Комментарий главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза: Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и классификаци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:55, лекция

Описание работы

Статья 50 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК) регламентирует функциональное назначение международной Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза как инструмента осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также инструмента ведения таможенной статистики в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Комментарий главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза.docx

— 49.39 Кб (Скачать файл)

 В случае с технически  сложными товарами на практике  важную роль играет подробно  составленное техническое описание  товара либо инструкция по  эксплуатации, спецификация на товар  и тому подобный документ, изданный  производителем и описывающий  функциональное назначение, технические  характеристики и составные элементы  товара. Указание производителем  или отправителем товара в  таких документах кода товара  по ТН ВЭД не имеет значения  при проверке таможенными органами  правильности классификации.

 По общему правилу  коды товаров по ТН ВЭД, указанные  в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также  в заключениях, справках, актах  экспертиз, выдаваемых экспертными  учреждениями, не являются обязательными  для классификации товаров. Из  этого правила есть одно исключение: когда в качестве таможенной  декларации используются транспортные (перевозочные), коммерческие и (или)  иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров  в соответствии с таможенной  процедурой, в случаях и порядке,  которые определяются настоящим  Кодексом или решением Комиссии  Таможенного союза. Инструкция  о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или)  иных документов в качестве  декларации на товары утверждена  решением Комиссии от 20 мая 2010 года N 263.

Таможенные органы, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза, могут принимать  решения и давать разъяснения  по классификации отдельных видов  товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения  являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого они приняты. В  качестве примера приводим выдержку из разъяснения Южного таможенного  управления ФТС России от 11 августа 2009 года касательно классификации виноматериалов: "В связи с отсутствием термина "виноградное сусло" как классификационного критерия, отнесение данного товара к той или иной субпозиции вызывало много вопросов. В соответствии с последними, в июне текущего года, рекомендациями Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России и Управления таможенной номенклатуры ФТС России сусло сброженное виноградное с естественным окончанием брожения (2204 30 ТН ВЭД, ставка пошлины 5%) следует идентифицировать как вино сухое наливом (виноматериал) в субпозиции 2204 29 ТН ВЭД под ставку пошлины 20%. В связи с этим выпуск товара, заявленного декларантом как "виноградное сусло", необходимо производить под обеспечение уплаты таможенных платежей с отбором проб и проведения экспертизы. После произведенных корректировок кода ТН ВЭД России участники внешнеэкономической деятельности в таможнях ЮТУ начали декларировать аналогичные виноматериалы в более налогоемкую субпозицию 2204 29 со ставкой ввозной таможенной пошлины 20%".

Поскольку действие предварительного решения о классификации товара ограничено территорией государства - члена Таможенного союза, существует вероятность того, что применение ТН ВЭД ТС будет не единообразно на территории Таможенного союза, что  создаст дополнительные неудобства декларантам и другим участникам внешнеэкономической деятельности, а также может ухудшить сопоставимость статистических данных по внешнеэкономической  деятельности и даже исказить таможенную статистику. В целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД на основании предложений таможенных органов Комиссия Таможенного союза принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.

 В целях обеспечения  единообразия толкования единой  ТН ВЭД ТС при классификации  товаров Комиссией ТС разработано  Положение о порядке применения  единой ТН ВЭД ТС при классификации  товаров (утверждено решением  Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522). В этом документе  легализованы следующие базовые определения:

"классификационная группировка" - поименованная в ТН ВЭД ТС  совокупность товаров, имеющих  общие признаки. Вышестоящие классификационные  группировки делятся в иерархическом  порядке на подчиненные классификационные  группировки.

 Общие признаки товаров,  входящих в классификационные  группировки, определяются на  основании признаков, указанных  в их наименованиях, с учетом  признаков, указанных в непосредственно  вышестоящих классификационных  группировках и примечаниях, содержащихся  в ТН ВЭД ТС;

"код" - упорядоченная  совокупность арабских цифр, применяемая  для обозначения классификационной  группировки товаров.

"товарная позиция" - классификационная группировка  товаров, имеющая бездефисное наименование и код, состоящий из четырех цифр или более при условии, что все цифры, начиная с пятой, являются нолями.

