Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 14:42, реферат
Одним из существенных источников опасности для экономики Российской Федерации в последнее десятилетие являются административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области таможенного дела, возникающие при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации морским транспортом. Товарный оборот во внешнеэкономической сфере имеет абсолютную зависимость от транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день, как и на ближайшую перспективу, основной объем грузоперевозок в области международной торговли приходится на морской транспорт (70-80%). Специфика морской перевозки груза обусловливает прямую взаимозависимость процедур таможенного оформления судна и перевозимого на нем товара.
Таможенные органы как подсистема правоохранительных органов в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами, а также с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В соответствии со ст. 411 ТК РФ таможенные органы осуществляют свои функции во взаимодействии с другими государственными органами. Их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Приведенные наиболее существенные юридические признаки таможенной деятельности и их краткая характеристика свидетельствуют, что таможенные органы представляют собой государственные органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного осуществления таможенного дела путем охраны таможенного режима и применения юридических средств воздействия к его нарушителям.
Статья 16.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу и объединяет три самостоятельных состава правонарушений, различающихся способом противоправного перемещения.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. При этом под ввозом понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами, а под вывозом - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (подп. 7, 8, 9 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств, относятся:
- вход (въезд) физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля;
- въезд автотранспортного
средства в пункт пропуска
через Государственную границу
в целях убытия его с
- сдача транспортным
- действия лица, непосредственно
направленные на фактическое
пересечение товарами или
Согласно подп. 10 пункта 1 статьи 11 ТК РФ незаконным перемещением товаров и транспортных средств является совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств с нарушением порядка, установленного ТК РФ, включая нарушение норм процедурного характера. Однако в контексте рассматриваемого правонарушения незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из указанных в статье 16.1 КоАП РФ деяний. При этом деяние, предусмотренное частями 1 и 2 статьи 16.1 КоАП РФ при ввозе, совершается лицом непосредственно при пересечении таможенной границы.
Частью 1 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ и их убытия с этой территории.
Согласно пункту 1 статьи 69 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через Государственную границу, установленных в соответствии с законодательством РФ, и во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию РФ в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе. Пункт 2 статьи 69 ТК РФ закрепляет обязанность перевозчика после пересечения им таможенной границы доставить ввезенные товары и транспортные средства в место прибытия и предъявить их таможенному органу для проведения таможенного оформления и таможенного контроля. Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ также допускается только в пунктах пропуска через таможенную границу и во время работы таможенных органов. Основанием для убытия служит разрешение таможенного органа, для получения которого представляются документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории РФ (статьи 119, 120 ТК РФ).
Примером данного правонарушения может служить следующий случай. В январе 2009 г. т/х «New Star» прибыл из Таиланда и встал на якорную стоянку №3 порта Находка, далее было осуществлено оформление комиссионным порядком данного судна на «приход». В феврале 2009 г. после выгрузки груза т/х «Start» отошел от причала 4 ОАО «Находкинский морской рыбный порт» и в 12.30 встал на якорную стоянку №2 порта Находка. В этот же день в 23.40, не оформленный на отход за границу, теплоход снялся с якоря без разрешения пограничных органов и начал следовать на выход из порта Находка. Судно на связь выходило, но сообщило, что остановиться не может из-за неполадок с рулем. И только после применения оружия пограничным кораблем судно-нарушитель выполнило требование об остановке. Таким образом, в действиях судовладельца усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.1 ч.1 КоАП России.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 рассматриваемой статьи, составляют:
- нарушение порядка прибытия
товаров и транспортных
- совершение действий, непосредственно
направленных на фактическое
пересечение таможенной
Правительство РФ вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу для прибытия отдельных видов товаров (пункт 1 статьи 69 ТК РФ). Следует иметь в виду, что деяние, выражающееся в прибытии товаров и транспортных средств в место прибытия, отличное от специально определенного для этого вида товаров, не может рассматриваться как перемещение помимо пунктов пропуска через Государственную границу либо иных установленных мест таможенного контроля.
Ответственность за данное правонарушение несут лица, осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу РФ с нарушением порядка прибытия и убытия.
