Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:35, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется высокой активностью осуществления экспортно-импортных операций на территории Российской Федерации и множеством проблем, связанных с ввозом на территорию России и таможенную территорию Таможенного союза в целом, молочной продукции, не отвечающей требованиям безопасности и санитарным нормам. Меры госрегулирования призваны обезопасить российского потребителя, с одной стороны, и насытить рынок продукций в достаточном количестве и ассортименте, с другой стороны.
Для достижения указанной цели в работе поставлен ряд задач:
- изучить ассортимент и классификацию молочной продукции;
- проанализировать современное состояние и перспективы развития российского рынка молочной продукции;
- изучить систему оценка и подтверждение соответствия товаров требованиям безопасности в соответствии с техническим законодательством;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
АССОРТИМЕНТ И КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Современное состояние и перспективы развития российского
рынка молочной продукции………………………………………………………...5
1.2. Товароведная характеристика ассортимента молочной продукции………..11
2.МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МОЛОКА
И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………16
2.1. Таможенно-тарифное регулирование экспорта и импорта молока и
молочной продукции с/на территорию Российской Федерации………………...16
2.2. Контроль соответствия молочной продукции требованиям Технического
регламента при перемещении через границу РФ ………………………………..20
2.3. Ветеринарный контроль как мера нетарифного регулирования, применяемая в отношении молока и молочной продукции ….............................27
2.4. Запреты и ограничения на ввоз молочной продукции на территорию Российской Федерации…………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………35
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
рынка молочной
продукции………………………………………………………
2.МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МОЛОКА
И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………
2.1. Таможенно-тарифное
регулирование экспорта и
молочной продукции с/на территорию Российской Федерации………………...16
2.2. Контроль соответствия молочной продукции требованиям Технического
регламента при перемещении через границу РФ ………………………………..20
2.3. Ветеринарный контроль как
мера нетарифного регулирования, применяемая
в отношении молока и молочной продукции
….............................
2.4. Запреты и
ограничения на ввоз молочной
продукции на территорию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………35
ВВЕДЕНИЕ
Объектом исследования в данной курсовой работе является молочная продукция. а предметом исследования – меры государственного регулирования, применяемые к рынку молочной продукции.
Целью исследований, проведенных в работе, является анализ мер государственного регулирования рынком молока и молочной продукции.
Россия входит в десятку мировых потребителей молока и молочной продукции и представляет собой крупный молочный рынок. При этом она остается одним из наиболее перспективных с точки зрения роста потребления молочной продукции. В настоящее время емкость рынка молока составляет около 7,5 млн. тонн и оценивается по различным источникам от 4,5 до 6 млрд. долларов США в год. Объем рынка пакетированных молочных продуктов в России составляет более 9 млрд.литров.
Актуальность
выбранной темы объясняется высокой
активностью осуществления
Для достижения указанной цели в работе поставлен ряд задач:
- изучить ассортимент и классификацию молочной продукции;
- проанализировать
современное состояние и
- изучить систему оценка и подтверждение соответствия товаров требованиям безопасности в соответствии с техническим законодательством;
- изучить особенности ветеринарного и санитарного контроля за товарами исследуемой группы;
- проанализировать запретные и ограничительные меры, вводимые государством в случае необходимости.
МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1.Современное
состояние и перспективы
российского рынка молочной продукции
По оценкам ФАО, в 2011 году в мире
было произведено 699 млн.тонн молока. Доля
развивающихся стран в мировом производстве
молока составляет 48%. 10 лет назад этот
показатель был на уровне 40%. Основные
производители молока в целом сохраняют
свои позиции. ФАО не исключает в 2013 году
падение производства в Европе и Северной
Америке из-за высокой стоимости кормов.
В Австралии и Новой Зеландии молока будет
получено больше. Ведущие производители
молока сохранят свой уровень производства,
он не изменится, а вот в странах Азии ожидается
рост на 3,5%. Там молока произведут 256 млн
тонн.
Необходимо отдельно сказать о Китае. Из-за, так называемого, «меламинового» кризиса в стране усилен контроль за качеством продовольствия вообще и за молочной отраслью в частности. В итоге в 2013 году ФАО ожидает там рост производства примерно на 9%.
Менее 3% составит прирост в Индии. В связи с экономическими трудностями спрос на молоко несколько упал. А вот в Пакистане ситуация иная. Прирост в отрасли там ожидается на уровне 6% в связи с увеличивающимся внутренним спросом.
