].
3. В своей совокупности Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе» очень полно, логично и комплексно охватывают всю сферу таможенно - правового регулирования. Принятый спустя почти четыре года Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» не противоречит данному тезису, поскольку совершенствует правовое регулирование «тыловой» сферы таможенного дела и связан с развитием российского законодательства о государственной службе. После его принятия были признаны утратившими силу полностью или частично всего шесть из более чем четырехсот пятидесяти статей Таможенного кодекса.
Однако большинство отмеченных положительных черт Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе» породили и множество проблем таможенного законодательства.
Вполне очевидно, что таможенное законодательство существует не в вакууме, поэтому оно должно развиваться согласованно со смежными отраслями законодательства. Причем, исходя из широты охвата таможенно - правовым регулированием общественных отношений, смежными можно признать почти абсолютное большинство указанных отраслей. Само таможенное законодательство является комплексной отраслью и присутствующие в нем правовые институты и отдельные нормы, несомненно, должны корреспондироваться с основополагающими правовыми актами тех отраслей, из которых они были перенесены.
Проблема несогласованности существовала всегда, существует она, несмотря на развитие смежных отраслей, и сегодня. Первоначально главная сложность заключалась либо в отсутствии нормативных актов в еще «неосвоенных» правом сферах рыночных отношений, либо в существовании устаревших правовых актов советского периода. Однако со временем, когда смежные отрасли стали обретать свои вполне рыночные законы, вдруг выяснилось, что общая стратегическая линия правового регулирования идет несколько по иному пути, чем это предполагалось в таможенных законах, ибо существует немало самых различных экономических и правовых школ, предлагающих разные подходы. В итоге получилось, что как в начале, так и в конце 90-х годов в России таможенное законодательство является своего рода «белой вороной» в семье российского права[32, с.421]. Ссылки при этом на «особую специфику» таможенного регулирования, ориентированного на внешнюю сферу, позволяющую существовать в ней некоему отдельному «таможенному» валютному, налоговому, гражданскому, административному законодательству, которое может существенно отличаться от аналогичного общего «внутреннего» законодательства, далеко не всегда обоснованны. В любом случае, совершенно очевидно, что, например, Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», определивший стратегию государственного регулирования внешнеторговых связей России, не говоря уже о Конституции РФ, должен был быть принят не после, а до Таможенного кодекса. Федеральная целевая программа развития таможенной службы РФ на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 1996 г. N 1052, прямо отмечает в качестве одного из важнейших направлений совершенствования нормативно - правовой базы функционирования таможенных органов необходимость «обеспечить увязку норм таможенного законодательства с внешнеэкономическим, налоговым, валютным, гражданским, уголовным, транспортным законодательством в части, касающейся таможенного дела».
Указанная проблема сегодня приобрела особую остроту. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», изъявший из Таможенного кодекса только шесть статей, был лишь «первой ласточкой». Сейчас уже практически решен вопрос о том, что в новый КоАП РФ будут в качестве отдельного блока включены составы нарушений таможенных правил, соответственно изменятся санкции за них, изменится административно - процессуальная правоохранительная деятельность таможенных органов, иными словами, утратит силу раздел X Таможенного кодекса[27, с.302].
Правоохранительная часть Таможенного кодекса - это, кстати, тот раздел, который не был заимствован из зарубежного опыта. Однако и действовавшее тогда уголовное и административное законодательство, остававшееся без особых изменений еще с советских времен, мало чем помогло разработчикам Кодекса. Например, практически с нуля, причем не только в смысле законодательства, но и в смысле теории, пришлось разрабатывать вопросы административной ответственности юридических лиц за правонарушения, связанные с перемещением ими товаров и транспортных средств через таможенную границу. Чисто умозрительно изобретались составы административных правонарушений. В итоге часть из них оказалась «мертвой», а некоторых противоправных деяний, наоборот, не оказалось и впоследствии их пришлось несколько искусственно подводить под существующие составы.
