Меры государственного регулирования рынка молока и молочной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется высокой активностью осуществления экспортно-импортных операций на территории Российской Федерации и множеством проблем, связанных с ввозом на территорию России и таможенную территорию Таможенного союза в целом, молочной продукции, не отвечающей требованиям безопасности и санитарным нормам. Меры госрегулирования призваны обезопасить российского потребителя, с одной стороны, и насытить рынок продукций в достаточном количестве и ассортименте, с другой стороны.
Для достижения указанной цели в работе поставлен ряд задач:
- изучить ассортимент и классификацию молочной продукции;
- проанализировать современное состояние и перспективы развития российского рынка молочной продукции;
- изучить систему оценка и подтверждение соответствия товаров требованиям безопасности в соответствии с техническим законодательством;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

АССОРТИМЕНТ И КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Современное состояние и перспективы развития российского
рынка молочной продукции………………………………………………………...5

1.2. Товароведная характеристика ассортимента молочной продукции………..11

2.МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МОЛОКА
И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………16

2.1. Таможенно-тарифное регулирование экспорта и импорта молока и
молочной продукции с/на территорию Российской Федерации………………...16

2.2. Контроль соответствия молочной продукции требованиям Технического
регламента при перемещении через границу РФ ………………………………..20

2.3. Ветеринарный контроль как мера нетарифного регулирования, применяемая в отношении молока и молочной продукции ….............................27

2.4. Запреты и ограничения на ввоз молочной продукции на территорию Российской Федерации…………………………………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………35

Файлы: 1 файл

К.РАБОТА.doc

— 842.00 Кб (Скачать файл)

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

  1. АССОРТИМЕНТ И КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

    1. Современное состояние и перспективы развития российского 

рынка молочной продукции………………………………………………………...5

 

  • 1.2. Товароведная характеристика ассортимента молочной продукции………..11
  •  

    2.МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МОЛОКА

    И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………16

     

    2.1. Таможенно-тарифное  регулирование экспорта и импорта  молока и 

    молочной продукции с/на территорию Российской Федерации………………...16

     

    2.2. Контроль соответствия  молочной продукции требованиям Технического

    регламента  при перемещении через границу  РФ ………………………………..20

     

    2.3. Ветеринарный контроль как мера нетарифного регулирования, применяемая в отношении молока и молочной продукции ….............................27

     

    2.4. Запреты и  ограничения на ввоз молочной  продукции на территорию Российской  Федерации…………………………………………………………….30

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………35

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Объектом исследования в данной курсовой работе является молочная продукция. а предметом исследования – меры государственного регулирования, применяемые к рынку молочной продукции.

    Целью исследований, проведенных в работе, является анализ мер государственного регулирования рынком молока и молочной продукции.

    Россия входит в десятку  мировых потребителей молока и молочной продукции и представляет собой крупный молочный рынок. При этом она остается одним из наиболее перспективных с точки зрения роста потребления молочной продукции. В настоящее время емкость рынка молока составляет около 7,5 млн. тонн и оценивается по различным  источникам от 4,5 до 6 млрд. долларов США в год. Объем рынка пакетированных молочных продуктов в России составляет более 9 млрд.литров.

    Актуальность  выбранной темы объясняется высокой  активностью осуществления экспортно-импортных  операций на территории Российской Федерации  и множеством проблем, связанных  с ввозом на территорию России и  таможенную территорию Таможенного  союза в целом, молочной продукции, не отвечающей требованиям безопасности и санитарным нормам. Меры госрегулирования призваны обезопасить российского потребителя, с одной стороны, и насытить рынок продукций в достаточном количестве и ассортименте, с другой стороны.

    Для достижения указанной цели в работе поставлен  ряд задач:

    - изучить ассортимент и классификацию молочной продукции;

    - проанализировать  современное состояние и перспективы  развития российского  рынка  молочной продукции;

    - изучить систему оценка и подтверждение соответствия товаров требованиям безопасности в соответствии с техническим законодательством;

    - изучить особенности ветеринарного и санитарного контроля за товарами исследуемой группы;

    - проанализировать запретные и ограничительные меры, вводимые государством в случае необходимости.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. АССОРТИМЕНТ И КЛАССИФИКАЦИЯ

    МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

     

    1.1.Современное  состояние и перспективы развития  мирового и

    российского рынка молочной продукции

     
              По оценкам ФАО, в 2011 году в мире было произведено 699 млн.тонн молока. Доля развивающихся стран в мировом производстве молока составляет 48%. 10 лет назад этот показатель был на уровне 40%. Основные производители молока в целом сохраняют свои позиции. ФАО не исключает в 2013 году падение производства в Европе и Северной Америке из-за высокой стоимости кормов. В Австралии и Новой Зеландии молока будет получено больше. Ведущие производители молока сохранят свой уровень производства, он не изменится, а вот в странах Азии ожидается рост на 3,5%. Там молока произведут 256 млн тонн.

