Экспортно-импортное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы изучить сущность экспортно-импортного регулирования внешней торговли в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть цели и принципы регулирования внешней торговли в РФ;
изучить законодательную основу регулирования внешней торговли в РФ;
раскрыть сущность квотирования и лицензирования экспорта и импорта;
рассмотреть контроль ввоза и вывоза квотируемых и лицензируемых товаров.
Для написания курсовой работы была использована следующая нормативно-правовая

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Цели и принципы регулирования внешней торговли в РФ………………….6
2. Законодательная основа регулирования внешней торговли в РФ…………16
3. Квотирование и лицензирование экспорта и импорта……………………...22
4. Контроль ввоза и вывоза квотируемых и лицензируемых товаров………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа1.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Университет Российской Академии Образования

Рубцовский филиал

Факультет экономики и бизнеса

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

Экспортно-импортное  регулирование внешней торговли

 

 

Курсовая работа

по курсу: Организация  и техника внешнеторговых операций

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса,

436/1 группы Усачева Дарья

Николаевна

 

Проверил: Хорунжин М.Г.

 

 

 

 

Рубцовск 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Цели и принципы регулирования  внешней торговли в РФ………………….6

2. Законодательная основа  регулирования внешней торговли в РФ…………16

3. Квотирование и лицензирование  экспорта и импорта……………………...22

4. Контроль ввоза и  вывоза квотируемых и лицензируемых  товаров………..29

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………………...40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие мирового хозяйства в послевоенный период показывает, что внешнеэкономическая  деятельность из дополнительного и  стимулирующего фактора все более  превращается в один из основных факторов экономического развития. Интернационализация производства и международная система разделения труда увеличивают взаимную выгоду стран, активно участвующих в мировой торговле, что само по себе становится мощным стимулом для решения актуальных внутрихозяйственных задач.

До начала экономических  реформ внешнеторговая политика России носила замкнутый характер. В Советском Союзе (и отчасти в рамках СЭВа) создавался единый хозяйственный комплекс, практически не нуждавшийся во внешнеэкономических связях с остальным миром. В условиях государственной монополии на внешнюю торговлю торговые операции на мировом рынке велись узким кругом уполномоченных организаций, не имевших хозяйственной самостоятельности.

Крах плановой административно-командной системы  хозяйствования поставил Россию перед  необходимостью преодоления автаркических тенденций и полной перестройки основ хозяйственной практики. Россия сделала свой выбор – пошла по пути рыночных реформ и «открытия» экономики для последовательной интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

В условиях перехода к рынку Россия отказалась от государственной монополии на внешнюю торговлю, предоставив всем предприятиям независимо от форм собственности право свободного выхода на внешние рынки. Однако провозглашение свободы торговли вскоре выявило многочисленные недостатки новой политики. Во-первых, сказался недостаток квалифицированных кадров, способных работать в сложных рыночных условиях на мировом рынке в условиях жесткой конкуренции со стороны опытных иностранных профессионалов. Во-вторых, отсутствовала развитая инфраструктура (в первую очередь банковская структура и система связи), которая могла бы обслуживать не 30 внешнеэкономических объединений как раньше, а тысячи новых участников внешнеэкономических связей. И наконец, в-третьих, отсутствие сложившейся правовой базы и эффективных инструментов государственного контроля в новых условиях привело к утечке капиталов за рубеж, ухудшению экспортной товарной структуры, недобросовестной конкуренции со стороны иностранных товаров и прочим проблемам.

Все это подчеркивает необходимость создания эффективной системы государственного регулирования внешней торговли, которая позволила бы России реализовать преимущества участия в мировой торговле и нивелировать проблемы, связанные с перестройкой системы внешнеэкономических связей. Таким образом, создание системы регулирования экономики и внешней торговли, адекватной рыночным принципам хозяйствования, является одной из первоочередных задач, стоящих сегодня перед государством.

Интенсивное развитие международных экономических связей в последние десятилетия стало возможным во многом благодаря международной унификации правовых, административных, организационно-технических систем регулирования внешней торговли, практики и техники этого регулирования государством. Вот почему сегодня при разработке нового торгово-политического механизма регулирования внешней торговли России особое значение приобретает обеспечение совместимости проводимых в Российской Федерации мер по регулированию внешнеэкономической деятельности с мировой практикой и использование того, что может быть названо мировым опытом в этой области.

Изучение процесса формирования системы государственного регулирования внешней торговли в России, а также особенностей российской системы по сравнению  с международной практикой имеет  как теоретический, так и практический аспекты.

Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы изучить сущность экспортно-импортного регулирования внешней торговли в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть цели и принципы регулирования внешней торговли в РФ;
  2. изучить законодательную основу регулирования внешней торговли в РФ;
  3. раскрыть сущность квотирования и лицензирования экспорта и импорта;
  4. рассмотреть контроль ввоза и вывоза квотируемых и лицензируемых товаров.

Для написания  курсовой работы была использована следующая нормативно-правовая литература: Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ, Указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности в РСФСР» 1991 г., №213, Указ Президента РФ «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности» 1995 г., №245; учебная литература: Воронкова О.Н. «Внешнеэкономическая деятельность», Грачев Ю.Н. «Внешнеэкономическая деятельность», Маховикова Г. «Основы внешнеэкономической деятельности», Ростовский Ю.М. «Внешнеэкономическая деятельность», «Экономика внешних связей России» А.С. Булатова; статьи периодических изданий: «Внешнеэкономический бюллетень», «Экономика и жизнь», «Внешняя торговля».

