Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:52, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является идентификация и экспертиза товаров и транспортных средств, при совершении таможенных операций и таможенном контроле.
На основе поставленных целей считаю целесообразным решить следующие задачи:
- рассмотреть таможенную экспертизу товаров и транспортных средств при проведении таможенного контроля
- изучить идентификацию товаров и транспортных средств при совершении таможенных операций и таможенного контроля
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Таможенная экспертиза товаров и транспортных средств
при проведении таможенного контроля…………………………………………..5
1.1 Порядок назначения и проведения таможенных экспертиз
и исследований для таможенных целей………………………………5
1.2 Виды экспертиз при таможенном контроле товаров………………..10
1.3 Права и обязанности таможенного эксперта и декларанта……..…..13
Глава 2. Идентификация товаров и транспортных средств при совершении таможенных операций и таможенном контроле …………………………..17
2.1 Идентификация товаров при совершении таможенных операций….17
2.2 Сущность и цель идентификации товаров и транспортных средств………………………………………………………………………18
2.3 Применение технических средств таможенного контроля……..….21
Заключение………………………………………………………………………...26
Список использованных источников………………………………………........28
Следует отметить, что установленный порядок проведения таможенной экспертизы должен строго соблюдаться, поскольку его нарушение может привести к признанию решения таможенного органа, вынесенного на основе экспертного заключения, недействительным. Так, в разное время основаниями для такого признания со стороны судебных органов стали: отсутствие понятых при взятии проб для проведения экспертизы; отсутствие необходимых реквизитов в постановлении таможенного органа о назначении экспертизы; нарушение процедуры назначения товароведческой экспертизы; проведение экспертизы в период отсутствия у экспертно-криминалистической службы соответствующей аккредитации и др.
В Российской Федерации полномочиями по проведению таможенных экспертиз наделено Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление и его структурные подразделения: экспертно-криминалистические службы и экспертно-исследовательские отделы (отделения). В Белоруссии правом проведения экспертизы наделен таможенный орган, в котором есть структурное подразделение, ее осуществляющее. В Казахстане аналогичным статусом обладает Центральная таможенная лаборатория и лаборатории, созданные в регионах. Результаты таможенной экспертизы, проведенной любым из этих органов, признаются на всей территории Таможенного союза.
Основными видами таможенной экспертизы в целях таможенного контроля являются: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая. Однако при возникновении необходимости может быть назначена и другая экспертиза (например, химическая, искусствоведческая, экологическая, почерковедческая и пр.).
По данным таможенной статистики, наиболее распространенными видами таможенных экспертиз являются товароведческая (40,3 %) и идентификационная (39,9 %), менее востребованы материаловедческая (2,6 %) и комиссионная (0,1 %) экспертизы. Распространенность проведения товароведческой экспертизы в таможенной сфере объясняется ее значимостью для установления достоверного кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС), «поскольку существует множество товаров, имеющих одинаковое название, но обладающих разными свойствами в соответствии с их составом и иными характеристиками».
Классификация таможенных экспертиз проводится и по другим основаниям. Так, в зависимости от числа привлекаемых экспертов она подразделяется на единоличную (проводимую одним экспертом), комиссионную и комплексную. Комиссионная таможенная экспертиза проводится комиссией экспертов одной специальности; каждый из них проводит исследования в полном объеме, и они совместно анализируют полученные результаты. Если эксперты не приходят к общему мнению и не могут подписать совместное заключение, при возможных разногласиях каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение.
Отличие комплексной таможенной экспертизы состоит в том, что в ней для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, участвуют эксперты различных специальностей, каждый в пределах своей компетенции. Важно установить, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. При этом каждый эксперт подписывает ту часть заключения, по которой он проводил таможенную экспертизу. Разновидностью комплексной экспертизы выступает межведомственная экспертиза, предусматривающая участие экспертов учреждений и организаций, подведомственных различным органам исполнительной власти (например, ФТС России и Министерства внутренних дел РФ).
Кроме того, экспертиза может назначаться первично, дополнительно и повторно. Основаниями для такой классификации являются как объем исследования, так и время его проведения. Первичная экспертиза проводится по обращению таможенного органа для изучения объектов, проб и образцов. При обнаружении вновь открывшихся обстоятельств назначается дополнительная таможенная экспертиза. Следует иметь в виду, что ее производство можно поручить не только тому же, но и другому эксперту.
Повторная таможенная экспертиза2 – экспертиза, проводимая в случаях несогласия декларанта, а также таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с экспертным заключением по результатам первичной и (или) дополнительной таможенных экспертиз. Ее проведение поручается комиссии, состоящей из двух и более экспертов. Исключается участие в работе такой комиссии, в исследовании и составлении заключения эксперта, проводившего первичную и (или) дополнительную таможенную экспертизу. Однако он может присутствовать при проведении повторной экспертизы и давать комиссии пояснения.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» дополнительная либо повторная экспертиза назначаются в случаях соответственно неясности либо неполноты, а также при наличии сомнений в правильности или обоснованности экспертного заключения. При их проведении эксперту в обязательном порядке представляются результаты первичной экспертизы.
Классификация экспертиз3, в том числе и таможенных, проводится по степени сложности. По такому критерию выделяют 4 категории:
– 1 категория – экспертизы, не имеющие ни одного признака сложности; их производство осуществляется в срок до 3 календарных дней;
– 2 категория – экспертизы, имеющие хотя бы один признак сложности; для их производства требуется до 5 календарных дней;
– 3 категория – экспертизы, имеющие не менее двух признаков сложности; для их выполнения требуется более 5 календарных дней (до 10 календарных дней);
– 4 категория (особо сложные экспертизы) – экспертизы, имеющие не менее четырех признаков сложности; для производства экспертиз данной категории сложности требуется более 10 календарных дней.