Также высокими
темпами будет расти
В США после семи лет постоянного роста в нынешнем году в молочной отрасли намечается спад. Низкая прибыльность и прочие факторы содействуют процессу ликвидации молочного стада. Молока произведут примерно 85,5 млн тонн.
В последние
годы из-за падения курса доллара
и высоких цен на продукцию
американцам удалось
Невысокий спрос остается и в Канаде, и
производство там в целом останется на
прежнем уровне – 8,3 млн тонн.
В Евросоюзе производство молока начало сокращаться в конце прошлого года. Условия для производителей были неблагоприятными. В итоге по сравнению с 2009 годом произошел спад. По мнению ФАО, в 2013 году молока в странах ЕС будет получено примерно 150,9 млн тонн, несмотря на увеличение квот. Главная причина – значительное падение цен, что порождает неуверенность. Производители требуют дополнительных субсидий. Вместе с тем сокращение производства поможет снизить экспортные излишки. За год они сократятся примерно на 1 млн тонн.
Российская Федерация. Возможно увеличение производства на 1%. Не исключено, что это еще более негативно отразится на рынке молочной продукции с учетом слабого спроса, связанного с масштабным падением экономики.
Белоруссия. Рост производства в молочной отрасли будет на уровне 5% по сравнению с прошлым годом. И вообще Белоруссия, как считают в ФАО, становится крупнейшим региональным экспортером.
В Австралии и Новой Зеландии в 2013 году рост объема производства в молочной отрасли ожидается в пределах 1,9% и 6% соответственно. Австралия получит 9,4 млн тонн молока. Новая Зеландия может произвести молока в пределах 16,2 млн тонн, что укрепит ее позиции крупнейшего экспортера молочной продукции. Однако по мере увеличения экспорта отмечается снижение цен на мировых рынках. Появились сообщения о росте складских запасов в отрасли. Скорее всего, доходы производителей упадут по сравнению с двумя последними годами, когда они достигли исторического максимума.
Экспорт молочной продукции в 2011 году несколько сократился и составил 39,4 млн тонн. ФАО считает, что снижение поставок объясняется ситуацией в ведущих экспортерах – США и странах ЕС. Их экспорт в каждом случае упадет на 800 тыс. тонн. Что касается Евросоюза, то в результате его доля в мировом экспорте снизится до рекордных 22%. Предполагается, что падение экспорта США и стран Евросоюза будет компенсировано ростом экспорта Австралии и Новой Зеландии порядка 1,2 млн. тонн. Может нарастить свой экспортный потенциал и Бразилия, а также другие страны Латинской Америки. А вот рост поставок из стран Азии вряд ли возможен. К тому же эти поставки ориентированы на другие страны континента.
Важный вопрос, касающийся мировой торговли – это воздействие кризиса и спада в экономике. Ключевой фактор финансового кризиса – доступность кредитов, которые получить становится все труднее. Важную роль в формировании отрасли играли инвестиции. ФАО считает, что еще рано рассуждать относительно негативного влияния ухудшающейся ситуации с кредитами, однако предполагает, что в мировом масштабе инвестиции в отрасль снизятся.
В связи с падением экспорта следует указать на такой важный фактор, влияющий на мировую торговлю, как замедление экономического роста в странах – импортерах, потому что спрос на молочную продукцию зависит от покупательной способности населения, особенно спрос на дорогие виды молочных изделий, такие как сыр.
Снизится рост импорта молочной продукции и в странах Азии, хотя там в экономике все еще сохраняется некоторый рост. В целом ожидается снижение цен, поскольку производство молока – сложный и длительный процесс и не может быстро пойти вниз. Если только с рынка не исчезнут запасы, цены на молочную продукцию могут значительно упасть.
Ожидается рост белорусского экспорта и расширение доли Белоруссии на российском рынке молока. С другой стороны, не все ясно относительно масштабов российского рынка в свете складывающихся экономических условий. При этом Россия остается крупнейшим в мире импортером молочной продукции.
Ожидается некоторое падение экспорта обезжиренного сухого молока до 1186 тыс. тонн. Главная причина – значительное снижение американского экспорта до уровня 350 тыс. тонн. В США стало меньше излишков. Это будет первое падение американского экспорта данной продукции за шесть лет. Практически все будет компенсировано увеличением поставок со стороны Австралии и Новой Зеландии.