Предметом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.1 КоАП РФ, являются товары и транспортные средства, перемещаемые с нарушением порядка прибытия или убытия. При этом транспортные средства, на которых перевозятся товары, орудиями совершения данного правонарушения не являются. Так, например, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ на транспортном средстве вне места прибытия, то и товары, и транспортные средства являются предметами административного правонарушения. В случае нарушения порядка убытия товаров, перевозимых на оформленных в таможенном отношении морских судах, предметом правонарушения являются только товары. Морское судно в указанном случае не может быть признано ни предметом, ни орудием данного правонарушения.
Часть 2 статьи 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля одним из следующих способов:
- путем использования тайников;
- путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров;
- путем придания одним товарам вида других.
Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу) либо специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды). К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные ухищренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах, топливных и иных емкостях транспортного средства). Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида. Это могут быть изменения внешнего вида самого товара или его упаковки и тары, в которой он перемещается через таможенную границу РФ.
При ввозе на таможенную территорию РФ сокрытие товаров от таможенного контроля совершается в месте их прибытия, однако обнаружен факт сокрытия таможенным органом может быть на любом этапе перемещения, вплоть до декларирования. При вывозе с таможенной территории РФ сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии с таможенной территории РФ.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию, а частями 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ - за их недостоверное декларирование. Ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ предусмотрена статьей 16.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 123 ТК РФ декларированию подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу, товары, таможенный режим которых изменяется, а также отходы и остатки, образованные при использовании таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления и уничтожения (статьями 183, 184, 194, 247 ТК РФ). Обязанность по декларированию отходов не наступает только в том случае, когда товары переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории РФ, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (статьи 183, 247 ТК РФ). Отсутствие прямого указания в статье 123 ТК РФ на статью 194 ТК РФ не следует рассматривать как отсутствие обязанности декларирования отходов, образованных при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления, и остатков товаров, помещенных под этот таможенный режим, поскольку законодатель статьей 194 ТК РФ распространил на эти товары правила, предусмотренные статьями 183 и 184 ТК РФ.
Декларированию подлежат также товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обнаруженные таможенными органами у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (статья 391 ТК РФ). Однако из самой статьи 391 ТК РФ следует, что декларирование в данном случае является правом, но не обязанностью указанных лиц. Кроме того, обязанность по декларированию не может возникать дважды - сначала в силу перемещения таких товаров через таможенную границу, а потом в связи с их приобретением. Изложенное не позволяет привлекать лиц, приобретших товары на таможенной территории РФ, к ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ за их недекларирование. Вместе с тем в действиях таких лиц может усматриваться состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 КоАП РФ.
Примером правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 КоАП РФ, является следующий случай. При оформлении на приход т/х «Drem» из п.Отару (Япония) в ходе таможенного осмотра не жилого помещения внутри надстройки, располагающегося по левому борту под камбузом, сотрудниками ОСТП т/п «Морской порт Находка», были обнаружены товары народного потребления б/у (холодильники, горные лыжи, лыжные ботинки, газовая печка, автомобильное детское кресло, лыжные палки, швейная машинка) и спиртные напитки. Согласно ст. 123, 124 ТК РФ товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу РФ. Данные товары задекларированы не были. Таким образом, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрены ст. 16.2 ч. 1 КоАП России, а именно недекларирование по установленной форме.
Правонарушению, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, могут предшествовать противоправные деяния, совершенные до этапа декларирования, повлекшие выведение товаров из-под таможенного контроля либо самовольное получение его в пользование либо распоряжение до выпуска. К таким деяниям относятся недоставление товара в место доставки в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, выдача товара без разрешения таможенного органа со склада временного хранения либо в отношении которого имитировалась процедура временного хранения (бестоварная операция) и др.
За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на складе временного хранения, на складе получателя, в транспортных средствах на железнодорожных путях), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по статье 16.16 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть. В одних случаях в таможенной декларации не заявляется часть однородного товара (например, когда декларируются 20 мониторов конкретного размера, а при таможенном досмотре обнаруживаются 40 мониторов того же размера, имеет место недекларирование 20 мониторов); в других случаях при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре (например, когда декларируются мониторы для компьютеров, а при досмотре кроме них обнаруживаются также и системные блоки, имеет место недекларирование системных блоков).