Не меньшим изменениям подвергнется таможенное законодательство в связи с принятием Налогового кодекса. Уже сейчас, после вступления в силу первой его части, фискальные полномочия таможенных органов претерпевают некоторую корректировку, после же принятия второй части должен утратить силу Закон «О таможенном тарифе», существенные изменения надо будет вносить и в Таможенный кодекс.
1.2 Проблемы ведомственного контроля таможенных органов
Итак, согласно Методическим рекомендациям ведомственный контроль - деятельность таможенных органов и их должностных лиц, направленная на выявление и устранение нарушений, допускаемых нижестоящими таможенными органами и нижестоящими должностными лицами таможенных органов, при принятии решений и совершение действий (бездействия), связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела[23, с.280].
Соответственно, задачами ведомственного контроля являются:
- выявление, устранение и предупреждение нарушений, совершаемых таможенными органами и их должностными лицами при принятии решений, совершении действий (бездействия), связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела;
- восстановление прав и законных интересов лиц, нарушенных не соответствующими требованиям законодательства РФ, решениями, действиями (бездействием);
- сокращение числа незаконно принятых решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела и устранение их вредных последствий;
- выявление причин и условий, способствующих принятию незаконных и необоснованных решений, выработка мер, направленных на их устранение.
В качестве объектов ведомственного контроля определены решения, принятые в сфере таможенного дела, в частности решения, принятые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, применении таможенных режимов, при определении страны происхождения товаров, их классификации, при контроле таможенной стоимости и взимании таможенных платежей.
При этом не соответствующее требованиям законодательства РФ решение может быть отменено (изменено) в порядке ведомственного контроля независимо от формы, в которой оно было принято, например путем: издания документа (письма, распоряжения, приказа таможенного органа), оформления документа по установленной форме (свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения, решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России), нанесения на документы заверенных записей: «Таможенная стоимость принята», «Таможенная стоимость уточняется», проставления заверенных оттисков штампов, печатей; проставления заверенных регистрационных номеров[26,с.26].
Проведение ведомственного контроля осуществляется в связи с наличием внешних и внутренних поводов. Внешние поводы - поводы, возникающие из внешних источников: исковые заявления граждан и организаций, обращения в таможенные органы граждан, организаций, государственных органов, информация, представленная в средствах массовой информации. Внутренние поводы - поводы, возникающие непосредственно при осуществлении таможенными органами и их должностными лицами деятельности, направленной на реализацию основных функций таможенных органов, например, при проведении таможенного контроля, проведении служебных, функциональных, комплексных проверок, производстве по уголовным и административным делам.
Особо следует остановиться на таком внешнем поводе для ведомственного контроля, как обращения граждан и юридических лиц. Методические рекомендации не относят к числу поводов для осуществления ведомственного контроля жалобы граждан и юридических лиц на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. Представляется, что в основе такого подхода лежит то обстоятельство, что ТК РФ содержит отдельную гл. 7, которая регулирует порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. К объектам ведомственного контроля Методические рекомендации относят только жалобы, отозванные в добровольном порядке лицами, а также жалобы, в рассмотрении которых отказано по существу при наличии оснований, указанных в гл. 7 ТК РФ. Между тем предусмотренный в главе порядок обжалования в таможенные органы решений, действий (бездействия) представляет собой тот же ведомственный контроль, так как направлен на проверку соответствия вышестоящим таможенным органом либо вышестоящим должностным лицом принятого нижестоящим таможенным органом (должностным лицом) решения, совершенного действия (бездействия) требованиям законодательства РФ со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями[30, с.267].
Таким образом, исключение из сферы ведомственного контроля рассмотрения таможенными органами жалоб, поступающих в порядке гл. 7 ТК РФ, является искусственным и необоснованным сужением понятия ведомственного контроля. В связи с этим к объектам ведомственного контроля необходимо относить жалобы лиц на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, однако с оговоркой, что их рассмотрение осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 7 ТК РФ.