Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выработка мер по повышению эффективности информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Основной задачей исследования является определение роли информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Для достижения цели и основной задачи были проведены следующие этапы исследования:
1. Исследование задач и правового регулирование информационно – аналитического обеспечения оперативно – разыскной деятельности таможенных органов.
2. Исследование средств и методов выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
3. Исследование информационных систем в информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
4. Исследование современных тенденций в развитии информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. правовые аспекты и содержание информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.1. Основные задачи и содержание информационно-аналитической обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.2. Специфика таможенных правоотношений, влияющая на информационно-аналитическое обеспечение ОРД 10
1.3. Основы нормативно-правового регулирования информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 13
Глава 2. Средства и методы выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 24
2.1. Информационный ресурс обеспечения информационно-аналитической деятельности оперативных подразделений таможенных органов и его источники 24
2.2. Теоретические аспекты аналитического исследования. Применения информационных ресурсов в аналитических исследованиях в интересах решения задач ОРД 40
2.3. Применение методов математического анализа в информационно-аналитическом обеспечении ОРД таможенных органов 50
Глава 3. Значение информационно-аналитической деятельности в оперативно-розыскных мероприятиях таможенных органов и тенденции развития 59
3.1. Роль информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 59
3.2. Современные тенденции в развитии информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов 63
Заключение 69
Список использованных источников 74

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

1. Результаты информационно-аналитической деятельности, полученные в рамках ОРД таможенных органов, могут быть использованы для подготовки и осуществления оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания.  

2. Результаты информационно-аналитической деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Федеральный закон  от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"16

 Важность данного  Закона для организации и ведения  информационно-аналитической деятельности в интересах решения задач ОРД заключается в раскрытии принципов и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, в том числе в регулировании внешнеэкономической деятельности.

Статья 2 указанного Закона определяет основные принципы обеспечения безопасности, статья 3 раскрывает содержание деятельности по обеспечению безопасности, статья 7 устанавливает основные цели международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1(ред. от 15.11.2010) "О государственной тайне"17

Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Роль данного закона заключается в раскрытии ряда понятий, а также установлении предписаний и ограничений по работе с информацией. Ст.12 ФЗ «Об ОРД» «Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» базируется на положениях ФЗ «О государственной тайне».

Федеральный закон  от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 23.02.2011) "О связи"18

 Значение данного  Закона для организации и ведения  информационно-аналитической деятельности  в интересах решения задач  ОРД заключается в раскрытии  ряда понятий, а также установлении предписаний по организации связи компьютерных систем. В зависимости от порядка и правил информационного обмена, устанавливаемого ведомственной нормативной базой, степени секретности. данных вычислительных систем, используемых в ОРД таможенных органов, связи их элементов может основываться на базе:

— сети связи общего пользования;

— ведомственной сети связи таможенных органов;

— внутрипроизводственных сетей (в качестве таковых можно

рассматривать локальные вычислительные сети таможенных органов);

— выделенных сетей связи.

Важное место в системе правового регулирования информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов занимает ст. 14 ФЗ «О связи». В ней регламентируется взаимодействие предприятий связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Федеральный закон  от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"19

Особое значение для правового регулирования информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов имеет Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»20. Данный законодательный акт регулирует правовые отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; при защите информации, прав субъектов информационных отношений, участвующих в информационных процессах и информатизации.

К числу иных нормативно-правовых актов, регулирующих информационно-аналитическую  деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов необходимо отнести Закон РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации» от 20.04.95 г. №45-ФЗ.

К числу подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих информационно-аналитическую деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов необходимо отнести:

1. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 (ред. от 08.12.2010) "О Федеральной таможенной службе"21

Согласно данному документу Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия22:

-порядок и условия использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

-порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов и требования к документированию информации, а также порядок получения информации, содержащейся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов.

2. Осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

2. Нормативные акты ФТС России:

2.1 Приказ ФТС России от 20.10.2004 №177 «Положение о Главном Управлении по борьбе с контрабандой»23, согласно которому «Главное управление по борьбе с контрабандой является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной таможенной службы, осуществляющим специальные функции по борьбе с контрабандой и иными правонарушениями, и осуществляющим оперативно-розыскную деятельность». К функциям Главного управления по борьбе с контрабандой относятся:

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической безопасности Российской Федерации;

-главное управление осуществляет свою деятельность по направлениям «оперативно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности», «оперативно-информационное направление»;

-информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности оперативных таможен и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов, осуществляющих борьбу с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, обработка поступающей информации о состоянии оперативной обстановки, в том числе путем выявления рисков совершения преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

-оказание методической и практической помощи в организации информационно-аналитической работы в оперативных таможнях и оперативно-розыскных подразделениях таможенных органов;

-осуществление поиска, накопления и анализа информации об оперативной обстановке в регионах деятельности таможенных органов, создание и использование централизованных оперативно-справочных учетов, собственных программных продуктов, информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения своих функций.

