Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:35, дипломная работа
Целью работы является выработка мер по повышению эффективности информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Основной задачей исследования является определение роли информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Для достижения цели и основной задачи были проведены следующие этапы исследования:
1. Исследование задач и правового регулирование информационно – аналитического обеспечения оперативно – разыскной деятельности таможенных органов.
2. Исследование средств и методов выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
3. Исследование информационных систем в информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
4. Исследование современных тенденций в развитии информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Введение 3
Глава 1. правовые аспекты и содержание информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.1. Основные задачи и содержание информационно-аналитической обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.2. Специфика таможенных правоотношений, влияющая на информационно-аналитическое обеспечение ОРД 10
1.3. Основы нормативно-правового регулирования информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 13
Глава 2. Средства и методы выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 24
2.1. Информационный ресурс обеспечения информационно-аналитической деятельности оперативных подразделений таможенных органов и его источники 24
2.2. Теоретические аспекты аналитического исследования. Применения информационных ресурсов в аналитических исследованиях в интересах решения задач ОРД 40
2.3. Применение методов математического анализа в информационно-аналитическом обеспечении ОРД таможенных органов 50
Глава 3. Значение информационно-аналитической деятельности в оперативно-розыскных мероприятиях таможенных органов и тенденции развития 59
3.1. Роль информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 59
3.2. Современные тенденции в развитии информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов 63
Заключение 69
Список использованных источников 74
Для информационного обеспечения ОРД таможенных органов созданы и используются различные информационные системы, в основе которых лежит оперативный информационный ресурс государственных и негосударственных предприятий, организаций России, а также международных полицейских организаций и органов зарубежных государств, взаимодействующих с российскими правоохранительными органами на основе международных договоров. Следует, однако, иметь в виду, что информационному обеспечению ОРД таможенных органов способствуют также учеты (информационные системы) других правоохранительных органов.
Можно выделить четыре группы источников оперативно значимой информации.
При этом следует отметить, что оперативно значимая информация первой, третьей и четвертой групп источников относится априорному информационному ресурсу, а второй группы - к апостериорному.
Первая группа источников оперативно значимой информации формируется, в рамках реализации положений главы 4 Таможенного кодекса Таможенного союза «Информационные системы и информационные технологии», с учетом требований Концепции информационно-технической политики в рамках Единой автоматизированной информационной системы (далее ЕАИС) ФТС России на всех уровнях системы таможенных органов, в виде унифицированных баз данных (далее БД), среди которых основными являются:
– БД "Оформленные ГТД" - раздел ЕАИС ФТС России, предназначенный для хранения электронных копий грузовых таможенных деклараций (далее ГТД), для которых в отношении товаров и транспортных средств таможенным органом принято решение, регламентированное нормативными актами ФТС России, о выпуске (условном выпуске) в соответствии с условиями заявленного таможенного режима или о запрете выпуска товаров. БД ГТД формируется на всех уровнях системы таможенных органов, начиная с таможенных постов. Сбор, форматно-логический контроль сведений, заявленных в ГТД, передача данных в вышестоящий таможенный орган осуществляется посредством КПС «Инспектор ОТО», входящим в состав автоматизированной системы «АИСТ». Таможенные органы, оснащенные АС «АИСТ», имеют возможность отслеживать процессы таможенного оформления товаров и транспортных средств в режиме реального времени.
- БД "Оперативный мониторинг" - раздел ЕАИС ФТС России, предназначенный для хранения электронных копий ГТД, зарегистрированных в таможенных органах. Указанная БД формируется на региональном и федеральном уровнях и создана с целью анализа (мониторинга) оперативной информации о состоянии процессов таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств на момент регистрации и выпуска ГТД. В таможнях организован удаленный доступ к ЦБД «Оперативный мониторинг» (информационный ресурс «Мониторинг-Анализ») в рамках ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России. Имеется два вида доступа: региональный (информация о ГТД, зарегистрированных в зоне ответственности регионального таможенного управления) и федеральный (информация о ГТД, зарегистрированных на территории России по всем региональным управлениям).