Экспорт ЕС будет оставаться стабильным на уровне 180 тыс. тонн.
ФАО ожидает роста импорта в азиатских странах в связи с низкими мировыми ценами. Скорее всего, продолжатся масштабные закупки Мексикой обезжиренного сухого молока из США, поскольку в стране осуществляются несколько социальных программ.
Поставки цельного сухого молока ожидаются на уровне 1826 тыс. тонн. Практически это в рамках показателей прошлого года, но экспорт ЕС снизится значительно – на 100 тыс. тонн. Данный вид продукции является основной статьей экспорта молочной продукции в развивающиеся страны. Основным поставщиком является Новая Зеландия – ее доля составляет 38%. В 2009 году Новая Зеландия должна поставить рекордное количество – 686 тыс. тонн. Австралийский экспорт, по мнению ФАО, останется на прежнем уровне, зато снизятся показатели Аргентины – третьего экспортера.
Импорт. Основными импортерами были страны Азии, а также Россия. Поэтому и динамика торговли сыром будет зависеть от того, как эти страны будут действовать в сложившихся экономических условиях.
Россия входит в десятку мировых потребителей молока и молочной продукции и представляет собой крупный молочный рынок. При этом она остается одним из наиболее перспективных с точки зрения роста потребления молочной продукции, особенно в сегменте молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью. В настоящее время емкость рынка молока составляет около 7,5 млн. тонн и оценивается по различным источникам от 4,5 до 6 млрд. долларов США в год. Объем рынка пакетированных молочных продуктов в России составлял более 9 миллиардов литров. В краткосрочной перспективе производители на рынке молока не предвидят увеличения объема рынка и скорее прогнозируют возможный незначительный спад из-за возможных сокращений доходов граждан.
Самой крупной на рынке молока является Группа Вимм Билль Данн, по некоторым оценкам занимаемая компанией доля составляет 35%. Группа является одним из наиболее крупных производителей молочных продуктов. Одним из основных конкурентов на рынке молока является французская Данон. Данон владеет молочным комбинатом в Поволжье, где делается натуральный йогурт, йогурт с фруктовыми добавками и кефир, кроме этого компания имеет молочный комбинат в Московской области. По проведенным маркетинговым исследованиям в городах России в 2009 году доля компании Данон в сегменте рынка йогуртов и молочных десертов составила 12,3%, а ее общая доля на российском рынке молочной продукции – 7,2% в количественном выражении.
Рис.1.1. Производители молока на российском рынке
Юнимилк – это холдинговая компания, второй по величине российский производитель молочной продукции. Компании Юнимилк принадлежит более 25 предприятий по производству молочной продукции в России и два предприятия на Украине. Крупнейшее предприятие Петмол, входящее в холдинг Юнимилк, расположено в Санкт-Петербурге, оно выпускает широкий ассортимент молочных продуктов. По результату маркетинговых исследования доля Юнимилк в сегменте традиционных молочных продуктов составила 15%, в сегменте рынка йогуртов и молочных десертов 8%, а общая доля компании на российском рынке молочной продукции равна примерно 15% в количественном выражении.
Эрман, немецкая компания – производитель йогуртов, которые изготавливаются на комбинате, расположенном в Московской области. Фирменные бренды Эрман: Эрмигурт, Йогуртович, Фруктович и Услада были специально разработаны с расчетом на российского потребителя. Доля рынка, занимаемая Эрман, в продажах йогуртов и молочных десертов составляет в количественном выражении 4,1%.
Молочный комбинат Воронежский - российская компания, производящая широкий ассортимент молочной продукции. Его основными брендами являются Вкуснотеево и Иван Поддубный. Доля Молочного комбината Воронежский в сегменте рынка традиционных молочных продуктов равна 4,1%, а общая доля компании на российском рынке молочной продукции - 3,7%.
Таблица 1.1.
Сегментация рынка по молочным компаниям
Сегментация рынка по производителям молочной продукции |
Доля на рынке, % |
Данон |
7 |
Юнимилк |
15 |
Молочный комбинат Воронежский |
4 |
Эрман |
4 |
Вимм Билль Данн |
35 |
Региональные молочные компании |
35 |
Информация о работе Меры государственного регулирования рынка молока и молочной продукции