Импорт машин и оборудования в РФ: динамика и воздействиетарифных и нетарифных мер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы выявить проблемы и перспективы импорта машин и оборудованием в России.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
- дать понятие торговли машинами и оборудованием, его форм
- рассмотреть историю внешней торговли России машинами и оборудованием
- выявить место России на мировом рынке машин и оборудования

Содержание работы

Введение 3
1 Таможенно-тарифное регулирование импорта машин и оборудования в россию в условиях ТС 5
1.1 Государственная политика в сфере импорта машин и оборудования 5
1.2 Тарифные и нетарифные меры импорта машин и оборудования в условиях ТС 14
2 Импорт машин и оборудования в РФ: динамика и воздействиетарифных и нетарифных мер 17
2.1 Анализ спроса и предложения машин и оборудования в РФ 17
2.2 Анализ динамики импорта продукции машиностроения в РФ 25
2.3 Государственное регулирование на импорт машин и оборудования в РФ 30
3 ТЕНДЕНЦИЯ В ИЗМЕНЕНИИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В ВТО 45
3.1 Обязательство России при вступлении в ВТО 45
3.2 Оценка возможного влияния принятых обязательств на импорт машин и оборудования на перспективу 50
Заключение 60
Библиографический список 62

Файлы: 1 файл

машины и оборудование.docx

— 148.36 Кб (Скачать файл)

Активизация развития металлопотребляющих отраслей предполагает, в первую очередь, обеспечение благоприятного инвестиционного климата в промышленности, особенно машиностроении, транспорте и строительстве, выработку прямых государственных решений по развитию важнейших металлопотребляющих отраслей (автосборка, трубопроводный транспорт, судо- и авиастроение, а также участие металлургических компаний в реализации инвестиционных программ отраслей - естественных монополистов (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Транснефть»).

В машиностроительной отрасли наблюдается стабильный рост инвестиций. На большинстве предприятий отрасли уже приняты перспективные инвестиционные программы развития на период до 2015 годов. Однако машиностроительные и приборостроительные предприятия испытывают серьезные трудности, вызванные недостатком средств на создание необходимой инфраструктуры (железнодорожные пути, линии электропередач, автомобильные дороги и др.) для развития новых промышленных регионов. Одним из путей решения данной проблемы является использование механизма государственно-частного партнерства, в том числе использование средств инвестфонда.

Серьезным сдерживающим фактором развития отрасли в настоящее время является недостаточная конкурентоспособность ряда видов продукции.

Уровень конкурентоспособности машин и приборов в значительной степени характеризуется технологическим уровнем производства, его структурой.

Защита российского рынка машин и оборудования от недобросовестной иностранной конкуренции также является серьезной проблемой, сдерживающей динамичное развитие отрасли. Крайне важно своевременно вводить адекватные меры, направленные на защиту интересов российских предприятий от демпингового и субсидированного импорта. К сожалению, так происходит не всегда.

Необходимо усилить систему мер защиты отечественных производителей на внутреннем рынке, своевременно принимая обоснованные решения о введении специальных защитных мер.

Анализируя технологический уровень производства на предприятиях комплекса, необходимо отметить, что только около 50% применяемых схем соответствует лучшим зарубежным аналогам. Это негативно отражается на уровне удельных расходов ресурсов и, конечно, на конкурентоспособности продукции. Степень износа основных фондов составляет в среднем 48,5%, в приборостроении - 42,5%, при колебаниях от 32% до 70% в зависимости от вида продукции. По целому ряду производств требуется незамедлительная модернизация оборудования, включая системы газо- и водоочистки.

Машиностроительные предприятия в связи с недостаточным качеством выпускаемого отечественного технологического оборудования или отсутствием его производства вынуждены закупать его по импорту.

Машиностроительный комплекс относится к числу наиболее экологически неблагоприятных сфер экономики России (15% промышленных выбросов в атмосферу, 7% сбросов загрязненных сточных вод), находясь на 3-ем месте по уровню загрязнения. В последние годы в рамках практически каждого инвестиционного проекта, реализуемого на предприятиях металлургического комплекса, предусмотрены мероприятия по снижению промышленных выбросов и улучшению санитарной обстановки на рабочих местах. Эти меры уже обеспечили снижение выбросов вредных веществ в атмосферу к 2013 году на 6,4% по сравнению с уровнем 2003 года, сброса загрязненных сточных вод - на 4,5%.

Вместе с тем в местах концентрации уже действующих машиностроительных предприятий экологическая обстановка длительное время остается достаточно напряженной. Для улучшения состояния окружающей среды необходимы значительные инвестиции в модернизации машиностроительного производства.

Одним из перспективных инвестиционных ресурсов, который пока не используется, является возможность использования механизмов Киотского протокола в рамках проектов совместного осуществления (ПСО). Реализация таких проектов позволит не только сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, но и в значительной степени модернизировать производство.

В связи с этим необходимо ускорить принятие решений позволяющих использовать механизмы Киотского протокола для привлечения инвестиций в машиностроительную промышленность. Реализация комплекса мер в рамках Киотского протокола в значительной степени обеспечит стимулирование машиностроительных предприятий на внедрение ресурсосберегающих и природоохранных технологий.

Седьмая, пожалуй, самая серьезная проблема, с которой столкнулась машиностроительная промышленность на сегодняшний день - это сырьевое обеспечение. Месторождения практически всех дефицитных видов минерального сырья в России имеются, но их запасы в новых экономических условиях хозяйствования не привлекательны для инвесторов. И этому есть объективные причины: рост тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки, а также налог на добычу полезных ископаемых, не учитывающий различных условий разработки существенно снизили показатели эффективности разработки месторождений.