2.2. Приказ ФТС России от 03.11. 2006 № 1107 «Об утверждении Положения о Центральной оперативной таможне»24, согласно которому оперативная таможня «...осуществляет оперативно-розыскную деятельность, ведение дел оперативного учета по преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов».

2.3 Приказ ФТС РФ от 14.06.2005 №535 «Об утверждении типового положения об организационно-инспекторской службе регионального таможенного управления и типового положения об организационно - аналитическом отделе таможни»25. Регламентирует организационное и информационное обеспечение деятельности руководства РТУ, руководство деятельностью организационно-аналитических отделов (отделений) таможен региона, ведение собственных информационных баз данных.

На основе положений рассмотренных нормативно-правовых актов можно утверждать следующее.

1. Создание и использование специальных информационных систем входит в перечень задач, решаемых в рамках информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов.

2. Информационно-аналитическое обеспечение ОРД очередь является видом оперативно-служебной деятельности таможенных органов, в рамках которой осуществляются мероприятия, направленные на борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела.

3. Подразделения, в функции которых входит ведение информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов, входят в состав оперативно-розыскных органов и специфическими методами выполняют задачи оперативно-розыскной деятельности.

 Анализ, приведенных  выше нормативных документов  показывает, что информационно-аналитическая  работа правоохранительной деятельности  таможенных органов распадается на две взаимосвязанных составляющих, как информационный ресурс и аналитическое исследование. При этом специфические правоотношения, регулируемые законодательством РФ, накладывают особые требования к организации и ведению информационно-аналитической деятельности, проводимой в интересах решения задач правоохранительной деятельности.

 

ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЫПОЛНЕНИЯ    ЗАДАЧ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

2.1. Информационный ресурс обеспечения информационно-аналитической деятельности оперативных подразделений таможенных органов и его источники

Среди главнейших ценностей  эпохи развития научно-технического прогресса обособленно стоит  информация. Такое отношение к  информации было заложено веками человеческого развития. Умение накапливать и анализировать информацию часто оказывалось более необходимым для продуцирования правильных решений, чем наличие больших ресурсных возможностей.26

Организация и проведение любого оперативно-розыскного мероприятия начинается с предварительного сбора информации. То есть вначале изучается и анализируется информационнный ресурс, из которого выбирается информация, имеющая отношение к вновь возникшей ситуации – проблеме, затем выдвигается версия (гипотеза) и формулируются задачи и т.п.

Информационный ресурс  подразделяется на две категории.

К первой относится априорный информационный ресурс, который включает в себя множество первичных данных, содержащихся (размещенных) в различных информационных источниках, как отдельных документах и отдельных массивах документов, так документах и массивах документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Из определения априорного информационного ресурса следует, что последний представляет собой информационную область, обусловленную целями и очерченную задачами оперативного процесса. Например, априорный информационный ресурс изначально включает в себя информацию о фактах, подтверждающих совершение тайных маскируемых преступлений. Вместе с тем практика оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о том, что извлечь эти данные удается далеко не всегда. Причины этого могут быть самыми различными, начиная от несовершенства законодательной основы, регулирующей оперативно-розыскную деятельность, и заканчивая профессиональной подготовленностью должностных лиц - субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Те данные, которые собраны и переработаны, относятся ко второй категории, так называемый апостериорный информационный ресурс — множество взаимосвязанных и логически упорядоченных элементов информации, сформированное в результате аналитического исследования подмножества (D) первичных данных, извлеченных из априорного информационного ресурса. Мощность подмножества (D) ограничена ресурсными (материальными, техническими, интеллектуальными и иными) возможностями поисковой работы оперативного подразделения.

Отметим, что по своему содержанию априорный и апостериорный  информационные ресурсы неизбежно  подвержены изменению. Это обусловлено, например, тем, что в ходе конкретного оперативного процесса возможно появление новых информационных источников (расширение), дополнение и уточнение собираемых данных, критериев их оценки и анализа (развитие). Это еще раз подчеркивает необходимость регулярного сопоставления имеющихся и вновь получаемых данных, как между собой, так и с целями их сбора. Только в этом случае можно быть уверенным в актуальности оперативной информации.

Из вышеизложенного  можно сделать вывод, что информационное обеспечение ОРД связана с огромным объемом информации, что обуславливает необходимость наличия аппаратно-программных средств, проблемно-ориентированных на извлечение полезной информации, чтобы не «утонуть в информационном море» бумажных и электронных носителей.

Данный вывод нашел отражение в статье 43 ТК Таможенного союза, в которой определено, что «таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения».

В целом информационное обеспечение ОРД таможенных органов представляет собой деятельность по сбору, систематизации, анализу и использованию различных видов сведений, часто не связанных с конкретным преступлением. К таким сведениям следует отнести правовую информацию, криминальную информацию, а также ориентирующую информацию иных видов, позволяющую решать задачи ОРД.

Информация о работе Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов