Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:42, курсовая работа
Целью работы является изучение системы исчисления и уплаты таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.
Для раскрытия темы работы необходимо решить следующие основные задачи: - определить сущностные характеристики таможенных платежей, - рассмотреть роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета; - проанализировать порядок предоставления льгот по таможенным платежам; - оценить современное состояние таможенных платежей в системе экономических отношений; - разработать предложения по совершенствованию уплаты таможенных платежей.
Льготы по уплате таможенных платежей позволяют избежать увеличения стоимости товаров в среднем на 20 – 40 % и представляют наибольший интерес для участников ВЭД, однако федеральный бюджет теряет немалую долю поступлений. Общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в 2010 году составила 315,42 млрд. рублей, что на 118,21 млрд. рублей больше, чем в 2009 году (197,21 млрд. рублей) (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Объем льгот по уплате таможенных платежей за 2009 -2010 гг.
Наибольшая доля предоставленных льгот по уплате таможенных платежей приходилась на товары, перемещаемые в рамках реализации соглашений о разделе продукции (СРП) – 40 % (126,87 млрд. рублей). При этом по сравнению с 2009 годом сумма льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товаров для реализации СРП уменьшилась с 7,3 млрд. рублей до 7,19 млрд. рублей, а сумма льгот по уплате вывозной таможенной пошлины увеличилась с 78,07 млрд. рублей до 119,67 млрд. рублей, вследствие увеличения объемов добычи углеводородов в рамках СРП и вывоза ее с территории Российской Федерации.
Объемы иных видов льгот по уплате таможенных платежей в общей сумме предоставленных льгот по уплате таможенных платежей были распределены следующим образом:
33,72 % (106,34 млрд. рублей) – льготы в отношении товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимых с этой территории;
11,46 % (36,15 млрд. рублей) – льготы в отношении товаров, перемещаемых в рамках отдельных международных договоров;
6,18 % (19,48 млрд. рублей) – льготы в отношении товаров, ввозимых для реабилитации инвалидов, изделий медицинской техники, линз и оправ для очков, а также сырья и комплектующих для их производства.
Сумма льгот по товарам,
ввозимым в качестве вклада иностранного
инвестора в уставный (складочный)
капитал организаций с
В 2010 году общая сумма
льгот по уплате НДС в отношении
технологического оборудования, аналоги
которого не производятся в
Российской Федерации, составила 10,81 млрд.
рублей, что в 1,7 раза превышает сумму указанных льгот за 2009 год (6,57 млрд. рублей).
В отношении товаров, ввезенных в качестве гуманитарной и технической помощи, сумма льгот по уплате таможенных платежей в 2010 году значительно уменьшилась и составила 0,86 млрд. рублей (в 2009 году – 1,54 млрд. рублей).
Сумма льгот по уплате
таможенных пошлин, налогов в отношении
вывозимых российскими
Подводя итог, можно сказать,
что льготы по уплате таможенных платежей
тем более эффективны и позволяют
экономить большие суммы
Преимущества финансового характера, предоставляемые участникам внешнеторговой деятельности, являются одним из условий заключений внешнеторговых контрактов. Различные «бонусы», например, в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины, предоставляемые по ввозу конкретных видов товаров, являются зачастую одной из главных причин повышенной активности экспортеров.
Предоставление таможенно - тарифных льгот является одним из условий успешного сотрудничества стран по таможенным вопросам, так как предполагает в первую очередь установление взаимовыгодных по отношению друг к другу режимов торговли. Таким образом, таможенно - тарифные льготы способны влиять не только на экономическую ситуацию внутри станы, но регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения. Предоставление льгот наименее развитым и развивающимся странам со стороны более сильных государств способствует сокращению экономического неравенства между нациями различных регионов мира.
3.3 Основные направления совершенствования таможенного обложения в РФ
Влияние на внешнюю торговлю таможенных пошлин трудно переоценить. Это самый действенный рычаг экономики для стимуляции экспорта и защиты от избыточного импорта.
Сейчас Правительство РФ совместно с Центром Стратегических разработок разработало программу, которая предполагает определенную унификацию пошлин и постепенное их снижение. По мнению экспертов и экономистов, в ближайшие два года пошлины будут играть, к сожалению, фискальную, а не регулирующую роль. Правительство намерено унифицировать пошлины и установить средний уровень таможенных пошлин [19, с.57].
Процесс совершенствования таможенного законодательства в целях приведения его в соответствие с нормами и правилами ГАТТ (ВТО) осуществлялся довольно длительное время. Однако процесс окончательного принятия Государственной Думой новой редакции Таможенного кодекса РФ прошел в ускоренном, спешном порядке, без учета предложений Минфина России по ключевым финансовым вопросам. В этой связи особого внимания требуют решение вопросов обеспечения координации Минфина России, Минэкономразвития России и ФТС России (федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области таможенного дела) при подготовке и рассмотрении предложений по совершенствованию таможенного законодательства, касающихся таможенных платежей.
