Комментарий главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза: Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и классификаци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:55, лекция

Описание работы

Статья 50 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК) регламентирует функциональное назначение международной Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза как инструмента осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также инструмента ведения таможенной статистики в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Комментарий главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза.docx

— 49.39 Кб (Скачать файл)

Комментарий главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза: Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и классификация товаров

Статья 50 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК) регламентирует функциональное назначение международной Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза как инструмента осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также инструмента ведения таможенной статистики в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Республики Беларусь.

 ТК не дает легального  определения понятия Товарной  номенклатуры внешнеэкономической  деятельности (далее - ТН ВЭД). Таможенно-статистическая номенклатура представляет собой систематизированный список товаров и соответствующих им кодов товарных групп, позиций, субпозиций и подсубпозиций, примечаний к ним, а также содержащий базовые и частные правила классификации, т.е. установления кода товара по товарной номенклатуре, при обязательном условии, которое отличает таможенную товарную номенклатуру от любой другой - таможенная номенклатура всегда лежит в основе таможенного тарифа.

 Процедура определения  кода товара по ТН ВЭД, или  таможенное приравнивание, имеет  важное экономическое и правовое  значение. Во-первых, от места нахождения  товара в таможенном тарифе, т.е.  конечной товарной позиции, зависит  величина ставки таможенной пошлины,  а следовательно, и размер таможенного обложения товара, таможенной нагрузки на импорт-экспорт в экономическом смысле. Во-вторых, товарная номенклатура используется при определении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе нетарифных. В-третьих, товарная номенклатура - основа ведения таможенной статистики, которая позволяет проводить анализ внешнеторгового оборота и на его основе разрабатывать перспективные мероприятия таможенной и внешнеторговой политики.

 На ТН ВЭД основан  Единый таможенный тариф Таможенного  союза Республики Беларусь, Республики  Казахстан и Российской Федерации  (ЕТТ) (утв. решением Межгосударственного  совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130).

Статья 51 ТК регулирует ведение ТН ВЭД, то есть процесс совершенствования и модернизации таможенной номенклатуры, приведения ее в соответствие с таможенно-статистическими потребностями участников Таможенного союза, а также с изменениями, вызванными модернизацией международно-правовой основы ТН ВЭД, которую в порядке убывания степени детализации конечных товарных позиций составляют Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (ГС) и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

 Усложнение структуры международной торговли к концу XX века, потребности международных организаций и государств в качественно новых инструментах международного контроля за трансграничным перемещением определенных товаров, в том числе представляющих опасность для человека, необходимость осуществления постоянного мониторинга внешней торговли биологическими видами, находящимися под угрозой исчезновения, лавинообразное нарастание объема международного товарооборота, внедрение компьютерных технологий в таможенном деле и ускорение таможенных процедур - эти факторы обусловили необходимость создания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС).

14 июня 1983 года в Брюсселе  на 61/62 Сессиях Совета таможенного  сотрудничества (Всемирная таможенная  организация) утвержден окончательный  вариант Международной конвенции  о Гармонизированной системе  описания и кодирования товаров  (далее - Конвенции о ГС). Дата  вступления в силу Конвенции  о ГС - 1 января 1988 года.

 

Гармонизированная система  служит упрощению и развитию внешней  торговли, уменьшению расходов частных  лиц и других институтов, вызванных  повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли. ГС представляет собой глобальную международную таможенную товарную номенклатуру и систему кодирования, механизм ведения и обновления которой наиболее адекватно отвечает на технологические сдвиги в международной торговле. ГС используется как инструмент международных торговых переговоров, преимущественно в рамках ГАТТ/ВТО. В настоящее время практически все таможенно-статистические номенклатуры мира основаны на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

 Номенклатура ГС приведена  в приложении к Конвенции о  ГС. Согласно статье 2 приложение  является неотъемлемой частью  Конвенции, а любая ссылка на  эту Конвенцию равно означает  и ссылку на приложение. Номенклатура  ГС включает в себя следующие  элементы:

 а) товарные позиции,  субпозиции;

 б) относящиеся к  товарным позициям и субпозициям  цифровые коды;

 в) примечания к разделам, группам и субпозициям;

 г) основные правила  классификации для толкования  Гармонизированной системы (Основные  правила интерпретации ГС).

 Поправки, принимаемые  в рамках ВТО, могут касаться  как самого текста Конвенции  о ГС, так и текста приложения, то есть номенклатуры ГС. Значительные  поправки в номенклатуру ГС  вносились в 1996, 2002 и 2007 годах.  Принятые поправки влекут международно-правовую  обязанность каждого участника  Конвенции о ГС в установленные  сроки привести в соответствие  с дополненной Гармонизированной  системой свою статистическую  и таможенно-тарифную либо единую  таможенно-статистическую номенклатуры. В Конвенции о ГС, согласно  статье 11, вправе участвовать государства  - члены ВТО, таможенные и экономические  союзы (примером является Европейский  союз), а также государства, которым  Генеральный секретарь ВТО направит  приглашение по указанию Совета. ЕврАзЭС участником Конвенции о ГС в настоящее время не является.

