Экспертиза в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Экспертиза является вспомогательным и эффективным средством при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, в случаях, когда возникает необходимость использования специальных познаний. Термин "специальные познания" используется должностным лицом таможенного органа в ходе осуществления таможенного оформления или таможенного контроля, а также в ходе проведения расследования по делам о нарушении таможенных правил или контрабанде. Специальными именуют познания не общераспространенные, не общеизвестные, а те, которыми обладают лишь специалисты-профессионалы в той или иной (области человеческих знаний (науки, техники, искусства).

Содержание работы

Введение. 2
Глава I. Экспертиза в таможенном деле. 5
1. Сущность таможенной экспертизы, ее предмет, объекты, субъекты и методы проведения. 5
2. Наименование экспертиз, проводимых в таможенных целях, и вопросы, решаемые при производстве этих экспертиз. 8
Глава II. Таможенная экспертиза и порядок ее проведения. 17
1. Порядок назначения таможенной экспертизы. 17
2. Порядок и срок проведения таможенной экспертизы. 18
3. Взятие проб и образцов товаров. 22
4. Заключение таможенного эксперта (эксперта). 25
Глава III. Таможенный эксперт: его права и обязанности. 30
Заключение. 34
Список литературы: 36

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.15 Кб (Скачать файл)

В решении также указывается  о предупреждении таможенного эксперта (эксперта) об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

При производстве по делам  об административных правонарушениях  должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит  определение о назначении экспертизы.

При производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к  компетенции таможенных органов, уполномоченное должностное лицо таможенного органа, проводящее дознание, признав необходимым  назначение судебной экспертизы, выносит  об этом постановление.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы вопросы  не могут допускать различного толкования и выходить за пределы компетенции  эксперта.

В качестве эксперта может быть назначено  любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта).

Эксперт, не являющийся должностным  лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством  государств-членов таможенного союза2.

Объекты экспертного исследования и иные материалы, необходимые для  дачи заключения, представляются в  упакованном и опечатанном виде, крупногабаритные объекты исследуются  экспертами на месте их нахождения.

Пробы и образцы, а также  вещественные доказательства снабжаются ярлыками сохранности.

При направлении на технико-криминалистическую экспертизу различных документов, печатей, штампов и других объектов исследования эксперту одновременно представляются образцы сравнения, а также результаты предварительно проведенных исследований.

Направляемые на экспертизу материалы и объекты исследования доставляет должностное лицо таможенного  органа или используются иные виды связи.

2. Порядок и срок проведения  таможенной экспертизы.

 

Проведение экспертизы поручается, как правило, Центральному экспертно-криминалистическому таможенному управлению (далее - ЦЭКТУ) или экспертно-криминалистической службе (далее - ЭКС).

Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (далее - Управление) Федеральной таможенной службы является специализированным региональным таможенным управлением, входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации (с 1990 года).

Управление осуществляет судебно-экспертную, экспертно-криминалистическую, экспертно-исследовательскую, научную и научно-методическую деятельность.

Регионом деятельности Управления является территория Российской Федерации.

Управление для выполнения возложенных  на него задач имеет 10 региональных структурных подразделений (экспертно-криминалистические службы (далее ЭКС) в городах Калининграде, Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем-Новгороде, Уфе, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке.

В состав ЭКС входят 32 экспертно-исследовательских  отдела и отделения, расположенных  в местах дислокации таможен, таможенных постов.

Основной задачей Управления является экспертно-криминалистическое обеспечение  таможенных органов при осуществлении  таможенного контроля и при реализации правоохранительных функций.

Исследованию подвергаются самые  разнообразные товары, пересекающие таможенную границу Российской Федерации (автотранспортные средства, нефть  и нефтепродукты, пищевые товары, товары химической промышленности, лес, ювелирные изделия, и т.д.), а также документы, объекты интеллектуальной собственности и другие объекты.

В случае если ЦЭКТУ или  ЭКС не могут провести экспертизу, проведение ее может быть поручено: государственным судебно-экспертным учреждениям, которые являются специализированными  учреждениями федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданными для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы; иным организациям или другим экспертам (лицам, обладающим специальными знаниями (познаниями)).

Для проведения экспертизы представляются:

— решение, определение или  постановление о назначении экспертизы, которое направляется с сопроводительным письмом начальнику ЦЭКТУ или  ЭКС либо судебно-экспертного учреждения, в котором будет производиться  экспертиза;

— акт взятия проб или  образцов или протокол о взятии проб и образцов;

— копия таможенной декларации, документы и иные материалы, содержащие информацию, относящиеся к предмету экспертизы, необходимые для разъяснения  возникающих вопросов;

— объекты исследования (пробы или образцы, транспортные средства, документы, вещественные доказательства по уголовному делу и т.д.);

— образцы для сравнительного исследования.

В соответствии со ст. 139 ТК ТС, срок проведения таможенной экспертизы не может превышать двадцати рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза.

Срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с  письменного разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного  органа, проводящего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления  на срок, необходимый для проведения экспертизы, за исключением случаев, когда в соответствии с Федеральным  законом «О таможенном регулировании» выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В указанном случае экспертиза должна быть проведена в сроки, не превышающие  срока выпуска товаров с учетом продления указанного срока, в соответствии с пунктом 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза (то есть не может превышать 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации).

В случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации  срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного  разрешения руководителя уполномоченной организации по согласованию с таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления  на срок, необходимый для проведения экспертизы, за исключением случаев, когда выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы.

Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается в случае наличия ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, а также проб и образцов, а также в случае несоответствия представленных объектов их перечню, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней. Порядок приостановления сроков проведения таможенной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Порядок проведения таможенной экспертизы на территории таможенного  союза определяется Решением Комиссии таможенного союза.

Решение о назначении таможенной экспертизы и прилагаемые к нему материалы, документы, пробы и образцы  принимаются таможенным органом  или иной уполномоченной организацией, проводящей таможенную экспертизу, в  день их поступления.

По результатам таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта (эксперта), которое оформляется  в письменной форме в двух экземплярах, один экземпляр остается в организации, проводившей таможенную экспертизу, второй экземпляр направляется таможенному  органу, назначившему таможенную экспертизу.

3. Взятие проб и образцов товаров.

 

Образец - обособляемая единица исследуемого объекта.

Проба - количество нештучного товара или часть образца, отобранное из контролируемой партии, тождественное  по составу и свойствам партии.

Точечная проба - проба, взятая единовременно, характеризующая качество в одном объекте или тарном месте, в резервуаре или транспортном средстве.

Объединенная проба - проба, полученная объединением нескольких точечных проб путем перемешивания в определенном соотношении, имеющая средние значения искомых характеристик.

Объединенная проба делится  на три части:

  • Аналитический образец используется для исследования.
  • Арбитражный образец хранится (в течение срока годности товара) в опечатанном виде на случай арбитражных исследований.
  • Контрольный образец может быть использован (в течение срока годности товара), если первичное исследование было проведено неудачно.

Отбор проб – важнейший этап экспертизы товара. Целью отбора проб является доставка для лабораторного испытания минимальной части данного товара, которая достоверно отражает его качественные характеристики, в том виде, в каком товар поступает на таможенную территорию. Для отбора проб и образцов товаров требуются определенные знания и умения, приспособления и транспортная тара. При этих операциях должна соблюдаться техника безопасности.

Пробы и образцы товаров могут  отбирать должностное лицо таможенного  органа или:

■ сотрудники других государственных органов;

■ декларанты и их представители;

■ лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и их представители;

■ правообладатели и их представители с письменного разрешения начальника таможенного органа.

При отборе проб в необходимых случаях  может присутствовать эксперт или  специалист, привлекаемый на договорной основе. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов и других органов государственного контроля. Должностные лица таможенных органов присутствуют при взятии проб и образцов товаров другими органами государственного контроля, а также лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями. Указанные лица и их представители обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при взятии ими проб и образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные операции, необходимые для взятия проб и образцов. Пробы и образцы товаров могут отбираться таможенными органами в отсутствие декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителей в следующих случаях:

■ при его неявке или такое лицо неизвестно;

■ при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств - членов таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах);

■ при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;

■ при оставлении на таможенной территории таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

Если пробы и образцы отбираются в отсутствие декларанта или его  представителя, приглашается не менее  двух понятых.

Отбор проб включает три этапа:

  1. общий осмотр партии;
  2. отбор выборок или точечных проб;
  3. составление объединенной пробы из исходного образца.

В процессе отбора проб выполняются  следующие действия:

■ сверяется номер транспортного средства с номером, указанным в транспортных документах;

■ проверяются средства идентификации (оттиски пломб и т. п.);

■ проверяется температурный режим и другие условия хранения товара, если это необходимо;

■ образцы отбираются только из неповрежденной тары.

Пробы (образцы) товаров и вещественные доказательства должны быть упакованы  и опечатаны ярлыком обеспечения  сохранности упаковки. Процедура оформляется актом взятия проб (образцов) товаров специальной формы в двух экземплярах. Второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены. Если невозможно отобрать пробы и доставить их в таможенную лабораторию, осмотр и исследование товаров экспертом осуществляется по месту их нахождения.

Если экспертизой не выявлено несоответствия сведений о товаре, то контрольная  и арбитражная пробы возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему экспертизу, либо уничтожаются. Если по результатам исследования товара заводится дело об административном правонарушении или уголовное дело, контрольная и арбитражная пробы хранятся в таможенной лаборатории в течение сроков производства по делу и сроков, необходимых для обжалования, но не более года. Если это возможно, по окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу.

Информация о работе Экспертиза в таможенном деле