Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выработка мер по повышению эффективности информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Основной задачей исследования является определение роли информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Для достижения цели и основной задачи были проведены следующие этапы исследования:
1. Исследование задач и правового регулирование информационно – аналитического обеспечения оперативно – разыскной деятельности таможенных органов.
2. Исследование средств и методов выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
3. Исследование информационных систем в информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
4. Исследование современных тенденций в развитии информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. правовые аспекты и содержание информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.1. Основные задачи и содержание информационно-аналитической обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.2. Специфика таможенных правоотношений, влияющая на информационно-аналитическое обеспечение ОРД 10
1.3. Основы нормативно-правового регулирования информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 13
Глава 2. Средства и методы выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 24
2.1. Информационный ресурс обеспечения информационно-аналитической деятельности оперативных подразделений таможенных органов и его источники 24
2.2. Теоретические аспекты аналитического исследования. Применения информационных ресурсов в аналитических исследованиях в интересах решения задач ОРД 40
2.3. Применение методов математического анализа в информационно-аналитическом обеспечении ОРД таможенных органов 50
Глава 3. Значение информационно-аналитической деятельности в оперативно-розыскных мероприятиях таможенных органов и тенденции развития 59
3.1. Роль информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 59
3.2. Современные тенденции в развитии информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов 63
Заключение 69
Список использованных источников 74

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

Однако, следует отметить, что проведение подобных исчислений в традиционном (ручном) виде сопряжено  с большим объемом вычислений и временных затрат и в этом случае теряется одно из основных качеств получаемой информации своевременность (актуальность).

В связи с этим напрашивается  вывод о необходимости автоматизации  данных операций, то есть разработки аналитических  программных комплексов, в которых заложены алгоритмы математических методов анализа.

 

ГЛАВА 3. значение информационно-аналитической деятельности в оперативно-розыскных мероприятиях таможенных органов и тенденции развития

 

3.1. Роль информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов

 

Информационно-аналитическое обеспечение (ИАО) является одним из видов оперативно служебной деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов, посредством которой реализуется ряд возложенных на таможенные органы функций и задач. Главная цель данного вида оперативно-служебной деятельности заключается в обеспечении полного, достоверного, оперативного информационного отражения и последующего анализа процессов, связанных с одной стороны – с преступной деятельностью в сфере ВЭД, с другой стороны – с оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов.

Для определения роли ИАО недостаточно только исследования основных задач информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов, обозначенных в разделе 1.1., необходимо также рассмотреть и направления деятельности специализированных информационно-аналитических подразделений таможенных органов.

В целях выработки  оптимальных управленческих решений  специализированные информационно-аналитические подразделения таможенных органов:

- участвуют в организации  и реализации мероприятий текущего  и перспективного планирования  правоохранительной деятельности.

- разрабатывают и внедряют  специальные информационные системы,  методики и технологии взаимодействия оперативно-розыскных подразделений между собой и иными правоохранительными органами.

- разрабатывают и реализуют  методологию ИАО ОРД.

- готовят аналитические,  обзорные, справочные документы  в инстанции. 

Предметные вопросы находят выражение в виде участия информационно-аналитических подразделений в реализации ОРМ посредством специальных информационных систем:

1. Сбор и анализ  данных об оперативной обстановке, возможных объектах оперативного  интереса, признаках противоправных  деяний, отнесенных к области компетенции таможенных органов. Содержание данного вида деятельности определяется как выявление в потоке информации, используемой для таможенных целей (возможно с привлечением иных специальных информационных ресурсов и сведений), аномальных признаков, могущих свидетельствовать о совершении латентных таможенных правонарушений, а также систематизацию информации о способах и схемах совершения правонарушений.

2. Осуществление информационной  поддержки ОРД. Содержание данного  вида деятельности определяется как автоматизированное предоставление оперативному работнику по его запросу информации краткого справочного характера с возможностью документирования результата обработки запроса в виде юридически значимого документа.

ИАО реализуется на всех стадиях оперативно-розыскного процесса: стадии оперативного поиска, стадия проверки, стадии разработки и контроля, стадии розыска.