    Необходимо  отдельно сказать о Китае. Из-за, так называемого, «меламинового» кризиса  в стране усилен контроль за качеством  продовольствия вообще и за молочной отраслью в частности. В итоге в 2013 году ФАО ожидает там рост производства примерно на 9%.

    Менее 3% составит прирост в Индии. В связи с  экономическими трудностями спрос  на молоко несколько упал. А вот  в Пакистане ситуация иная. Прирост  в отрасли там ожидается на уровне 6% в связи с увеличивающимся внутренним спросом.

    Также высокими темпами будет расти производство молока в странах Южной Америки  – на 3,5%, и получено будет 58 млн  тонн. Около 30 млн тонн произведет Бразилия, и это позволит ей стать вторым по значению экспортером в регионе. Невысокий прирост производства ожидается в Колумбии и Уругвае.

    В США после  семи лет постоянного роста в  нынешнем году в молочной отрасли  намечается спад. Низкая прибыльность и прочие факторы содействуют  процессу ликвидации молочного стада. Молока произведут примерно 85,5 млн тонн.

    В последние  годы из-за падения курса доллара  и высоких цен на продукцию  американцам удалось значительно  расширить свои позиции на мировом  рынке. В 2010 – 2012 гг. спрос сократился, снизились цены. 
    Невысокий спрос остается и в Канаде, и производство там в целом останется на прежнем уровне – 8,3 млн тонн.

    В Евросоюзе  производство молока начало сокращаться  в конце прошлого года. Условия  для производителей были неблагоприятными. В итоге по сравнению с 2009 годом произошел спад. По мнению ФАО, в 2013 году молока в странах ЕС будет получено примерно 150,9 млн тонн, несмотря на увеличение квот. Главная причина – значительное падение цен, что порождает неуверенность. Производители требуют дополнительных субсидий. Вместе с тем сокращение производства поможет снизить экспортные излишки. За год они сократятся примерно на 1 млн тонн.

    Российская  Федерация. Возможно увеличение производства на 1%. Не исключено, что это еще  более негативно отразится на рынке молочной продукции с учетом слабого спроса, связанного с масштабным падением экономики.

    Белоруссия. Рост производства в молочной отрасли будет на уровне 5% по сравнению с прошлым годом. И вообще Белоруссия, как считают в ФАО, становится крупнейшим региональным экспортером.

    В Австралии и Новой Зеландии в 2013 году рост объема производства в молочной отрасли ожидается в пределах 1,9% и 6% соответственно. Австралия получит 9,4 млн тонн молока. Новая Зеландия может произвести молока в пределах 16,2 млн тонн, что укрепит ее позиции крупнейшего экспортера молочной продукции. Однако по мере увеличения экспорта отмечается снижение цен на мировых рынках. Появились сообщения о росте складских запасов в отрасли. Скорее всего, доходы производителей упадут по сравнению с двумя последними годами, когда они достигли исторического максимума.

    Экспорт молочной продукции в 2011 году несколько сократился и составил 39,4 млн тонн. ФАО считает, что снижение поставок объясняется ситуацией в ведущих экспортерах – США и странах ЕС. Их экспорт в каждом случае упадет на 800 тыс. тонн. Что касается Евросоюза, то в результате его доля в мировом экспорте снизится до рекордных 22%. Предполагается, что падение экспорта США и стран Евросоюза будет компенсировано ростом экспорта Австралии и Новой Зеландии порядка 1,2 млн. тонн. Может нарастить свой экспортный потенциал и Бразилия, а также другие страны Латинской Америки. А вот рост поставок из стран Азии вряд ли возможен. К тому же эти поставки ориентированы на другие страны континента.

    Важный вопрос, касающийся мировой торговли – это воздействие кризиса и спада в экономике. Ключевой фактор финансового кризиса – доступность кредитов, которые получить становится все труднее. Важную роль в формировании отрасли играли инвестиции. ФАО считает, что еще рано рассуждать относительно негативного влияния ухудшающейся ситуации с кредитами, однако предполагает, что в мировом масштабе инвестиции в отрасль снизятся.

    В связи с  падением экспорта следует указать  на такой важный фактор, влияющий на мировую торговлю, как замедление экономического роста в странах – импортерах, потому что спрос на молочную продукцию зависит от покупательной способности населения, особенно спрос на дорогие виды молочных изделий, такие как сыр.

    Снизится рост импорта молочной продукции и  в странах Азии, хотя там в экономике  все еще сохраняется некоторый рост. В целом ожидается снижение цен, поскольку производство молока – сложный и длительный процесс и не может быстро пойти вниз. Если только с рынка не исчезнут запасы, цены на молочную продукцию могут значительно упасть.