В данном направлении предусматривается осуществлять работу по совершенствованию системы налогообложения добычи и переработки твердых полезных ископаемых, предусматривающей введение дифференцированной ставки налога, уточнение объекта налогообложения при исчислении налога на добычу твердых полезных ископаемых, а также предоставление налоговых каникул для предприятий, разрабатывающих новые месторождения с созданием соответствующей инфраструктуры.

Решение всех этих, а также целого ряда других, не менее важных задач, предусмотрено в новом Плане мероприятий по развитию металлургии на 2014-2013 годы. Можно быть уверенным, что реализация этих мер даст новый импульс для проведения модернизации машиностроительной промышленности России, повышения её экспортного потенциала; позволит обеспечить переход отрасли на инновационный путь развития, и окажет позитивное влияние на повышение конкурентоспособности не только машиностроения и приборостроения, но и продукции смежных отраслей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Производство машин и оборудования - это одни из основных отраслей промышленности России. И от того как будут развиваться эти отрасли в немалой степени зависит и развитие экономики страны. В настоящее время отрасли машиностроения нуждаются в структурной перестройке и интенсификации.

Что же означает интенсивный путь развития в производстве машин и оборудования. Прежде всего он подразумевает качественно новое натурально-вещественное наполнение стоимостных показателей. Ведь рост выпуска машиностроительной продукции может быть обеспечен как за счет изменения стоимости техники и «вымывания» из номенклатуры выпускаемого оборудования дешевых его видов, так и за счет расширения производства, увеличения массы выпускаемой техники, улучшения ее потребительских свойств. Последний вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики. Кроме того, само машиностроительное производство должно быть переориентировано на использование материало-, трудо- и фондосберегающих технологий производства машин и оборудования.

Интенсификация машиностроительного комплекса должна рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительного производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами живого труда, и, во-вторых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться в отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство машин и оборудования в машиностроительном комплексе, и от того, как машиностроение справляется с поставленными задачами, зависит эффективность работы других отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.

Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в значительной мере зависят от положения дел внутри машиностроительного комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.

Анализ состояния и перспектив развития отечественного машиностроения показывает, что судьба данного комплекса, а значит - индустриальное будущее страны, зависит от того, в какой мере и как скоро удастся преодолеть инвестиционно-спросовые ограничения. А это составляет задачу народнохозяйственную. Ее решение предполагает создание мощных стимулов к производственному инвестированию и адекватных макроэкономических регуляторов. Не только монетарных, которыми, как теперь очевидно, не исчерпывается класс экономических методов.

Пора подключать к преобразованиям сильную промышленную политику со всеми ее рычагами, направляющими ход развития экономики по пути конкурентоспособности. И прежде всего продуманную систему структурно-инвестиционного государственного регулирования, которое сделает общее машиностроение сферой активного и приоритетного инвестирования.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Арустамов Э. А. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. - М. : КНОРУС, 2011. - 168 с.

  1. Бархатов А.П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие, 7-е изд., испр. и доп. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2011 г. — 308 с. Переверзев М. П., Лунёва А. М.

  1. Бурцев С.И. Механизм таможенного валютного контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и пути его совершенствования // Научные труды Московского гуманитарного университета : материалы VII науч. конф. аспирантов и докторантов Моск. гуманит. ун-та, октябрь 2005 г. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. - Вып. 58. - С. 114-125

  1. Виньков А. Ресурсная взаимность // Эксперт. - 2013. - N 13. - C.14-20.

  1. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник, под ред. Е.Ф. Прокушева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012 .- 527 с.

  1. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 3. - С.24-39.

  1. Внешнеэкономический комплекс России: состояние и перспективы. Ежегодник - М.: 2007 - 2011.

  1. Войкин Д.Н. Правовое регулирование валютного контроля при совершении внешнеторговых бартерных сделок // Вестн. Саратовской гос. акад. права. – 2005. - № 3. - С. 115-118

  1. Вологдин, А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учеб. пособие для магистров / А. А. Вологдин. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2012 . – 445 с.

  1. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / под ред. Фаминского И.П. - М.: Республика, 2010. - 445с.

  1. Гоголева Т.Н. Методика оценки эффективности внешнеэкономической политики государства: институциональный подход / Т.Н.Гоголева, Л.А.Мажорова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 7. - С.81-86.

  1. Данилина М.Ф. Финансирование совместных программ сотрудничества Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 5. - С.48-57.

  1. Дао Май Хань. Внешнеторговая деятельность стран в контексте процессов глобализации (методология и результаты эконометрического анализа) // Экон. наука соврем. России. - 2006. - N 4. - С.126-143.

  1. Евсеев С.В. Эффективность транспортных услуг в современных условиях // Экон. науки. - 2006. - № 3. - С. 46-53.

  1. Международные транспортные операции / Зимовец А.В. Учебное пособие. Таганрог: ТИУиЭ, 2012.

  1. Мировая экономика : учеб. для бакалавров / под ред. Б. М. Смитиенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 590 с.

  1. Мировая экономика и международные экономические отношения : учеб. пособие / под ред. Л. С. Шаховской. – М. : КНОРУС, 2013. – 253 с.

  1. Оболенский В.П. Роль внешнего фактора в экономическом развитии России: тез. докл. // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 5. - С.13-18.

  1. Олейнов А. Экономика международных отношений // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 3. - С.24-31.

  1. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России: учебник / А.П. Джабаев. – М.: Экономика, 2012. – 479 с.- (Высшее образование).

  1. Пахомов А. Стратегия развития внешнеэкономического комплекса Российской Федерации // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 11. - С.18-29.

Информация о работе Импорт машин и оборудования в РФ: динамика и воздействиетарифных и нетарифных мер