 Стороны, присоединившиеся  к Конвенции о ГС, обязуются  применять ГС в качестве основы  своей таможенно-статистической  номенклатуры. В этом понятии  объединены номенклатура таможенного тарифа и статистическая номенклатура. В данном случае "номенклатура таможенного тарифа" означает ту номенклатуру, которую при декларировании импортируемых товаров предписывает применять внутреннее законодательство участника, а под "статистической номенклатурой" понимается система классификации товаров, которая в соответствии с внутренним законодательством участника Конвенции используется для сбора статистических данных по экспорту и импорту.

 При построении таможенно-статистических  классификаторов товаров участниц  Конвенции о ГС запрещается  произвольно удалять отдельные  товарные позиции и субпозиции  ГС, изменять и дополнять кодировку  ГС на уровне первых шести  цифр, а также корректировать  установленные в Приложении базовые  правила применения ГС. Номенклатуру  ГС можно детализировать с  помощью внесения в нее дополнительных  подразделов, кодированных по  большему числу знаков, чем в  ГС.

 Отличительной чертой  классификационной схемы Гармонизированной  системы является комплексность.  Так, разделы I, II и V построены  по принципу происхождения, разделы  IV, XI, XII, XVII, XVIII, XIX, XX и XXI - по функциональному  назначению, разделы III, VI, VII - по химическому  составу, а разделы VIII, IX, X, XIII, XIV и XV - по виду материала, из  которого товар изготовлен. При  перечислении групп реализован  другой принцип - степень обработки  товара (упрощенно это выглядит  так: живые животные классифицированы  в группе 1, шкура и кожи животных - в группе 41, а кожаная обувь  - в группе 64).

 Структура номенклатуры ГС иерархична и представляет собой 21 раздел (обозначаются римскими цифрами, номер раздела не кодируется), в которые входят 97 групп (нумерация от 01 до 97, также в ГС присутствуют некодируемые подгруппы, всего их 33), группы делятся на товарные позиции (1241), многие товарные позиции, в свою очередь, состоят из двух видов субпозиций - с одним дефисом и более мелких с двумя дефисами (субпозиций в ГС первоначально было 5019).

Группа 77 в номенклатуре ГС (далее - НГС) оставлена пустой для  возможного использования в будущем  в самой Гармонизированной системе, однако она структурно входит в НГС  и при построении ГС-производной  товарной номенклатуры эту группу также  следует оставлять пустой. Группа 77 входит в раздел XV "Недрагоценные  металлы и изделия из них".

 О 98-й и 99-й группах  в НГС ничего не сказано,  но очевидно, что кодирование  в них не должно противоречить  и искажать юридический текст  Конвенции о ГС (текст Конвенции  вместе с текстом приложения). Определенная практика построения национальных производных ГС, получившая распространение в некоторых государствах, может свести на нет все усилия СТС (Всемирной таможенной организации) по установлению единых принципов интерпретации и распространению ГС для упрощения международной торговли товарами. 98 и 99 группы зачастую часто используются таким образом, что фактически некоторые положения номенклатуры ГС, которые эти государства как участники Конвенции обязались сохранять при построении своих номенклатур в неизменном виде, искажаются настолько, что вновь появляется проблема, которую вроде бы уже успешно решило введение ГС, - переклассификация товара. Утверждения о том, что группы 98 и 99 можно использовать в национальных тарифах для кодирования "особых" положений, можно встретить даже в работах российских исследователей. Если же проанализировать содержание этих дополнительных групп, окажется, что они устанавливают изъятия из НГС и приводят к существенному ограничению общепризнанного международного стандарта классификации товаров.

В Гармонизированной системе  применяется шестиразрядное кодирование. Код читается следующим образом: первые две цифры обозначают номер  группы, первые четыре соответствуют  номеру товарной позиции внутри группы, первые пять - субпозиции с одним  дефисом, принадлежащей к определенной товарной позиции, все шесть цифр - конечной субпозиции с двумя дефисами, принадлежащей к субпозиции первого  уровня (с одним дефисом). Например, код ГС 5202.91 означает, что кодированный товар относится к группе 52 "Хлопок", к товарной позиции 52.02 "Отходы хлопкового волокна (включая прядильные отходы и расщипанное сырье)" этой группы, далее, к субпозиции с одним дефисом 5202.9 "отходы прядильные прочие" и к конечной товарной субпозиции с двумя дефисами 5202.91 "сырье расщипанное", которая входит в товарную позицию 52.02.

