Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа
Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы изучить сущность экспортно-импортного регулирования внешней торговли в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть цели и принципы регулирования внешней торговли в РФ;
изучить законодательную основу регулирования внешней торговли в РФ;
раскрыть сущность квотирования и лицензирования экспорта и импорта;
рассмотреть контроль ввоза и вывоза квотируемых и лицензируемых товаров.
Для написания курсовой работы была использована следующая нормативно-правовая
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Цели и принципы регулирования внешней торговли в РФ………………….6
2. Законодательная основа регулирования внешней торговли в РФ…………16
3. Квотирование и лицензирование экспорта и импорта……………………...22
4. Контроль ввоза и вывоза квотируемых и лицензируемых товаров………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...
Общепризнанно, что в условиях ограничения административных методов регулирования в международной торговле основная роль в защите внутреннего рынка признается за техническим регулированием, которому посвящен Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», вступивший в силу 27 июня 2003 г., разработанный с целью обеспечения соответствия отечественных норм и стандартов положениям Соглашения «О технических барьерах в торговле ВТО». С введением в силу данного Закона утратил силу Закон «О сертификации продукции и услуг» и Закон «О стандартизации», которые ранее составляли правовую базу государственного регулирования в этой области [11; с.10].
Расширение числа участников экспортно-импортных oneраций с начала 1992 г. существенно обострило проблему валютного регулирования и контроля, потребовало обеспечения необходимой правовой базы для деятельности государства в данной области. Базисным документом, определяющим основные принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, порядок и сферы применения валютных ценностей российскими предприятиями, организациями и гражданами, является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 9 октября 1992 г. №3615-1). Валютное законодательство получило дальнейшее развитие связи с принятием Указов Президента РФ «О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаре (работ, услуг) за иностранную валюту» (от 27 октября 1992 г. №1306), «О частичном изменении порядка обязательно продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» (от 14 июня 1992 г. №629), «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» (от 21 ноября 1995 г. №1163). В последующем Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г. был заменен Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ [11; с.10-11].
В связи с
тем, что все более важным фактором
рыночных отношений в России является
привлечение иностранного капитала,
основное место в системе регулирования
внешнеэкономической
Наряду с этим с целью улучшения действующего законодательства был принят Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» (от 27 сентября 1993 г. №1466). В нем, в частности, предусматривается положение, согласно которому издаваемые нормативные акты, регламентирующие условия функционирования на территории России иностранных совместных предприятий, в случае, если они в какой-то области ухудшают условия действующих предприятий, могут вступать в действие применительно к этим предприятиям только через три года после их опубликования [11; с.11].
В связи с тем что значительная часть иностранных инвестиций направляется в добывающие отрасли хозяйства Российской Федерации, серьезным фактором, способствующим привлечению иностранных инвестиций, стало принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» (от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ), на основании которого была начата реализация крупнейших инвестиционных проектов. Данный Закон обеспечивает правовые основы отношений, возникающих в процессе инвестирования в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории России, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции [11; с.12].
Обзор основных
источников государственного регулирования
внешнеторговой деятельности в РФ показывает,
что в настоящее время
Далее рассмотрим квотирование и лицензирование экспорта и импорта.
3. КВОТИРОВАНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА
Государственное
регулирование ВЭД
Рассмотрим механизм регулировании ВЭД в целях поддержания рыночного равновесия. Внешнеторговая квота – это количественное ограничение объема продукции определенного вида, которая может быть ввезена в страну или вывезена из нее [5; с.284]. Лицензирование предполагает практику, предписывающую получать в качестве предварительного условия для импорта и экспорта разрешение, которое не предоставляется свободно или автоматически [5; с.284].
Квотирование и лицензирование внешней торговли может преследовать две цели [10; с.12]:
Квотирование и лицензирование являются методами количественных ограничений экспорта и импорта, которые могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях [10; с.12]:
Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом [6; с. 149]. В результате при неограниченных масштабах экспорта может возникнуть его нехватка на внутреннем рынке. Подобная ситуация была весьма типична для России, поэтому квотирование экспорта до недавнего времени широко применялось в нашей стране. Число квотируемых товаров, однако, сокращалось по мере приближения внутренних цен к мировым.
Что касается лицензирования и квотирования импорта, то импортная квота, ограничивая ввоз в страну иностранных товаров, приводит к расширению спроса на продукцию национального производства. Использование квоты позволяет точно ограничить объем импорта, в отличие от импортного тарифа [6; с.149]. В то время как повышение таможенных пошлин может увеличить общую сумму импортных платежей, введение квоты гарантирует их сокращение. Поэтому квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм.
Однако импортная квота может быть полезна лишь при наличии свободной конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. В противном случае предприятие, монополизирующее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены в условиях искусственно созданного дефицита на данную продукцию. Это одна из причин, по которым квотирование импорта сегодня в России применяется мало.
Внести конкуренцию в распространение квот позволяют конкурсы и аукционы. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» от 31.10.1996 г. №1299 определило механизм применения количественных ограничений, а также утвердило «Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений» и «Положение о Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот».
Главной задачей этого органа является оптимальное размещение экспортных квот путем проведения среди российских участников внешнеэкономической деятельности конкурсов или аукционов с соблюдением принципов гласности, объективности оценки, единства требований и создания конкурентных условий [6; с.150].
Выполнение данной задачи связано с осуществлением следующих действий [6; с.150]:
Организация и порядок проведения конкурса предполагает наличие конкурсной документации. Коммерческая часть конкурсной документации включает сведения о цене товара и порядке ее определения, условий поставки, условий платежа и графика платежей, источников финансирования, расчетов эффективности поставок товара, размера отчислений в федеральный бюджет.
Конкурсное
предложение сопровождается банковской
гарантией или платежным
Недопущение к участию в конкурсе распространяется на претендентов, находящихся в состоянии банкротства, реорганизации или ликвидации, сообщивших о себе недостоверные сведения, а также не представивших банковскую гарантию или платежный документ о внесении безусловного и безотзывного задатка на специальный счет в МВЭС РФ.
Конкурс может
быть как открытым, так и закрытым.
Открытый конкурс предполагает конкурс,
в котором могут принимать
участие любые участники
Основными критериями отбора при рассмотрении конкурсных предложений являются, прежде всего, сроки внесения и размер поступлений и платежей в федеральный бюджет, отсутствие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, гарантии выполнения условий конкурса, опыт работы участника конкурса с данным товаром во внешнеторговой сфере [6; с.151].
Право на вывоз квотируемого товара должно быть подтверждено экспортной лицензией. Выписка из протокола об объявлении победителя конкурса является документом, подтверждающим право участника внешнеэкономической деятельности-победителя конкурса, на оформление лицензии. Порядок оформления лицензии определен «Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1996 г.
Аукционная продажа экспортных и импортных квот проводится российскими товарными биржами на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и МВЭС РФ. Межведомственная комиссия информирует биржи об объемах общих квот, предназначенных для продажи.
Биржам запрещено
осуществлять координацию деятельности
между участниками аукциона, которая
имеет своим результатом
Информация о работе Экспортно-импортное регулирование внешней торговли