Эволюция Таможенного Кодекса Российской Федерации с 1993 года по настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение эволюции Таможенного Кодекса Российской Федерации, рассмотрение всех изменений Таможенного Кодекса РФ 1993 года, ТК РФ 2003 года и Таможенного Кодекса Таможенного Союза.
Соответственно цели и задачам основная часть курсовой работы состоит из трех глав. Общая структура работы выглядит следующим образом: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение и список использованной при написании работы литературы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ 6
2. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
3. НЕДОСТАТКИ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

эволючия таможенного кодекса.docx

— 69.88 Кб (Скачать файл)

    Срок  выпуска товаров сократился на один рабочий день. В Таможенном Кодексе Российской Федерации срок выпуска был - не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления и предъявления товаров. В Таможенном Кодексе Таможенного Союза срок выпуска – один рабочий день со дня, следующего за днем  регистрации таможенной декларации. Так как в ряде случаев для проведения досмотровых операций таможенному органу  необходимо более длительное время, предусмотрено продление срока выпуска с письменного разрешения начальника таможенного органа до десяти рабочих дней.

    Основаниями для выпуска, также как и в  Таможенном Кодексе Российской Федерации, являются:  представление в таможенных орган лицензий, сертификатов и иных документов, подтверждающих соблюдение других  видов государственного контроля, если их проведение и представление таможенным органам подтверждающих документов предусмотрено международными договорами государств-членов ТС; соблюдение условий заявленной таможенной процедуры, предусмотренных ТК ТС; уплата таможенных пошлин, налогов, либо предоставление обеспечения их уплаты.

    Новеллой  Таможенного Кодекса Таможенного Союза является отказ в выпуске товаров. Перечень документов,  необходимых для таможенного декларирования, и основания для выпуска товаров  определены непосредственно в Таможенном Кодексе Таможенного Союза. В случае если основания для выпуска по итогам проверки таможенной  декларации и представленных документов не соблюдаются, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого решения. Получив отказ в выпуске товаров, декларант сможет подать новую таможенную декларацию, устранив причины, по которым ему было отказано, либо, заявив другую таможенную процедуру, позволяющую таможенному органу осуществить выпуск товаров.

    В Таможенном Кодексе Таможенного Союза расширен перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, включаемых в соответствующие реестры. Теперь в означенный перечень включены: таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор.

    Новеллой  является институт уполномоченного  экономического оператора, который в России заменил лица, пользующиеся специальными упрощениями при таможенном оформлении товаров в соответствии со статей 68 ТК РФ. В Таможенном Кодексе Таможенного Союза предусмотрены переходные положения, позволяющие всем, кто сегодня осуществляет  деятельность в области таможенного дела, продолжать работать до первого января 2011 года. В этот период они должны будут или включиться в реестры на новых условиях, или по истечении означенного периода прекратить таможенную деятельность.

    Кроме отличий в отношении порядка совершения таможенных операций Таможенного Кодекса РФ и Таможенного Кодекса Таможенного Союза появились особенности регулирования таможенной процедуры таможенного транзита.

    Общие положения, касающиеся декларирования товаров в соответствии с выбранной  таможенной процедурой (глава 27 ТК ТС), применяются, в том числе, и к таможенной процедуре таможенного транзита.

    Транзитная  декларация является одним из видов  таможенной декларации. По-прежнему в  качестве транзитной декларации могут  использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка МДП и прилагаемые к ней документы. Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не претерпел существенных изменений, за исключением таких позиций: 3

    • в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой Таможенного Союза на уровне не менее первых шести знаков (в соответствии с Таможенным кодексом РФ – четырех знаков), а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии таких документов;
    • не требуется указывать в транзитной декларации некоторые сведения, предусмотренные ТК России (о водителях транспортных средств, о предполагаемом сроке таможенного транзита).

    Подача  таможенному органу отправления  транзитной декларации должна сопровождаться представлением ее электронной копии (сейчас это является правом, а не обязанностью).

    Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита (в ТК РФ – лицо, получающее разрешение на таможенный транзит) может быть не только перевозчик и экспедитор (если он является лицом государства-члена ТС), но и лицо государства-члена ТС, заключившее внешнеэкономическую сделку либо лицо, имеющее право владения, пользования или распоряжения товарами.

    Расширен  перечень случаев, когда не требуется  принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Например, в  ТК России принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита не требуется только при перевозке товаров таможенным перевозчиком. В соответствии же с положениями ТК ТС не требуется принятия мер, если декларантом является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также в случае, если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

    С учетом опыта таможенной службы Белоруссии в ТК ТС включено положение, в соответствии с которым таможенное сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но иными организациями в соответствии с законодательством государства-члена ТС.

    Также в ТК ТС устанавливаются особенности  завершения таможенной процедуры таможенного  транзита:

    • товары предъявляются таможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию;
    • после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение трех часов перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.
  1. НЕДОСТАТКИ  ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА

    ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

    Уже практически год действует новый  Таможенный Кодекс Таможенного Союза. Казалось бы, продолжительные и многочисленные дискуссии, предшествующие принятию этого закона, позади. Закон принят, действует, его положения взяты за основу для программ развития таможенной системы Российской Федерации и стран-участниц в среднесрочной перспективе.

      Однако приходится констатировать, что споры вокруг таможенного  законодательства по-прежнему продолжаются. Имеются многочисленные инициативы о проведении ревизии норм Таможенного Кодекса, пересмотре установленных правил. Противоречива судебная практика рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства. Можно определенно говорить о том, что устойчивого, общепринятого и единообразно применяемого на всей Таможенной Территории Таможенного Союза толкования таможенного законодательства пока еще не сложилось.