 

 

 

1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ  В РФ

 

Внешняя торговля товарами – импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами [1; с.5].

Экспорт товара – вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе [1; с.5].

Импорт товара – ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе [1; с.6].

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала [2; с.8].

Кардинальное  изменение геополитического положения  России после распада СССР существенно  повысили роль внешнеэкономического фактора  в развитии страны. Внешнеэкономическими для России стали хозяйственные и торговые связи с ближним зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась.

Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется и  проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

Системное обобщение  требований к государственному регулированию  ВЭД предполагает разработку концепции, соответствующую проблемам, условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране. Обычно концепция зарождается и формулируется в научных кругах как реакция на осознанную потребность в изменении внешнеэкономической ситуации. Концепция государственного регулирования ВЭД основывается на анализе применимости инструментов государственного регулирования. Сюда относятся выяснение условий применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени совместимости отдельных средств, побочных эффектов их применения, эффективности средств регулирования и достаточности обоснования необходимости их применения [9; с.16].

Концепция со временем становится правительственной доктриной, которая трансформируется во внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика (ВТП) – это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда [9; с.17]. Основными составляющими ВТП являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом [9; с.17]. Кроме того, ВТП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны. Существующий у государства обширный арсенал инструментов ВТП позволяет ему оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития отечественной экономики.

Центральное место  во ВТП уделяется экономико-правовому регулированию поведения участников ВЭД, с тем, чтобы оно отвечало общенациональным интересам. Государство при осуществлении регулирования ВЭД не может исходить из индивидуальной или групповой позиции отдельных хозяйствующих субъектов. Задача государственного регулирования – это компромисс между многочисленными и разнообразными интересами участников ВЭД [9; с.17].

Главная задача государства в современных условиях – выработка ВТП, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство [9; с.17].

В принципиальном плане выбор в России модели «открытой» экономики и либерализации ВЭД явился, безусловно, правильным. Однако в толковании самой сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с самого начала осуществления реформ не было достаточной ясности и четкости. Сформировалось два подхода, две точки зрения: понимание ее как быстрой «шоковой» либерализации ВЭД и, наоборот, как процесса, имеющего этапность и требующего активной, преобразующей роли государства.

В реальной политике российского руководства эти  два подхода постоянно смешивались  и сталкивались. Меры по «шоковому» открытию внутреннего рынка и либерализации ВЭД неупорядоченно чередовались с жесткими административными мерами, тарифные методы регулирования экспорта и импорта – с нетарифными. Нескоординированными были действия в области ценовой, валютной и экспортно-импортной политики, а также практические решения, принимаемые различными ведомствами, центрами и регионами. В результате обострилась иностранная конкуренция на отечественном рынке, по ряду направлений неоправданно подрывая позиции российских производителей. Кроме того, оказались кардинально ослаблены их конкурентные возможности на внешних рынках, что негативно сказалось на объеме российского экспорта.

Все это заставило  отказаться от шоковых методов и  прорабатывать приближенную к реальным условиям России модель ВТП. Основой  регулирования иностранной конкуренции  на внутреннем рынке становится таможенный тариф на базе современного таможенного законодательства России [9; с.18]. Это позволяет нашей стране интегрироваться в международную торгово-экономическую систему по общепринятым правилам, открывает ей путь в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирную торговую организацию (ВТО). Тем самым существенно расширяются каналы для перенесения через ВЭД рыночных методов и механизмов внутрь российской экономики.

Следовательно, в сложных отечественных условиях раскрытие национальной экономики вовне должно быть постепенным, селективным и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику, при тонком индивидуальном сочетании мер либерализации и протекционизма. Накопление опыта в процессе формирования системы регулирования внешнеэкономической деятельности позволило обобщить практику в этой области и, с учетом мирового опыта, подготовить Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вступивший в силу в полном объеме с 1 июня 1996 г. Этот Закон содержит основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности.

1) Преобразующая (а не только сугубо регулирующая) деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под которую подстраивается вся системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением [3; с.10]. На современном этапе развития государство стремится регулировать развитие внешней торговли не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики, реализации тех или иных задач социально-экономического развития страны. В то же время для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью иных (т.е. экономических) методов невозможно достигнуть поставленных целей. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД. Но эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования экспортно-импортных операций.

Однако активное применение административного регулирования ни в коем случае не должно сводиться к использованию наиболее жестких инструментов репрессивного характера. Важно задействовать весь разработанный мировой практикой арсенал таких средств (в зарубежных странах применяются десятки видов лишь квотирования и лицензирования) и создать с их помощью комплексную систему управления внешнеэкономическими операциями. Ее целью должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за ее развитием.

Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования ВЭД. В частности, в России декларировано установление таких инструментов в качестве временных; предусмотрены распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнеров (исключения возможны лишь в отношении развивающихся стран) и возможность изменять процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.

По мере укрепления рыночных отношений основными субъектами ВЭД должны стать самостоятельные предприятия любых форм собственности, действующие в рамках закона под свою ответственность. Главная же задача государства – всемерное содействие и облегчение ВЭД этих субъектов. Без мощной поддержки государства – торгово-политической, кредитно-финансовой, налоговых и иных льгот – молодым, начинающим российским предпринимателям не вписаться без огромных потерь для себя и для страны в международные экономические отношения. Именно это направление – содействие и поддержка – должно стать главным в деятельности государственных органов при усовершенствовании регулирования ВЭД [3; с.11].

Информация о работе Экспортно-импортное регулирование внешней торговли