Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:15, доклад
Нынешнее состояние рынка ценных бумаг в России следует охарактеризовать как достаточно тяжелое. В течение последних полутора лет он развивается неравномерно, и развитие его не удовлетворяет потребностей экономики. До середины 1998 года преобладающим сектором этого рынка являлся сектор государственных ценных бумаг, в основном краткосрочных, которые по традиционным мировым понятиям считаются объектом скорее денежного, а не фондового рынка. В то же время рынок корпоративных ценных бумаг либо стагнирует, либо обслуживает главным образом иностранных инвесторов. Российское население играет на отечественном фондовом рынке крайне незначительную роль.
Указанное лицо А должно открывать в реестрах и депозитариях не счета собственника, а счета номинального держателя, в противном случае все ценные бумаги, находящиеся в составе имущества совместной деятельности, могут быть признаны налоговыми органами собственностью лица А со всеми вытекающими последствиями: обложение финансового результата от реализации всех бумаг у лица А, обложение средств, переданных иными лицами в совместную деятельность у лица А и пр. Следует отметить, что для открытия счетов номинального держателя лицу А нужно как минимум иметь лицензию профессионального участника РЦБ.
Если открытие счета номинального держателя по какой-либо причине невозможно, нужно открывать отдельные лицевые счета или счета “депо” на каждое лицо, участвующее в совместной деятельности.
Но в задачи государственных органов (в частности ФКЦБ РФ) входит контроль за тем, чтобы регистраторы и депозитарии не чинили препятствий при открытии счетов номинального держателя всем профессиональным участникам РЦБ (как это предусмотрено Законом “О РЦБ”, Положением о ведении реестра и пр.), так как зачастую именно тот факт, что регистраторы и депозитарии отказываются открывать счета номинального держателя всем, кроме тех, кто имеет лицензии на право осуществления депозитарной деятельности, приводит к открытию вместо счетов номинального держателя счетов собственника, что в свою очередь порождает многочисленные налоговые проблемы.
Баланс по совместной
деятельности и отчет о финансовых
результатах составляется лицом
А ежеквартально и
По результатам подобного отчета налогообложение каждого лица, ведущего совместную деятельность, осуществляется по аналогии с налогообложением обычных самостоятельных инвестиционных операций (доходы включаются в налогообложение, убытки не уменьшают налогооблагаемую базу, дивиденды облагаются у источника выплат). То есть при таком подходе сальдирования прибылей и убытков не происходит.
Проблема возникает в связи с возможностью (или невозможностью) отнесения расходов по обслуживанию портфеля(комиссионных, затрат на регистрацию собственности) на уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль по результатам совместной деятельности. Для непрофессиональных участников рынка указанные расходы не относятся к основной деятельности, да и для профессиональных участников РЦБ вопрос отнесения указанных расходов на уменьшение налогооблагаемой прибыли не прописан однозначно. Неплохо было бы, чтобы налоговые органы дали свои разъяснения по этому поводу, тем более что есть неофициальная информация, что мнение ГНИ по г.Москва по этому вопросу существует, и что оно скорее порадует участников рынка, чем их огорчит.
Существенной проблемой здесь является удостоверение прав собственности на государственные ценные бумаги (ГЦБ), обращаемые на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), со стороны ведущего общие дела лица А. Эти права должны быть обязательно оформлены на каждого участника совместной деятельности отдельно.
Вообще в соответствии с законодательством инвестор может вкладывать средства в ГКО (ОФЗ и т.п.) посредством заключения договора с брокером-посредником, а через него с уполномоченным дилером на этом рынке. При этом возможна ситуация, когда счет “депо”, на котором учитываются ГКО (и прочие бумаги), регистрируется в субдепозитарии уполномоченного дилера на брокера-посредника. Таким образом, владельцем ГКО с формальной точки зрения становится брокер-посредник (в нашем случае - лицо А, ведущее дела по совместной деятельности, если оно является брокером). Дело в том, что открытие счетов номинального держателя на рынке ГКО-ОФЗ пока не предусмотрено.
Закон “О налоге на прибыль” предусматривает освобождение от налога на прибыль (по льготируемым выпускам) доходов по государственным ценным бумагам, полученных владельцем этих ГЦБ. Если формально владельцем оказывается лицо А, исходя из расчетов распределения прибыли от совместной деятельности, то оно и должно платить налоги.
