Исследование таможенных пошлин как основного вида таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение таможенной пошлины как основного вида таможенных платежей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучение вида и особенностей таможенных пошлин;
анализ динамики поступления таможенной пошлины на примере Уссурийской таможни за период 2002-2010гг.;
рассмотреть порядок уплаты таможенных платежей при таможенной процедуре временный ввоз на территорию ТС;
изучить государственный контроль взимания таможенных пошлин;
рассмотреть административную ответственность за нарушение таможенного оформления;

Файлы: 1 файл

Исследование таможенных полин как основного вида таможенных платежей.doc

— 846.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

 

Введение

Государство реализует  систему функций по охране своего таможенного суверенитета. Приоритетные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации состоят  в содействии развитию внешней торговли, ускорении товарооборота, унификации таможенных процедур. Таможенные платежи - неотъемлемая часть обязательных платежей.

В современных условиях для Правительства Российской Федерации, как и для большинства стран  с переходной к рынку экономикой, крайне важен такой источник доходов, как таможенные платежи, в налоговой составляющей федерального бюджета их доля приблизилась к 50%. Центральное место в системе таможенных платежей занимает таможенная пошлина, наиболее широко применяемая мировым сообществом в качестве инструмента государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность и на обеспечение национальной безопасности. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является рассмотрение таможенной пошлины как  основного вида таможенных платежей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучение вида и особенностей таможенных пошлин;
  • анализ динамики поступления таможенной пошлины на примере Уссурийской таможни за период 2002-2010гг.;
  • рассмотреть порядок уплаты таможенных платежей при таможенной процедуре временный ввоз на территорию ТС;
  • изучить государственный контроль взимания таможенных пошлин;
  • рассмотреть административную ответственность за нарушение таможенного оформления;

Объектом исследования является Уссурийская таможня.

Предмет исследования: таможенная пошлина как основной вид таможенных платежей.

Курсовая работа состоит  из шести разделов.

При написании данной работы были использованы статистические материалы, полученные в отделе таможенных платежей Уссурийской таможни, а также нормативно – правовые акты.

 

 

1. Виды таможенных пошлин

Таможенные тарифы и  пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность  применения которого признается международными нормами.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существуют несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф в  зависимости от контекста может  определяться как:

- инструмент торговой  политики и государственного  регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

- свод ставок таможенных  пошлин, применяемых к товарам,  перемещаемым через таможенную  границу, систематизированный в  соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);

- конкретная ставка  таможенной пошлины, подлежащей  уплате при вывозе или ввозе  определенного товара на таможенную  территорию страны. В этом случае  понятие таможенного тарифа полностью  совпадает с понятием таможенной  пошлины.

Таможенные тарифы как инструмент торговой политики используются с начала XVIII в. Несмотря на многократное снижение пошлин, проведенное после Второй мировой войны, таможенные тарифы играют существенную роль в регулировании современной внешней торговли, воздействуя на объем и структуру импорта.

Одной из важных функций таможенного  тарифа является защита национальных производителей от иностранной конкуренции. Сдерживание импорта осуществляется посредством сравнительно высоких  ставок пошлин и прогрессивного увеличения размеров таможенных сборов в зависимости от степени обработки товаров.

Таможенные пошлины выполняют  три основные функции:

- фискальную, которая относится  и к импортным, и к экспортным  пошлинам, поскольку они являются  одной из статей доходной части  государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся  к импортным пошлинам, поскольку  с их помощью государство ограждает  национальных производителей от  нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную, которая относится  к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

По способу взимания таможенные пошлины классифицируются на:

- адвалорные – начисляются в  процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

- специфические – начисляются  в установленном размере за  единицу облагаемого товара (например, 10 евро за 1 кг);

- комбинированные – сочетают  оба названных вида таможенного  обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг).

Адвалорные пошлины  аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые  имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от вариации цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 евро доходы бюджета составят 40 евро. При увеличении цены товара до 300 евро доходы бюджета возрастут до 60 евро, при падении цены до 100 евро, доходы бюджета сократятся до 20 евро. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%.

Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают  необходимость таможенной оценки стоимости  товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины  обычно накладываются на стандартизированные  товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты рынка с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 евро за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 10 000 евро, поскольку составляет 10% от его цены, чем автомобиля ценой 12 000 евро, поскольку составляет только 8,3% от его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Вместе с тем во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

По объекту обложения таможенные пошлины классифицируются на:

1) ввозные – накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции: разные страны на разных этапах своего развития с помощью импортных пошлин обеспечивали налоговые поступления, но затем их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце 19 столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно-развитых стран;

2) вывозные – накладываются  на экспортные товары при выпуске  их за пределы таможенной территории  государства. Применяются крайне  редко отдельными странами, обычно  в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт или наполнить бюджет.

Вывозные пошлины удорожают  стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. Они  применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Например, для ограничения вывоза необработанной древесины из страны Австрия взимала вывозные пошлины с вывозимых балансов. В других случаях задачами вывозных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов бюджета. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в России;

3) Транзитные – накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Они встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру таможенные пошлины классифицируются на:

сезонные – применяются  для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной. Срок их действия не может превышать шести месяцев  в год. На этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.

В целях защиты экономических  интересов РФ к ввозимым на таможенную территорию РФ товарам в соответствии с российским законодательством  могут временно применяться особые пошлины (законодательством РФ относятся не к пошлинам, а к защитным мерам – ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»).

- специальные – используются  в качестве защитной меры, если  товары ввозятся на таможенную  территорию страны в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров;

- антидемпинговые –  используются в случае ввоза  на территорию страны товаров  по цене более низкой, чем их  нормальная цена в экспортирующей  стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

- компенсационные –  накладываются на импорт тех  товаров, при производстве которых  прямо или косвенно использовались субсидии и если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти пошлины  применяются государством в одностороннем  порядке для того, чтобы защитить страну от недобросовестной конкуренции  со стороны ее торговых партнеров, либо они применяются как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других стран.

Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или  парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины  обычно является крайним средством, к которому прибегают страны, когда  все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению таможенные пошлины классифицируются на:

1) автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов и экономики) и одобряются правительством;

2) конвенционные (договорные) – устанавливаются на базе  двустороннего или многостороннего  соглашений. Например, такого, как генеральное  соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО);

3) преференциальные (льготные) – имеют более низкие ставки  по сравнению с обычно действующим  таможенным тарифом, которые накладываются  на основе многосторонних соглашений  на товары, происходящие из развивающихся  стран. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1947 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран.

По типам ставок таможенные пошлины классифицируются на:

- постоянные – таможенный  тариф, ставки которого единовременно  установлены органами государственной  власти и не могут изменяться  в зависимости от обстоятельств.  Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками.

- переменные – таможенный  тариф, ставки которого могут  изменяться в установленных органами  государственной власти случаях  (при изменении уровня мировых  или внутренних цен, уровня  государственных субсидий). Такие тарифы – довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления таможенные пошлины классифицируются на:

- номинальные – тарифные  ставки, указанные в таможенном тарифе. Они дают только самые общие представления об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

- эффективные – реальный  уровень таможенных пошлин на  конечные товары, вычисленный с  учетом уровня пошлин, наложенных  на импортные узлы и детали этих товаров.

 

2. Особенности таможенных пошлин

Таможенная пошлина  уплачивается при перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ  – при  ввозе товаров на таможенную территорию либо вывозе товаров с таможенной территории. Вплоть до 2005 г. таможенная пошлина официально входила в систему налогов и сборов РФ. Ее отличие от иных обязательных платежей названной системы заключалось в одновременном применении к ней норм налогового и таможенного законодательства. Приоритетное значение при этом имели таможенно-правовые нормы. Статья 2 НК РФ закрепляет правило, согласно которому законодательство о налогах и сборах применяется к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также иным отношениям, возникающим по поводу таможенных платежей, только в случаях, прямо предусмотренных Кодексом. Во всех остальных случаях действуют нормы таможенного законодательства.

Информация о работе Исследование таможенных пошлин как основного вида таможенных платежей