Экспортно-импортное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы изучить сущность экспортно-импортного регулирования внешней торговли в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть цели и принципы регулирования внешней торговли в РФ;
изучить законодательную основу регулирования внешней торговли в РФ;
раскрыть сущность квотирования и лицензирования экспорта и импорта;
рассмотреть контроль ввоза и вывоза квотируемых и лицензируемых товаров.
Для написания курсовой работы была использована следующая нормативно-правовая

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Цели и принципы регулирования внешней торговли в РФ………………….6
2. Законодательная основа регулирования внешней торговли в РФ…………16
3. Квотирование и лицензирование экспорта и импорта……………………...22
4. Контроль ввоза и вывоза квотируемых и лицензируемых товаров………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа1.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Основанием  для проведения аукционов являются заявки и оценки эффективности ранее  проведенных биржами аукционов. Данные факторы используются Межведомственной комиссией для определения объемов  общих квот для аукционной продажи, установления стартовой цены продажи на аукционе квот и доведения данной информации до уполномоченных МВЭС РФ в регионах РФ.

Признанный  победителем аукциона участник внешнеэкономической  деятельности подписывает протокол о его результатах, который имеет силу договора. Победитель аукциона получает сертификат на основании банковского подтверждения об оплате аукционной стоимости лота. Срок действия такого сертификата не может превышать срока действия квоты, а также продлеваться. Владелец сертификата имеет право передавать его для повторной аукционной продажи, сдав его Межведомственной комиссии.

Сертификат, выдаваемый МВЭС РФ через своего уполномоченного  в регионе РФ, а также заявление  экспортера и импортера как участников внешнеэкономической деятельности на один вид товара в соответствии с ТН ВЭД, является основанием для получения лицензии со стороны МВЭС РФ. При этом установлен запрет на передачу другим лицам данных лицензий [6; с.152].

Средства, полученные от аукционной продажи квот, перечисляются в федеральный бюджет. В случае если победитель аукциона не сумел в установленные сроки реализовать экспортные или импортные квоты, приобретенные на аукционе, средства, внесенные в федеральный бюджет государства, не возвращаются.

Кроме квотируемых  товаров лицензированию подлежат: экспорт и импорт товаров и технологий военного и двойного (мирного и военного) назначения; экспорт и импорт специфических товаров; ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов. В двух последних случаях речь идет о защите уже не экономических, а других национальных интересов. Поэтому сделка нуждается в одобрении соответствующих государственных органов.

Основанием  для получения лицензии является [10; с.13]:

  • для товаров двойного назначения - заключение Комиссии по экспортному контролю РФ;
  • для специфических товаров - решение соответствующего министерства или ведомства.

Лицензии могут  быть разовыми или генеральными. Разовая  лицензия выдается для осуществления  экспортно-импортных операций в отношении одного контракта сроком до 12 месяцев, начиная с даты выдачи лицензии [10; с.13]. Генеральная лицензия оформляется на каждый вид товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара. Основанием для выдачи генеральной лицензии является соответствующее решение Правительства Российской Федерации, которое устанавливает срок действия лицензии [10; с.13].

Отказ в выдаче лицензии может быть мотивирован  со стороны МВЭС РФ на основании  включения в контракт условий, наносящих ущерб экономическим интересам страны. Выданная лицензия передается владельцем лицензии в таможенный орган по месту регистрации владельца лицензии. Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров [10; c.14].

Далее рассмотрим контроль ввоза и вывоза квотируемых  и лицензируемых товаров.

4. КОНТРОЛЬ ВВОЗА  И ВЫВОЗА КВОТИРУЕМЫХ И ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ  ТОВАРОВ

 

Механизм надзора  за соблюдением правил экспорта данного  вида товаров достаточно строг. В  Положении о порядке контроля за экспортом отдельных видов сырья и материалов двойного применения (утверждено постановлением Правительства РФ от 10 марта 1994 г. №197) предусматривается, во-первых, порядок подготовки и выдачи заключений о возможности экспорта товаров и услуг двойного применения, и, во-вторых, лицензирование и таможенное оформление их экспорта. Современное распределение функций государственных органов в вопросах экспортного контроля установлено постановлением Правительства РФ от 30 августа 1994 г. №1005 [7; с.182].