Для того чтобы определить сложность проводимого исследования, рекомендуется учитывать следующие признаки:
– многообъектность (наличие
более трех объектов или более 200 листов
материалов дела,
– множественность поставленных
вопросов (указание свыше трех вопросов,
требующих проведения
– потребность в применении трудоемких методов и сложных инструментальных средств, технологический регламент которых превышает 5 дней, в проведении экспериментов для решения конкретных экспертных задач;
– необходимость разработки
новых расчетных моделей и частных методик
исследования для решения поставленных
вопросов;
– отнесение экспертизы к комплексной,
либо повторной, либо межведомственной;
– необходимость выезда на
место осмотра объектов, находящихся вне
территории экспертного органа, либо проведения
исследования на базе других учреждений.
1.3 Права
и обязанности таможенного
Приоритетным правом проведения экспертизы наделяются таможенные эксперты, являющиеся уполномоченными должностными лицами таможенных органов4. Если же это невозможно, такое право передается иным уполномоченным организациям, а в качестве эксперта назначается любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи соответствующего заключения.
Статья 140 ТК ТС устанавливает следующие права и обязанности эксперта: Таможенный эксперт вправе:
1) знакомиться
с материалами, относящимися к
проведению таможенной
2) привлекать с согласия таможенного органа других экспертов к производству таможенной экспертизы;
3) в течение
1 рабочего дня со дня получения
материалов отказаться от прове
4) запросить
в письменной форме в течение
трех рабочих дней дополнительн
5) получать необходимые для дачи заключения материалы и документы, в том числе пробы и образцы для исследования;
6) уточнять поставленные
перед ним вопросы в
7) использовать
научно-техническую информацию
8) использовать результаты собственных испытаний и исследований и (или) результаты исследований проб и образцов, проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями;
9) участвовать
в проведении таможенного
Таможенный эксперт обязан:
1) знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе;
2) включать в
заключение таможенного
3) проводить
исследования представленных
4) не разглашать сведения, полученные в результате проведения таможенной экспертизы, не использовать их в иных целях и не передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза;
5) соблюдать
установленные сроки
Гарантией объективности, всесторонности и полноты исследования являются профессионализм и независимость эксперта. Не допускается воздействие на него какого-либо (в том числе таможенного) органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Заключение эксперта основано исключительно на результатах проведенных исследований в соответствии с его специальными знаниями. .
Статьей 141 ТК ТС установлены следующие права декларанта или уполномоченного лица в отношении товаров или транспортных средств, при назначении и проведении таможенной экспертизы:
- заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;
- знакомиться с заключением таможенного эксперта и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу;
- присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;
- ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.
Начальник ЦЭКТУ, ЭКС или их заместители, а также руководители экспертных отделов могут выступать в качестве эксперта в соответствии со своей квалификацией. К проведению экспертиз в ЦЭКТУ, ЭКС при необходимости могут привлекаться специалисты, не являющиеся его должностными лицами5.
Проводя исследования, эксперт должен принимать меры к сохранению представленных на экспертизу объектов, не допуская их порчи и повреждения, если только это не вызвано характером исследования.
В случае поручения экспертизы двум или более экспертам, начальником ЦЭКТУ, ЭКС или их заместителями назначается ведущий эксперт. Ведущий эксперт не наделяется дополнительными процессуальными правами или обязанностями6.
Ведущий эксперт:
- знакомит каждого
члена комиссии с
- определяет
последовательность
- руководит совещанием комиссии экспертов при разработке общей программы исследования;
- организует ознакомление членов комиссии с ходом и промежуточными результатами исследований;
- руководит итоговым совещанием комиссии экспертов при оценке результатов всех исследований, их обобщении и формулировании общего вывода (выводов);
- сообщает руководителю
экспертного учреждения о
- составляет проект заключения или отказа от дачи заключения.
Глава
2. Идентификация товаров и
2.1 Идентификация товаров при совершении таможенных операций
Идентификация товаров, ввозимых (ввезенных) на территорию ТС, уполномоченным таможенным органом осуществляется либо:
Уполномоченный таможенный орган вправе принять решение об осуществлении идентификации ввозимых (ввезенных) на территорию ТС товаров в целях обеспечения возможности проведения таможенного контроля, в том числе при вывозе с территории ТС таких товаров или товаров, изготовленных (полученных) из таких товаров на территории ТС. Решение об осуществлении идентификации ввозимых (ввезенных) на территорию ТС товаров принимается уполномоченным таможенным органом в следующие сроки: не превышающий срок, исчисленный исходя из даты ввоза товаров на территорию ТС, указанной в уведомлении о ввозе товаров, если решение о проведении идентификации принимается уполномоченным таможенным органом при принятии уведомления о ввозе товаров.
В течение двух часов с момента принятия уведомления о ввозе товаров, а если уведомление принято менее чем за два часа времени работы уполномоченного таможенного органа - не позднее двух часов с момента начала времени работы уполномоченного таможенного органа - если решение о проведении идентификации принимается уполномоченным таможенным органом при совершении таможенных операций, связанных с ввозом товаров Таможенного союза, и в отношении товаров не совершались таможенные операции.
В сроки, установленные для выпуска товаров, если решение о проведении идентификации принимается уполномоченным таможенным органом при совершении таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенными процедурами, в том числе в соответствии с таможенной процедурой СТЗ.