– В рамках автоматизированной системы "Контроль за доставкой и транзитом товаров" (АС КДТТ - раздел ЕАИС ФТС России, предназначенный для контроля за доставкой и транзитом товаров, осуществляемого в единой сети передачи данных в рамках ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России) в таможенных органах отправления (назначения) формируются БД товаров:
а) помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита или процедуру внутреннего таможенного транзита (БД ВТТ и БД МТТ);
б) перевозимых по книжкам МДП (БД «МДП»);
в) оформленных по ГТД в таможенном режиме экспорта и вывозимых за пределы таможенной территории РФ (БД «Вывоз по ГТД»).
Указанные БД формируются на всех уровнях системы таможенных органов, начиная с таможенных постов.
Также следует назвать такие информационные массивы таможенных органов, как:
– БД таможенных приходных ордеров (ТПО) – содержит информацию по оформлению товаров и транспортных средств в неторговом обороте, а также по уплате прочих таможенных платежей;
– БД временно ввезенных на таможенную территорию, либо оформленных в таможенном отношении иностранных транспортных средств (БД «Временный ввоз»);
– БД по делам о таможенных правонарушениях, по уголовным делам, по делам о контрабанде наркотических веществ, по результатам проведения оперативно-розыскных мероприятий. Указанные базы входят в комплекс информационно-поисковой системы «БК-ИНФОРМ».
– БД о помещении товаров и транспортных средств на склады временного хранения;
– ИР «Центральный Реестр Субъектов Внешнеэкономической Деятельности» (ИР ЦРСВЭД) – агрегированные данные таможенных и налоговых органов по участникам ВЭД (юридические и физические лица) с представлением их установочных данных, отчетности перед налоговыми органами, внешнеэкономической деятельности, а также информации о совершенных правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела. ИР ЦРСВЭД содержит сведения по всем участникам ВЭД, зарегистрированным в зонах ответственности РТУ ФТС России.
Это далеко не полный перечень информационных ресурсов, входящих в ЕАИС ФТС России. Но в перечисленных БД уже сосредоточен значительный объем информации, используемый правоохранительными и в первую очередь информационно-аналитическими подразделениями таможенных органов в процессе раскрытия, расследования и предупреждения административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела.
Кроме баз данных создаваемых таможенными органами, для оперативно-розыскных подразделений одним из основных источников оперативно значимой информации являются собственный информационный ресурс – дела оперативного учета (далее – ДОУ).
ДОУ - специальные накопители информации для сбора и систематизации документов, содержащих данные о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, сведения, отражающие основания, условия, планы, организацию, тактику и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения задач ОРД 27.
Благодаря ДОУ создается предпосылка к решению задач ОРД, обеспечению контроля за деятельностью оперативно-розыскных отделов, обоснованностью проводимых ими оперативно-розыскных мероприятий. По ДОУ можно подготавливать программы изучения сложившейся ситуации, разрабатываемых лиц, документирования событий, фактов обстоятельств, которые могут быть использованы в раскрытии преступлений, розыске преступников и изобличении виновных. Эти программы охватывают перечень оперативно-тактических действий, выполнение которых обязательно при возникновении соответствующих ситуаций. Возникает проблема, как только количество дел начинает исчисляться сотнями, поиск становится возможным лишь по тем признакам, которые систематизируются с помощью алфавитных карточек. Любой сигнал, не содержащий этих поисковых признаков, требует для проверки просмотра всех дел, всех содержащихся в них документов, а если в документах не соблюдено единообразие при фиксации информации, не по всякому сигналу представится возможным установить лицо, о котором поступают сведения. Однако простой фиксации в учетных документах примет и иных признаков — недостаточно. Произвольное их описание страдает неполнотой и неточностью. При условии, что многие признаки, имеющие поисковое значение, вообще в дела и алфавитные карточки не вносятся, поиск становится бесперспективным28. Решение указанной проблемы заключалось в создании информационно-поисковых систем, в основе ДОУ.