Экспорт товаров  и технологий военного и двойного (мирного и военного) назначения регулируется рядом решений Президента и Правительства РФ. Этими решениями  утверждены следующие списки экспортного  контроля [7; с.182]:

  1. сырье, материалы, оборудование, технологии и результаты научно-исследовательских работ, применяемые при создании вооружений и военной техники (распоряжение Президента РФ от 11 февраля 1994 г. №74-рп);
  2. химикаты и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия (постановление Правительства РФ от 18 сентября 1992 г. №734);
  3. возбудители заболеваний, их генетически измененные формы, фрагменты генетического материала и оборудование, которые могут быть использованы при создании бактериологического оружия (распоряжение Президента РФ от 14 июня 1994 г. №298-рп);
  4. оборудование и материалы двойного применения и соответствующие материалы, применяемые в ядерных целях (постановление Правительства РФ от 21 декабря 1992 г. №1005);
  5. оборудование, материалы и технологии, используемые при создании ракетного оружия (постановление Правительства РФ от 27 января 1993 г. №68).

Обязательства должны быть специально оформлены импортером в уполномоченном государственном  органе страны-импортера по каждой конкретной сделке на поставку каждого объекта экспорта в виде международного (национального) импортного сертификата или его аналога, а в случае отсутствия процедуры оформления импортного сертификата – в виде документа, содержащего вышеперечисленные обязательства, с заверенным переводом на русский язык.

В случае отсутствия в законодательстве страны-импортера  норм, регламентирующих контроль за экспортом  определенных товаров и услуг  двойного назначения, или отсутствия импортируемого из Российской Федерации товара или услуги двойного применения в национальном контрольном списке страны-импортера необходимо предоставление официального документа (уведомления) об этом, выданного уполномоченным государственным органом страны-импортера.

В тексте контракта  в обязательном порядке записывается положение о праве экспортера на осуществление проверок использования экспортированного товара или услуги на соответствие заявленным целям.

Организация контроля за выполнением обязательств иностранных  импортеров по использованию товаров и услуг двойного назначения, импортированных из Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 г. №1030. Если при проведении проверок взятых импортером обязательств обнаруживаются факты их нарушения или несоблюдения, то контракт подлежит расторжению.

В отношении  специфических товаров постановлением Правительства Российской Федерации  от 06.11.1992 г. №854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (услуг, работ) на территории Российской Федерации» был утвержден Перечень специфических товаров (работ, услуг), импорт которых осуществляется по лицензиям с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.01.1994 г. №35 и от 15.04.1994 г. №331. Приказ ГТК РФ №150 от 19.03.1996 г. «О лицензировании импорта отдельных товаров» конкретизировал эти постановления [8; с.477].

Экспорт диких  животных, включая живых ракообразных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов и аналогичных материалов, а также импорт промышленных отходов нуждается в разрешении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов. Это же Министерство совместно с Министерством здравоохранения дает санкцию на вывоз лекарственного сырья растительного и животного происхождения [8; с.477].

Экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, а также коллекционных  материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них требует одобрения Комитетом РФ по геологии и использованию недр (Роскомнедра РФ). Для получения лицензии на импорт химических средств защиты растений необходимо решение Министерства сельского хозяйства [8; с.478].

Вывоз за пределы  РФ материалов, оборудования (изделий), технологий, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями Закона РФ «О государственной тайне».

Что же касается специфики государственного регулирования  экспорта из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, то оно осуществляется Роскомдрагметом и Минфином РФ, причем зачастую оформляется специальными правительственными распоряжениями, а выдача соответствующих лицензий на вывоз осуществляется МВЭС России.

Указ Президента Российской Федерации «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт» от 23.05.1994 г., предусмотрел с 01.07.1994 г. отмену квотирования и лицензирования поставок товаров на экспорт. Однако и после этой даты сохранилось квотирование, обусловленное международными обязательствами России. Дело в том, что мировая торговля некоторыми видами товаров (например, текстилем) регулируется специальными международными соглашениями. Эти соглашения предусматривают ограничение вывоза данных товаров странами-экспортерами, которое позволит сохранить соответствующую отрасль в странах-импортерах [7; с.184].

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. №758 в целях выполнения международных обязательств России осуществляется квотирование экспорта следующих товаров: карбида кремния; нитрата аммония; нитей и пряжи, тканей, одежды, одеял, пледов, кухонного и постельного белья, прочих готовых текстильных изделий; необработанного алюминия [7; с.184].

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1993 г. №1248 МВЭС имеет право лишать лицензий тех экспортеров, которые своей недобросовестной коммерческой практикой создают трудности для российского экспорта. Этот механизм направлен на предотвращение или оперативное урегулирование торговых конфликтов, на защиту интересов добросовестных экспортеров, которые могут оказаться жертвами санкций зарубежных государств [7; с.184].

В отношении  практики применения квотирования и  лицензирования экспорта и импорта на территории нашей страны следует отметить такой вид квотирования как «естественное квотирование», заключающееся в регулировании «доступа к трубе», в следствии ограниченной пропускной способности магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах. В постановлении правительства №1446 от 31 декабря 1994 г. говорилось, что использование средств транспортировки нефти и нефтепродуктов осуществляется с учетом не только их пропускной способности, но и необходимости обеспечения поставок этих энергоресурсов на внутренний рынок, а в положении о Межведомственной комиссии, утвержденном постановлением правительства №94 от 30 января 1995 г., ей прямо вменялось в обязанность обеспечивать «приоритетность поставок продукции для федеральных государственных нужд». Однако уже в постановлении №209 от 28 февраля 1995 г. появляется указание, что «состояние поставок нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок не может служить основанием для ограничения доступа грузоотправителей к транспортным системам или отказа в регистрации экспортных контрактов» [8; с.478]. Позднее был введен общий запрет на ограничение экспорта товаров и услуг «путем установления обязательного объема поставок на внутренний рынок», т.е. предусмотрено предоставление равных прав пользования средствами транспортировки всем производителям пропорционально объемам добычи (переработки) нефти и нефтепродуктов. Трейдеры же получали к ним доступ, только если производители переуступят им свои права или же если им удастся приобрести пакеты акций производителей.

Что касается принятия и последующего действия нормативных  актов, регулирующих порядок лицензирования и квотирования как нетарифных элементов  регулирования внешнеэкономической  деятельности следует сказать об утвержденном в конце декабря 1995 г. МВЭС РФ «Порядке проведения расследования, предшествующего введению защитных мер», которым руководствуется Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле. На основании ходатайства данной комиссии Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 30.12.1996 г. №1590 «О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию Российской Федерации спирта этилового и водки». С целью защиты отечественного рынка от проникновения иностранной алкогольной продукции Правительство Российской Федерации издало постановление «О дополнительных мерах по контролю за импортом спирта этилового и водки» от 28.01.1997 г. №77, дополнив перечень специфических товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям. С 01.01.1997 г. ввоз указанных товаров без лицензий запрещен. Для получения лицензии в обязанность импортера водки или этилового спирта входит предоставление также копии лицензии на оптовую торговлю этой импортируемой продукцией. Таким образом, импортный режим Российской Федерации утрачивает свою исключительную либеральность, присущую ему еще совсем недавно [8; с.480].

Так, продолжающееся падение ценовой конкурентоспособности  отечественных производителей заставляет повышать степень защиты внутреннего  рынка, используя общепринятые в  мире нетарифные методы регулирования ВЭД, не препятствующие вступлению России в ВТО и долгосрочным задачам ее развития.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подведем итоги  всему вышесказанному.

Внешняя торговля товарами – импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами.

Экспорт товара – вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Импорт товара – ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством  прав и законных интересов  участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных  интересов российских производителей  и потребителей товаров и услуг;

Информация о работе Экспортно-импортное регулирование внешней торговли