Использование форм таможенного контроля для выявления правонарушений при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, помещенн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 14:42, реферат

Описание работы

Одним из существенных источников опасности для экономики Российской Федерации в последнее десятилетие являются административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области таможенного дела, возникающие при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации морским транспортом. Товарный оборот во внешнеэкономической сфере имеет абсолютную зависимость от транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день, как и на ближайшую перспективу, основной объем грузоперевозок в области международной торговли приходится на морской транспорт (70-80%). Специфика морской перевозки груза обусловливает прямую взаимозависимость процедур таможенного оформления судна и перевозимого на нем товара.

Файлы: 1 файл

основы выявл..doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Также по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ подлежат квалификации деяния, когда фактически к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации. Например, когда таможенному органу заявляются трубы, а при таможенном досмотре обнаруживаются телевизоры, имеет место недекларирование телевизоров. Указание в декларации сведений о трубах не имеет правового значения, поскольку они не перемещаются через таможенную границу и фактических оснований для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется.

На практике возможны сочетания этих вариантов, которые требуют полной правовой оценки, применительно к каждому виду товаров.

При этом необходимо отличать недекларирование товаров от их недостоверного декларирования. Недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным брокером (представителем) соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара), то есть не заявляется весь товар либо его часть.

При недостоверном декларировании декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявляются не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей. Качественными характеристиками товаров являются как их первичные или природные свойства (например: физические - размер монитора компьютера, химические - наличие в веществе примесей, влияющих на его классификацию по ТН ВЭД, биологические - мясо птицы, животных, и прочие свойства), так и вторичные или общественные свойства (стоимость, происхождение и др.).

Согласно пункту 2 статьи 281 ТК РФ предназначение товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу. Поэтому при исследовании вопроса о виновности физического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо устанавливать наличие у лица статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, насколько для физического лица могло быть очевидным коммерческое предназначение товара, иные обстоятельства перемещения товара.

За недекларирование товаров могут быть привлечены лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров (статья 16 ТК РФ), либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу (статья 286 ТК РФ). Однако за недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер.

Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ - за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Должностные лица таможенных органов зачастую испытывают затруднения при правовой оценке недостоверного декларирования, выявленного в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, поскольку часть 1 статьи 153 ТК РФ предписывает таможенному органу незамедлительно уведомить декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров.

Однако направление таможенным органом требования декларанту в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 153 ТК РФ о том, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров и какие именно документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений, должны быть представлены, не является препятствием к возбуждению дела об административном правонарушении по частям 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ. С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является ненадлежащее исполнение декларантом (таможенным брокером) своих обязанностей по декларированию товаров и представлению в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения (см. статьи 124, 127, 131, 132 ТК РФ). Аналогичным образом усматриваются признаки состава административного правонарушения, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров. Возможность привлечения лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от того, на каком этапе - выпуска товаров или таможенного контроля после выпуска товаров - таможенный орган обнаружил признаки состава административного правонарушения.

Не влечет наступления административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление недостоверных сведений (например, о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД), если в результате их корректировки подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов уменьшится по сравнению с заявленной декларантом, поскольку в данном случае отсутствуют вредные последствия и такое деяние не носит противоправного характера. В указанном случае выпуск товаров осуществляется до выполнения требований таможенного органа, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 153 ТК РФ (см. пункт 6 статьи 153 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 383 ТК РФ пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. Для целей же привлечения лица к административной ответственности вывод о недостоверности заявленных в таможенной декларации сведений о товаре в части несоответствия всей товарной партии определенному ГОСТу может быть сделан таможенным органом, если при определении качества всей товарной партии соблюдены требования соответствующего ГОСТа, предъявляемые к количеству товара, необходимого для отбора проб и образцов.

Необходимо учитывать, что привлечение лица к административной ответственности за заявление недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД, заявленного в таможенной декларации со ссылкой на предварительное решение таможенного органа о классификации товара, возможно только в том случае, если будет установлено, что к таможенному оформлению был представлен товар, отличный от того, в отношении второго было принято решение о классификации. В соответствии со статьей 43 ТК РФ предварительное решение о классификации товара является обязательным для всех таможенных органов.

В случаях, если представленные недействительные документы влияют на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации либо влекут несоблюдение лицом условий помещения товаров или транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, такие деяния подлежат квалификации по статье 16.17 КоАП РФ либо части 1 статьи 16.19 КоАП РФ соответственно.

Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах не может быть квалифицировано по статье 19.7 КоАП РФ. Правонарушение, предусмотренное этой статьей, посягает на нормальную деятельность государственных органов, и непредставленная (представленная недостоверной) информация должна быть необходима для законной деятельности государственного органа, то есть без такой информации либо в случае ее недостоверности осуществление этим органом своей деятельности невозможно или затруднено. Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах посягает на установленный порядок таможенного оформления и не препятствует деятельности таможенного органа как государственного органа - он продолжает свою деятельность в рамках предоставленных ему полномочий и может принять соответствующее решение о товарах и транспортных средствах, в отношении которых заявлены указанные сведения.

Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером, - таможенный брокер. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 15 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Устанавливая, что таможенный брокер действует не от собственного имени, а от имени декларанта, ТК РФ закрепляет, что действия по декларированию совершает таможенный брокер (пункт 1 статьи 124), в связи с чем именно он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре. Положение ТК РФ о том, что таможенный брокер действует от имени представляемого лица (пункт 2 статьи 139) означает, что к декларанту переходят права и обязанности, возникающие в результате таможенного оформления товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленным таможенным режимом, обязанность по его завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических таможенных платежей и др.).

При доказывании вины таможенного брокера следует устанавливать использование таможенным брокером предоставленного ему пунктом 3 статьи 143 ТК РФ права требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК РФ. Кроме того, на основании пункта 1 указанной статьи таможенный брокер при декларировании товаров в соответствии с пунктом 1 статьи 127 ТК РФ вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации, брать с разрешения таможенного органа пробы и образцы таких товаров. Следовательно, возможный довод таможенных брокеров в обоснование своей невиновности, связанный с тем, что они лишь используют при декларировании те сведения, которые получают от получателя или отправителя товаров, и не отвечают за их достоверность, несостоятелен.

Заключение

 

Итак, подведем итоги, что товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Таможенное оформление производится одновременно с таможенным контролем и представляет собой совокупность действий должностных лиц таможенных органов по обеспечению соблюдения установленного нормами таможенного законодательства Российской Федерации порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное оформление возложено на отделы таможенного оформления таможен и таможенных постов в местах их расположения и иных местах, определяемых законодательством о таможенном деле и нормативными актами ФТС России о местах таможенного оформления.

Таможенное оформление, включая заполнение документов для таможенных целей, производится на русском языке, но при определенных условиях таможенные органы могут принимать и использовать документы, составленные на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.

Исходя из вышесказанного, следует, что нормы законодательства, регулирующие процедуру таможенного оформления, обязательны для исполнения должностными лицами таможенных органов. Что и происходит на практике.

 

 

Список  литературы

 

1. Тимошенко И.В. Таможенное право России. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2010.

2. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2009.

3. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2009.

4. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть: Учебное пособие. М., 2010.

  1. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: ЦУчебник для вузов. М., 2009.
  2. Белецкий, Э.И. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности Российской Федерации 2009.

 

 


Информация о работе Использование форм таможенного контроля для выявления правонарушений при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, помещенн