 В случае если соответствующая  товарная позиция ГС не делится  на субпозиции, пятая и шестая  цифры кода обращаются в ноль. Если же субпозиция с одним дефисом не делится на субпозиции с двумя дефисами, то в ноль обращается только шестая цифра кода товара (в вышеуказанной позиции 52.02 такой "неделящейся" субпозицией с одним дефисом является субпозиция 5202.1 "отходы прядильные (включая путанку)", таким образом, шестая цифра обращается в ноль и код этого товара записывается так: 5202.10). Из 1241 товарной позиции ГС на субпозиции подразделяются чуть более 930, в остальных случаях пятая и шестая цифра обозначаются нолями.

 Номенклатура ГС охватывает  все возможные виды товаров.  Это означает, что, даже если  для какого-либо конкретного товара  в НГС не выделена отдельная  субпозиция, ему все равно можно  присвоить шестизначный классификационный  код ГС. Это возможно благодаря использованию т.н. "корзиночных" товарных позиций ("basket provisions") или "остаточных" субпозиций (обозначаются словом "прочие"), в которых классифицируются товары, в других группах особо не поименованные.

Например, в товарной позиции 01.06 "живые животные прочие" классифицируются, помимо прочих, лисицы, песцы, соболи, норки. Для них существует "остаточная" субпозиция 0106.19. "Остаточные" позиции есть и в группах, например, в группе 65 классифицируются головные уборы, при этом для особо не поименованных в данной группе товаров, например касок, существует товарная позиция 65.06 "головные уборы прочие, с подкладкой или без подкладки, с отделкой или без отделки".

 Особых трудностей  с применением номенклатуры ГС  в полном объеме не возникает.  Большую проблему представляет  необходимость детализации номенклатуры  ГС, что объясняется потребностями  эффективной тарифной защиты  и проведения государствами и  таможенными союзами более гибкой  фискальной политики.

 Классификация товара  по номенклатуре ГС означает  поэтапное определение его классификационного  кода, то есть установление группы, товарной позиции и в конечном счете товарной субпозиции и соответствующего ей шестизначного кода. Именно система кодирования, введенная приложением к Конвенции о ГС, составляет одно из основных отличительных свойств этой номенклатуры по сравнению с предшествующими системами. Установление шестизначного кода по ГС - конечный пункт процедуры классификации или приравнивания товара к этой номенклатуре.

 Процедура таможенного  приравнивания заключается в  применении Основных правил интерпретации  ГС для однозначного отнесения  товара к субпозиции ГС. Классификацию  товаров по ГС наиболее часто  осуществляет Комитет по ГС  Совета таможенного сотрудничества. Национальные таможенные органы, таможенные лаборатории, декларанты и их консультанты, иные участники внешнеэкономической и предпринимательской деятельности, суды и другие государственные органы чаще всего имеют дело с классификацией товаров в соответствии с ГС-производными номенклатурами, в которые, помимо положений ГС, входят и иные установления, относящиеся к детализации некоторых субпозиций Гармонизированной системы и даже отдельных подсубпозиций национальной номенклатуры.

 Правильность интерпретации  Гармонизированной системы имеет  решающее значение, поскольку именно  на основе кода в первую  очередь устанавливается ставка  таможенной пошлины и применяются  меры нетарифного регулирования.  Соответственно, ошибочная интерпретация  может привести к определению  неправильного кода товара, а  это, в свою очередь, может  повлечь самые неблагоприятные  последствия, в первую очередь  для декларанта-импортера.

 Можно выделить два  вида средств интерпретации номенклатуры  ГС - внутренние или официальные  и внешние или рекомендательные. К первым относятся Основные  правила интерпретации, содержащиеся  в приложении к Конвенции о  ГС, а также примечания к разделам, группам и субпозициям. Ко второму  виду, прежде всего, относятся  Пояснения к ГС, издаваемые на  французском и английском языках  Всемирной таможенной организацией, а также Сборник (так называемый  компендиум) классификационных решений  Комитета по ГС.

 Основные правила интерпретации  должны применяться всякий раз,  когда товар классифицируется  по Гармонизированной системе  и другим производным номенклатурам,  включая ТН ВЭД. Таким образом,  Основные правила представляют  собой набор международно-правовых  принципов, регулирующих процедуру  определения кода товара по  ГС. Правил шесть: первые пять  применяются последовательно, подобно  методам определения таможенной  стоимости (если не подходит  правило 1, проверяется правило  2, если не 2, то 3 и так далее)  и позволяют определить четырехзначную  товарную позицию, к которой  относится данный товар. Шестое  правило позволяет найти шестизначную  субпозицию, а также субпозицию  или подсубпозицию ГС-производной номенклатуры, поскольку ни одна товарная номенклатура не может считаться ГС-производной, если в нее не включены в неизменном виде все шесть Основных правил интерпретации.

Информация о работе Комментарий главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза: Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и классификаци