Согласно Письма ЦБ РФ от 24 марта 1995 г. № 04-28-3-8/А-157 инвестор, в том числе действуя через брокера, может реализовать свое право на владение ГКО только при условии заключения с Дилером договора на обслуживание, в соответствии с которыми инвестору открывается счет “депо”. Таким образом, именно регистрация на счетах “депо” в Депозитарии ММВБ или субдепозитарии удостоверяет право собственности на ГКО.
На основании указанных выше норм инвестор является собственником ГКО (точнее, может доказать свои права собственности на ГКО) в том случае, если принадлежащие ему облигации учитываются на счете “депо”, который открыт на его имя в соответствии с договором на обслуживание между этим инвестором и дилером. Таким образом, необходимо открытие счета “депо” непосредственно на имя каждого участника совместной деятельности.
Законом РФ “О налоге на
прибыль предприятий и
Этот момент можно трактовать так, что ставка налога на прибыль, полученную участником по результатам совместной деятельности, должна составлять 30%, независимо от того, куда именно размещались денежные средства (в ГКО и прочие ГЦБ, где ставка налогообложения 15%, или в корпоративные ценные бумаги, где ставка - 30% и пр.).
Хоть какие-то основания применять пониженную ставку (15%) могут быть только тогда, когда счет “депо” открыт на имя плательщика налогов - отдельно на каждого участника совместной деятельности. Но и в этом случае можно натолкнуться на непонимание применения пониженной ставки налогообложения к части доходов по совместной деятельности со стороны налоговых органов.
В настоящее время существует два подхода к порядку налогообложения налогом на прибыль результатов совместной деятельности.
1) Либо мы трактуем
весь доход, полученный
2) Либо мы трактуем доход, полученный участником совместной деятельности, как “доход от операций на РЦБ”, развертываем прибыли и убытки, не уменьшаем налогооблагаемую прибыль на суммы убытков, но тогда применяем отдельные ставки налогообложения к доходам от обычных ценных бумаг (30%) и к доходам от ГЦБ (15%).
Еще один вопрос: разница в учетной политике (методике учета) у лиц, ведущих балансы по совместной деятельности, и у прочих участников совместной деятельности.
Например, лицо А, ведущее баланс по совместной деятельности, является профессиональным участником РЦБ и как следствие уплачивает налоги на пользователей автодорог и содержание жилищного фонда с финансового результата от реализации ценных бумаг. Лицо Б (второй участник совместной деятельности) профессиональным участником рынка не является и указанные налоги платить не должен. Однако лицо А перечисляет указанные налоги в бюджет после составления баланса по совместной деятельности со всего финансового результата, в том числе, с принадлежащего лицу Б, потому что так требует его налоговая инспекция, которая проверяет правильность ведения лицом А баланса по совместной деятельности. В результате лицо Б получает дохода на 4% меньше, чем должно.
Или еще пример: лицо А
делает переоценку вложений в государственные
ценные бумаги (ГКО и ОФЗ), а учетной
политикой лица Б это не предусмотрено
(переоценка ГКО и ОФЗ по действующему
законодательству для небанковских
организаций носит рекомендател
Все перечисленные моменты также нуждаются в разъяснениях взглядов ГНИ на их последствия. Тем более что большинство проблем, характерных для осуществления совместной деятельности, возникает и при доверительном управлении ценными бумагами, так как действующее законодательство предусматривает ведение учета по доверительному управлению на принципах, установленных для совместной деятельности. При этом следует отметить, что с доверительным управлением ситуация еще хуже, так как законодательством не установлена периодичность и подробность отчетности доверительного управляющего перед учредителем управления (достаточно ли фиксации объема полученного дохода, или необходима подробная разбивка полученных доходов и произведенных расходов), не обозначен момент возникновения налогооблагаемой базы у учредителя управления (момент начисления доходов или момент получения доходов). Много споров также о ставке налогообложения у самого доверительного управляющего – относится ли его деятельности к посреднической и должна ли применяться в этой связи повышенная ставка налога на прибыль.
В завершении хотелось бы
отметить, что заинтересованными
организациями ведется
Автор выражает надежду, что все не так уж плохо, и приглашает всех заинтересованных лиц присоединяться к обмену мнениями, методиками и к работе по обобщению и систематизации имеющихся взглядов.
http://www.del-p.ru/docs/