Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 14:42, реферат
Одним из существенных источников опасности для экономики Российской Федерации в последнее десятилетие являются административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области таможенного дела, возникающие при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации морским транспортом. Товарный оборот во внешнеэкономической сфере имеет абсолютную зависимость от транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день, как и на ближайшую перспективу, основной объем грузоперевозок в области международной торговли приходится на морской транспорт (70-80%). Специфика морской перевозки груза обусловливает прямую взаимозависимость процедур таможенного оформления судна и перевозимого на нем товара.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Омский государственный технический университет»
Реферат
По дисциплине «Выявления и основы расследования административных правонарушений»
На тему «Использование форм таможенного контроля для выявления правонарушений при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, помещенных под определенный режим»
Правоохранительная составляющая функций таможенных органов особо востребована обществом в период масштабных экономических реформ в государстве. Это вызвано, в первую очередь, тем, что приоритетной целью деятельности таможенных органов является обеспечение состояния защищенности экономики России, которое может быть достигнуто в том числе и охранительными мерами административно-правового воздействия. Согласно ч. 2 ст. 12 Закона РФ "О безопасности" таможни включены в состав сил обеспечения безопасности личности, общества, государства. Учитывая специфику отношений в области таможенного дела и функций таможенных органов, объектом их защиты в области обеспечения безопасности является именно экономическая безопасность и экономические интересы России. На современном этапе сохраняется угроза общественным отношениям в области таможенного дела со стороны административных деликтов, поэтому возрастает интерес к вопросам эффективности административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов. Актуальность исследования проблемных аспектов этой области правоохранительной деятельности приобретает особое значение при выработке мер противодействия наиболее опасным, специфическим нарушениям таможенных правил, к числу которых относятся и административные правонарушения в области таможенного дела, предметом или орудием совершения которых являются суда торгового мореплавания.
Одним из существенных источников опасности для экономики Российской Федерации в последнее десятилетие являются административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области таможенного дела, возникающие при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации морским транспортом. Товарный оборот во внешнеэкономической сфере имеет абсолютную зависимость от транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день, как и на ближайшую перспективу, основной объем грузоперевозок в области международной торговли приходится на морской транспорт (70-80%). Специфика морской перевозки груза обусловливает прямую взаимозависимость процедур таможенного оформления судна и перевозимого на нем товара. При этом конструктивные особенности судна, огромные морские пространства, в которых происходит международная перевозка товаров, являются благоприятными факторами, способствующими совершению массовых нарушений таможенных правил с использованием морских судов в качестве орудия правонарушения. В то же время и сам морской флот (торговый, рыбопромысловый и иной) становится объектом товарного оборота (в большей степени международного характера), что ставит его в ряд специфических объектов общественных отношений в области таможенного дела и, как следствие, особо привлекательных предметов административных правонарушений.
Статья 358 Таможенного кодекса определяет главные аспекты таможенного контроля, а также устанавливает основные начала системы управления рисками.
Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с действующим законодательством.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
- затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.
В нормах Таможенного кодекса нашли воплощение закрепленные в Киотской конвенции принципы осуществления таможенного контроля на основе системы управления рисками. Федеральная таможенная служба определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков. На данный момент системе управления рисками отводится чрезвычайно важная роль, поскольку ставятся задачи высшей степени сложности и значимости для государственных интересов.
Управление рисками – это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.
Цель СУР – создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы РФ на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ.
Основы и принципы таможенного контроля, которые предполагают использование СУР, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур ВТО (Киотская конвенция, ред. 1999 г.):
- таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
- при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;
- таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;
- таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.
Таким образом, СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля как в мировой практике, так и в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами ВТО:
- сокращение времени таможенного оформления;
- прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
- партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, используя систему управления рисками, таможенные органы могут перераспределять свои усилия, направляя их на контроль внешнеторговых операций, представляющих существенный риск, и максимально упрощая такие операции для тех участников ВЭД, внешнеторговые операции которых такого риска не представляют.