 Коды товарных позиций  могут быть следующих видов: XXXX, XXXX 00, XXXX 00 00, XXXX 00 000, XXXX 00 000 0, где X обозначает  цифру кода.

"субпозиция" - классификационная группировка товаров, входящая в состав товарной позиции, имеющая однодефисное или двухдефисное наименование, и либо имеющая код, состоящий из шести цифр или более при условии, что пятая цифра кода отлична от ноля и все цифры кода, начиная с седьмой, являются нолями, либо не имеющая кода при условии, что пятая цифра кодов подчиненных классификационных группировок отлична от ноля.

 Коды субпозиций могут  быть следующих видов: XXXX XX, XXXX XX 00, XXXX XX 000, XXXX XX 000 0, где X обозначает  цифру кода.

 "подсубпозиция" - классификационная группировка товаров, входящая в состав субпозиции, а при ее отсутствии входящая в состав товарной позиции и либо имеющая код, состоящий более чем из шести цифр, либо не имеющая кода, но имеющая однодефисное или многодефисное наименование при условии, что коды подчиненных классификационных группировок имеют пятую цифру "ноль" и/или состоят более чем из шести цифр.

 Подсубпозиции могут входить в состав вышестоящих подсубпозиций.

 Коды подсубпозиций могут быть следующих видов: XXXX XX XX, XXXX XX XXX, XXXX XX XXX X, XXXX 00 XX, XXXX 00 XXX, XXXX 00 XXX X, где X обозначает цифру кода.

Субпозиции (подсубпозиции) на одном уровне - субпозиции или подсубпозиции, выделенные в рамках одной непосредственно вышестоящей классификационной группировки и имеющие одинаковое количество дефисов.

Поскольку от правильности определения  кода товара по ТН ВЭД зависит размер таможенной пошлины, налогов, а также  применение мер нетарифного регулирования, участникам внешнеэкономической деятельности для целей планирования расходов на уплату таможенных платежей и сроков таможенного оформления важно, чтобы  предварительно определенный код товара был подтвержден обязывающим  предварительным решением таможенной службы государства - члена Таможенного  союза о классификации товара. Таким образом, в ходе таможенного оформления наличие у декларанта действующего предварительного решения о классификации товара позволит снять вопросы относительно правильности заявленного кода товара по ТН ВЭД.

 Порядок принятия предварительного  решения по классификации товаров  по ТН ВЭД установлен ст. 53 ТК. Национальное законодательство  государств - участников Таможенного  союза является дополнительным  по отношению к соответствующим  нормам таможенного законодательства  Таможенного союза. Необходимо  отметить, что нормы таможенного  законодательства Таможенного союза  подробно описывают процедуру  принятия предварительного решения.

 Предварительное решение  принимается таможенным органом  того государства - члена Таможенного  союза, в котором будет осуществляться  выпуск товаров. Соответственно, и территория его действия  ограничена территорией государства,  таможенный орган которого принял  предварительное решение. С этим  связана принципиальная возможность  различной классификации одного  и того же товара на территории  стран - членов Таможенного союза.

 Предварительное решение  принимается на каждое наименование  товара, включающее определенную  марку, модель, артикул и модификацию.  Предварительное решение представляет  собой документ, принятый по особой  форме, которая утверждена решением  Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260. Предварительное  решение оформляется в двух  экземплярах и подписывается  руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного таможенного органа. Первый экземпляр предварительного  решения направляется (выдается) заинтересованному  лицу, второй экземпляр остается в таможенном органе.

Согласно п. 1 ст. 108 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О  таможенном регулировании в Российской Федерации" порядок принятия предварительного решения о классификации товара определяется федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Порядок принятия предварительного решения о классификации в Российской Федерации установлен Приказом ФТС России от 25 октября 2010 года N 1957 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза".

В Республике Казахстан порядок  принятия предварительного решения  о классификации товара регламентирован  статьями 79 - 90 Кодекса Республики Казахстан  от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан".

Положение о порядке принятия таможенным органом решения о  классификации отдельных товаров  в соответствии с ТН ВЭД Республики Беларусь утверждено Постановлением Совета министров Республики Беларусь 27 июня 2007 года N 841.

