Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:42, курсовая работа
Целью работы является изучение системы исчисления и уплаты таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.
Для раскрытия темы работы необходимо решить следующие основные задачи: - определить сущностные характеристики таможенных платежей, - рассмотреть роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета; - проанализировать порядок предоставления льгот по таможенным платежам; - оценить современное состояние таможенных платежей в системе экономических отношений; - разработать предложения по совершенствованию уплаты таможенных платежей.
Введение
Таможенные платежи являются важным
регулятором участия
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Принципиально иная ситуация наблюдается в России. Существующие противоречия между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития являются следствием того, что до сих пор не разработана научная концепция места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений, в их применении отсутствует системность, не расставлены нужные акценты при определении величины таможенных пошлин и уровня их дифференциации. Наибольший объем доходов в России приносит вывозная таможенная пошлина, которой облагаются сырьевые товары.
Несовершенный механизм исчисления и уплаты таможенных платежей – следствие их неадекватной современным реалиям роли в экономике. Это наносит дополнительный ущерб отечественным товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, и законопослушным импортерам.
Вышеизложенное определяет актуальность данной курсовой работы.
Целью работы является изучение системы исчисления и уплаты таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.
Для раскрытия темы работы необходимо решить следующие основные задачи: - определить сущностные характеристики таможенных платежей, - рассмотреть роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета; - проанализировать порядок предоставления льгот по таможенным платежам; - оценить современное состояние таможенных платежей в системе экономических отношений; - разработать предложения по совершенствованию уплаты таможенных платежей.
Объектом исследования являются таможенные платежи в современной системе экономических отношений.
Предметом исследования послужили назначение и роль таможенных платежей в системе экономических отношений, действующие нормы законодательства, регулирующие порядок начисления таможенных платежей и совокупность влияющих на них факторов.
Теоретико-методологической основой работы являются труды российских ученых Ивановой Н.В, Ржаницыной В.С., Сорокиной М.Н. и др. раскрывающие различные аспекты взимания таможенных платежей. Информационная база исследования включает в себя федеральное законодательство, нормативные акты по вопросам деятельности таможенной службы (Конституция РФ, федеральные законы и др.).
.
1 Теоретические основы таможенного обложения в РФ
1.1 Экономическая сущность и общая характеристика таможенных платежей
Государственный бюджет любой страны, как правило, основывается на налоговых и таможенных платежах. Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.
Таможенные платежи взимаются с юридических, физических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант [11, с.321]. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. В ряде случаев ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.
При неуплате таможенных
пошлин, налогов, в т.ч. при неправильном
их исчислении и (или) несвоевременной
уплате, ответственность перед
Обязательный характер таможенных платежей основан на конституционной норме, согласно которой любое лицо обязано платить законно установленные налоги и сборы [1, ст.57]. Ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации [3, ст.130]. В определениях таможенной пошлины, налогов и таможенных сборов, которые содержатся в законодательстве, также закрепляется обязательность каждого вида таможенных платежей [6, ст.5] .
Установление таможенных платежей представляет собой сложный, с позиции законотворческой техники, процесс. Его суть заключается в необходимости не просто закрепить перечень таможенных платежей, но и определить все существенные элементы его состава: плательщика, объект обложения, базу, ставку, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты [14, с.129]. При установлении таможенных платежей применяются нормы как таможенного, так и налогового законодательства. При этом перечень таможенных платежей сдержится в ТК. К таможенным платежам относятся:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
- акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
- таможенные сборы[3, ст.70].
Раздел 2 ТК полностью посвящен таможенным платежам. В нем закреплены как общие положения, относящиеся к таможенным платежам, так и порядок их исчисления, уплаты, принудительного взыскания и другие вопросы. Юридический состав таможенных пошлин и сборов определяется таможенным законодательством. При этом решение отдельных вопросов, связанных с их установлением, входит в компетенцию Правительства РФ, в частности установление ставок таможенных пошлин и таможенных сборов за оформление, предоставление льгот и др. В то же время ряд существенных вопросов, связанных с установлением налогов, регламентирован нормами налогового законодательства. В НК закреплены налоговые ставки НДС и акцизов, перечень подакцизных товаров. В нем же подробно регламентирован порядок исчисления названных платежей, а также содержатся иные нормы, относящиеся к налогам, взимаемым в области таможенного дела. Как и в отношении внутригосударственных налогов, все элементы названных таможенных платежей устанавливаются законом.
В качестве объединяющего фактора выступает то, что обязанность по уплате таможенных платежей продиктована совершением действий, направленных на перемещение товаров через таможенную границу РФ. Некоторые особенности имеют таможенные сборы, уплачиваемые за совершение действий, непосредственно не связанных с фактом перемещения товаров через таможенную границу. Однако выполнение таможенными органами функций по таможенному оформлению, по таможенному сопровождению и хранению товаров направлено на обеспечение соблюдения положений российского законодательства, в соответствии с которым происходит ввоз (вывоз) товаров.