Полномочия по формированию и применению системы управления рисками в соответствии с 358 ст. Таможенного кодекса делегированы Федеральной таможенной службе. При этом подчеркивается роль системы управления рисками, поскольку в зависимость от этой системы ставится вся стратегия таможенного контроля. Такой подход соответствует мировой практике, нашедшей выражение, в частности, в Киотской конвенции, согласно которой таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.
В целях совершенствования таможенного контроля ФТС сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи. Важно отметить, что в самих принципах проведения таможенного контроля заложены основы международного таможенного сотрудничества, в отсутствие которых надлежащее осуществление таможенного контроля является невозможным.
Федеральная таможенная служба в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).
Подобные положения дают гарантии построения взаимодействия не только на федеральном (ФТС), но и на региональном (региональные таможенные управления) и местном (таможни, таможенные посты) уровне.
Как правоохранительные органы и составная часть сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации таможенные органы характеризуются следующими существенными чертами.
Основные задачи, решаемые таможенными органами, четко и определенно выявляют правоохранительный характер их деятельности. Деятельность всех таможенных органов должна быть направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и на соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
Общие правоохранительные задачи таможенных органов четко и детально раскрываются в Таможенном кодексе и других юридических актах, определяющих правовой статус конкретных таможенных органов. В Положении о ФТС России, например, указывается, что данная Служба осуществляет специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела (п. 1); обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Таким образом, здесь конкретно указаны главные ценности, которые должны охраняться Федеральной таможенной службой: обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации, единства ее таможенной территории, экономических интересов, соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы России. Аналогичным образом дело обстоит с основными задачами всех других таможенных органов.
Столь же однозначно о правоохранительном характере деятельности таможенных органов свидетельствуют выполняемые ими функции и присущие им правомочия. Статьи 403, 408 ТК РФ устанавливают, что таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, о незаконном экспорте технологий, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных таможенных преступлений. На таможенные органы возлагается обязанность по принятию необходимых предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.
В качестве правоохранительных органов таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу, ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства.
Как и все другие правоохранительные органы, таможенные органы России выполняют возложенные на них функции с помощью применения юридических мер воздействия, к числу которых относятся меры государственного принуждения и юридические наказания, установленные соответствующими законами. Наиболее типичными мерами принуждения, применяемыми таможенными органами, являются таможенный контроль и проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации; проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка системы учета и отчетности; другие меры, предусмотренные Таможенным кодексом и иными актами российского законодательства по таможенному делу.
Следующим характерным признаком правоохранительной деятельности таможенных органов следует считать применение ими мер принуждения, в том числе мер юридической ответственности. Применение таких мер строго регламентировано Таможенным кодексом и другими актами таможенного законодательства. Каждый таможенный орган, применяющий те или иные меры принудительного воздействия, обязан строго выполнять соответствующие предписания указанного Кодекса и иных актов таможенного законодательства.
Никто не может быть подвергнут мере воздействия за нарушения в таможенной сфере иначе как по основаниям, предусмотренным законодательными актами. Применение таможенными органами и их должностными лицами мер воздействия производится исключительно в пределах их компетенции, в точном соответствии с российским законодательством. Так, согласно ст. 148 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе принять решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению за правонарушения в области таможенного дела. Но применять данную административную меру таможенный орган может исключительно по основаниям, предусмотренным указанной статьей.
В качестве характерного признака правоохранительной деятельности таможенных органов следует отметить еще один момент - она осуществляется не только на основе Таможенного кодекса и других актов таможенного законодательства, но и строго в порядке, предусмотренном ими, с четким соблюдением установленных процедур. Например, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен лишь по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через государственную границу России, скрывает при себе и не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию нашей страны и вывозу с этой территории или перемещение с нарушением установленного порядка. О правоохранительном характере деятельности таможенных органов говорит тот факт, что осуществление таможенного дела возлагается на контингенты специально подготовленных государственных служащих и на служащих, работающих в организациях, учреждениях и на предприятиях, входящих в таможенную систему Российской Федерации. В их распоряжение предоставляются специальные материальные и технические средства (наручники, слезоточивые вещества, средства для остановки транспортных средств, огнестрельное оружие и т.д.), предназначенные для решения таможенных задач.