На стадии оперативного поиска (или превентивно-поисковом  этапе) ИАО заключается в поиске первичной оперативно-значимой информации уголовно-правового характера с применением специальных информационных систем. Для начала оперативного поиска не требуется наличия определенных, конкретных сведений о преступлении и (или) о лице, его совершившем. Результатом ИАО ОРД на этом этапе является получение оперативно-значимой информации, требующей предварительной проверки. ИАО ОРД проводится по инициативе информационно-аналитического подразделения, либо по заданию иных оперативно-розыскных подразделений таможенного органа.

С учетом того, что таможенные преступления совершаются в особой сфере правоотношений и имеют особые квалифицирующие признаки (способ совершения преступления и непосредственные объекты преступного посягательства), ИАО ОРД на стадии оперативного поиска предполагает анализ данных электронных массивов по таможенному оформлению и контролю (совместно с иными специальными массивами), с целью:

- определения объектов  возможного оперативного интереса;

- изучения элементов  оперативной обстановки, связанных  с перемещением возможных объектов  контрабанды, выявления возможных схем уклонения от уплаты таможенных платежей, выявления признаков иных таможенных правонарушений.

Материалы, полученные в  ходе ИАО ОРД на данном этапе, могут  становиться поводом для возбуждения  дел оперативного учета.

Методология ИАО ОРД на данной стадии должна учитывать:

- угрозы и криминогенные  факторы, влияющие на выполнение  таможенными органами задач по  обеспечению экономической безопасности  страны;

- влияние изменений  в международном, федеральном  законодательстве и ведомственной нормативно-правовой базе на оперативную обстановку с последующей формализацией и проверкой возможных версий;

- отклонения от расчетных  параметров, характеризующих оперативную  обстановку в «нормальном» состоянии.

Формой документирования ИАО ОРД на данной стадии является подборка оперативных материалов.

На стадии проверки содержанием  ИАО ОРД является проверка в установленном  ФЗ Об ОРД и нормативными актами ГТК России порядке уже имеющейся  информации о вероятном совершении таможенного преступления. На данной стадии могут применяться как гласные, так и негласные методы проверки информации. Информационно-аналитическое подразделение выполняет на данной стадии работу в формах:

1. Постоянного либо  периодического наблюдения (мониторинга)  за деятельностью объектов либо объекта оперативного интереса.

2. Сбора либо добывания  данных о внешнеэкономической  и иной хозяйственной деятельности  объекта (объектов) оперативного  интереса и их анализа с  целью нахождения подтверждающих  либо опровергающих сведений  о причастности указанных объектов к совершению таможенного преступления.

3. Добывания информации, указывающей на документы, содержащие  оперативно-значимую и процессуально-значимую  информацию и лиц, которые ими  располагают.

Документирование результатов  ИАО ОРД на данной стадии осуществляется в рамках ДОУ соответствующего подразделения.

На стадии разработки ИАО ОРД участвует в контроле ВЭД изучаемого лица в связи с  его прошлой преступной деятельностью  и в подготовке к реализации материалов, добытых в ходе ОРД. Формой документирования информации является дело оперативного учета. Как правило, на стадии разработки ИАО ОРД используется для:

  • установления связей лиц, являющихся фигурантами по ДОУ.
  • отслеживания внешнеторговых операций фигурантов.

- планирования перечня  необходимых текущих ОРМ.

- оценки ущерба, причиненного  преступной деятельностью фигурантов.

- планирования наиболее  выгодных места, времени, способа  процессуальной фиксации факта  преступной деятельности.

ИАО ОРД на данной стадии осуществляется в рамках поставленных в ДОУ задач.

На стадии розыска  ИАО ОРД используется собственно для розыска лиц, причастных к  совершению преступления. С учетом специфики деятельности таможенных органов наряду с розыском лицам, подозреваемых в причастности к  совершению преступления, специальные информационные системы должны предусматривать возможность розыска материальных и нематериальных активов фигуранта, в т.ч. товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами преступной деятельности. На данной стадии ИАО ОРД осуществляется в рамках поставленных в ДОУ задач.

Изложенное, позволяет  сформулировать положения о роли ИАО в оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, которые проявляются  в следующем:

- ИАО оперативно-розыскной  деятельности является эффективным  средством повышения наблюдаемости состояния правопорядка в сфере ВЭД;

- ИАО оперативно-розыскной  деятельности влияет на управляемость  оперативно-розыскных сил и средств  и эффективность их использования;

- ИАО оперативно-розыскной  деятельности позволяет оптимально  планировать ОРМ;

- ИАО оперативно-розыскной  деятельности является одним  из средств реализации задач  ОРД таможенных органов.