    Создание  Таможенного Союза и работу по формированию в дальнейшем единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России можно рассматривать как значимый геополитический проект. Реализация масштабного и трудного проекта содержит ряд рисков экономического, финансового, законодательного и информационного характера. Управление такими рисками позволит снизить определенные негативные издержки переходного периода.

    Создание  единого экономического пространства невозможно без гармонизации систем технического регулирования. В 2010-2011 годах должно быть принято около полусотни технических регламентов.

    К другим упущениям в проекте Кодекса  можно отнести недостаточно точное определение термина «товар» - (п. 29 ст. 4) – «любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валютные ценности, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу». Было бы целесообразным при доработке проекта Кодекса внимательно отнестись к содержанию определения этого термина применительно к гражданскому законодательству России (ст. 129 ГК РФ) – «товаром могут быть любые вещи, если они не изъяты или не ограничены в обороте, в том числе носители информации, валюта...». При этом было бы целесообразным учитывать и опыт наших соседей - Евросоюза. Определение товара в ЕС, которое принято считать классическим, уже давно сложилось в прецедентном праве Суда Европейского сообщества.

    Недостатком Таможенного Кодекса Таможенного  Союза является большое количество отсылочных норм (более 300) к решениям комиссии Таможенного Союза или национальному законодательству государств-участников Таможенного Союза. Только нормы прямого действия способны обеспечить единообразное понимание гражданами своих прав и обязанностей, а также возможных действий, которые они могут совершать при перемещении товаров через таможенную границу.

    Другие  немаловажные вопросы, которые волнуют  предпринимателей, – это возможные  изменения торговых режимов с  третьими странами и порядка таможенного оформления и контроля, а также возможное усиление конкуренции по аналогичным видам товаров между производителями трех стран – участников Таможенного союза.

    Есть надежда, что когда Таможенный Союз заработает в полную силу, издержки перевозчиков снизятся. Пока же мы уверенно занимаем одно из последних мест в мире по комфортности таможенных процедур: в России досматривается порядка 44% грузов, тогда как в Германии и США – не более 3%, в Великобритании – 2%. Для экспорта грузов отечественные фирмы должны в среднем представить восемь документов, для импорта – 13. Это вдвое больше, чем в развитых странах.

    Членство в Таможенном союзе продуктивно, но несмотря на это не только Украина, но и другие постсоветские республики не торопятся к нему присоединиться. Дело в том, что уже в первые месяцы функционирования Таможенного Союза были выявлены серьёзные проблемы и целый ряд острых вопросов. О них практически не пишут в аналитических изданиях, но каждому инвестору необходимо их знать и учитывать, четко разделяя пропаганду и агитацию в СМИ, от реальной действительности и заложенных в неё проблем.

    Против Таможенного Союза представители ряда крупных бизнес структур стран СНГ.

    У них есть подозрение, что Таможенный Союз выгоден, в первую очередь, России, поскольку это отвечает её планам по созданию внутреннего замкнутого технологического производства. Тем более, что в 90% случаев за основу взяты пошлины, которые действуют в России.

    Форсированное создание Таможенного Союза, что уже привело к серьёзным проблемам в сфере внешнеэкономической деятельности. Сегодня страны-участницы часто заняты тем, что подсчитывают убытки от скоропалительных решений. Таможенный Союз достаточно декларативен, поскольку до сих пор не согласовано огромное количество позиций по таможенным пошлинам. У стран-участниц несправедливое, с точки зрения казахов, белорусов, распределение таможенных платежей между участниками союза. Россия как важнейший экспортер, рассчитывает на большую часть сборов.

    Из общего правила свободного перемещения товаров внутри Таможенного Союза уже сделаны исключения. По-видимому, в условиях мирового кризиса, РФ не сможет полностью открыть свой внутренний рынок для белорусской сельскохозяйственной продукции, так же как и Беларусь, свой рынок для российской продукции, иначе, как полагают белорусские эксперты, около 80% производства в республике просто остановится. Беларусь, например, предполагала, что исчезнут и пошлины на нефть. Продолжающиеся меры по защите внутренних рынков ставят под сомнение выгоды вступления в Таможенный Союз.

    Представителя ряда крупных бизнес структур стран СНГ пугает, что может быть удар по отечественному производителю. Поскольку тарифная политика Таможенного Союза основана на ставках РФ, в Казахстане опасаются, что это приведет к увеличению доли российских и белорусских товаров на их внутреннем рынке. Выжить смогут только самые передовые казахстанские предприятия. Правда, члены Таможенного Союза получили право вводить переходные ставки, отличные от единого таможенного тарифа на период от полутора до четырех лет.

    Наконец, самый главный камень преткновения для предпринимателей - это защита интеллектуальной собственности. Подписанный  кодекс Таможенного союза содержит разъяснения о работе реестров интеллектуальной собственности - предполагается, что их будет 4, включая 3 национальных. Тем не менее, для владельцев фирменных торговых марок остается не ясным, какой принцип "исчерпания прав" будет закреплен.

    Дело  в том, что в Белоруссии и России, например, используется национальный принцип, тогда как в Казахстане этот принцип вовсе не прописан, но рассматривается де-факто как международный.

Информация о работе Эволюция Таможенного Кодекса Российской Федерации с 1993 года по настоящее время