В целях надлежащего обеспечения указанных новых функций необходимо наладить оперативное взаимодействие Минфина России и Федеральной таможенной службы (образованной на базе ГТК России), прежде всего, в части получения оперативных статистических сведений о таможенных платежах, включая таможенные сборы по их видам, льготам, т.е. в том разрезе как это предусмотрено законом.
Для оптимизации взимания
кодекс Российской Федерации в части таможенных сборов за таможенное оформление, а именно:
а) предусмотреть положение о взимании таможенных сборов в повышенном размере за таможенное оформление вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов в целях компенсации возможных дополнительных затрат таможенных органов на осуществление указанных услуг;
б) в целях обеспечения полноты уплаты таможенных платежей уточнить условия помещения товаров под определенные таможенные режимы и выпуска товаров, предусмотрев в этих условиях обязательную оплату таможенных платежей, в том числе таможенных сборов, как это было ранее;
в) уточнить перечень льгот за таможенное оформление, имея в виду сокращение перечня льгот, которые необоснованно и экономически неоправданно привязываются к освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов;
г) уточнить понятие таможенных сборов, как обязательных
платежей, взимаемых с лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов таможенными органами юридически значимых действий, связанных с таможенным оформлением, сопровождением товаров, а также других юридически значимых действий, предусмотренных ТК РФ.
В целях возмещения дополнительных затрат таможенных органов на осуществление таможенных услуг и контроля Правительству РФ необходимо:
- рассмотреть вопрос об изыскании дополнительных источников доходов федерального бюджета;
- утвердить методологию определения ставок таможенных сборов за таможенное оформление товаров с учетом приблизительной стоимости услуг
Таможенных органов на осуществление таможенного оформления и контроля в зависимости от помещения товаров под определенные таможенные режимы и осуществления иных таможенных процедур;
- установить порядок и сроки пересмотра ставок за таможенное оформление в случаях изменений затрат таможенных органов на осуществление таможенных процедур и контроля, внешнеторгового товарооборота и его структуры, таможенной стоимости товаров и других экономических условий ввоза и вывоза товаров.
В Таможенном кодексе возможно предусмотреть положение о том, что
таможенные сборы за хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых таможенными органами и необходимых для возмещения приблизительной стоимости их затрат по оказанию услуг по хранению с учетом количественных, физических или стоимостных характеристик товаров, типов складов, условий и сроков хранения товаров; внести изменения в Таможенный кодекс, установить фиксированные ставки таможенных сборов за включение в таможенные реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также за включение в таможенные реестры
банков, кредитных и страховых организаций.
Особую значимость для исчисления таможенных платежей имеет правильное определение таможенной стоимости. Таможенная стоимость, являясь базой, к которой применяется установленная таможенным тарифом ставка таможенной пошлины, относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины.
В России фискальное значение таможенно - тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить всевозможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей.
Следует отметить, что действующая в России система таможенных платежей не соответствует их роли в современной экономике, что вызывает необходимость трансформации этой системы на основе исследования всего комплекса факторов, обуславливающих таможенные платежи, выявления основных способов уклонения от уплаты данных платежей и выработки рекомендаций по совершенствованию механизма их администрирования.
Наиболее эффективным способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке РФ, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования.
Эффективность деятельности
таможенных органов выступает одним
из принципов их работы. Эффективно
действующий механизм таможенного
тарифного и нетарифного
Таким образом, перед таможенными органами стоят масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности. И определение и учет факторов, влияющих на начисление таможенных платежей играет важную роль в построении торговых взаимоотношений между странами, а также является основой экономической стабильности России.
Заключение
Исследование системы таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно - тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством РФ. Таким образом, таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей. Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе РФ.
Особую значимость для исчисления таможенных платежей имеет правильное определение таможенной стоимости. Таможенная стоимость, являясь базой, к которой применяется установленная таможенным тарифом ставка таможенной пошлины, относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины.
В России фискальное значение таможенно - тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить всевозможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей.
Следует отметить, что действующая в России система таможенных платежей не соответствует их роли в современной экономике, что вызывает необходимость трансформации этой системы на основе исследования всего комплекса факторов, обуславливающих таможенные платежи, выявления основных способов уклонения от уплаты данных платежей и выработки рекомендаций по совершенствованию механизма их администрирования.
Наиболее эффективным способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке РФ, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступления в федеральный бюджет и действенность таможенного регулирования.
Информация о работе Экономическая сущность и общая характеристика таможенных платежей