Экономическая сущность и общая характеристика таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы исчисления и уплаты таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.
Для раскрытия темы работы необходимо решить следующие основные задачи: - определить сущностные характеристики таможенных платежей, - рассмотреть роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета; - проанализировать порядок предоставления льгот по таможенным платежам; - оценить современное состояние таможенных платежей в системе экономических отношений; - разработать предложения по совершенствованию уплаты таможенных платежей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

          Льготы по уплате таможенных платежей позволяют избежать увеличения стоимости товаров в среднем на 20 – 40 % и представляют наибольший интерес для участников ВЭД, однако федеральный бюджет теряет немалую долю поступлений. Общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в 2010 году составила 315,42 млрд. рублей, что на 118,21 млрд. рублей больше, чем в 2009 году (197,21 млрд. рублей) (Рисунок 5).

Рисунок 5 – Объем льгот по уплате таможенных платежей за 2009 -2010 гг.

Наибольшая доля предоставленных  льгот по уплате таможенных платежей приходилась на товары, перемещаемые в рамках реализации соглашений о  разделе продукции (СРП) – 40 % (126,87 млрд. рублей). При этом по сравнению с 2009 годом сумма льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товаров для реализации СРП уменьшилась с 7,3 млрд. рублей до 7,19 млрд. рублей, а сумма льгот по уплате вывозной таможенной пошлины увеличилась с 78,07 млрд. рублей до 119,67 млрд. рублей, вследствие увеличения объемов добычи углеводородов в рамках СРП и вывоза ее с территории Российской Федерации.

Объемы иных видов  льгот по уплате таможенных платежей в общей сумме предоставленных льгот по уплате таможенных платежей были распределены следующим образом:

33,72 % (106,34 млрд. рублей) – льготы в отношении товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимых с этой территории;

11,46 % (36,15 млрд. рублей) – льготы в отношении товаров, перемещаемых в рамках отдельных международных договоров;

6,18 % (19,48 млрд. рублей) – льготы в отношении товаров, ввозимых для реабилитации инвалидов, изделий медицинской техники, линз и оправ для очков, а также сырья и комплектующих для их производства.

Сумма льгот по товарам, ввозимым в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями, в 2010 году составила 0,29 млрд. рублей, что почти в 1,3 раза меньше, чем в 2009 году (0,36 млрд. рублей).

В 2010 году общая сумма  льгот по уплате НДС в отношении  технологического оборудования, аналоги  которого не производятся в  
Российской Федерации, составила 10,81 млрд. рублей, что в 1,7 раза превышает сумму указанных льгот за 2009 год (6,57 млрд. рублей).

           В отношении товаров, ввезенных в качестве гуманитарной и технической помощи, сумма льгот по уплате таможенных платежей в 2010 году значительно уменьшилась и составила 0,86 млрд. рублей (в 2009 году – 1,54 млрд. рублей).

Сумма льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении  вывозимых российскими рыбопромышленными  предприятиями судовых запасов  и ввозимой ими продукции морского промысла в 2010 году увеличилась и  составила 12,07 млрд. рублей (в 2009 году – 11,96 млрд. рублей).

Подводя итог, можно сказать, что льготы по уплате таможенных платежей тем более эффективны и позволяют  экономить большие суммы участникам ВЭД, чем больше степень обработки  товара, больше его таможенная стоимость.

Преимущества финансового характера, предоставляемые участникам внешнеторговой деятельности, являются одним из условий заключений внешнеторговых контрактов. Различные «бонусы», например, в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины, предоставляемые по ввозу конкретных видов товаров, являются зачастую одной из главных причин повышенной активности экспортеров.

Предоставление таможенно - тарифных льгот является одним из условий успешного сотрудничества стран по таможенным вопросам, так как предполагает в первую очередь установление взаимовыгодных по отношению друг к другу режимов торговли. Таким образом, таможенно - тарифные льготы способны влиять не только на экономическую ситуацию внутри станы, но регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения. Предоставление льгот наименее развитым и развивающимся странам со стороны более сильных государств способствует сокращению экономического неравенства между нациями различных регионов мира.

 

 

3.3 Основные направления совершенствования  таможенного обложения в РФ

 

Влияние на внешнюю торговлю таможенных пошлин трудно переоценить. Это самый действенный рычаг экономики для стимуляции экспорта и защиты от избыточного импорта.

Сейчас Правительство РФ совместно с Центром Стратегических разработок разработало программу, которая предполагает определенную унификацию пошлин и постепенное их снижение. По мнению экспертов и экономистов, в ближайшие два года пошлины будут играть, к сожалению, фискальную, а не регулирующую роль. Правительство намерено унифицировать пошлины и установить средний уровень таможенных пошлин [19, с.57].

         Процесс совершенствования таможенного законодательства в целях приведения его в соответствие с нормами и правилами ГАТТ (ВТО) осуществлялся довольно длительное время. Однако процесс окончательного принятия Государственной Думой новой редакции Таможенного кодекса РФ прошел в ускоренном, спешном порядке, без учета предложений Минфина России по ключевым финансовым вопросам. В этой связи особого внимания требуют решение вопросов обеспечения координации Минфина России, Минэкономразвития России и ФТС России (федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области таможенного дела) при подготовке и рассмотрении предложений по совершенствованию таможенного законодательства, касающихся таможенных платежей.