Контроль за уплатой таможенных платежей осуществляют таможенные органы. Названные органы выполняют функции по взиманию таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов[3, ст.12.] Таможенные платежи играют важную роль для федерального бюджета, так как в полном объеме учитываются в его составе доходов в качестве налоговых (налоги, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины, таможенные сборы) доходов. Более трети всех доходов федерального бюджета формируется за счет поступления от их уплаты. Однако таможенные платежи должны иметь значимость для всей бюджетной системы страны. Их распределение между бюджетами следует осуществлять с учетом региональных интересов.
В соответствии
с законодательством России о
мерах по защите экономических
интересов Российской Федерации
Наиболее важную роль в таможенно - тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности Российской Федерации играют импортные таможенные пошлины, взимаемые с товаров, ввозимых в страну из иностранных государств. Их регулирующее воздействие выражается в соответствующем удорожании импортируемого товара, но не ограничивается этим. Они дают так же возможность повышать цены на товары внутреннего производства до уровня импортных товаров, увеличенного на величину взимаемых пошлин. Тем самым они воздействуют на рынок сбыта промышленности и сельского хозяйства и что немаловажно, на рынок рабочей силы, поскольку достаточная защита от наплыва иностранных товаров предохраняет внутренний рынок от резкого падения цен и вызванного этим сокращения производства и числа рабочих мест.
Правовая основа принципов формирования таможенных платежей, определения размеров сумм таможенных платежей, порядок их уплаты и взимания определяются следующими законодательными документами:
- Таможенным кодексом Таможенного союза;
- соответствующими положениями Налогового Кодекса РФ;
- Федеральными Законами «О таможенном тарифе», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»;
- иными документами, вышедшими в развитие этих правовых актов.
Таким образом, таможенные платежи представляют собой систему обязательных платежей, установленных таможенным и налоговым законодательством РФ, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу, и подлежат перечислению в бюджетную систему России.
1.2 Виды таможенных платежей взимаемых в РФ
На Рисунке 1 приведены виды таможенных платежей взимаемых в РФ, рассмотрим их подробнее.
Рисунок 1- Виды таможенных платежей
Таможенный кодекс Таможенного Союза закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».
Таможенная пошлина в соответствии с НК РФ до 1 января 2005 года являлась видом налога, но в настоящее время таможенная пошлина регулируется Таможенным Кодексом Таможенного Союза, и является важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров.
Взимаются таможенные платежи
с юридических, физических лиц, а
также с предпринимателей без
образования юридического лица. По
российскому таможенному
Таможенные платежи в зависимости от их вида могут уплачиваться как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком РФ. Таможенным кодексом РФ определено, что таможенные платежи уплачиваются до или в момент принятия к таможенному оформлению товара и документов на него.
Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Поэтому пошлины на товары бывают ввозные и вывозные[10, с.56].
Объектом обложения таможенной пошлины и других таможенных платежей являются таможенная стоимость товаров и (или) их количественные либо весовые показатели [17, с.6]. Для определения размера таможенной пошлины применяются ставки. Ставка таможенной пошлины – указанный в таможенном тарифе размер платежа, подлежащий взиманию за конкретный товар в соответствии с действующим законодательством. В РФ применяются: адвалорные, специфические и комбинированные ставки пошлин.
Адвалорные ставки таможенной пошлины устанавливаются в виде фиксированного процента от таможенной стоимости товаров. Специфические ставки таможенной пошлины не связаны с таможенной стоимостью товаров. Их величина устанавливается в определенных единицах пропорционально количеству или массе товара, перемещаемого через таможенную границу. Использование специфических ставок позволяет не допускать уменьшения поступлений таможенных пошлин при падении мировых цен на отдельные товары, а также при занижении фактурных цен на импортируемые товары.
Комбинированные (смешанные) ставки таможенной пошлины совмещают в себе адвалорные и специфические ставки. В большей мере смешанные ставки используются при импорте товаров как инструмент борьбы с занижением их таможенной стоимости. Имеет место установление комбинированных ставок и при введении экспортных (вывозных) таможенных пошлин (например, при экспорте энергоресурсов).
Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товара Правительство РФ может устанавливать сезонные таможенные пошлины. Как правило, они применяются при необходимости установления тарифных барьеров для продукции сельскохозяйственного производства[13,с.50].
В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные пошлины, антидемпинговые пошлины и компенсационные.
Специальные пошлины – применяются в качестве защитной меры или при ввозе товаров в количествах и на условиях наносящих ущерб отечественным производителям или как ответная мера на действия, ущемляющие интересы РФ
Информация о работе Экономическая сущность и общая характеристика таможенных платежей