 

В случае утраты заявителем предварительного решения таможенный орган выдает дубликат ранее полученного  заявителем предварительного решения. В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного  союза и законодательства государств - членов Таможенного союза таможенные органы осуществляют информационный обмен, касающийся принятия предварительных  решений.

 Инициатором принятия  предварительного решения согласно  ст. 54 ТК может быть любое лицо (заявитель), подавшее заявление  в таможенный орган в письменном  виде или в виде электронного  документа. Очевидно, что указанное  лицо должно обладать гражданской правосубъектностью. ТК содержит общие требования, предъявляемые к содержанию такого заявления.

 Заявление о принятии  предварительного решения по  классификации товаров должно  содержать полное коммерческое  наименование, фирменное наименование, основные технические, коммерческие  характеристики товаров и иную  информацию, позволяющую однозначно  классифицировать товары. При необходимости  представляются фотографии, рисунки,  чертежи, паспорта изделий, пробы  и образцы товаров, а также  другие документы для принятия  этого предварительного решения.

 По получении заявления  таможенный орган, в который  оно было подано, производит его  регистрацию. Порядок регистрации  заявления и работы с ним  определен Приказом ФТС России  от 25 октября 2010 года N 1957 (Действует  с 24 марта 2011 года). Если представленные  заявителем сведения недостаточны  для принятия предварительного  решения, таможенный орган уведомляет  заявителя о необходимости предоставления  дополнительной информации в  течение 30 календарных дней со  дня подачи в таможенный орган  заявления о принятии предварительного  решения, если законодательством  государств - членов Таможенного  союза не установлен менее  продолжительный срок.

 

При этом срок запроса таможенными  органами у заявителя дополнительных документов со дня регистрации заявления  регламентируется в национальном законодательстве государства - члена Таможенного  союза. Так, в Республике Казахстан согласно п. 3 ст. 80 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан" таможенные органы могут запросить дополнительные данные в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления о принятии решения о классификации товара, а в случае с предварительным решением о классификации товара в несобранном виде - не позднее 15 календарных дней.

 Дополнительная информация  должна быть представлена в  течение 60 календарных дней со  дня письменного уведомления  заявителя. Если информация не  предоставлена в установленный  срок, заявление о принятии предварительного  решения отклоняется.

В соответствии со ст. 55 ТК предварительное  решение принимается в течение 90 календарных дней со дня регистрации  в таможенном органе заявления о  принятии предварительного решения, если законодательством государств - членов Таможенного союза не установлен менее продолжительный срок. Более  короткий срок предусмотрен, в частности, в законодательстве Республики Казахстан. Согласно п. 1 ст. 81 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан" предварительное решение принимается в течение двадцати календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения, а в отношении предварительных решений по классификации товаров в несобранном виде срок, отводимый таможенным органам на его принятие, составляет тридцать календарных дней (п. 1 ст. 85 Кодекса). В случае необходимости предоставления дополнительной информации течение этого срока приостанавливается и возобновляется со дня получения таможенным органом последнего документа, содержащего запрашиваемые сведения.

 Принятие предварительного  решения в Российской Федерации  оказывается на безвозмездной  основе (п. 17.1 Административного регламента  Федеральной таможенной службы  и определяемых ею таможенных  органов по предоставлению государственной  услуги по принятию предварительных  решений по классификации товаров  по Единой товарной номенклатуре  внешнеэкономической деятельности  Таможенного союза). Статья 16 Кодекса  Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном деле  в Республике Казахстан" плата  за предварительное решение является  разновидностью таможенного сбора.  Постановлением Правительства Республики  Казахстан от 8 июля 2003 года N 669 "Об  утверждении ставок таможенных  сборов, сборов и платы, взимаемых  таможенными органами" плата за  предварительное решение установлена  в размере 50 евро. В Республике  Беларусь сбор за выдачу предварительного  решения о классификации товаров  в соответствии с ТН ВЭД  установлен Указом Президента  Республики Беларусь от 13 июля 2006 года N 443 "О таможенных сборах" и составляет 155 евро.

Информация о работе Комментарий главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза: Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и классификаци