           В целях надлежащего обеспечения указанных новых функций необходимо наладить оперативное взаимодействие Минфина России и Федеральной таможенной службы (образованной на базе ГТК России), прежде всего, в части получения оперативных статистических сведений о таможенных платежах, включая таможенные сборы по их видам, льготам, т.е. в том разрезе как это предусмотрено законом.

          Для оптимизации взимания таможенных  платежей можно предложить следующие меры: внести следующие изменения в новый Таможенный

кодекс Российской Федерации  в части таможенных сборов за таможенное оформление, а именно:

а) предусмотреть положение о взимании таможенных сборов в повышенном размере за таможенное оформление вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов в целях компенсации возможных дополнительных затрат таможенных органов на осуществление указанных услуг;

         б) в целях обеспечения полноты уплаты таможенных платежей уточнить условия помещения товаров под определенные таможенные режимы и выпуска товаров, предусмотрев в этих условиях обязательную оплату таможенных платежей, в том числе таможенных сборов, как это было ранее;

         в) уточнить перечень льгот за таможенное оформление, имея в виду сокращение перечня льгот, которые необоснованно и экономически неоправданно привязываются к освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов;

          г) уточнить понятие таможенных сборов, как обязательных

платежей, взимаемых с лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов таможенными органами юридически значимых действий,  связанных с таможенным оформлением, сопровождением товаров, а также других юридически значимых действий, предусмотренных ТК РФ.

          В целях возмещения дополнительных затрат таможенных органов на осуществление таможенных услуг и контроля Правительству РФ необходимо:

          - рассмотреть вопрос об изыскании дополнительных источников доходов федерального бюджета;

         - утвердить методологию определения ставок таможенных сборов за таможенное оформление товаров с учетом приблизительной стоимости услуг

Таможенных органов на осуществление таможенного оформления и контроля в зависимости от помещения товаров под определенные таможенные режимы и осуществления иных таможенных процедур;

           - установить порядок и сроки пересмотра ставок за таможенное оформление в случаях изменений затрат таможенных органов на осуществление таможенных процедур и контроля, внешнеторгового товарооборота и его структуры, таможенной стоимости товаров и других экономических условий ввоза и вывоза товаров.

          В Таможенном кодексе возможно предусмотреть положение о том, что

таможенные сборы за хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых таможенными органами и необходимых для возмещения приблизительной стоимости их затрат по оказанию услуг по хранению с учетом количественных, физических или стоимостных характеристик товаров, типов складов, условий и сроков хранения товаров; внести изменения в Таможенный кодекс, установить фиксированные ставки таможенных сборов за включение в таможенные реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также за включение в таможенные реестры

банков, кредитных и  страховых организаций.

Особую значимость для  исчисления таможенных платежей имеет  правильное определение таможенной стоимости. Таможенная стоимость, являясь базой, к которой применяется установленная таможенным тарифом ставка таможенной пошлины, относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины.

В России фискальное значение таможенно - тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить всевозможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей.

Следует отметить, что  действующая в России система  таможенных платежей не соответствует  их роли в современной экономике, что вызывает необходимость трансформации этой системы на основе исследования всего комплекса факторов, обуславливающих таможенные платежи, выявления основных способов уклонения от уплаты данных платежей и выработки рекомендаций по совершенствованию механизма их администрирования.

Наиболее эффективным  способом увеличения дохода бюджета  от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке РФ, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования.

Эффективность деятельности таможенных органов выступает одним  из принципов их работы. Эффективно действующий механизм таможенного  тарифного и нетарифного регулирования  является неотъемлемым условием для  проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности РФ, защите ее экономических интересов. Льготы по уплате таможенных платежей можно отнести к одной из подсистем такого механизма.

Таким образом, перед таможенными органами стоят масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности. И определение и учет факторов, влияющих на начисление таможенных платежей играет важную роль в построении торговых взаимоотношений между странами, а также является основой экономической стабильности России.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исследование системы  таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно - тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством РФ.        Таким образом, таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей. Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе РФ.

Особую значимость для  исчисления таможенных платежей имеет  правильное определение таможенной стоимости. Таможенная стоимость, являясь базой, к которой применяется установленная таможенным тарифом ставка таможенной пошлины, относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины.

В России фискальное значение таможенно - тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить всевозможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей.

Следует отметить, что  действующая в России система  таможенных платежей не соответствует  их роли в современной экономике, что вызывает необходимость трансформации этой системы на основе исследования всего комплекса факторов, обуславливающих таможенные платежи, выявления основных способов уклонения от уплаты данных платежей и выработки рекомендаций по совершенствованию механизма их администрирования.

Наиболее эффективным  способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке РФ, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступления в федеральный бюджет и действенность таможенного регулирования.

Информация о работе Экономическая сущность и общая характеристика таможенных платежей