3.2. Современные тенденции в развитии информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов

 

Предваряя изложение  современных тенденций в развитии информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов, представляется необходимым кратко охарактеризовать правовые полномочия, предоставленные таможенным органам в области борьбы с таможенными правонарушениями.

В целом, правовой инструментарий, используемый таможенными органами для решения правоохранительных задач, достаточно полно был освещен в разделе 1.3. Здесь мы его просто обобщим.

Таможенные органы являются правоохранительным органом, субъектом оперативно-розыскной деятельности, агентом валютного контроля.

Правоохранительные функции  таможенных органов реализуются  посредством проведением дознания по 2 из 5-ти составов преступлений и  проведением таможенных расследований  по 22-м составам административно наказуемых деяний. Для выявления таможенных правонарушений используются формы и методы таможенного контроля, а также полномочия, предоставленные таможенным органам, как субъекту ОРД.

Оперативно-розыскной  потенциал, накопленный таможенными  органами с 1995 по настоящее время, стал существенным образом влиять на возможность выявления бывших до этого латентными преступлений.

Информационно-аналитическое  обеспечение ОРД организовано в  центральном аппарате ГТК России (Главное управление по борьбе с  контрабандой) с 1995 года, а в звене региональных таможенных управлений (оперативные таможни) с 1996 года. Анализ практики информационно-аналитического обеспечения ОРД, показывает, что криминальная активность в сфере ВЭД и латентность нарушений законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела продолжают держаться на высоком уровне, в то время как традиционные формы, технологии и приемы оперативно-розыскной деятельности недостаточно адаптированы к сфере компетенции таможенных органов.

Вместе с тем, в рамках выполнения задач по информационно- аналитическому обеспечению ОРД подразделениями таможенных органов накоплен значимый с научной практической точки зрения потенциал в организации системы наблюдения за оперативной обстановкой в сфере ВЭД, системного планирования, организации и проведении информационно-аналитической поддержки оперативно-розыскных мероприятий. Новым средством реализации ряда задач оперативно-розыскной деятельности становятся информационно-аналитические исследования.

Информационно-аналитическое обеспечение ОРД таможенных органов продолжает развиваться в условиях быстро изменяющейся оперативной обстановки. У оперативно-розыскных подразделений возрастают информационные потребности, которые невозможно удовлетворить без активной и целенаправленной работы по добыванию оперативно-значимой информации. Таким образом формируются условия для возникновения разведывательно-поисковых тенденций в информационно-аналитическом обеспечении ОРД, а также направления системного анализа и прогностического направления.

В подразделениях таможенных расследований и дознания информационно-аналитическая  деятельность развивается по пути перехода от бумажной системы учета уголовных  и административных дел к автоматизированным системам. При этом впервые в таможенных органах ставится задача построения интегрированного банка данных по таможенным правонарушениям, лицам их совершившим, лицам, подозреваемым в совершении таможенных правонарушений, задержанным и разыскиваемым предметам контрабанды.

Прослеживается тенденция  на укрепление информационного взаимодействия с иными правоохранительными органами. Так, уже сегодня у таможенных органов, органов внутренних дел, органов Федеральной Службы Безопасности имеется возможность взаимного доступа к базам данных.

Развивающееся направление системного анализа применительно к задачам ОРД таможенных органов уже к настоящему времени дало возможность выявлять и документировать факты использования особо изощренных схем с соучастием таможенников.

Так, выявлен ряд таможенных органов, оформленные декларации которых попадают в базу данных ГТД с существенным опозданием (через месяц после их оформления). Это означает «резервирование» номеров деклараций, используемое для легализации фиктивной информации. Товары, которые должны были оформляться по «зарезервированным» номерам, выпускаются «под краткую декларацию», либо вовсе без таковой. Схема продумана очень тонко - таможенные посты дают наибольшие платежи с одного транспортного средства и выполняют контролируемые показатели. Но за этим стоят преступления, ущерб по которым составляет около 380 миллионов долларов только за несколько месяцев 2000 года. По самым скромным подсчетам в указанный период более 12 тысяч ГТД и платежи по ним ушли в неизвестность.

Информация о работе Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов