Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:22, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить государственную таможенную политику.
В работе будут рассмотрены две проблемы в российской таможне:
- проблемы таможенного законодательства
- проблемы ведомственного контроля.
Объектом курсовой работы является государственная таможенная политика.
Введение 3
Часть 1. Обоснование проблем в таможенной сфере Российской Федерации 5
1.1 Проблема таможенного законодательства 5
1.2 Проблемы ведомственного контроля таможенных органов 9
Часть 2. Рекомендации по решению проблем в таможенной системе 19
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Следует также учитывать и требования законодательной техники, не допускающей в федеральных законах излишней конкретики. Например, порядок заполнения таможенной декларации и иных таможенных документов, требования к оборудованию таможенных складов - несомненно, важнейшие вопросы таможенного дела, но их, однако, при всем желании нельзя включать в правовой акт уровня федерального закона[28, с.13].
Подзаконное нормотворчество имеет свои положительные стороны - оно более гибко реагирует на реалии жизни, позволяет оперативно ликвидировать выявляемые пробелы в правовом регулировании. Оно, наконец, более динамично, его можно быстро пересматривать в случаях выявления неработоспособных, ошибочных схем. Нельзя, однако, забывать при этом о пределах компетенции издающего такие документы органа и о том, что подзаконные акты принимаются всегда «на основании и во исполнение» правового акта более высокого уровня.
В этой связи, по нашему мнению, в новом Таможенном кодексе следует полностью исключить норму, содержащуюся в статье 24 действующего Кодекса. В период становления современного таможенного дела в России в начале 90-х годов еще можно было оправдать предоставление практически неограниченных полномочий органам исполнительной власти (федеральному Правительству и ГТК России) по правовому регулированию любых вопросов функционирования системы таможенных режимов. Однако в настоящее время, когда многие проблемы начального периода уже преодолены, отработаны механизмы и схемы практического функционирования режимов, приняты по данному вопросу комплексные документы, необходимость в таких «безграничных» полномочиях отпала.
Конечно, полностью уйти от подзаконного правового регулирования таможенного дела, в том числе и в вопросах функционирования системы таможенных режимов, невозможно. Но сейчас, с учетом накопленного опыта, в федеральном законе нужно совершенно четко определить пределы компетенции, как Правительства, так и ГТК России, т.е. указать, по каким конкретно вопросам ими должны быть изданы правовые акты.
Следует отметить, что в вопросе подзаконного правового регулирования таможенного дела большую негативную роль сыграл сам ГТК России. На протяжении ряда лет Комитетом вместо издания крупных нормативных актов, полно и комплексно регулирующих тот или иной институт таможенного дела, практиковалось принятие многочисленных мелких документов, разрешающих лишь частные проблемы. Такие документы даже в своей совокупности не складываются в какой-либо единый разумный правопорядок, а часто даже противоречат друг другу. Свою лепту в эту проблему внесли региональные таможенные управления и таможни, чьи полномочия по изданию правовых актов вообще являются вопросом весьма дискуссионным[22, с.85].
Периодически ГТК России предпринимал попытки, навести порядок в собственной нормотворческой деятельности. По несколько раз в год издавались приказы ГТК России, которыми признавались утратившими силу сразу несколько сотен ранее изданных им ведомственных актов. Однажды был принят и совсем «радикальный» документ, в котором, наоборот, за определенный период времени признавались действующими только те правовые акты, которые были в нем прямо перечислены, все же остальные документы, изданные за тот период, автоматически утрачивали силу. Однако пока готовились такие приказы, ГТК России успевал принять очередную сотню документов. В итоге, в настоящее время известно, что общее число подзаконных правовых актов по таможенному делу превышает уже десять тысяч, но, на сколько оно превышает эту цифру установить уже, наверное, не удастся никому.
Вне зависимости от времени появления нового Таможенного кодекса, а также от того, какой объем вопросов будет отнесен им на подзаконный уровень, уже сейчас в целях упорядочения подзаконной нормативной базы таможенного дела необходимо сделать следующее:
- произвести отмену ведомственных актов ГТК России, фактически утративших силу, не соответствующих более таможенной политике РФ либо оказавшихся неэффективными;
- произвести укрупнение и кодификацию нормативных актов по одному и тому же вопросу;
- признать недействительными акты, изданные в нарушение установленного порядка.
В качестве ориентира можно исходить из того, что число нормативных актов (за исключением актов, посвященных таможенным льготам конкретным организациям) не должно превышать 1000 единиц.
В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам таможенной политики. От грамотного и принципиального ведения дел в этой сфере напрямую зависит как национальная безопасность, так и пополняемость федерального бюджета.
Среди нерешенных проблем таможенной системы можно назвать следующие[25, с.619]:
- занижение таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование;
- неразвитость системы информирования о ценообразовании;
- низкая эффективность контроля на основе методов аудита;
- низкий уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами;
- недостаточная подготовленность кадров, особенно специалистов в области управления, контроля и анализа информации;
- низкий уровень социальной защищенности должностных лиц таможенных органов;
- высокий уровень коррупции.
Принятием Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации, были созданы необходимые предпосылки для последующих системных изменений в организации таможенного дела России.
Развивались такие направления деятельности, как электронное и предварительное декларирование, система управления рисками, таможенный контроль после выпуска товаров в свободное обращение[14, с.10].
Введена в эксплуатацию и продолжает совершенствоваться система управления рисками. Человеческий фактор в ряде случаев остается определяющим, но с помощью системы управления рисками можно свести к минимуму возможные риски, возникающие при таможенном оформлении.
Эта технология отрабатывается пока в экспериментальном режиме, однако в дальнейшем планируется создать гибкую, но жестко централизованную систему контроля и управления, основу которой будет представлять Операционный центр по обработке информации и принятию решений. Главной задачей Центра будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с применением системы управления рисками, выдача оперативных ориентировок таможенным органам, а также информационный обмен с другими контролирующими органами. В Центр будет поступать информация от зарубежных таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности в рамках предварительного информирования о поставках товаров на территорию России, от других контролирующих органов. Сложность этой проблемы заключается в объективности и достоверности информации, поступающей в базу данных, которая должна быть единой для всех контролирующих органов. Достоверные данные в одинаковой степени необходимы как таможенникам, так и налоговикам и другим ведомствам, заинтересованным в получении необходимой информации в автоматическом режиме реального времени. В связи с вышеизложенным, важно принципиально решить вопрос о создании Единой базы контролирующих органов.
Очень важным направлением дальнейшего совершенствования управления таможенными органами является работа по защите интеллектуальной собственности. Предполагается совершенствование законодательной базы и изменение организационной структуры региональных таможенных управлений и таможен в части кадрового укрепления подразделений, занимающихся вопросами защиты прав интеллектуальной собственности.
В настоящее время идет модернизация информационных систем таможенных органов России. Перед разработчиками поставлены две основные проблемы[14, с.15]:
- внедрение международных стандартов по обработке документации при таможенном контроле;
- повышение исполнительской дисциплины налогоплательщиков, то есть уход от нелегальных схем минимизации платежей, связанных с таможенным оформлением товаров.
Отмечается позитивная тенденция в работе оперативных подразделений по выявлению преступлений.
В оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности важнейшим направлением является борьба с преступлениями против интересов государственной службы и с коррупцией в таможенных органах.
Основные усилия в кадровой работе направлены на кадровое обеспечение таможенных органов региона. Большое внимание уделяется профессиональной подготовке кадров.
Дальнейшее совершенствование таможенного администрирования невозможно без активного развития института таможенных брокеров. В результате работы по новому Таможенному кодексу можно с уверенностью утверждать о становлении рынка брокерских услуг в области таможенного дела с учетом современных требований изменившегося законодательства. Основным инструментом стала система поручительства общественных объединений таможенных брокеров. По оценке ФТС России услугами поручителей предпочитает пользоваться подавляющее большинство таможенных брокеров. Вместе с тем наблюдается тенденция снижения доли товаров, декларируемых таможенными брокерами, хотя количество лиц, включенных в реестр таможенных брокеров, стабильно растет. Это может служить показателем недостаточного внимания и поддержки со стороны государства в лице контролирующих органов по отношению к законопослушным участникам внешнеэкономической деятельности, оказывающим услуги в области таможенного дела.
В июне на ежегодной сессии Совета таможенного сотрудничества Всемирной таможенной организации приняты «Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли». Семнадцать стандартов сгруппированы в два блока: стандарты взаимодействия таможенных администраций и стандарты взаимодействия таможни и торговли[7].
В целях обеспечения Рамочных стандартов безопасности и облегчению торговли начато внедрение принципов предварительного информирования, электронного декларирования, анализа управления рисками и пост - аудита.
Слабо учитывается мировой опыт предоставления особых условий для наиболее добросовестных участников околотаможенного рынка услуг, хотя хорошо известны способы преимуществ, которыми прогрессивные государства предоставляют своим проверенным временем и чистотой отношений участникам внешнеторговой деятельности. Это и, так называемые, «белые списки», «системы коридоров», или «системы ступеней».
Не менее важной остается организация государственного контроля по новой схеме с размещением непосредственно на линии движения пунктов пропуска только двух служб – таможенной и пограничной. Намечается в ближайшее время осуществить меры по внедрению системы интегрированного контроля. Намечено внедрение современных технологий государственного контроля на основе межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через государственную границу, создание единой информационной базы данных всех контролирующих органов, а также создание необходимых условий для работы контролирующих органов вне линии движения пунктов пропуска.
Таким образом, создается принципиально новая организационная система, которая предполагает реализацию принципов «одного окна» (однократное представление информации) и «одной остановки» (интегрированный таможенный контроль) [9].
Важную роль играет создание единой автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, а также обустройство таможенной границы, развитие приграничной инфраструктуры, создание единой структуры, отвечающей за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска. Это позволит внедрять единые нормы, правила строительства и эксплуатации, значительно сократить расходы на содержание пунктов пропуска.
Следует также отметить, что автоматизация таможенных процессов – это внедрение самых современных технических средств при таможенном оформлении. Такая глобальная компьютеризация процессов таможенного оформления решает сразу две задачи. С одной стороны это безусловное ускорение процедуры, так как декларацию можно подать, не выходя из своего офиса в любой пункт России. С другой стороны, это повышение эффективности и прозрачности работы таможни, к тому же исключает личный контакт инспектора с импортером.
Таможенные органы по роду своей деятельности контролируют участников внешнеэкономической деятельности, пресекая незаконные сделки, и осуществляют борьбу с наркобизнесом. Поэтому борьба с коррупцией является важным условием и основным требованием эффективной работы таможенной системы.
Проблемы повышения эффективности функционирования систем управления традиционно актуальны в экономической науке и практике, а в период реорганизации социальных, юридических, политических отношений эта проблематика особенно актуальна и особенно сложна[10].
В свою очередь повышение эффективности напрямую зависит от качества управления. Современный менеджмент объединил в себе достижения таких наук как экономика, психология, социология, философия, культурология.
В настоящее время таможенные органы России пока не в полной мере готовы обеспечить свою работу на уровне международных стандартов, так как не решен целый ряд ключевых, системных проблем, без устранения которых невозможно поднять на качественно новый уровень работу таможенных органов и повысить эффективность деятельности службы в целом. Должны быть найдены новые пути решения устаревших проблем, необходимо определить этапность их реализации.