    Ожидается рост белорусского экспорта и расширение доли Белоруссии на российском рынке молока. С другой стороны, не все ясно относительно масштабов российского рынка в свете складывающихся экономических условий. При этом Россия остается крупнейшим в мире импортером молочной продукции.

    Ожидается некоторое  падение экспорта обезжиренного  сухого молока до 1186 тыс. тонн. Главная  причина – значительное снижение американского экспорта до уровня 350 тыс. тонн. В США стало меньше излишков. Это будет первое падение американского экспорта данной продукции за шесть лет. Практически все будет компенсировано увеличением поставок со стороны Австралии и Новой Зеландии.

    Экспорт ЕС будет  оставаться стабильным на уровне 180 тыс. тонн.

    ФАО ожидает  роста импорта в азиатских  странах в связи с низкими мировыми ценами. Скорее всего, продолжатся масштабные закупки Мексикой обезжиренного сухого молока из США, поскольку в стране осуществляются несколько социальных программ.

    Поставки цельного сухого молока ожидаются на уровне 1826 тыс. тонн. Практически это в рамках показателей прошлого года, но экспорт ЕС снизится значительно – на 100 тыс. тонн. Данный вид продукции является основной статьей экспорта молочной продукции в развивающиеся страны. Основным поставщиком является Новая Зеландия – ее доля составляет 38%. В 2009 году Новая Зеландия должна поставить рекордное количество – 686 тыс. тонн. Австралийский экспорт, по мнению ФАО, останется на прежнем уровне, зато снизятся показатели Аргентины – третьего экспортера.

    Импорт. Основными  импортерами были страны Азии, а также Россия. Поэтому и динамика торговли сыром будет зависеть от того, как эти страны будут действовать в сложившихся экономических условиях.

    Россия входит в десятку  мировых потребителей молока и молочной продукции и представляет собой крупный молочный рынок. При этом она остается одним из наиболее перспективных с точки зрения роста потребления молочной продукции, особенно в сегменте молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью. В настоящее время емкость рынка молока составляет около 7,5 млн. тонн и оценивается по различным  источникам от 4,5 до 6 млрд. долларов США в год. Объем рынка пакетированных молочных продуктов в России составлял более 9 миллиардов литров. В краткосрочной перспективе производители на рынке молока не предвидят увеличения объема рынка и скорее прогнозируют возможный незначительный спад из-за возможных сокращений доходов граждан.

    Самой крупной  на рынке молока является Группа Вимм Билль Данн, по некоторым оценкам  занимаемая компанией доля составляет 35%. Группа является одним из наиболее крупных производителей молочных продуктов. Одним из основных конкурентов на рынке молока является французская Данон. Данон владеет молочным комбинатом в Поволжье, где делается натуральный йогурт, йогурт с фруктовыми добавками и кефир, кроме этого компания имеет молочный комбинат в Московской области. По проведенным маркетинговым исследованиям в городах России в 2009 году доля компании Данон в сегменте рынка йогуртов и молочных десертов составила 12,3%, а ее общая доля на российском рынке молочной продукции – 7,2% в количественном выражении.

    Рис.1.1. Производители  молока на российском рынке

     

    Юнимилк – это  холдинговая компания, второй по величине российский производитель молочной продукции. Компании Юнимилк принадлежит более 25 предприятий по производству молочной продукции в России и два предприятия на Украине. Крупнейшее предприятие Петмол, входящее в холдинг Юнимилк, расположено в Санкт-Петербурге, оно выпускает широкий ассортимент молочных продуктов. По результату маркетинговых исследования доля Юнимилк в сегменте традиционных молочных продуктов составила 15%, в сегменте рынка йогуртов и молочных десертов 8%, а общая доля компании на российском рынке молочной продукции равна примерно 15% в количественном выражении.

    Эрман, немецкая компания – производитель йогуртов, которые изготавливаются на комбинате, расположенном в Московской области. Фирменные бренды Эрман: Эрмигурт, Йогуртович, Фруктович и Услада были специально разработаны с расчетом на российского потребителя. Доля рынка, занимаемая Эрман, в продажах йогуртов и молочных десертов составляет в количественном выражении 4,1%.

    Молочный комбинат Воронежский - российская компания, производящая широкий ассортимент молочной продукции. Его основными брендами являются Вкуснотеево и Иван Поддубный. Доля Молочного комбината Воронежский в сегменте рынка традиционных молочных продуктов равна 4,1%, а общая доля компании на российском рынке молочной продукции - 3,7%.

    Таблица 1.1.

    Сегментация рынка  по молочным компаниям

    Сегментация рынка  по производителям молочной продукции

    Доля на рынке, %

    Данон

    7

    Юнимилк

    15

    Молочный комбинат Воронежский

    4

    Эрман

    4

    Вимм Билль  Данн

    35

    Региональные  молочные компании

    35

    Информация о работе Меры государственного регулирования рынка молока и молочной продукции