Состав второй группы источников оперативно значимой информации образуется при работе с программно-техническими комплексами, созданными в таможенных органах. Приведем некоторые из них.
ИСУБД «Cronos +» (свидетельство РОСАПО № 980015) позволяет в полной мере решать информационно-технические задачи оперативно-аналитических подразделений правоохранительного блока таможенных органов.
В частности, данное программное средство находится в пользовании различных подразделений Администрации Президента РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ГУ Центробанка РФ, Сбербанка РФ, Московской регистрационной палаты и т.д.
Рассматриваемый программный
продукт изначально разрабатывался
как инструмент информационно-логической
обработки и анализа трудноформ
Приоритетность использования «Cronos +» в оперативно-аналитических подразделениях правоохранительного блока таможенных органов во многом определяется его функциональными возможностями оперативно и на качественном уровне решать прикладные задачи учетно-справочного, статистического, и что наиболее важно, информационно-логического характера, а именно:
– определять и давать оценку управленческой деятельности лиц, обоснованно подозреваемых либо совершивших преступление или правонарушение, а также их ресурсной базы, т.е. сил и средств, используемых в противоправной деятельности, отнесенной к компетенции таможенных органов;
– в автоматическом режиме выявлять прямые и опосредованные связи между различными объектами, занесенными в банк данных, в том числе коррупционного и криминального характера, что позволяет определять степень причастности тех или иных лиц к совершению правонарушений;
– на постоянной основе проводить анализ оперативной обстановки, ее криминогенной и криминальной составляющих по линиям работы правоохранительного блока таможенных органов, в том числе и среди околотаможенных структур.
Располагая возможностью объектного принципа построения баз в «Cronos +», операторы способны создавать сложные многоуровневые критерии отбора материала из различных ведомственных и удаленных баз данных (ФТС России), включая правила нечеткой логики и логического сопоставления трудноформализуемых объектов. Уникальной особенностью «Cronos +» можно считать автоматическое слияние новых вводимых данных с уже существующим описанием объекта. Для реализации такого режима используется идентификация информационных объектов на базе полного или частичного совпадения заданных ключей.
Для решения задач
учетно-справочного, статистического
и информационно-логического
На данный момент в банк АПС_ОАО занесено 223 субъекта аналитической проверки и 125 объектов. Банк также используется для построения деловых, родственных, криминальных и прочих связей субъектов.
Также в системе «Cronos +» спроектирована и эффективно используются система глобального поиска, к которой подключены более 29 различных банков (3 из них созданы на основе информации из таможенных баз данных). Данная система позволяет наиболее полно и точно отражать результаты поиска, с последующим анализом связей объектов поиска. В ближайшее время планируется создание форм отчетов по каждому информационному банку для быстрого формирования ответа согласно поставленной задаче.
В целом, в ИСУБД «Cronos +» оперативно-аналитического подразделения ЦОТ интегрированы 3 вида банков:
– информационно- справочные
(не пополняемые) – представляют собой
законченные банки для
– информационно- справочные (пополняемые) - представляют собой банки для справочной информации, созданные из баз таможенных органов (справочник стран, справочник лицензий, справочник участников ВЭД, зарегистрированных в ЦОТ и т.д.), баз регистрации в налоговых органах физических и юридических лиц (ЕГРИП и ЕГРЮЛ), а также собственные банки ОАО, полученные в результате моделирования и слияния таможенных баз данных (банк “Декларанты 2007”, “Декларанты 2003-2006”и т.п.);
– банки объектов и субъектов риска – представляют собой базы данных групп риска, используемые в работе для анализа первичной информации и подготовки предварительных выводов (банк “Криминал 2003”, банк “Недействительные паспорта 2007”, и др.)
Необходимо отметить, что все возможности ИСУБД «Cronos +» до конца не изучены, поэтому планируется дальнейшее наращивание ресурсов и совершенствование системы аналитического поиска информации.
Одним из современных инструментов для обеспечения качества и достоверности представления информации является комплекс программных средств «Аналитический модуль АСТО Анализ» (краткое наименование КПС «АСТО Анализ»).